Научная статья на тему 'ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТ «АРХАНГЕЛ» / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / ПЛАТФОРМА / ПРАВО / ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО / ШЕРИНГ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алтухов Алексей Валерьевич, Кашкин Сергей Юрьевич, Молчанов Николай Андреевич

Оценивается необходимость дополнительного правового регулирования государственно-частного партнерства с учетом современного развития оборонно-промышленного комплекса нашей страны в части цифровизации процессов, внедрения платформенных решений и технологий искусственного интеллекта, а также возможность удовлетворения возникающих в связи с этим особых потребностей отрасли в техническом сопровождении разработок. Акцент сделан на роли платформ и их правового регулирования путем создания правовых платформ - платформенного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATFORM LAW OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX

The paper assesses the need for extra legal regulation of state-private partnership considering the current level of development in this country’s Defense-Industrial Complex in the part of process digitalization, introduction of platform solutions and artificial intelligence technologies, and also the possibility of meeting special needs of the industry in technical accompaniment of developments that emerge in this connection. The stress is on the role of platforms and their legal regulation by means of creating legal platforms, i.e., platform law.

Текст научной работы на тему «ПЛАТФОРМЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБЛАСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Платформенное право государственно-частного партнерства в области оборонно-промышленного комплекса*

А.В. АЛТУХОВ,

С.Ю. КАШКИН, доктор юридических наук,

Генерал-лейтенант в отставке Н.А. МОЛЧАНОВ, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Оценивается необходимость дополнительного правового регулирования государственно-частного партнерства с учетом современного развития оборонно-промышленного комплекса нашей страны в части цифровизации процессов, внедрения платформенных решений и технологий искусственного интеллекта, а также возможность удовлетворения возникающих в связи с этим особых потребностей отрасли в техническом сопровождении разработок. Акцент сделан на роли платформ и их правового регулирования путем создания правовых платформ — платформенного права.

Государственно-частное партнерство, проект «Архангел», оборонно-промышленный комплекс, вооружение и военная техника, военно-техническое сотрудничество, инновации, платформа, право, платформенное право, шеринг, искусственный интеллект.

The paper assesses the need for extra legal regulation of state-private partnership considering the current level of development in this country's Defense-Industrial Complex in the part of process digitalization, introduction of platform solutions and artificial intelligence technologies, and also the possibility of meeting special needs of the industry in technical accompaniment of developments that emerge in this connection. The stress is on the role of platforms and their legal regulation by means of creating legal platforms, i.e., platform law.

KEYWORDS

State-private partnership, Archangel project, Defense-Industrial Complex, armaments and military equipment, military-technological cooperation, innovation, platform, law, platform law, sharing, artificial intelligence.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Научный проект № 18-29-16150 «Искусственный интеллект и робототехника: компаративистское исследование моделей правового регулирования в современных государствах, международных организациях и интеграционных объединениях».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В НАСТОЯЩЕЕ время одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации (РФ) является продвижение высоких технологий и процессов цифровизации. Крайне важно наладить процесс развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны с учетом современных общемировых тенденций и потребностей.

В качестве одного из фундаментальных компонентов, необходимых для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в целях упрочнения национальной безопасности, выступает «укрепление роли государства и совершенствование государственно-частного партнерства»1. Применение результатов высокотехнологичных разработок в оборонном секторе чрезвычайно важно для обеспечения национальной безопасности. Только своевременное внедрение инноваций в оборонно-промышленный комплекс способствует повышению обороноспособности РФ. Современные тенденции развития науки и техники все сильнее склоняют ведомства прибегать к государственно-частному партнерству. Совместная работа государственных и частных компаний в сочетании с поддержкой государства способствует формированию благоприятных условий для создания новейших разработок, в частности для повышения обороноспособности государства, и делает возможным более эффективное их использование, помимо видимой перспективы дополнительных экономических благ для частных предприятий.

В современном обществе крайне важно оперативно развиваться и идти в ногу со временем во всех отраслях. Если проанализировать векторы национальной политики России по важнейшим направлениям, то становится очевидным, что обновление всех сфер жизни общества сейчас нацелено на процессы цифровизации и масштабное вне-

дрение инновационных технологий. На это также указывает стратегически важная национальная инициатива «Цифровая экономика России», посредством которой существенной модернизации подверглось подавляющее большинство государственных структур, что способствует повышению их эффективности. Инновации открывают новые возможности, в том числе и перед государствами, поскольку потенциально могут существенно повысить уровень защищенности своего народа от внешних и внутренних угроз при должном правовом сопровождении2.

