Научная статья на тему 'Платформа обучения на протяжении всей жизни -пространство реализации ведущей стратегии современного образования'

Платформа обучения на протяжении всей жизни -пространство реализации ведущей стратегии современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ПЛАТФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ / МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОЛИТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕDUCATION STRATEGY / LIFELONG EDUCATION / LIFELONG LEARNING PLATFORM / INTERSECTORAL COOPERATION IN EDUCATION / INSTITUTIONAL ACTORS / INTERACTION IN EDUCATION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна, Литвинова Нина Петровна

В статье представлен анализ международных стратегий продвижения обучения на протяжении всей жизни, который может быть использован при их разработке и реализации в нашей стране. Эффективным механизмом решения этой задачи может служить национальная Платформа обучения на протяжении всей жизни, способствующая непрерывному образованию в форме коалиции, продвигающей сотрудничество между различными провайдерами образования, институциализированными организациями гражданского общества, государственными органами, исследователями. Представлены цели Платформы, ее структура, препятствия в работе, потенциал для модернизации национальных систем образования и обмена инновационными практиками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFELONG LEARNING PLATFORM -SPACE FOR IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATION KEY STRATEGY

The article presents the analysis of international strategies for lifelong learning promotion, which can be used for their implementation and development in our country. An effective mechanism for solving this problem is substantiated, that is the National Lifelong Learning Platform. It promotes lifelong education in the form of a coalition that contributes to cooperation between various education providers, institutionalized civil society organizations, government bodies and researchers. Platform goals, structure, obstacles to work, the potential for the modernization of national education systems and the exchange of innovative practices are revealed

Текст научной работы на тему «Платформа обучения на протяжении всей жизни -пространство реализации ведущей стратегии современного образования»

Т.В. Мухлаева, Н. П. Литвинова

(Санкт-Петербург)

ПЛАТФОРМА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ -ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДУЩЕЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

LIFELONG LEARNING PLATFORM -SPACE FOR IMPLEMENTATION OF MODERN EDUCATION KEY

STRATEGY

В статье представлен анализ международных стратегий продвижения обучения на протяжении всей жизни, который может быть использован при их разработке и реализации в нашей стране. Эффективным механизмом решения этой задачи может служить национальная Платформа обучения на протяжении всей жизни, способствующая непрерывному образованию в форме коалиции, продвигающей сотрудничество между различными провайдерами образования, институциализированными организациями гражданского общества, государственными органами, исследователями. Представлены цели Платформы, ее структура, препятствия в работе, потенциал для модернизации национальных систем образования и обмена инновационными практиками.

Ключевые слова: стратегия образования, образование на протяжении всей жизни, Платформа обучения на протяжении жизни, межсекторальное сотрудничество в образовании, институциональные участники, взаимодействие в политике образования.

The article presents the analysis of international strategies for lifelong learning promotion, which can be used for their implementation and development in our country. An effective mechanism for solving this problem is substantiated, that is the National Lifelong Learning Platform. It promotes lifelong education in the form of a coalition that contributes to cooperation between various education providers, institutionalized civil society organizations, government bodies and researchers. Platform goals, structure, obstacles to work, the potential for the modernization of national education systems and the exchange of innovative practices are revealed.

Key words: еducation strategy, lifelong education, Lifelong learning platform, intersectoral cooperation in education, institutional actors, interaction in education policy.

Во всем мире в настоящее время происходит переосмысление образовательной деятельности, ни один уровень или форма которой не могут больше считаться по-настоящему завершающими или конечными. Их содержание и структура не остаются неизменными, они должны не только развиваться и диверсифицироваться в ответ на изменения в обществе, но предвосхищать и направлять их [1]. В мире вырабатываются и реализуются стратегии развития образования как образования на протяжении жизни. Положение «от обучения на всю жизнь»

к «обучению через всю жизнь» может служить лозунгом современного образования. Новый образовательный императив состоит в том, чтобы дать людям возможность управлять своим собственным обучением в различных контекстах на протяжении всей их жизни.

Анализ международного опыта стратегий продвижения обучения на протяжении жизни чрезвычайно важен для нашей страны. При большом потенциале развития этого важнейшего направления в России у нас в стране не принята концепция обучения на

протяжении жизни, существуют серьезные проблемы в развитии ряда ее составляющих и их координации.

