Научная статья на тему 'Платежный союз СНГ: генезис и направления совершенствования'

Платежный союз СНГ: генезис и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Платежный союз СНГ: генезис и направления совершенствования»

© Н.Г Глазкова, 2006

ПЛАТЕЖНЫИ СОЮЗ СНГ:

ГЕНЕЗИС И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Н.Г. Глазкова

Фактором торможения развития интеграционного взаимодействия в СНГ, расширения взаимовыгодного торгово-экономического обмена в рамках хозяйственного пространства объединения стала действующая система взаиморасчетов, которая не отвечает современным потребностям стран-участниц вследствие значительных валютных рисков, высокой степени нестабильности и издержек обращения. Это в значительной степени осложняет и процесс становления Содружества как конкурентоспособной мегарегиональной интеграционной структуры.

Объединительные тенденции в сфере валютно-финансовых отношений задают вектор развития в направлении создания общего, а затем единого экономического пространства. Валютно-финансовая интеграция способствует сближению и взаимопереплетению хозяйственных механизмов стран-участниц, объединению усилий в производственной сфере, создавая возможности формирования единого экономического пространства. Развитие экономической интеграции невозможно без создания валютно-экономического союза, перехода на использование единой валюты как кредитного, расчетного и платежного средства, в том числе и в наличном обращении 1.

Формированию полноценного валютноэкономического союза в рамках мегарегио-нального объединения должна предшествовать организация эффективной системы платежно-расчетных отношений (ПРО). Базовым этапом трансформации ПРО на пути к валютному союзу является платежный союз.

В качестве теоретической основы разработки механизма платежно-расчетных отношений при интегрировании рынков капитала на мегарегиональном уровне и формирования концепции платежного союза правомерно рассматривать идеи Дж.М. Кейнса, касающиеся формирования международного клиринго-

вого союза с целью интернационализации валютного механизма 2. Эти идеи получили практическую реализацию в форме создания Европейского платежного союза (ЕПС), впервые в истории мировой экономики функционировавшего на основе многостороннего валютного клиринга.

Целью платежного союза является обеспечение взаимной обратимости валют и взаимное кредитование для покрытия дефицита платежного баланса. Следовательно, разница между клиринговым союзом (многосторонним клирингом) и собственно платежным союзом заключается в том, что последний выступает не только в роли технического центра взаимного зачета многосторонних требований, но и в качестве кредитора, то есть в случае создания платежного союза страны-дебиторы получают возможность дополнительной отсрочки погашения своей задолженности. В контексте изложенного выше следует констатировать существование органической связи между многосторонним клирингом и системой кредитования в рамках платежного союза. Основываясь на системном подходе, можно рассматривать многосторонний клиринг и кредитование в качестве подсистем платежного союза, каждая из которых, в свою очередь, обеспечивает функционирование механизма платежного союза в целом.

Многосторонняя система клиринга вводится для экономии конвертируемой валюты. Для этого необходимо, чтобы корреспондентские счета центральных (национальных) банков стран-участниц мегарегиональной группировки были связаны с централизованным органом, консолидирующим позиции по дебету и кредиту на уровне группировки. Кредитная система необходима для обеспечения гарантии платежей за счет формирования резервных фондов в целях поддержки текущих активов. В периоды между конверсиями клирингового

сальдо применяется льготный режим по расчетным кредитам. По договоренности стороны могут использовать и иные взаимные валютные и кредитные льготы. Таким образом, платежный союз представляет собой льготную систему валютных, расчетных и соответствующих им кредитных отношений в рамках группы стран, оформленную международным соглашением 3. Его целью является развитие системы расчетных отношений на основе интенсификации мегарегиональной интеграции.

Анализ западноевропейских интеграционных процессов показал, что экономической интеграции предшествовала нормализация платежно-расчетных отношений с помощью Европейского платежного союза. Более того, сотрудничество стран Западной Европы в рамках ЕПС стало мощным ускорителем интеграционных процессов в регионе. Платежный союз сыграл исключительно важную роль в экономическом развитии Европы, позволив создать материальную базу для перехода к подлинной региональной интеграции, созданию Европейского экономического сообщества и, наконец, Европейского союза 4. Таким образом, решения в сфере валютно-финансовой интеграции, в частности платежно-расчетных отношений, создают необходимую основу для продвижения к более зрелым этапам экономической интеграции.

