Научная статья на тему 'Платные образовательные услуги: за и против'

Платные образовательные услуги: за и против Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PAID EDUCATION SERVICES / STANDARD OF WELL-BEING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николенко Т. А., Митькова Н. В.

Рассматривается сложившаяся на данный момент система оказания платных образовательных услуг, действующая в системе среднего образования. Приводится их классификация, условия и причины, побуждающие руководства школ включать платные услуги в деятельность образовательного учреждения. Анализируются положительные и отрицательные социальные аспекты, возникающие из-за наличия платных образовательных услуг со стороны администрации и сотрудников школ, и со стороны обучающихся и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the system of paid services at schools. Paid educational services: the pro and cons

The article reviews the currently developed system which renders paid educational services and operates in the secondary education system. Their classification, conditions and the reasons inducing the management of schools to include paid services in the activity of educational institution are analyzed. The positive and negative social aspects, arising from the existence of paid educational services are analyzed in terms of both, administration and employees of schools, and pupils and their parents.

Текст научной работы на тему «Платные образовательные услуги: за и против»

УДК 316.344.338.

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ЗА И ПРОТИВ

Т. А. Николенк’о, 11. Н. Мнтькова

Деятельность образовательного учреждения, платные образовательные услуги, уровень благосостояния Activity of educational institutions, paid education services, standard of well-being

Рассматривается сшжившаяся на данный момент система оказания платных образовательных услуг, действующая в системе среднего образования. Приводится их классификация, усповия и причины, побуждающие руководства школ вкпючать платные услуги в деятельность образовательного учреждения. Анализируются положительные и отрицательные социальные аспекты, возникающие из-за наличия платных образовательных услуг со стороны администрации и сотрудников школ, и со стороны обучающихся и их родителей.

Analysis of the system of paid services at schools. Paid educational services: the pro and cons Nikolenko Т.Л., Mitkova N. V.

The article reviews the currently developed system which renders paid educational senices and operates in the secondary education system. Their classification, conditions and the reasons inducing the management of schools to include paid sen’ices in the activity of educational institution are analyzed. The positive and negative social aspects, arising from the existence ofpaid educational services are analyzed in terms of both, administration and employees of schools, and pupils and their parents.

Специфика современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования обуславливает тот факт, что на данный момент такая экономическая категория как «образовательные услуги», которая включает условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги».

Платные услуги в системе образования - деятельность государственных и му ниципальных учреждений, обеспечивающих улучшение образовательного процесса и не финансируемые бюджетом любого уровня. Они заключаются в предоставлении дополнительных образовательных программ, специальных курсов, циклов дисциплин, репетиторства, углубленного изучения общеобразовательных предметов и других дисциплин, не предусмотренных обязательными образовательными программами, государственными стандартами и не финансируемых бюджетами любого уровня. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть и не должны быть оказываемыми взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующих бюджетов, их введение не должно ухудшать условия обучения и содержания обучающихся и воспитанников, уменьшать объем основных образовательных услуг, соответствующих государственным программам и учебному плану-. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются только по желанию и с согласия потребителя, составляют внебюджетные средства образовательных учреждений и складываются из следующих источников:

• оплаты родителей (законных представителей);

• оплаты организаций;

• благотворительных средств организаций и частных лиц.

Если рассматривать интеграцию общего и дополнительного образования на основе реализации ее через платные образовательные услуги, то основным ее предназначением должно являться повышение качества образования.

Согласно Закону РФ «Об образовании», образовательная программа является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке. Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, и каждая из них, помимо основной, может иметь и дополнительную программу.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государствен ну ю аккредитацию.

К платным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемых сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

Платные образовательные услуги, при их оказании и доходы от них восполняют дефицит государственных ресу рсов, предоставляемых гимназии. Привлечение внебюджетных источников не влечет снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую. Основная деятельность заключается в следующем:

• реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся;

• осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

• обеспечение и обслуживание образовательного процесса

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности. Также это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельность.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотека дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг. Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Возможности широкого использования по привлечению внебюджетных средств предоставляют также находящиеся на балансе образовательного учреждения спортивный инвентарь, тренажерные, спортивные залы, корты, бассейны и прочее. Нужно включать в список платных услуг программы, направленные на укрепление здоровья, расширять целевую аудиторию подобных курсов: привлекать не только учащихся, но и их родителей, привлекать учащихся не только данного учебного заведения, но и близлежащих районов (микроучастков).

Таким образом, учебное учреждение, реализующее платные образовательные услуги открыто для сотрудничества с другими учебными заведениями, учреждениями науки, культуры и спорта. Такая школа создает вокруг себя образовательную сферу, необходимую для реализации задач непрерывного основного и дополнительного, а также допрофессионального образования, что является условием определения выпускником своего жизненного проекта. Единственным разрешающим условием данного направления деятельности является строгое соответствие существующему' законодательству.