Значения понятия «пожизненное обучение» или «обучение на протяжении жизни» (Lifelong Learning, LLL) отличаются в зависимости от того, кто и в каком контексте его использует. Так, согласно «Платформе обучения на протяжении жизни» (LLLPlatform), это понятие охватывает формальное, неформальное или информальное обучение всех возрастных групп и во всех сферах жизни. Оно должно обеспечить эмансипацию гражданина и полное участие в жизни общества в его гражданских, социальных и экономических аспектах. Его цель должна быть описана не только с точки зрения возможностей трудоустройства или экономического роста, но и в качестве рамок для личностного развития [2].

П.Джарвис [3] предложил более подробное определение обучения на протяжении жизни: «Сочетание процессов на протяжении всего жизненного цикла, когда человеческое тело в комплексе (генетическая, физическая и биологическая составляющие) и ум (знания, навыки, а также отношения, ценности, эмоции, убеждения и чувства) переживают социальные ситуации, воспринимаемое содержание которых затем трансформируется когнитивно, эмоционально или практически (или через любую комбинацию) и интегрируется в биографию отдельного человека, что делает его постоянно меняющимся (или более опытным)».

Дж.Филд [4] рассматривает обучение на протяжении всей жизни как новый образовательный порядок. Отмечая, что правительства активно поощряют граждан учиться и применять полученное обучение на протяжении жизни, он изучает соответствующие меры политики для достижения «жизнеспособного общества обучения».

Крупнейшей международной организацией по развитию образования на протяжении всей жизни является Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении жизни. Он оказывает поддержку государствам-членам в разработке, осуществлении, мониторинге и оценке политики и стратегий в области

непрерывного обучения. Институтом разработана и продолжает совершенствоваться Программа политики и стратегии обучения на протяжении жизни (Lifelong Learning Policies and Strategies), которая продвигает обучение на протяжении всей жизни в качестве концептуальной основы и принципа организации образовательных реформ в XXI веке [5].

Институтом подготовлен сборник «Политики и стратегии в области непрерывного обучения», в котором перечислены тезисы и полнотекстовые ссылки на законы, политику, стратегии и планы по обучению на протяжении всей жизни различных государств-членов ЮНЕСКО и межправительственных организаций. Наша страна, к сожалению, не представлена.

Важным механизмом развития обучения на протяжении жизни являются платформы.

Платформа обучения на протяжении жизни ((LLLPlatform) является зонтичной организацией, объединяющей 43 европейские организации, занимающиеся образованием, обучением в Европе и за ее пределами. В настоящее время эта сеть представлена учебными заведениями и ассоциациями (более чем 50 000), охватывающими все сектора формального, неформального и ин-формального обучения [2].

Платформа «озвучивает» интересы граждан в отношении обучения на протяжении всей жизни. Она способствует целостному видению непрерывного обучения «от колыбели до могилы», при этом обучение не ограничивается формальным; оно также объединяет неформальное и информальное обучение.

Это видение обучения призвано обеспечить справедливость и социальную сплоченность, а также активное гражданство. Платформа обучения на протяжении всей жизни строится на основе того, что цели образования и обучения должны описываться не только с точки зрения возможностей трудоустройства или экономического роста, но и в качестве основы для личностного развития.

Объединив участников из всех секторов образования и обучения, Платформа обучения на протяжении жизни создает

пространство для обмена инновационной практикой в масштабах всей Европы. Это способствует повышению гибкости образовательных систем. На основе Платформы предлагаются конкретные решения, позволяющие сделать обучение на протяжении всей жизни реальностью для всех.

Платформа также стремится наладить углубленный диалог между организациями гражданского общества и государственными органами в целях модернизации национальных систем образования, а также для поддержки инноваций в государственном секторе.

Инициированная Европейской Ассоциацией образования взрослых (EAEA) и Платформой вместе с несколькими депутатами Европарламента Группа по интересам по обучению на протяжении жизни (LLL Interest Group) объединяет представителей гражданского общества и депутатов Европарла-мента для обсуждения ключевых вопросов, связанных с обучением на протяжении жизни, уделяя особое внимание образованию взрослых [6].