Опыт функционирования ЕПС и других платежных союзов в мировой экономике позволяет обобщенно представить функции платежного союза:

- содействие расширению внешней торговли стран-участниц без использования или с незначительными объемами использования свободно конвертируемой валюты;

- установление баланса взаимного обмена, как на двусторонней, так и на многосторонней основе;

- создание предпосылок для введения конвертируемости национальных валют за счет экономии золотовалютных резервов страны;

- обеспечение рыночного характера внешнеэкономических связей на основе использования механизмов государственного и межгосударственного регулирования;

- координация политики государств-учас-тников по отношению к третьим странам и международным валютным и кредитным организациям.

Таким образом, платежный союз является необходимым этапом интеграционного взаимодействия и реальной предпосылкой перехода от общего к единому экономическому пространству, что позволит улучшить конкурентные позиции СНГ в мировом хозяйстве.

С момента образования независимых государств на постсоветском пространстве структура их платежно-расчетных отношений претерпела существенные изменения. Анализируя процесс становления механизма сотрудничества в финансовой сфере и налаживания платежно-расчетных отношений между ними в период с момента распада СССР и до настоящего времени, можно выделить несколько этапов его развертывания. При этом в систему критериев, на основе которых возможно провести подобную периодизацию, целесообразно включить следующие: форму организации платежно-расчетных отношений; степень развития институциональных условий, обусловливающих ПРО; уровень развития межгосударственных связей в СНГ; состояние экономик стран Содружества.

Основным содержанием подготовительного этапа создания системы ПРО СНГ (1991-1993 гг.) стал распад платежно-расчетных отношений СССР. Этот этап характеризовался преобладанием быстро разворачивающихся дезинтеграционных тенденций, результатом которых стали: распад единой денежно-кредитной и финансовой системы; спад производства и инвестиционной активности; скачкообразный галопирующий рост инфляции и обесценение рубля; трансформационный кризис. В этот период вводятся национальные валюты в странах СНГ 5.

Дефицит СКВ и рублей привел к тому, что платежно-расчетные отношения стали базироваться на простейших формах бартера и клиринга на уровне предприятий и банков. В структуре расчетов по торговым операциям преобладали двусторонние межгосударственные бартерные клиринги. Система расчетов и платежей между поставщиками и покупателями России и стран СНГ развивалась стихийно. Тем не менее в кон-

це данного периода объективно назревшая необходимость развития интеграционных процессов получила отражение в налаживании взаимных расчетов.

Начальный этап создания системы ПРО (конец 1993 г. - начало 1998 г.) характеризуется достижением странами ближнего зарубежья относительной экономической стабилизации; началом экономического роста в ряде государств Содружества; падением темпов инфляции, что способствовало укреплению национальных валют и становлению валютных рынков на территории СНГ 6.

Для данного периода характерен интенсивный поиск путей выхода из экономического кризиса, результатом чего явилось принятие ряда интеграционных документов, в том числе Договора о создании экономического союза. Данный Договор предусматривал координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики (ст. 14) и гармонизацию налогообложения (ст. 18)7. Однако основным в этом документе стало признание сосуществования двух валютных систем в экономическом пространстве Содружества - мультивалютной и рублевой зоны нового типа, то есть российского рубля. Для мультивалютной системы устанавливались цели, этапы и механизмы трансформации в направлении создания валютного союза.

С целью преодоления неразвитости платежно-расчетных отношений и формирования действенной системы взаимных расчетов в 1994 г. было заключено соглашение о создании платежного союза СНГ. В этот период также происходит формирование институционального механизма платежного союза: учреждение Межгосударственного банка (МГБ) и Международного валютного комитета (МВК).

