Платформы для организации электронного обучения Пантелеев А. В. , Пауткина О. И. ,
Шамонина Н. Ю.3, Фирстов Н. М.4
1 Пантелеев Александр Владимирович /Panteleev Aleksandr Vladimirovich - кандидат технических наук, доцент, кафедра
сервиса, светотехнический факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва;
2Пауткина Ольга Ивановна /Pautkina Ol'ga Ivanovna - старший преподаватель, кафедра информатики и вычислительной техники,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск;
3Шамонина Надежда Юрьевна / Shamonina Nadezhda Yurevna - студент, направление подготовки «Сервис», профиль «Информационный сервис»,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, Ковылкинский филиал, г. Ковылкино;
4Фирстов Николай Михайлович / Firstov Nikolay Mikhaylovich - студент, специальность «Сервис компьютерной и микропроцессорной техники»,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы использования платформ для электронного обучения, рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки.
Abstract: this article describes how to use e-learning platforms, discussed their characteristics, advantages and disadvantages.
Ключевые слова: электронное обучение, учебный курс, система управления обучением, модуль, преподаватель.
Keywords: e-learning, curriculum, learning management system, module, teacher.
Эффективность электронного обучения (ЭО) существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.
Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическими HTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующимися в корпоративных компьютерных сетях.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.
Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения [1, с. 25].
Во всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы:
а) авторские программные продукты (Authoring Packages);
б) системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS);
в) системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems -CMS);
г) системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).
Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки,
направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель, используя какую-либо технологию (HTML, PowerPoint, TrainerSoft, Lectura) или просто создавая электронный документ, разрабатывает учебный контент.
Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе длительное время. Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы
студентов. С другой стороны, отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования.
Системы управления обучением обычно предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях (например, Blackboard, e -College или WebCT), другие - на корпоративное обучение (Docent, Saba, Aspen). Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подсчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылается различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетности. Обучаемые могут быть организованы в группы. Кроме того, здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения.
Управление контентом электронных курсов предоставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и манипулирования ими. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных, аккумулирующей образовательный контент, с возможностью поиска по ключевым словам.
Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах.
Вне зависимости от вида программной платформы к ним предъявляются следующие требования [2, с. 50]:
а) надежность в эксплуатации. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента с помощью уже существующих шаблонов. При выборе программного обеспечения стоит обратить внимание на то, чтобы содержание учебного курса и структура сайта были разделены, чтобы при обновлении контента нельзя было случайно удалить важные позиции меню;
б) безопасность;
в) совместимость. Хотя «универсального» программного решения, соответствующего всем возможным стандартам, не существует, все же есть системы, поддерживающие хотя бы один широко распространенный стандарт. Совместимость может потребоваться при обмене (перемещении) контента из одной системы управления обучения в другую или использовании разработанных ранее курсов;
г) удобство использования и администрирования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому и общаться с преподавателем. Программное обеспечение должно быть простым и открытым;
д) модульность. В современных образовательных системах могут использоваться небольшие взаимозаменяемые объекты знаний - элементы учебного контента. Это небольшие самодостаточные информационные блоки, которые могут быть повторно использованы для учебных целей.
е) обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе.
В заключение следует отметить, что любая выбранная для организации дистанционного обучения
платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к вашим потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы.
Литература
1. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
2. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - 462 с.