(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-2-40-50 УДК ЗЗ6.7(045) JEL F33, О33, О57
Платформы цифровых валют центральных банков как фактор фрагментации мировой валютной системы
Предмет исследования — распространение цифровых технологий в мировой экономике, в том числе в денежных и валютных системах и на финансовых рынках.
Цель работы — установление последствий внедрения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) и их использования в мировой валютной системе (МВС) в условиях деглобализации, обострения цивилизационного противостояния и усугубления геополитических рисков для всех ее участников, в том числе России.
В процессе исследования рассмотрены платформенная модель цифровизации МВС, мотивы введения ЦВЦБ и условия, необходимые для их функционирования в международном обороте, существующие ограничения, а также возможности и риски участия России в этих процессах. Выявлены негативные последствия и риски, связанные с платформенной трансформацией МВС. В результате исследования сделан вывод о том, что платформенный формат цифровизации МВС в существующих геополитических условиях закладывает возможность ее фрагментации, поскольку как сами платформы, так и механизмы их взаимосвязи предполагают необходимость согласования правил и процедур функционирования, технических связей и стандартов на основе двусторонних и многосторонних договорных соглашений. Фрагментация мировой экономики и финансов на геополитические блоки ставит под сомнение возможность заключения таких соглашений и формирования единой глобальной цифровой финансовой инфраструктуры.
Ключевые слова: фрагментация; цифровые валюты центральных банков; цифровые платформы; мировая валютная система
Для цитирования: Крылова Л. В. Платформы цифровых валют центральных банков как фактор фрагментации мировой валютной системы. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(2):40-50. DOI: 10.26794/1999-849Х-2024-17-2-40-50
Central Banks' Digital Currency Platforms as a Factor of Fragmentation of the Global Monetary System
The subject of the study is the spread of digital technologies in the global economy, including in monetary and currency systems and financial markets, which determine the need to consider the processes of digitaLization and their impact on the global monetary system.
The purpose of the work is to establish the consequences of the introduction of digital currencies of central banks and their use in the global monetary system (GMS) in the context of deglobalization, exacerbation of civilizational confrontation and aggravation of geopolitical risks for all its participants, and above all for Russia. In the course of the research, the platform model of the digitalization of GMS, the motives for the introduction of the digital currencies of central banks and the conditions necessary for their functioning in international circulation, existing restrictions, as well as the opportunities and risks of Russia's participation in these processes are considered. The negative consequences, challenges and risks associated with the GMS platform transformation have been identified As a result of the study, it was concluded that the platform format of the digitalization of the GMS in the existing geopolitical conditions lays the objective basis for its fragmentation, since both the platforms themselves and the mechanisms of interrelation between them imply the need to harmonize the rules and procedures of their functioning,
© Крылова Л. В., 2024
Л. В. Крылова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
L. V. Krylova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
technical Links and standards, using bilateral and multilateral contractual agreements. The fragmentation of the global economy and finance into geopolitical blocks casts doubt on the possibility of such agreements and the formation of a unified global digital financial infrastructure.
Keywords: fragmentation; digital currencies of central banks; digital platforms; the global monetary system
For citation: Krylova L. V. central banks' digital currency platforms as a factor of fragmentation of the global monetary system. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(2):40-50. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-2-40-50
введение
Современная мировая валютная система (далее — МВС) характеризуется гибкостью и способностью к трансформации. Сформировавшиеся в долларо-центричной, управляемой из одного центра МВС дисбалансы и противоречия могли бы сглаживаться в процессе согласованного реформирования. Однако этот процесс должен базироваться на общности целей, стандартов и взаимопонимании государств [1]. Отсутствие общности целей и взаимопонимания у основных бенефициаров Брет-тон-Вудской валютной системы1 и их оппонентов: ведущих развивающихся стран, осознавших свои национальные интересы, — ставят под вопрос будущее этой международной валютно-финансовой системы (далее — МВФС).
Изменение соотношения сил в мировой экономике и отказ признавать эти изменения со стороны США и их союзников сформировали тренд к многополярности, валютному полицентризму и де-глобализации [2], причины которых рассмотрены в работах [3; 4]. Однако в настоящее время события на Украине, конфликт Израиля и Палестины, проблема Тайваня и Китая до предела обострили противоречия как в мировой экономике и финансах, так и в геополитике, в связи с чем объективные тренды развития МВС нарушились, а сама система стала фрагментироваться по принципу «свой-чужой».
Феномен фрагментации, ее причины и факторы стали объектом пристального изучения специалистами различного профиля: экономистами, финансистами, политологами, — поскольку фрагментация предполагает кардинальный отход от глобальной парадигмы развития и в значительной степени влияет на соотношение сил и стратегии национальных экономик.
1 Бреттон-Вудская валютная система, действовавшая в 1944-1971 гг., — международная система организации валютных процессов, при которой обменный курс всех мировых валют фиксировался в соотношении к доллару США, а сам доллар приравнивался к золоту.