Большой интерес для теории и практики образования на протяжении жизни представляет опубликованное в сентябре 2018 года «Исследование возможностей национальных платформ образования на протяжении жизни», в котором проанализированы межсекторальное сотрудничество на национальном уровне в этой области, влияние особенностей национальных культур на обучение на протяжении жизни и степень соответствия политике и рекомендациям ЕС в ряде европейских стран [7]. Особое внимание уделяется взаимодействию разработчиков политики образования и гражданского общества и пониманию концепции обучения на протяжении жизни национальными, региональными и местными организациями.

В исследовании отмечается, что «достижение цели ЕС - 15% взрослых, участвующих в обучении на протяжении всей жизни, оказывается трудным». Средний уровень обучающихся взрослых составлял 10,7% в 2014 году и не увеличивается после 2015 года. Этот факт свидетельствует, с одной стороны, о важности привлечения всех

участников гражданского общества и заинтересованных сторон к диалогу и сотрудничеству на национальном уровне, поскольку это единственный способ принятия реформ в области образования на протяжении всей жизни. С другой стороны, даже если некоторые страны реформировали свои системы образования, это не означает, что в них улучшено сотрудничество и диалог с гражданским обществом. Очень сложно измерить, изменилась ли образовательная культура страны в последние годы. В некоторых странах был создан ряд соответствующих организаций, развивающих отношения с политическими структурами, но можно с уверенностью сказать, что до сих пор очень мало национальных организаций, которые могут считаться оптимальными для реализации обучения на протяжении всей жизни.

Чтобы показать дополнительную ценность национальных платформ обучения на протяжении всей жизни, актуально определение их ведущих стратегий, а также организационно-экономическое обоснование. Целями данного исследования, безусловно интересного не только для стран ЕС, но и России, явилось определение потенциала для создания сетей или платформ образования на протяжении всей жизни на региональном или национальном уровнях, повышение осведомленности широкого круга заинтересованных сторон об особенностях потенциала таких платформ и межсекторальном сотрудничестве в области образования.

Несмотря на то, что особая роль образования как драйвера решения текущих задач была признана большинством разработчиков политики, политика и финансирование часто плохо отражают эту позицию. Расходы государственного бюджета постепенно, иногда неявно приводят к «потерянным поколениям», термин, который в первую очередь относится к людям, лишенным базовых навыков или гражданских компетенций. Неравенства по-прежнему растут в Европе, и это разделение приводит к тревожным социально-политическим контекстам для ее будущего, таким как популизм, радикализм, социальная изоляция и экс-

тремизм. Под знаменем «экономической эффективности» цель образования часто сводится к удовлетворению потребностей рынка труда. Это подкрепляется основным фокусом на экономических и финансовых аспектах в условиях жесткой экономии. Крепкие связи между образованием и миром труда по-прежнему отсутствуют, и в Европе существуют большие диспропорции в навыках населения.

По всем этим причинам политика в области образования, как отмечается в исследовании, не соответствует целям построения устойчивой и конкурентоспособной Европы.

В целом каждое государство-член сталкивается с примерно одинаковыми препятствиями для обучения взрослых. Мотивация, доступ к образованию и участие в нем остаются ключевыми задачами для взрослых, участвующих в обучении на протяжении всей жизни [8].

Кто относится к институциональным участникам системы образования на протяжении жизни? Отмечается, что это прежде всего национальные, региональные и местные органы государственной власти: правительства являются основными субъектами реализации политики обучения на протяжении жизни. Региональный и местный уровни управления в настоящее время систематически упоминаются как наиболее действенные и эффективные органы для решения непосредственных задач в этой области. При этом системы децентрализации сложны и отличаются в разных странах.

Ведущими «поставщиками» обучения на протяжении жизни названы официальные учебные заведения, такие как начальные и средние школы, колледжи, университеты и все другие учреждения, которые предоставляют обучающимся дипломы, например, некоторые центры профессиональной подготовки.

Также к ним относятся неформальные и информальные провайдеры образования, которые, как правило, не обеспечивают признаваемой квалификацией, но вносят свой вклад в осуществление политики обучения на протяжении всей жизни, тем более, что сейчас образовательные учреждения все

больше уделяют внимание результатам обучения и признанию различных форм обучения, полученных ранее.

К другим заинтересованным сторонам относятся организации представляющие гражданское общество.