Процесс создания и развития инновационных технологий, которые смогут обеспечить конкурентоспособность оборонно-промышленного комплекса, одновременно поможет нарастить экспортные мощности и спровоцирует рост всей российской экономики. Однако успех данной инициативы зависит от ряда важнейших элементов каждой разработки при оценке как технических характеристик, так и возможности ее внедрения с точки зрения законодательных требований и нормотворческих пределов. Инновационные технологии, по нашему мнению, способны повысить эффективность исполнения законодательства, в частности речь идет о реализации основных методов и принципов военно-технического сотрудничества России с государ-ствами-союзниками3.

Разумное применение новейших технологий в области развития оборонно-промышленного комплекса РФ при разработке и производстве

перспективных образцов вооружений и военной техники повышает уровень безопасности страны, ее экспортные возможности и обеспечивает защиту суверенитета России. Использование возможностей платформенных решений несет в себе огромный потенциал для оборонной сферы при параллельном внедрении правовых платформ, направленных на правовое регулирование применения указанных инноваций.

Сейчас, когда все процессы в функционировании государства активно цифровизируются, внедрение платформ является неотъемлемой частью модернизации любой из систем, а такой стратегически важной отрасли, как ОПК, уделяется особое внимание. «Платформа — это прорывная инновация, это система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), интегрированная информационная система, обеспечивающая многосторонние взаимодействия пользователей по обмену информацией и ценностями, приводящие к снижению общих транзакционных издержек, оптимизации бизнес-процессов, а также повышению эффективности экономических процессов»4.

Из определения, приведенного выше, следует, что главное преимущество платформ для оборонной сферы заключается в предоставлении шанса на полномасштабную стандартизацию использования компонентов оборонного комплекса в продукции двойного назначения. Вместе с тем использование платформ расширяет возможности для анализа и обработки информации, имеющих значение для оперативного контроля, поскольку в технологию заложены широчайшие аналитические возможности. Несмотря на ощутимый потенциал технического прогресса для

оборонной сферы, важным остается вопрос создания условий финансовой доступности массового внедрения в указанную область новейших технологий, роботизированных установок и платформенных решений.

Взаимодействие частного инвестиционного сектора и государства в данном случае способствует оперативной реализации сложных по многим параметрам проектов. Важно отметить, что модель экономического взаимодействия государства и бизнеса не только реализуется в ОПК, но давно и весьма результативно используется как инструмент стратегического развития экономики страны путем повышения экономической рентабельности различных производственных и научных объектов.

Такое сотрудничество призвано не только повысить обороноспособность страны, но и поднять ее экономический потенциал. Обоснование механизма Государственно-частного партнерства (ГЧП) в ОПК для производства новых образцов вооружения и военной техники чрезвычайно актуально. На это указывает направленность современной мировой политики и технический прогресс большинства европейских стран. Более того, существенные научные мощности направлены на разработку и внедрение инноваций в сфере оснащения Вооруженных Сил РФ перспективными образцами ВВТ.

Согласно тенденциям национальной политики России, Вооруженные Силы (ВС) страны оснащаются современным высокотехнологичным оружием нового поколения. Когда в оборонной отрасли массово ведутся разработки в области искусственного интеллекта, больших данных и платформенных решений, проводится массовая цифровизация, закономерен вопрос: как можно модернизировать отношения в рамках ГЧП в оборонной сфере? Законодатель-

ство РФ не освещает порядок и принципы ГЧП в ОПК, в принятии платформенных решений в оборонном секторе и в процессе сотрудничества сторон, что неуклонно создает правовые барьеры для реализации всего потенциала технологий и их использования на благо государства.

Платформенное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия государства и общества с платформенными решениями, а также в межплатформенном взаимодействии. По нашему мнению, внедрение платформенного права не только масштабно способствует развитию оборонно-промышленного комплекса, но также создает благоприятную среду для сотрудничества государства и частных инвесторов в сфере обороны. Таким образом, заметно укрепится фундамент обороноспособности России и появится возможность повысить экономическую активность ряда важнейших производств страны5.