А. Бэйли, признавая факт фрагментации, отмечает, что она не только негативно влияет на экономический рост, но и представляет риск для финансовой стабильности [5]. Долгосрочные потери для глобальной экономики вследствие геополитического, технологического, торгово-экономического разъединения, фрагментации капитальных потоков составят 7% мирового ВВП или порядка 7,4 трлн долл. США2.
Указывается, что тенденция к фрагментации МВС обусловлена санкционными рисками использования доллара США, геополитическим противостоянием, появлением новых игроков, имеющих региональные и глобальные амбиции [6, с. 40]. Ограничение доступа к современным технологиям приведет к дальнейшему усилению фрагментации и росту издержек у всех участников мировой экономики и финансовых рынков. При этом политические и институциональные аспекты начинают играть большую роль, нежели объективные экономические и технологические факторы [7].
Цифровизация мировой экономики и финансов часто рассматривается как процесс, усиливающий глобализацию, поскольку подразумевает создание как первичной (сетей мобильной передачи данных 5G, центров обработки данных и т.п.), так и вторичной (цифровых платформ, технологий искусственного интеллекта) глобальной финансовой инфраструктуры,
Перевод МВС на цифровую основу, сквозная цифровизация всех финансовых активов и их интеграция в цифровую экосистему в рамках Индустрии 4.0 [8, с. 112], по мнению [9], возможны только в глобальном масштабе, что требует участия и взаимодействия государств, привлечения бюджетных средств для масштабных инвестиций и могут приводить к формированию нового технологиче-
2 The High Cost of Global Economic Fragmentation. URL: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2023/08/28/the-high-cost-of-global-economic-fragmentation.
ского центра и новой технологической периферии. Но можно ли просто обходиться без цифровизации МВС в существующих геополитических условиях?
Целью настоящей статьи является рассмотрение последствий внедрения цифровых валют центральных банков (далее — ЦВЦБ, Central bank digital currency, CBDC) и их использования в МВС в условиях ее фрагментации, обострения цивилизационного противостояния и усугубления геополитических рисков для всех ее участников, включая Россию.
платформенная модель цифровизации мвс
Важнейшими элементами цифровой инфраструктуры современного мира являются цифровые платформы, позволяющие осуществлять взаимодействие экономических агентов, продавцов и покупателей, которые обмениваются финансовыми услугами, продуктами и информацией в онлайн режиме. Цифровые платформы — это программные среды, в которых аппаратные средства интегрируются с прикладными решениями, повышающими эффективность всех сфер жизни общества3. Иными словами, цифровые платформы представляют собой технический интерфейс, обеспечивающий эффективное и удобное взаимодействие участников разнообразных бизнес-процессов, и обусловливают возникновение новых форм конкуренции и контроля [10]. Будучи инструментальными, инфраструктурными, прикладными средствами, цифровые платформы применяются на каждом уровне цифровой архитектуры в самых различных отраслях экономики от финансов и госуправления до АПК и представляют собой, таким образом, платформенные модели трансформации экономики и финансов.
В платежных и денежных системах сегодня также происходит «платформизация», предусматривающая установление определенного набора инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками4. В процессе платформизации международной системы все эти правила и процедуры согласовываются между участниками системы из разных стран либо последние должны принимать правила, установленные основным оператором системы.
3 URL: https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy.
4 Principles for financial market infrastructures. BIS 2012. CPMI
Papers, No. 101. 16 April 2012. URL: https://www.bis.org/cpmi/ publ/d101a.pdf.
Платформы могут быть системами замкнутого или многостороннего контура. В первом случае платежи осуществляются одним оператором — поставщиком платежных услуг (далее — ППУ) в нескольких странах, во втором — участниками платформы являются ППУ разных юрисдикций, которые могут взаимодействовать на платформе между собой. Такая платформа может быть одновалютной, мультивалютной или кросс-валютной с непосредственной конвертацией на платформе [11].
Очевидно, что сам платформенный формат функционирования платежных и денежных систем априори задает потенциал фрагментации в глобальном масштабе. Рассмотрим, каким образом осуществляется взаимодействие различных платформ разных юрисдикций.
взаимодействие цифровых платформ разных юрисдикций
Механизмы взаимосвязи, осуществляемой во время трансграничных платежей, могут быть определены как набор договорных соглашений, технических связей и стандартов, а также операционных компонентов между платежными системами разных стран, что позволяет контрагентам совершать трансакции друг с другом, как если бы они находились в одной системе. Механизмы взаимосвязи классифицируются по четырем основным моде-лям5:
• с единой точкой доступа, когда участники одной национальной платежной системы имеют доступ к иностранной системе через один входной шлюз;
• модель двусторонней связи, когда участники национальной системы могут подключаться ко всем участникам иностранной системы на двусторонней основе, а алгоритм взаимодействия представляет собой серию двусторонних связей;
• звездообразная модель или хаб, в которой двусторонние связи между двумя или более платежными системами заменяются системой связи с одним общим посредником, который и является хабом;
• модель общей платформы, в которой участники могут связываться друг с другом напрямую на единой интегрированной технической платформе.