Все это создает соответствующий высокий имидж образовательного учреждения. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов. рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности, образование вновь становится безусловной ценностью. Независимая экспертная организация Фонд «Институт экономики города» провела социологическое исследование в Московской области в 2006 году, в котором опрошено более 50% семей. Результаты данного исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Исходя из этого, муниципальные общеобразовательные учреждения могут оказывать следующие виды

услуг:

1) обучение по дополнительным образовательным программам:

а) занятия по углубленному' изучению образовательных дисциплин, то есть сверх часов и отличных по содержанию от государственных программ;

б) изучение специальных дисциплин;

в) различные ку рсы:

• по изучению иностранных языков;

• получение начальных профессиональных навыков;

г) подготовка к поступлению в высшие учебные заведения;

2) оздоровительные услуги:

а) спорти вно -оздоровите л ьн ые мероприятия;

б) комплекс валеологических услуг;

3) образовательные услуги по подготовке детей к поступлению в школу:

а) расширенное и более углубленное изучение образовательных программ детского сада;

б) ознакомление с начальной ступенью школьных образовательных программ;

4) организационные услуги по улучшению условий в образовательных учреждениях и охране жизни и здоровья детей:

а) организация внеурочного присмотра за детьми;

б) услуги по охране помещений;

в) обеспечение и улучшение питания;

г) платный гардероб;

д) экскурсионное и культурно-массовое обслуживание;

е) организация досуговой деятельности;

ж) организация транспортных услуг (по договору со сторонней организацией или на основе отдельной лицензии).

К платным услугам не относятся.

1. Снижение установленной наполняемости классов и деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ.

2. Реализация основных общеобразовательных программ, финансируемых соответствующими бюджетами.

3. Реализация общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями. ДОУ в соответствии с их статусом.

4. Факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата (эффекта) к затратам. Целевая ориентация такого отношения - максимизация результата, приходящегося на единиц}' затрат.

Затратами при оценке платной образовательной деятельности образовательного учреждения выступают фактические затраты на одного обучающегося, результатом является получаемый доход, который можно принять равным цене образовательной услуги. Таким образом, цена образовательной услуги есть стоимостной эффект деятельности образовательного учреждения по оказанию платных образовательных услуг. В связи с этим, эффективность данного вида деятельности оценивается рентабельностью учебного процесса, что определяет необходимость экономически обоснованной оценки затрат и прибыли от производства платных образовательных услуг.

Социальный эффект данного вида деятельности по оказанию платных услуг может быть рассмотрен со следующих точек зрения:

1) улучшение общего уровня образования выпускника, что предопределяет получение высоких аттестационных баллов и широкие перспективы дальнейшего профессионального образования;

2) образовательные услуги по подготовке детей к поступлению в школу позволяют существенно снизить психологические проблемы привыкания ребенка к процессу школьного обучения, способствуют лучшему осваиванию ребенком образовательных программ начального обучения;

з) повышение общего уровня развития населения;

4) увеличение прибыли гимназии, которая может быть направлена на материальное поощрение работников. покупку учебно-наглядных пособий, содержание и развитие материально-технической базы, либо на другие расходы, направленные на содержание гимназии, что приведет к улучшению условий труда сотрудников гимназии, повышению их доходов, а следовательно, уровня жизни;

5) занятость детей по микроучастку, что является весьма актуальным как профилактика детских правонарушений

Эффективность деятельности по оказанию платных образовательных услуг может быть оценена количественными и качественными критериями. К количественным критериям относятся: выручка и затраты на одного обучающегося, соотношение преподаватель - ученик, количество заявлений от учащихся. Качественные критерии; социальная приемлемость обучения, удовлетворенность потребностей преподавателей гимназии и обучающихся, соответствие качества образовательных услуг требованиям стандартов. При этом оценку эффек-

тивности деятельности образовательного учреждения по оказанию платных услуг экономически целесообразно проводить на основе изучения динамики показателей по ряду лет. что позволит соблюсти принцип сопоставимости результатов.

Рассмотрим динамику показателей выручки от платных образовательных услуг, оказываемых МОУ гимназией №! г. Тюмени (рисунок).

2006 2007 2008 2009

Период, год

О Выручка от платных услуг

Рисунок. Динамика показателей выручки от платных услуг в МОУ гимназии М>1 г. Тюмени

Анализируя динамику показателей выручки, можно сделать вывод, что с каждым годом количество преподавания платных образовательных услуг в целом в гимназии увеличивается. Политика руководства гимназии заключается в увеличении общей прибыли от платных курсов не за счет увеличения родительской платы за обучение, а за счет увеличения часов преподавания: привлечение новых учеников, увеличение перечня платных услуг при включении в него новых видов услуг, согласно конъюнктуре рынка образовательных услуг, рост спроса на платные образовательные услуги в гимназии.

За счет увеличения с каждым годом выручки от платных образовательных услуг, соответственно увеличивается прибыль гимназии, которая остается в се распоряжении и может быть направлена на содержание и развитие материально-технической базы на материальное поощрение и социальные выплаты работникам.

Сведении об авторах

Никоненко Г. А., к.т.н., доцент кафедры «Математические методы а экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. :Н (3452)416398

Митькова Н.К., аспирант кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.:8(3452)416398

Nikolenko Т.А., Candidate of Technical Sciences, associate professor at Department of Mathematical Methods in Economy, Tyumen Stale OH and Gas University, phone: 8(3452)416398

Mitkova N. V., graduate student at Department of correspondence education for specially «Mathematical methods in economy», phone: 8(3452)416398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.