Содействие государства в области софинансирования научных разработок позволяет в очередной раз заметить многообразие инновационных платформенных решений, созданных в нашей стране, в том числе и для оборонно-промышленного комплекса. Особо интересным и перспективным примером выступает разработка корпорации «Проект-техника». Она представляет собой универсальную платформу, предназначенную главным образом для жизнеобеспечения личного состава армии, а также гражданского населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях либо в ходе военного конфликта. Возможности подобных платформ позволяют эффективно структурировать все компоненты, необходимые для оперативного оказания им медицинской помощи в полевых условиях. По своему принципу функционирова-

ния и создания универсальная платформа является модульной системой универсальных унифицированных сборных компонентов, которые можно сгруппировать для жизнеобеспечения в соответствии с возникшими потребностями. В настоящее время данная универсальная платформа — единственная в своем роде, как продукт она не имеет аналогов ни на российском, ни на зарубежном рын-ках6. Несмотря на перспективность и оригинальность разработки, применение ее в современных реалиях весьма ограничено ввиду отсутствия соответствующих законодательных регламентов функционирования подобных систем и юридически закрепленной возможности привлечения гражданских научных ресурсов для обеспечения работы представленной инновации. Описанная ситуация указывает на потребность в государственно-частном партнерстве для создания условий применения платформенных решений в оборонно-промышленном комплексе.

Для того чтобы оценить всесторонне необходимость разработки и внедрения платформенного права, важно системно проанализировать имеющееся действующее законодательство РФ. В законе о ГЧП дается следующее определение взаимодействия государства и частного сектора: «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственном частном партнер-стве»7. Целью такого сотрудничества прежде всего является привлечение частных инвестиций для разработки, производства новой техники (товаров), выполнения работ, оказания услуг и повышения их качества в важных для государства направлениях.

Создание комфортных и урегулированных законодательно механизмов взаимодействия бизнеса и государства в реализации проектов в оборонной сфере видится довольно перспективным, поскольку раскрывает ряд возможностей для каждой из сторон такого сотрудничества и вместе с тем позволяет развивать экономику государства, расширяя потенциальные границы для экспорта. Речь идет не только о производственном, но и о научном секторе, поскольку применение инновационных разработок немыслимо без научного сопровождения их на всех этапах, от создания до использования и технической поддержки.

Участие негосударственных предприятий в изготовлении оборудования, средств экипировки личного состава, используемых в армии РФ, способствует упрочению отношений между предпринимательским сектором и государством, ускоряет технологический прогресс в оборонном комплексе, тем самым выводя РФ на лидирующие позиции среди других стран в развитии ВПК.

Показателен пример взаимодействия государства и бизнеса в Европейских странах и США, реализуемого уже в течение долгого времени. В рассматриваемом случае основные мощности производств ВВТ приходятся на частные предприятия, хотя конечная продукция (техника и вооружение) используется в интересах государства. Оно, в свою очередь, не остается в стороне, а поддерживает инициативу финансово и организационно. Таким образом, в сфере ОПК осуществляется привлечение свежих инноваций, прорывных технологий, опыта и капитала частных предприятий для совместного принятия решений, направленных на укрепление национальной безопасности.

Согласно Федеральному закону № 224-ФЗ «О государственно-част-

ном партнерстве» у ГЧП есть пять основных принципов, которые при должных усилиях способны реализоваться в качественно новой форме:

первый — равноправие сторон, соглашение и равенство их перед законом, обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации: механизмы автоматизированного анализа взаимодействий и стандартизации, свойственные платформенным решениям, уже сейчас в состоянии всесторонне обеспечить исполнение данного принципа;

второй — открытость и доступность информации о ГЧП за исключением сведений, составляющих государственную тайну, охраняемую законом: это примечание подчеркивает потребность в разработке специального правового регулирования в области платформенного взаимодействия, способного учитывать все законодательные особенности и проблемы8, так как сохранение безопасности информации в процессе ее обмена, а также устранение возможности возникновения угроз при совершении этой операции имеют, возможно, решающее значение;

третий — справедливое распределение рисков и обязательств между участниками соглашения;

четвертый — добросовестное исполнение сторонами обязательств, изложенных в соглашении, поскольку продукция и услуги для нужд армии должны соответствовать эталонному качеству;

пятый — свобода заключения соглашения9.

Приведенные выше принципы следует учитывать в своей деятельности как частным, так и публичным участникам государственно-частного партнерства. Очевидно, что во многом внедрение рассматриваемой нами формы взаимодействия в ОПК ограничено отсутствием требуемого федерального закона в сфере ГЧП, а также

соответствующего правого акта о ГЧП в ОПК. В дополнение к этому в области процессов цифровизации и применения платформенных решений тоже нет законодательной базы, а без их внедрения невозможен технологический прогресс и дальнейшее продвижение инноваций, в том числе в оборонно-промышленном комплексе.