5 Exploring multilateral platforms for cross-border payments. Bank for International Settlements. CPMI Report 2023, January. URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d213.pdf. P. 6.
Эти механизмы взаимосвязей достаточно подробно изучены [12] и апробированы в рамках тестируемых с участием Инновационного хаба Банка международных расчетов (The BIS Innovation Hub, далее — БМР), проектов ЦВЦБ6.
Однако как сами платформы, так и механизмы взаимосвязи между ними, предполагают необходимость согласования правил и процедур их функционирования, технических связей и стандартов на основе двусторонних и многосторонних договорных соглашений. Однако фрагментация мировой экономики и финансов на геополитические блоки ставит под сомнение возможность заключения таких соглашений и формирования единой глобальной цифровой финансовой инфраструктуры.
В настоящий момент у наднациональных регуляторов сформировалась концепция будущей мировой валютной системы, основанной на ЦВЦБ. По мнению специалистов БМР, она будет строиться в двухуровневом формате, предусматривающем разделение ролей между центральным банком как эмитентом ЦВЦБ и оператором платформы цифровых валют и финансовыми организациями частного сектора, работающими с клиентами. На национальном уровне будут функционировать розничные модели ЦВЦБ (далее — rCBDC), а трансграничные и международные расчеты будут осуществляться посредством использования оптовых ЦВЦБ (далее — wCBDC).
Оптовые ЦВЦБ являются деньгами центрального банка, предлагаемыми в качестве средства расчетов для финансовых учреждений, но недоступными для частных лиц. Оптовые ЦВЦБ, предназначенные для осуществления трансграничных операций, будут работать на основе мульти-ЦВЦБ-соглашений с участием нескольких центральных банков и их валют, которым будут присущи свойства програм-мируемости7.
Монетарные регуляторы в основном рассматривают возможность применения розничных моделей национальных ЦВЦБ, которые уже запущены в денежный и платежный оборот в ряде развивающихся стран. Отметим, что именно развивающиеся страны особо заинтересованы в их использовании, тогда
6 Options for access to and interoperability of CBDCs for cross-border payments. Bank for International Settlements. Report to the G20. July 2022. URL: https://www.bis.org/publ/othp52.pdf.
7 The future monetary system. BIS Annual Economic Report. 21 June 2022. P. 75-115. URL: https://www.bis.org/publ/arpdf/
ar2022e3.htm. P. 91.
как трансграничные трансакции на основе оптовых ЦВЦБ больше привлекают внимание развитых стран. Однако следует признать, что большинство тестируемых wCBDC проектов пока далеки от стадии практической реализации.
Таким образом, в качестве важнейших элементов новой цифровой МВС будут функционировать национальные платформы rCBDC центральных банков и различные мульти-ЦВЦБ-платформы wCBDC.
создание глобальной системы взаимодействия национальных цвцб
Формирование глобальной системы взаимодействия национальных ЦВЦБ возможно в двух вариантах: на основе национальных и/или региональных платформ благодаря подключению к ним новых юрисдикций и валют или путем создания новой глобальной многосторонней платформы, призванной обеспечивать связь между другими платформами и внутренними платежными системами. В обоих случаях технологическая и операционная совместимости будут иметь принципиальное значение при разработке платформ ЦВЦБ, и этот аспект должен учитываться при их создании в самом начале разработки цифровых валют.
По мнению специалистов БМР, для функционирования единой системы цифровых платежей в МВС требуется тесное сотрудничество центральных банков.
Для интегрирования национальных платформ rCBDC и мульти-ЦВЦБ-платформ wCBDC на глобальном уровне предполагается ввести институт «доверенных нотариусов», в обязанности которых будет входить управление общим реестром с помощью технологии DLT (distributed ledger technology, DLT)8, предусматривающей хранение информации, ключевыми особенностями которой являются совместное использование и синхронизация цифровых данных согласно алгоритму консенсуса и географическое распределение равнозначных копий по всему миру. Однако кто именно будет выполнять эту ответственную роль, в документе БМР не раскрывается, а указывается лишь на то, что это будут международные институты. Если «доверенные нотариусы» будут действовать в формате
8 The future monetary system. BIS Annual Economic Report. 21 June 2022. P. 75-115. URL: https://www.bis.org/publ/arpdf/ ar2022e3.htm. P. 101.
Бреттон-Вудских соглашений и квотной парадигмы МВФ, то будет реинкарнировано современное доминирование США и их союзников только в новом цифровом варианте, который по своим техническим возможностям обеспечит стране-гегемону еще большие возможности для тотального контроля над мировыми финансами и отключения неугодных членов мирового сообщества от цифровых платформ.