Несмотря на то, что на данном этапе были созданы необходимые начальные предпосылки улучшения платежно-расчетных отношений, выявились сложности в построении системы расчетов на базе взаимной конвертируемости, что привело к неэффективному функционированию созданных институциональных структур.

Этап активного формирования ПРО в СНГ (1998 г. - н. в.) отражает возрастающий интерес к валютно-финансовому сотрудниче-

ству и развитию платежно-расчетных отношений со стороны национальных властей и бизнеса стран интеграционного объединения.

Для этого имелись следующие причины. Кризис 1998 г. продемонстрировал уязвимость трансформационной экономики и высокий уровень взаимной зависимости стран региона. В конце 90-х гг. завершился процесс утверждения бывших республик СССР как самостоятельных государств. Завершилась и переориентация торговых потоков национальных экономик на третьи страны 8.

В 1998 г. Соглашение о Платежном союзе (ПС) СНГ формально вступило в силу. С 1999 г. происходит оживление хозяйственной конъюнктуры и улучшение макроэкономических показателей стран СНГ 9. В 2000 г. созданы банковская ассоциация «Объединенная платежная система Содружества» и Международная ассоциация бирж (МАБ) стран СНГ. Кроме того, в конце 2000 г. пять государств СНГ - Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - создали Евразийское экономическое сообщество и решили использовать в качестве общей расчетной структуры МГБ. На данном этапе степень использования национальных валют в структуре расчетов Содружества и на валютном рынке составляет только 3-5 %, что не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте (30 %)10.

Таким образом, несмотря на активизацию платежно-расчетных отношений, ПС СНГ не способствовал увеличению взаимного товарооборота между странами-участницами, равно как и не решил проблему нормализации денежного обращения и экономии СКВ во взаиморасчетах.

Для выявления причин недееспособности платежного союза СНГ необходимо провести оценку его действующего механизма и определить направления соответствующей коррекции, направленные на его совершенствование. Сравнительный анализ практики реализации Соглашения о создании платежного союза СНГ и функционирования Европейского платежного союза позволяет сделать вывод о наличии принципиальных отличий ПС СНГ от его «классического» (европейского) варианта (см. таблицу).

Сравнительный анализ механизмов ПС СНГ и ЕПС

Критерии Классический платежный союз (ЕПС) ПС СНГ

Механизм расчетов Многосторонний клиринг Система двусторонних соглашений

Степень конвертируемости используемых валют Использование неконвертируемых валют Применение ограниченной обратимости

Механизм кредитования Механизм автоматического кредитования в пределах установленных квот Двусторонние договоренности по предоставлению кредитов

Центр расчетов Проведение окончательных расчетов через центральные банки Осуществление платежей через коммерческие банки

Также представляется возможным, основываясь на результатах проведенного исследования, выявить причины недееспособности ПС СНГ. Основными среди них являются следующие:

- наличие внутреннего противоречия в концептуальной основе платежного союза: между намерением базировать систему межгосударственных расчетов на взаимообратимых национальных валютах и отсутствием двух взаимосвязанных механизмов - системы многостороннего клиринга и кредитной системы;

- неоднородность развития национальных валютных рынков;

- несоответствие обменного курса национальных валют их кросс-курсу через доллар ввиду различных подходов национальных банков к установлению курса своей национальной валюты к иностранной валюте.

Концепция ПС СНГ ориентирована исключительно на эффективно функционирующие рыночные отношения, поскольку предполагает осуществление расчетов децентрализованно через валютные рынки и коммерческие банки с применением курсов, формируемых под влиянием спроса и предложения. Функционирование ПС СНГ непосредственно зависит от степени развитости национальных валютных рынков, их ликвидности. Вместе с тем национальные валютные рынки отличаются неоднородностью; 97 % суммарного оборота рынков СНГ приходится на Россию; сказывается узость рынка национальных валют и снижение объемов операций с ними. До сих пор отсут-