Необходимо подчеркнуть, что ключевые тезисы национальной технологической политики составлены с учетом интересов корпоративного сектора российской экономики и тенденций к ее инновационному развитию10.

Прогресс в отраслях, имеющих значение для национальных интересов страны, происходит намного быстрее, если для участия в этом объединяются государственные и частные предприятия. Урегулирование финансовых вопросов далеко не всегда является целью и конечным итогом взаимодействия государства и бизнеса: например, в области разработок индивидуальных инновационных решений оно чаще всего происходит в целях обмена технологическими и научными ресурсами.

В России уже существует платформа, созданная для развития ГЧП. «Росинфра» представляет собой функциональный инструмент, направленный на формирование огромной базы данных с перспективными проектами на территории нашей страны. Система способна не только подобрать проект, но и обеспечить взаимодействие между участниками.

Платформа «Росинфра» способствует существенному расширению контактов между вовлеченными сторонами. Однако ввиду специфики функционирования оборонно-промышленного комплекса взаимодействие на данной платформе в оборонной сфере невозможно. Это указывает на необходимость создания аналогичной системы для исключительного сотрудничества бизнеса

и оборонной сферы с учетом всех особенностей, включая военную тайну. В перспективе при наличии должного правового регулирования платформы смогут существенно повысить свою значимость в обеспечении обороноспособности государства и улучшении благосостояния народа.

Бурное развитие инновационной экономики создает новые модели экономического взаимодействия, которые в совокупности с коллективным применением цифровых и технологических платформ могут расширить возможности международного взаимодействия стран — участниц Организации договора о коллективной безопасности в совместной обороне. Одной из моделей экономического содействия, с учетом новых технологических стандартов, может стать шеринг (англ. — sharing). Шеринг в переводе с английского означает «совместное использование» или «долевое участие».

Широко применяемая в гражданской сфере модель аренды хорошо себя зарекомендовала по причине глобального информационного сопровождения, обеспечиваемого платформенными решениями. Основная отличительная черта шеринга от традиционной аренды — обязательное аналитическое сопровождение сданных в аренду устройств и техники. Так появляется уникальная возможность контролировать применение предоставленного по модели шеринга оборудования в рамках специально заключенного договора. Это поможет следить за безопасностью их использования в отношении нашей страны и ее союзников, а также исключит накопление долговых обязательств по шерингу вооружения11. Внедрение платформенных решений ГЧП в военной сфере является важной и перспективной мерой для сохранения позиций РФ на мировой арене при условии наличия должного государственного регулирования.

Опыт реализации национальной программы «Цифровая экономика России» показывает эффективность и уникальность платформенных решений как особого элемента интеграции и взаимодействий. Следует отметить, что платформы во всем своем многообразии могут быть использованы в области разработки прорывных технологий для создания новых образцов или модернизации ВВТ и, кроме того, играют важную роль в налаживании производства, способного обеспечить предприятия ОПК более совершенными материалами и комплектующими12.

Создание государственными и частными партнерами совместных предприятий в ОПК для изготовления перспективных образцов ВВТ и производства продукции двойного назначения на основании технологий гражданского сектора также крайне интересно и важно в плане повышения обороноспособности государства и улучшения показателей экономики.

Основной особенностью, нуждающейся в дополнительном правовом регулировании, выступает необходимость создания подробного регламента, разработанного публичным партнером, на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного партнера13. Выполнение этого анализа невозможно без опоры на отраслевое законодательство — платформенное право. Отсутствие персонифицированного юридического механизма в части правового сопровождения цифровых платформ существенно ограничивает их потенциал для участия в государственно-частном партнерстве, в том числе и в ОПК. Однако современные реалии указывают на потребность в создании необходимых условий для внедрения рассматриваемой формы сотрудничества в оборонную сферу.

Государственно-частное партнерство как элемент антикризисной по-

литики позволяет решить важные для страны задачи и удовлетворить потребности оборонного сектора даже при неблагоприятных финансовых условиях внутри страны. Механизм ГЧП уже зарекомендовал себя как один из способов по привлечению бизнеса к реализации проектов в сфере ОПК и не только. Такое взаимодействие способно существенно катализировать развитие технологий14. Его дальнейшее распространение позволит развить потенциал частных инвесторов, привлечь их средства, но при этом сохранить контроль государства в сфере ОПК. Одним из положительных примеров государственно-частного партнерства в сфере оснащения стрелковым оружием отдельных подразделений Вооруженных Сил (в рамках государственной программы вооружений) может служить компания «Промтехнология»15.