Мандат «доверенных нотариусов», их полномочия и ответственность будут настолько значимы в новой цифровой МВФС, что допустить их стихийное формирование, например на основе созданной БМР рабочей группы по изучению ЦВЦБ (Central bank Group on Development CBDC), представляется крайне опрометчивой мерой по причине создания серьезной угрозы стратегическим интересам стран, не относящимся к партнерам США. Напомним, что в состав данной рабочей группы входят центробанки Великобритании, Канады, Японии, Швейцарии, Швеции, Европейский центральный банк (далее — ЕЦБ) и сам БМР. Именно эти страны проявляют сегодня наибольшую активность в сфере тестирования различных моделей ЦВЦБ.
Отмечая, что платформенный формат новой МВС может потребовать создания новых механизмов совместного регулирования и надзора, специалисты БМР указывают на то, что прецеденты такого регулирования уже имеются: например CLS (Continuous Linked Settlement)9 контролируется Комитетом по надзору за финансовой стабильностью CLS, международным механизмом совместного надзора 18 центральных банков, чьи валюты используются в CLS, а также пятью национальными центральными банками из зоны евро10. При этом подключение валют к CLS регулирует подконтрольный США CLS Банк, имеющий американскую банковскую лицензию, который является расчетным банком для данной платежной системы. В результате предпринимаемые с 2011 г. усилия Банка России по включению российского рубля в пул валют CLS так и остались безрезультатными. Не подключен к CLS и китайский юань, что сдерживает процесс его интернационализации.
9 CLS (Continuous Linked Settlement) — многосторонняя межбанковская мультивалютная платежная система, обслуживающая основную часть сделок международного валютного рынка FOREX.
10 Exploring multilateral platforms for cross-border payments.
Bank for International Settlements. CPMI Report 2023, January.
URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d213.pdf. P. 24.
Создание будущей МВС на основе ЦВЦБ, а не на базе криптовалют обосновывается специалистами БМР тем, что у криптовалют значителен потенциал фрагментации, поскольку используются разные протоколы, сервисы и функционально несовместимые приложения и отсутствует совместимость различных криптовалют11. На наш взгляд, такие же недостатки присущи и ЦВЦБ, однако они не акцентируются и не комментируются в материалах БМР или МВФ. Добавим, что для монетарных регуляторов любого уровня принципиально важным является сохранение контроля над денежными системами и каналами движения валют, и для них неприемлемо неконтролируемое обращение частных криптовалют как в национальной, так и в глобальной валютной системе.
Ключевым для нашего исследования аспектом является обстоятельство, что доступ к платформам не свободен и строго контролируется оператором той или иной платформы и может быть предоставлен не всем желающим. Таким образом, платформенный формат цифровизации МВС в существующих геополитических условиях закладывает объективную основу ее фрагментации по принципу «свой-чужой».
этапы внедрения цвцб
Активная проработка национальными регуляторами организационно-технологических, социально-экономических, юридических и научно-теоретических аспектов систем ЦВЦБ позволяет систематизировать ход исследований и полученные на данный момент результаты. В процессе мониторинга разработки проектов ЦВЦБ МВФ выделил пять этапов работы над ними (изучение, проверка концепции, создание прототипа, пилот и запуск) [13].
На этапе изучения (research phase) основное внимание уделяется определению целей, установлению критериев успеха, оценке степени осуществимости проекта, его потенциала и рисков. Этап проверки концепции (the proof-of-concept phase) включает проведение эмпирических тестов для получения лучшего представления о возможностях моделей ЦВЦБ. Фаза создания прототипа (the prototype phase) заключается в разработке необходимых технологий
11 The crypto ecosystem: key elements and risks. BIS report to be submitted ahead of the July 2023 G20 FMCBG meeting. URL: https://www.bis.org/publ/othp72.pdf.
и выборе участников и партнеров для дальнейшего тестирования. Пилотный этап (the pilot phase) заключается в непосредственном тестировании квазифинального продукта в реальной финансовой среде, а этап запуска (the production phase) означает выпуск в обращение ЦВЦБ.
В настоящий момент разработкой ЦВЦБ на том или ином этапе занимаются свыше 120 центральных банков.
Согласно данным МВФ на четвертом, пилотном, этапе сейчас находятся семь стран, в том числе Россия, Индия, Казахстан и Китай, которые разрабатывают розничные ЦВЦБ12.
Наибольших успехов добился Народный банк Китая (далее — НБК), который приступил к изучению ЦВЦБ в 2014 г, а первый прототип у него появился в 2016 г. Тогда же было принято решение о необходимости создания и в перспективе запуска в денежный оборот цифрового юаня (далее — e-CNY). По данным на март 2023 г. цифровой юань принимали почти 20 млн китайских магазинов, произведено свыше 750 млн трансакций с использованием e-CNY на общую сумму 900 млрд юаней в 17 провинциях и муниципалитетах Китайской народной республики (далее — КНР) [13, р. 30].