ствуют ежедневные котировки валют СНГ по отношению друг к другу, ни одна из стран СНГ на своей бирже не котировала национальные валюты всех государств СНГ. Валюты стран СНГ обмениваются друг на друга через доллар США, что обусловливает рост транзакционных издержек и увеличение риска. Национальные валюты остаются замкнутыми и практически не участвуют в обслуживании внешнеэкономических связей внутри СНГ 11. Финансовые рынки государств Содружества остаются разрозненными и неконсолидированными. Для них характерен слабый информационный обмен, отсутствует должная организация торгов по валютам СНГ, что и предопределяет невозможность эффективного использования принципов, заложенных в Соглашении о Платежном союзе СНГ. Кроме того, Платежный союз не в состоянии работать без многостороннего клиринга и кредитного механизма, а их наличие не предусмотрено в настоящем Соглашении 12.

Эффективность использования принципов Платежного союза для взаиморасчетов стран Содружества обусловлена переходом от двусторонних преимущественно к многосторонним расчетам, что может быть достигнуто несколькими способами:

1. Достижением взаимной конвертируемости национальных валют. Однако взаимная конвертируемость всех национальных валют не может быть достигнута в короткий промежуток времени, а попытка форсировать ее достижение может лишь дестабилизировать денежную и финансовую системы стран СНГ. Пока в ряде

стран по финансово-экономическим и техническим причинам механизм взаимной конвертируемости национальных валют работает с перебоями и ограничениями; не удалось преодолеть несоответствие между формальной и реальной конвертируемостью национальных валют государств Содружества.

2. Преимущественным использованием во взаиморасчетах СКВ, например, доллара США или евро. Вместе с тем переход к платежам в СКВ может привести к распаду торговых и кооперационных связей, что усилит отрицательное воздействие на динамику производства.

3. Созданием государствами-участниками своей международной денежной единицы, на основе статьи 1 Соглашения о Платежном союзе, которая предусматривает возможность формирования в СНГ многосторонней системы расчетов в коллективной валюте. Тем не менее мировой опыт свидетельствует, что для формирования такой системы предварительно необходимо обеспечить, по крайней мере, свободную конвертируемость национальных валют и относительную устойчивость их курса, следовательно, создание специальной расчетной валюты для обслуживания межгосударственных расчетов преждевременно.

4. Достижением договоренности об использовании во взаимных расчетах резервной единицы, статус которой можно было бы придать одной из наиболее сильных национальных денежных единиц государств Содружества. Однако решение задачи превращение рубля в расчетную валюту требует выполнения ряда условий, которые носят общеэкономический характер и определяют международную надежность страны в валютно-финансовой сфере13. Российский рубль, равно как и другие национальные валюты СНГ, не отвечает этим условиям и не может играть роль подлинно резервной валюты по мировым стандартам.

5. Переходом к механизму многостороннего валютного клиринга с целью смягчения в СНГ дефицита ликвидных платежных средств и создания основы для пе-

рехода к многосторонности расчетов. Используемый в СНГ двусторонний клиринг институционально закрепляет двусторонний характер взаимной торговли, препятствуя развитию многосторонней торговли и налаживанию многосторонних интеграционных связей. В мировой практике проблему ограниченности двусторонних клирингов решают многосторонние клиринговые соглашения.

Задача совершенствования механизма проведения взаиморасчетов в СНГ заключается в развитии основных подсистем Платежного союза (многостороннего клиринга и кредитования), что позволит перейти к многосторонности расчетов.

Осуществление взаиморасчетов может базироваться на процедуре расчетов в рамках механизма многостороннего валютного клиринга, когда требования и обязательства каждой страны по отношению ко всем остальным странам суммируются и определяется чистое сальдо расчетов. При этом выведение чистого сальдо означает выявление позиций каждой страны по отношению ко всем остальным участникам системы многосторонних расчетов. Следовательно, определяемое для каждого участника единое чистое сальдо расчетов регулируется не с каждой страной в отдельности, а между держателями сальдо, с одной стороны, и всей системой расчетов - с другой.