«Промтехнология» — это частное предприятие, успешно реализовавшее свой потенциал в сфере, которая совсем недавно находилось в исключительно государственной компетенции. Оно производит высокоточное нарезное стрелковое оружие, превосходящее по своим тактико-техническим характеристикам лучшие образцы в мире16. Работа данного предприятия примечательна тем, что на всех стадиях производства в равной степени применяется как отечественное, так и зарубежное оборудование17.

Наиболее нуждающейся в партнерских контрактах сейчас выступает сфера авиации ввиду дороговизны инновационного производства в сочетании с постоянной потребностью в инновациях. Помощь в данных вопросах крайне важна для поддержания присущего России высочайшего уровня обороноспособности и сохранения устойчивой конкурентоспособности18, включая меры ипортозамещения.

Реализация механизма ГЧП в сфере производства авиатехники военного и гражданского назначения является весьма перспективным направлением. Среди лидеров здесь можно назвать компанию «НаукаСофт», занимающуюся разработкой системы энергоснабжения летательных аппаратов. Потребность во внедрении в больших объемах механизма ГЧП в области изготовления авиатехники военного назначения следует из анализа структуры экспорта вооружений и военной техники России19, где существенную роль играет продукция, произведенная в рамках ГЧП. Одним из будущих проектов ГЧП может стать проект «Архангел» (электрическое крыло вертикального взлета и посадки), активно разрабатываемый авторами в настоящее время. Изучение и прогнозирование технических возможностей данного изобретения указывает на его высокую перспективность20. Благодаря этому проект «Архангел» поддержан кафедрой экономики инноваций и экономики природопользования ЭФ МГУ имени М.В. Ломоносова и получил грант проектного офиса развития Арктики «ПОРА» на разработку прототипа для мониторинга арктических территорий21.

Отметим, что данный проект, разрабатываемый отечественными специалистами при поддержке частных и государственных структур РФ, соответствует представленной недавно новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ, в которой особое внимание уделяется, помимо прочего, «сохранению лидерства в разработке и производстве перспективного вооружения», а «важным условием обеспечения экономической безопасности России является опора на внутренний потенциал»22.

Авторы — разработчики проекта «Архангел» при поддержке специалистов в соответствующих областях

знания также уделяют внимание проработке вопросов правового регулирования платформенных бизнес-моделей применительно к проекту «Архангел»23, ВПК РФ и Европейского Союза24, в отношении инноваций25 обеспечения безопасности26 и по ряду других тем.

Сегодня в арсенале нашего государства имеется огромное количество беспилотных летательных аппаратов, которые могут быть интересны для вооруженных сил дружественных РФ государств. Главной проблемой на текущий момент является формирование законодательства в сфере международного военно-промышленного взаимодействия; отдельное внимание стоит уделить при этом сохранности национальной безопасно-сти27. Поэтому перед законодателями стоит сложная и многоуровневая задача по обеспечению эффективного и безопасного использования платформ, без введения которых невозможно функционирование новейших средств вооружения28.

Можно достаточно уверенно спрогнозировать, что востребованность продукции военного назначения, произведенной в России, будет зависеть от скорости процесса циф-ровизации, а модернизация оборонных мощностей требует ускорения ее темпов. При этом именно современные экономические модели взаимодействия могут расширить возможности экспорта вооружений.

Шеринговая модель платформ в данном контексте представляется эффективной для организации арендных отношений военной техники, поскольку предполагает сбор значительного количества информации об арендаторе, что позволит тщательно проанализировать и обезопасить процесс использования. Безусловно, все описанное выше реализуемо только путем создания особой правовой платформы, призванной регулировать процессы международного

сотрудничества на базе цифровых шеринг-платформ. Экспорт по ше-ринг-модели (аренда) инновационных оборонных технологий, в том числе и авиационной техники, является той областью, в которой России в настоящее время удается сохранять ведущие позиции и стабильно их наращивать.

Это достигается благодаря высокому научному потенциалу, достигнутому в нашей стране. Особую важность приобретает задача тесного взаимодействия государства и частного сектора в оборонно-промышленном комплексе, причем это касается не только финансов, но и научных ресурсов. С учетом масштабов, в которых происходит подобное сотрудничество, а также сложности от-расли29, выгодное продуктивное взаимодействие возможно только через платформенные решения. Однако пока отсутствие законодательного регулирования применения платформенных решений в рассматриваемой сфере создает излишние правовые барьеры на

пути повышения обороноспособности государства и увеличения экспортных мощностей при помощи новых технологий в организации международного сотрудничества. Следовательно, необходимо развивать не только технологии, но и соответствующую юридическую базу.

Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства в оборонно-промышленной сфере является одним из важнейших условий повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры в оборонной сфере. Внедрение механизма реализации партнерства государства и частного сектора для производства новых образцов военной техники и вооружений позволит активнее развиваться и находить более выгодные условия сотрудничества для предприятий ОПК, создаст условия для повышения экономической рентабельности и наращивания экспорта30.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/95521 (дата обращения: 06.07.2020).

2 Кашкин С.Ю., Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта: платформенные правовые модели // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/v-poiskah-kontseptsii-pravovogo-regulirovaniya-iskusstvennogo-intellekta-platformennye-pravovye-modeli (дата обращения: 02.08.2020).

3 Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // ЭПС «Си-

стема ГАРАНТ». URL: http://base.garant. ru/179054 (дата обращения: 06.07.2020).

4 Месропян В.Р. Цифровые платформы — новая рыночная власть // URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw. php?o=46781&p=attachment (дата обращения: 15.07.2020).

5 Иродова Е.Е., Алексеева С.В. Функции государственно-частного партнерства // Теоретическая экономика. 2018. № 3 (45). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/funktsii-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 06.07.2020).

6 Калашян Ш.В. Универсальные платформы — инновации от Корпорации «Проект-техника» // Национальная оборона. 2020. № 6 (июнь). URL: https://oborona.ru/includes/periodics/ defense/2014/0415/124813008/detail.shtml (дата обращения: 06.07.2020).

7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant. ru/71129190 (дата обращения: 06.07.2020).

8 Кашкин С.Ю., Алтухов А.В. В поисках концепции правового регулирования искусственного интеллекта...

9 Иродова Е.Е., Алексеева С.В. Функции государственно-частного партнерства.

10 Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ: учебник. М.: Воениздат, 2001. 551 с.

11 Мангер М. Завтрашний день 3.0. Трансакционные издержки и экономика совместного пользования // Экономическая социология. 2019. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zavtrashniy-den-3-0-transaktsionnye-izderzhki-i-ekonomika-sovmestnogo-polzovaniya (дата обращения: 02.08.2020).

12 Минько Н.А. Инновационные проекты: использование моделей государственно-частного партнерства // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 6—15.

13 Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ.

14 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015).

15 Калашян Ш.В. Универсальные платформы.

16 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015).

17 Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика. М.: Физматлит, 2006. 304 с.

18 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015).

19 Лазников Н.М. Организация и планирование производства: учебное пособие. М.: ВВИА, 2009. 200 с.

20 Халютин С.П. Электрификация летательных аппаратов — от ПЕ-2 до полностью электрического самолета. Направления исследований // Электропитание. 2018. № 4.

21 Проект «Архангел», разработанный при участии сотрудников кафедр экономики инноваций и экономики природопользования ЭФ, получил грант Проектного офиса развития Арктики // Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://www.econ.msu.ru/science/ News.20210607170525_7615/ (дата обращения: 10.06.2021).

22 Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева «Российской газете» // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2998/ (дата обращения: 10.06.2021).

23 Алтухов А.В., Кашкин С.Ю., Халютин С.П. Правовые компоненты внедрения крыла вертикального взлета и посадки «Архангел» на основе платформенного права // Человек и общество. 2020. № 4. С. 84—88.

24 Алтухов А.В., Кашкин С.Ю., Сле-пак В.Ю., Тищенко С.А. Платформенные технологии и платформенное право в военно-промышленном комплексе России и Европейского Союза // Военное право (электронный журнал). 2020. № 5 (63). С. 191—199.

25 Алтухов А.В., Ершова И.В., Каш-кин С.Ю. Платформенное право как драйвер развития инноваций // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 17—24.

26 Кашкин С.Ю., Дубов А.Б., Алтухов А.В. Международно-правовые основы применения платформенных технологий для обеспечения безопасности геномной информации // Международный правовой курьер. 2020. Т. 3. № 39—40. С. 45—49.

27 Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники.

28 Минько Н.А. Инновационные проекты.

29 Плаксин В.К. Основные формы государственно-частного партнерства // Инновационная наука. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva (дата обращения: 06.07.2020).

30 Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.