Основными мотивами использования в КНР цифрового юаня стали защита денежного суверенитета и противодействие использованию криптовалют, усиление государственного контроля за денежным оборотом и трансакциями граждан, создание условий для внедрения эффективных цифровых инноваций, а также геополитические факторы: уменьшение зависимости от доллара в условиях обострения отношений с Соединенными Штатами Америки и усиление международных позиций юаня за счет опережающего развития цифровой денежной системы.
Изначально проект цифрового юаня был ориентирован на его использование во внутреннем розничном денежном обороте, однако НБК активно рассматривает возможности его применения в трансграничных платежах. В частности, совместно с денежными регуляторами Гонконга, ОАЭ и Таиланда он принимал участие в международном проекте mBridge, который тестировал эмиссию различных ЦВЦБ на единой частной многосторонней мультивалютной платформе с использованием технологии DLT.
12 URL: https://cbdctracker.org.
Концепция трансграничных платежей НБК предполагает необходимость сопряженности ЦВЦБ с традиционными внутренними и международными платежными системами, включая системы быстрых платежей. При этом, что крайне важно, НБК участвует в разработке системы международных стандартов для ЦВЦБ.
В настоящее время только четыре страны выпустили в обращение свои цифровые валюты (таблица): Нигерия, Багамы, Восточно-Карибский валютный союз и Ямайка. Центральные банки этих стран преследовали внутренние цели: повышение финансовой доступности и эффективности внутренних платежей, вытеснение из оборота плохо контролируемых инструментов — наличных денег и криптовалют, предотвращение финансирования нелегальных и криминальных сделок.
Страны — эмитенты резервных валют не торопятся заменять свои фиатные деньги на ЦВЦБ. США, Великобритания, Швейцария, ЕС находятся на первом этапе разработки своих национальных цифровых валют, так же как Канада и Австралия.
ФРС начала работу над цифровым долларом лишь в 2022 г., а Банк Англии опубликовал проект цифрового фунта стерлингов в 2023 г. отметив, что окончательное решение по реализации проекта будет принято к 2025 г. Несмотря на разработку цифрового фунта, руководство Банка Англии считает, что в нем нет особой необходимости, однако оно поможет Банку Англии сохранить контроль над ядром британской финансовой системы и не позволит частным компаниям осуществлять платежи в криптовалютах13.
Отметим, что регуляторы развитых стран не всегда афишируют свою работу над проектами цифровых валют. Например, Банк Англии совместно с БМР и частными финансовыми институтами длительное время проводил тестовые испытания технологий, необходимых для запуска цифрового фунта в рамках проекта Rosalind (см. таблицу), о чем публично не сообщалось.
Франция, Швейцария и Сингапур наиболее активны в изучении трансграничных платежных систем с использованием оптовых цифровых валют. Швеция, давно разрабатывающая проект розничной
13 Bank of England. The digital pound: a new form of money for households and businesses? Consultation Paper. February 2023. URL: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/ paper/2023/the-digital-pound-consultation-working-paper.pdf.
Таблица / Table
Особенности моделей ЦВЦБ развитых и развивающихся стран: обобщенные характеристики / Features of CBDB models of advanced and developing countries: generalized characteristics
Развитые страны / Advanced Countries Пилоты оптовых ЦВЦБ / wCBDC pilots
Розничные двухуровневые национальные проекты rCBDC и оптовые трансграничные wCBDC; потребность центральных банков в надзоре и автономии; акцент на трансграничные расчеты; противодействие криптовалютам / стейблкоинам / е-юаню; платформенный формат, токены и DLT для внутренних и международных расчетов с использованием HTLC протокола для расчетной транзакции «платеж против платежа» (PvP); беспроцентные; контролируемый доступ нерезидентов Jasper-Ubin (Канада, Сингапур/Canada, Singapore, 2019); Prosperus (Франция, Тунис/ France, Tunisia 2021); MAS (Франция, Сингапур/ France Singapore, 2021); Jura (Франция, Швейцария/ France, Switzerland, 2021); Helvetia Phase II (Швейцария, иностранные коммерческие банки, 2022); Dunbar (Австралия, ЮАР, Сингапур, 2022); Mariana (Франция, Швейцария, Сингапур/ France, Switzerland, Singapore, 2023); Rosalind (Банк Англии, Barclays Plc, BNY Mellon и Revolut, 2023)
Развивающиеся страны / Developing Countries Розничные ЦВЦБ в обороте / Circulated rCBDC
Двухуровневые модели розничных ЦВЦБ; платформенный формат; усиление государственного контроля за внутренним денежным и платежным оборотом; беспроцентные; повышение доступности финансовых услуг; противодействие криптовалютам и вытеснение наличных денег Sand Dollar (Багамы/ Bahamas, 2020); eNaira (Нигерия/ Nigeria, 2021); JAM-DEX (Ямайка/Jamaica, 2023); DCash (Восточно-карибский валютный союз/Eastern Caribbean Economic and Currency Union, 2021)
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
ЦВЦБ, практически не использует наличные деньги во внутреннем денежном обороте: на них приходится менее 0,5% платежей. Приступив в 2017 г. к разработке цифровой кроны, центральный банк Швеции Риксбанк перешел в 2020 г. ко второму этапу — проверке концепции. Анализировались влияние цифровой кроны на национальную экономику, спрос на нее конечных пользователей, устанавливалась необходимость принятия законодательных, технологических и организационных мер. Однако, как и в большинстве развитых стран, шведский регулятор не торопится внедрять е-крону в денежный оборот, отмечая, что в этом нет особой экономической или социальной потребности.