Поскольку участники любой клиринговой системы подвергаются различным финансовым рискам (кредитному, риску ликвидности, системному и техническому), возникает необходимость создания механизма, направленного на их снижение. В целом механизм регулирования рисков в системе клиринговых расчетов обусловлен порядком осуществления клиринга. Поэтому в системе многосторонних клиринговых расчетов (МКР) подобную процедуру расчетов целесообразно вести по нарастающему сальдо. Одновременно каждой стране-участнице устанавливается индивидуальный лимит - квота. В зависимости от соотношения между величиной накопленного сальдо и величиной квоты будет определяться конкретный порядок регулирования сальдо. Общий принцип заключается в том, что часть пассивного и активного сальдо

стран покрывается кредитами МКР, а часть оплачивается в СКВ. Использование во все большей степени в расчетах СКВ выполняет две функции: 1) дисциплинирующую, содействующую макроэкономической стабилизации экономик; 2) обеспечивающую эволюционное движение к конвертируемости.

Подобное регулирование пассивного и активного сальдо с помощью нарастающей доли оплаты его в СКВ будет качественно отличаться от схемы, использовавшейся в ЕПС 14. Алгоритм расчетов состоит в том, что при погашении пассивного сальдо доля, покрываемая кредитами, по мере нарастания сальдо относительно уменьшается, а доля платежей в СКВ увеличивается, что сдерживает рост пассивного сальдо у страны-участницы и побуждает ее к развитию экспорта.

Очевидно, что данный механизм предусматривает активное участие центральных банков в межгосударственных взаиморасчетах. Аккумулируемая центральными банками информация о требованиях и обязательствах по отношению к отдельным странам СНГ передается в МГБ, который проводит зачет взаимных требований и обязательств стран СНГ по отношению к системе в целом. Он определяет расчетные позиции отдельных стран и регулирует их, выступая связующим звеном между центральными банками стран СНГ в осуществлении межгосударственных расчетов и платежей.

Применение системы многосторонних платежей и расчетов между странами СНГ может способствовать расширению их торгово-экономических связей как позитивного фактора развития интеграции и усиления позиции государств-участников СНГ в глобальной конкурентной борьбе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Иншакова Е.И. Экономическая интеграция в СНГ: методология, стратегия, механизм. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 49.

2 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос, 1999. С. 321.

3 Экономическая энциклопедия / Науч. -ред. совет изд-ва «Экономика», Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство “Экономика”», 1999.

4 См.: Kaplan J., Shleminger G. The European Payments Union. Oxford: Clarendon Press, 1989. P 343-347.

5 См.: Межгосударственный банк СНГ Сводные статистические данные по странам СНГ. Режим доступа: http:www.mgb.com/ru.

6 См.: Основные макроэкономические показатели стран Содружества Независимых Государств. 1991-1999: Стат. сб. / Межгос. стат. ком. СНГ. М., 2000.

7 Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // Интеграционные процессы в странах СНГ. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. Вып. 32. С. 185-194.

8 См.: Захаров А.В. Валютно-финансовая интеграция в СНГ: проблемы и перспективы // Известия. 2002. 21 нояб. С. 7.

9 См.: Межгосударственный статистический комитет СНГ. Страны СНГ и их основные макроэкономические показатели. Режим доступа: http: www.cisstat.com/ru.

10 Там же.

11 Буторина О., Захаров А. СНГ строился как региональный союз государственного типа, рассчитанный на централизованную экономику и трансграничные связи на макроуровне // Эксперт. 2005. 18 апр. С. 17.

12 См.: Соглашение о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г. // Документы / Исполнительный Комитет СНГ. Режим доступа: http:www.cisminsk.by.

13 См.: Наговицин А.Г., Гутляр П.М. Об обратимости российского рубля // Проблемы прогнозирования. 1998. N° 2. С. 90.

14 См.: Борисов С. Международные расчеты и валютно-финансовые противоречия стран Западной Европы. М.: Госфиниздат, 1963. С. 68; Kaplan J., Shleminger G. The European Payments Union. Oxford University Press, 1989; European Payments Union / Third Annual Report of the Managing Board. OEED, Paris, 1953. P 359-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.