Также называются социальные партнеры - в первую очередь работодатели как «институциональные собеседники» государственных органов в определении социального диалога.

Отмечается необходимость укрепления частного сектора в области образования и профессиональной подготовки, с тем чтобы потребности рынка труда и навыки обучающихся были лучше согласованы.

Исследователи и ученые являются безусловно важными участниками обучения на протяжении жизни. Они обеспечивают необходимый опыт для разработчиков политики и широкой общественности, когда речь заходит о разработке, внедрении и оценке политики обучения на протяжении всей жизни.

Чрезвычайно интересными являются обобщения об уровне развития «национальных культур консультаций», то есть взаимодействии между государством и различными заинтересованными сторонами в данной области политики. В государствах-членах ЕС культура консультаций весьма разнообразна, особенно когда речь идет о влиянии гражданского общества. Это связано с тем, что традиционные тенденции в представлении интересов обучающихся по всей Европе десятилетиями по-разному способствуют реализации социального партнерства. Политические теоретики обычно используют три идеальных типа: статизм, корпоратизм и плюрализм.

Статизм лежит в основе основополагающих теорий социального договора: все люди делают выбор, чтобы отказаться от своей свободы и создать принудительное государство, которое защитит общественное благо против эгоистических и противоречивых личных интересов. Разумеется, это видение становится менее актуальным в демократическом обществе. Тем не менее сегодня оно кажется преобладающим, согласно мнению

ряда исследователей, в отношении Франции, Испании и Италии, где лоббирование все еще является уничижительным словом и легитимность вмешательства организаций гражданского общества в разработку политики не является очевидной.

Корпоратизм - это общественно-политическая организация общества по интересам, известная как корпоративные группы (а также синдикаты или гильдии), такие как сельскохозяйственные, деловые, этнические, трудовые, военные, научные, созданные на основе их общих интересов. Германия, Австрия, Нидерланды и скандинавские страны обычно классифицируются в этой категории; ее наиболее яркая тенденция заключается в трехсторонних переговорах между государством, ассоциациями работодателей и профсоюзами.

Плюрализм означает, что власть разделяется между различными группами интересов, и это разнообразие выгодно для общества, потому что верховная власть не принадлежит группе элит. Политические, культурные, этнические и религиозные группы свободно конкурируют, чтобы получить влияние в процессе принятия решений, а государство играет роль арбитра интересов, отчетливо отделенного от общества.

Согласно некоторым тенденциям, наблюдается прогресс плюралистического направления развития, о чем свидетельствует растущая культура консультаций в странах ЕС. Важным является способствование «горизонтальному сотрудничеству» на основе национальной инициативы платформ обучения на протяжении всей жизни, привлечение заинтересованных сторон, расширение их возможностей.

Как может быть позиционирована национальная платформа по образованию на протяжении жизни, имеющая безусловную потенциальную ценность, как отличить ее от существующих инициатив по консолидации участников мира образования? Какова ее взаимодополняемость по отношению к другим структурам и проектам? В исследовании платформа определяется как «структурированная и постоянная неправительственная организация, представляющая гражданское

общество и организованная как сеть организаций-членов». В европейских странах не существует ни одной организации, которая удовлетворяюще отражает определение образования на протяжении жизни, принятое институтами ЕС - «все общее образование, профессиональное образование и обучение, неформальное образование и неформальное обучение, осуществляемое в течение всей жизни, в результате чего происходит совершенствование знаний, навыков и компетенций в рамках личного, гражданского, социального развития и / или трудовой занятости, в том числе предоставление консультационных и методических услуг [9].

На данный момент существует несколько организаций, которые в определенном приближении могут рассматриваться как платформы обучения на протяжении всей жизни. Так, в Нидерландах существует организация обучения на протяжении всей жизни под названием «Обучение для жизни», но она представляет только образование взрослых в неформальных организациях.

Идея платформы похожа на некоторые правительственные инициативы, но этот тип механизма целесообразно строить в большей мере снизу вверх, то есть важно его «подпитывание» гражданским обществом. Культура консультирования невероятно разнообразна в зависимости от государств-членов, как показывают научные исследования, и заинтересованные стороны не всегда могут рассчитывать на добрую волю государственных органов. Пространства для диалога должны быть регулярными, устойчивыми и широко распространяться по всей Европе независимо от политических установок.