Практически все страны, разрабатывающие национальные проекты розничных ЦВЦБ, выбрали двухуровневую платформенную модель, в которой центральный банк является эмитентом национальной цифровой валюты и оператором цифровой платформы rCBDC, а коммерческие банки взаимодействуют с клиентами и осуществляют необходимые процедуры в рамках проверок «Знай своего
клиента» (Know Your Customer, KYC) и борьбы с отмыванием денег (Anti-Money Laundering, AML). Такая конфигурация освобождает регуляторов от несвойственных им функций при сохранении контроля над эмиссионными процессами, денежным и платежным оборотом.
Использование HTLC (Hash Time Locked Contracts / контракты с временной блокировкой кэша) протокола14 при создании большинства ЦВЦБ делает их программируемыми и соответственно крайне привлекательными для государственных регуляторов. Программируемость ЦВЦБ открывает возможность включения политических, нормативных, экономических и социальных требований в общий протокол в процессе кодирования как при внутреннем, так и при трансграничном использовании розничных
14 Протокол ШЪС позволяет создавать платежи с заданной целью и ограниченным сроком действия: протокол включает проверки хеша для того, чтобы удостовериться в безопасности загруженного файла, проверки цели использования средств, а также истечения времени блокировки платежа.
и оптовых цифровых валют, а также позволяет регулировать доступ к ним нерезидентов [14].
Таким образом, центральные банки большинства государств активно изучают и тестируют различные модели и технологии ЦВЦБ, но пока не уверены в целесообразности их внедрения в денежный оборот, так же как в готовности экономических агентов к их использованию.
Цифровизация — это объективный процесс, который невозможно остановить. Лидерство в сфере использования новейших цифровых технологий не только обеспечивает укрепление позиций страны на мировых рынках, но и предоставляет возможность контроля над будущей глобальной валютной системой, а также подгоняет под себя новые мировые стандарты использования цифровых технологий.
возможности и риски
для россии
После введения в марте 2014 г. против нашей страны санкций, направленных на ограничение доступа российских компаний и банков к мировому рынку капитала, стали очевидны риски изоляции России от мировой валютно-финансовой системы. Предпринятые руководством государства и Банком России меры по созданию национальной финансовой инфраструктуры позволили существенно снизить негативное влияние санкций 2022 г. и последующих беспрецедентных мер по изоляции нашей страны от долларовой МВС.
Активность Банка России по созданию цифрового рубля, помимо общих рассмотренных выше факторов, обусловлена также стремлением создать альтернативные платежные средства, каналы движения цифровых валют и системы международных расчетов вне существующего долларового контура. По мнению регулятора, «важно, чтобы мы были готовы к своевременному введению цифрового рубля, если станет бесспорной необходимость этого в интересах российской экономики»15.
В процессе работы над цифровым рублем были успешно пройдены первые три этапа: изучение, проверка концепции, создание прототипа. Банк России приступил к пилотной фазе тестирования проекта в реальной финансовой среде. Тестиро-
15 Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. Банк России. Октябрь 2020. URL: https://cbr.ru/ StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf. С. 3.
вание проводилось с участием 12 банков в 11 городах России с последующим расширением числа участников и подключением в 2023 г. ограниченного числа физических и юридических лиц. Проводится также тестирование исполнения смарт-контрактов на платформе цифрового рубля.
Дизайн цифрового рубля предусматривает децентрализованную двухуровневую розничную модель ЦВЦБ, в которой Банк России является его эмитентом и оператором платформы цифрового рубля. Регулятор подключает к цифровой платформе кредитные организации, открывает на ней цифровые кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству, а банки в свою очередь открывают кошельки клиентам на платформе цифрового рубля. Доступ клиентов к ней обеспечивается коммерческими банками через мобильные приложения. Проект предусматривает наличие офлайн режима использования цифрового рубля и доступ к цифровому кошельку через любую финансовую организацию.
Реализация проекта цифрового рубля предполагает необходимость создания соответствующей финансовой инфраструктуры, для которой требуются значительные инвестиции, а также аппаратное обеспечение, которое в условиях санкций и геополитических рисков необходимо в больших объемах производить в России.
Следствиями ограничения доступа к новейшим цифровым технологиям являются дальнейшее усиление фрагментации мировой экономики и финансов, создание альтернативных региональных цифровых платформ и увеличение издержек у всех участников международных валютных отношений.
Следует признать, что дизайн российской модели цифрового рубля имеет много общих черт с китайским цифровым проектом. Поскольку проект e-CNY был обнародован несколько ранее проекта цифрового рубля, логично предположить, что все важнейшие аспекты китайской модели были изучены специалистами Банка России.
В условиях санкционных ограничений и отключения российских компаний и банков от долларовой платежной системы, стратегически значимым является создание альтернативных вариантов трансграничных платежей в валютах дружественных стран, в том числе с использованием их цифровых аналогов. Поскольку тестирование взаимодействия цифрового рубля с другими цифровыми валютами на базе Инновационного хаба БМР не представляется возможным, необходимы свои проекты создания платформ для
трансграничных расчетов с использованием цифрового рубля, е-С^ и, возможно, других валют стран БРИКС и ЕАЭС — цифровой рупии, южноафриканского рэнда. Банк России не раскрывает информацию об этом направлении работы с цифровым рублем, но не забывает упоминуть о необходимости сотрудничества с другими центробанками для выработки совместных решений по проведению трансграничных операций в цифровых валютах [15, с. 19].
Создание платформы для тестирования трансграничных платежей позволит выбрать оптимальный для всех стран-участниц вариант взаимодействия их цифровых валют, чему может способствовать опыт тестирования в рамках проекта mBridge, разрабатываемого Китаем, Таиландом, Гонконгом и ОАЭ и предоставляющего возможность использования нескольких цифровых валют центрального банка (multi-CBDC) в целях трансграничных платежей мультивалютной цифровой платформы для оптовых трансграничных платежей с акцентом на их использование в международной торговле.
19 октября 2023 г. Китай впервые применил е-С'Ш' в трансграничных расчетах для оплаты 1 млн баррелей нефти на Шанхайской бирже16.
Быстрый прогресс России в деле развития проекта цифрового рубля, а также высокая степень проработанности ЦВЦБ в дружественных странах: КНР, Индии, Казахстане, — позволяют России приступить к созданию многосторонней платформы для трансграничных расчетов в кратчайшие сроки. Такой проект позволит повысить эффективность взаимных расчетов в национальных валютах и создать реальную альтернативу долларовой платежной системе. Для России появляется шанс снизить санкционные риски платежей в резервных валютах и заложить основу независимой от доллара и США цифровой финансовой инфраструктуры с участием дружественных стран.
В противном случае изоляция России в будущей цифровой МВС будет неизбежна, учитывая степень контроля регуляторами стран Запада над платформенной инфраструктурой ЦВЦБ и каналов их взаимосвязи.
выводы
Цифровая трансформация МВС имеет платформенную природу. Технологически доступ к любым платформам является контролируемым со стороны
16 Chinese digital yuan CBDC used for first time to settle cross-border oil deal. URL: https://cointelegraph.com/news/chinese-digital-yuan-cbdc-used-first-time-settle-cross-border-oil-deal.
оператора данной платформы. Платформенный формат преобладает как в национальных моделях ЦВЦБ, так и в межгосударственных проектах трансграничных цифровых платежей. Создание глобальной цифровой валютной системы предполагает взаимодействие национальных ЦВЦБ на базе единой цифровой инфраструктуры. Для этого требуются тесное сотрудничество центральных банков разных стран и координация их действий по внедрению цифровых валют. Такое сотрудничество в условиях цивилизационного противостояния крупнейших экономик мира не представляется возможным.
Платформенный формат цифровизации МВС в существующих геополитических условиях закладывает объективную основу ее дальнейшей фрагментации. Отсутствие взаимодействия всех государств при выработке правил и процедур функционирования цифровых платформ и каналов их взаимосвязи, технических связей и стандартов, необходимых для функционирования глобальной цифровой валютной системы, приведет к появления технически несовместимых платформенных образований блочного или регионального типа.
Анализ межгосударственных проектов wCBDC свидетельствует о тяготении к созданию региональных цифровых платформ и проектов с участием основных экономических и геополитических партнеров. Эта тенденция особенно актуальна для России.
В развитии ЦВЦБ заинтересованы прежде всего развивающиеся страны. Наименее развитые государства стремятся повышать эффективность внутренних платежных систем и улучшать государственный контроль в денежной сфере. Такие государства, как Россия, Индия и Китай, помимо указанных мотивов, заинтересованы в вытеснении криптовалют и снижении зависимости от доллара США.
Развитые страны, будучи бенефициарами существующей МВС, не так активны в продвижении своих проектов цифровых валют. Их мотивы — повышение эффективности и скорости трансграничных расчетов, сохранение контроля над МВС и обеспечение мандата центральных банков при эмиссии цифровых валют в противовес частным криптовалютам. Играет роль и то, что отставание в процессе внедрения ЦВЦБ может изменить соотношение сил в МВС.
Факторами, тормозящими выпуск в оборот цифровых валют, являются непонимание населением необходимости использования и природы цифровых денег и неготовность монетарных регуляторов принимать сопутствующие риски.