Гражданское общество должно играть существенную роль на протяжении всей жизни учебных организаций: самый оптимистичный сценарий будет видеть трансформацию существующих ассоциаций, способствующих непрерывному обучению в коалиции или платформы для разработки устойчивой формы сотрудничества между заинтересованными сторонами. Целью национальной платформы является построение структурированного диалога, в рамках которого важную роль играют институциализированные

организации гражданского общества, оказывающие влияние на организации и лиц, принимающих решения. Платформы должны представлять собой более чем коммуникационную стратегию или вектор информации, они предназначены для установления устойчивых партнерских отношений между заинтересованными сторонами и лицами, принимающими решения.

В исследовании респондентам был задан открытый вопрос о том, что они считают основными препятствиями для дальнейшего сотрудничества между организациями гражданского общества, неправительственными организациями и государственными органами. Самыми цитируемыми были:

- Отсутствие ресурсов (человеческих ресурсов, соответствующих знаний для содействия национальной политике и времени для лоббирования наряду с их основной повседневной работой).

- Отсутствие интереса или доверия: респонденты часто цитировали государственные органы, стремящиеся избежать консультаций с заинтересованными сторонами в образовании или определенными категориями заинтересованных сторон. Иногда причиной является отсутствие доверия со стороны властей.

- Усиление внимания к формальному образованию, и высшим учебным заведениям в частности.

Отсутствие понимания и общения часто связано с различными конкретными причинами. Так, некоторые респонденты заявили, что государственные органы не знают о трудностях, с которыми они сталкиваются («о своих особых потребностях»).

Бюрократия государственной администрации, отсутствие прозрачности и эффективности также часто упоминаются как барьер. Некоторые причины более прямолинейны: один из главных аргументов заключается в том, что политики слишком озабочены их краткосрочными электоральными и идеологическими интересами.

Таким образом, системы образования должны осваивать стратегии, которые позволяют полностью интегрировать все формы образования молодежи и взрослых для реализации обучения на протяжении всей жизни. Это должно быть отражено в политике в области образования и требует общесекторального и межсекторального подходов с привлечением заинтересованных сторон из всех соответствующих областей и министерств на национальном и местном уровнях. Платформа обучения на протяжении жизни может стать эффективным механизмом решения этой задачи.

Публикация подготовлена в рамках госзадания (проект №27.9426.2017/БЧ).

Литература

1. Всемирная конференция по высшему образованию. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. ЮНЕСКО Париж. 5-9 октября 1998 г. Рабочий документ, С. 12. Электронный ресурс http://docs.cntd.ru/document/901839539 (дата обращения 02.06.2018)

2. Life Learning Platform. Электронный ресурс http://lllplatform.eu/resources/lexicon/ (дата обращения 02.10.2018).

3. Jarvis, P. Towards a comprehensive theory of human learning. London: Routledge, 2006, p. 134

4. Field, J. Lifelong learning and the new educational order (2nd ed.). Stoke-on-Trent Staffordshire, UK: Trentham Books, 2006

5. The Lifelong Learning Policies and Strategies programme. Электронный ресурс http://uil. unesco.org/lifelong-learning (дата обращения 18.09.2018)

6. Lifelong Learning Interest Group. Электронный ресурс http://www.lll-interestgroup.eu/ (дата обращения 22.09.2018)

7. Feasibility study on national lifelong learning platforms. Электронный ресурс http:// lllplatform.eu/lll/wp-content/uploads/2018/09/FeasibilityStudy_FINAL.pdf (дата обращения 18.09.2018)

8. Eurydice (2015), Adult Education and Training in Europe: Widening Access to Learning opportunities. Электронный ресурс https://eadtu.eu/home/policy-areas/lifelong-learning/ publications/246-adult-education-and-training-in-europe-widening-access-to-learning-opportunities (дата обращения 03.09.2018)

9. A memorandum on Lifelong Learning", Commission Staff Working Paper, 2000). Электронный ресурс http://arhiv.acs.si/dokumenti/Memorandum_on_Lifelong_Learning.pdf. (дата обращения 10.06.2018)

10. Гавриков А.Л., Мухлаева Т.В. Международный контекст образования для устойчивого развития // Человек и образование. - 2017. - № 3. - С. 127-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.