список источников / references
1. Brunnermeier M., James H., Landau JP. Sanctions and the international monetary system. — VoxEU. org, 5 April 2022. URL: https://www.zora.uzh.ch/id/eprint/222702/1/172987_global_economic_consequences_of_ the_war_in_ukraine_sanctions_supply_chains_and_sustainability.pdf#page=203.
2. Шмидт С. Ф. Деглобализая и ресуверенизация: двойной мегатренд 2010-х. Известия Иркутского государственного университета. 2018;26:5-20.
Schmidt S. F. Deglobalization and re-sovereignization: the double megatrend of the 2010s. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta = News of Irkutsk State University. 2018;26:5-20. (In Russ.).
3. Крылова Л. В. Децентрализация мировой валютно-финансовой системы в условиях деглобализации. Банковские услуги. 2022;(7):2-8. DOI: 10.36992/2075-1915_2022_7_2
Krylova L. V. Decentralization of the global monetary and financial system in the context of deglobalization. Bankovskiye uslugi = Banking services. 2022;(7):2-8. (In Russ.). DOI: 10.36992/2075-1915_2022_7_2
4. Алексеев П. В., Антропов В. В., Барабанов В. Ю. и др. Поливалютный стандарт и мировой финансовый рынок. М.: Инфра-М; 2022. 208 с. DOI: 10.12737/1871448
Alekseev P. V., Antropov V. V., Barabanov V. Yu. et al. Multicurrency standard and the global financial market. Moscow: Infra-M; 2022. 208 p. (In Russ.). DOI: 10.12737/1871448
5. Bailey А. Openness beats fragmentation. Dublin, 8 November 2023. URL: https://www.bis.org/review/ r231108b.pdf.
6. Сапир Ж. Находимся ли мы на пороге масштабной трансформации мировой экономики? Проблемы прогнозирования. 2020;183(6):27-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nahodimsya-li-my-na-poroge-masshtabnoy-transformatsii-mirovoy-ekonomiki.
Sapir J. Are we on the threshold of a large-scale transformation of the world economy? Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems. 2020;183(6):27-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nahodimsya-li-my-na-poroge-masshtabnoy-transformatsii-mirovoy-ekonomiki. (In Russ.).
7. Antras P. De-Globalisation? Global value chains in the post-COVID-19 age. NBER Working Paper No. 28115. November 2020. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w28115/w28115.pdf.
8. Лаврушин О. И., Бердышев А. В., Криворучко С. В. и др. Финансовые рынки в условиях цифровизации. М.: КноРус; 2020. 372 с.
Lavrushin O. I. Berdyshev A. V., Krivoruchko S. V., et al. Financial markets in the context of digitalization. Moscow: Knorus; 2020. 372 p. (In Russ.).
9. Ганичев Н. А., Кошовец О. Б. Принуждение к цифровой экономике: как изменится структура цифровых рынков под влиянием пандемии COVID-19? Проблемы прогнозирования. 2021;(1):19-35. DOI: 10.47711/0868-6351-184-19-35
Ganichev N. A., Koshovets O. B. Forcing the digital economy: how will the structure of digital markets change under the influence of the COVID-19 pandemic? Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems.2021;(1):19-35. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-184-19-35
10. Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2020. 128 с.
Srnicek N. Platform capitalism: Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics; 2020. 128 p. (In Russ.).
11. Крылова Л. В. Роль корреспондентских отношений в системе трансграничных платежей в условиях цифровизации. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(4):43-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-43-51
Krylova L. V. The role of correspondent relations in the system of cross-border payments in the context of digitalization. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(4):43-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-4-43-51
12. Auer R., Haene P., Holden H. Multi-CBDC arrangements and the future of cross-border payments. BIS Papers. No. 115. 2021 March.
13. Tourpe H., Lannquist A., Soderberg G. A Guide to central bank digital currency product development. 5P Methodology and Research and Development. NOTE/2023/007. URL: https://www.imf.org/en/Topics/fintech/ central-bank-digital-currency/virtual-handbook.
50
Л. В. Крылова
14. Skingsley C. Shaping the future financial system in the public interest. 28 November 2023, Washington DC. URL: https://www.bis.org/speeches/sp231128.htm.
15. Смирнова Ж. И. Новые вызовы для денежно-кредитной политики. Аналитическая записка. Май 2023. URL: https://www.cbr.ru/statichtml/file/146496/research_policy_notes_b_6_1.pdf.
Smirnova Zh. I. New challenges for monetary policy. Analytic note. May 2023. URL: https://www.cbr.ru/ statichtml/file/146496/research_policy_notes_b_6_1.pdf (In Russ.).
информация об авторе / about the author
Любовь Вячеславовна Крылова — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия
Lubov V. Krylova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of World Economy and Global Finance, Financial
University, Moscow, Russia
http://orcid.org/0000-0002-9950-8060
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 18.01.2024; принята к публикации 17.03.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 18.01.2024; accepted for publication 17.03.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.