Научная статья на тему 'Плата за землю: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации'

Плата за землю: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТА / НАЛОГ / ЗЕМЛЯ / НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА / СОБСТВЕННОСТЬ / АРЕНДА / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛСТВО / PAYMENT / TAX / LAND / STANDARD PRICE / PROPERTY / RENT / LAND LEGISLATION / TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурматов Мирголиб Мирзаевич

Автором проведен анализ Конституции и законов Республики Узбекистан и нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере платы за землю. Анализ проводится по основным положениям земельного, экологического, налогового и гражданского законодательства. Определены специфические особенности системы платы за землю в изучаемых странах. Раскрыты суть принципа платности землепользования в качестве одного из основных принципов природопользования, условия, элементы и требования в системе экономико-правового механизма, а также сущность таких целей принципа платности, как пополнение бюджета, стимулирование рационального природопользования, повышение эффективности природоохранительной деятельности. Изучены основные формы платы за землю в законодательстве вышеуказанных стран. Выявляются общие экономико-правовые механизмы платы за землю в законодательстве Узбекистана и России. Определяются особенности и различия в положениях узбекского и российского законодательства по таким вопросам, как субаренда земель, порядок установления налоговых ставок на землю и др. Выдвигаются актуальные предложения по совершенствованию земельного законодательства исследуемых государств. Определены такие важнейшие особенности системы земельного налога в Узбекистане, как виды и субъекты земельного налога, наличие единого земельного налога, статус арендной платы, порядок установления, изменения, отмены и назначения льготы за земельный налог, специфичная система дифференциации ставок земельного налога. Отмечена также схожесть норм земельного, налогового, гражданского законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации в сфере платы за землю. Сделан вывод, что самым демократичным и либеральным способом формирования стоимости земельного участка является рыночная цена. Предлагается закрепить плату за причиненный вред земле в качестве одного из видов платы за землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND FEES: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article contains the analysis of the Constitution and laws of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the sphere of land ffes. The analysis is carried out on the basic provisions on land, environmental, tax and civil legislation. It defines the specific features of the system of payment for land in the studied countries. In article the essence of the principle of land fees uses as a basic principle of nature, the conditions of the item and requirements in the system of economic-legal mechanism. The essence of such purposes of the principle of fees, as replenishment, promotion of environmental management, improve the efficiency of environmental activities. The author studied the main forms of land fees in the legislation of the aforementioned countries and revealed a general economic and legal mechanisms of land fees in the legislation of the two countries. Also he determined the characteristics and the differences in the provisions of the Uzbek and Russian legislation on issues such as rent of land, the procedure for establishing tax rates for land, etc. As a result the author made a few proposals for improvement of the land legislation of the states under consideration. The most important features of the system of land tax in Uzbekistan were defined in present article such as species, the subjects of land tax, the single land tax, procedure of establishment, change and cancellation, the status of rents, assignments of benefits for a land tax, a specific system of differentiating land tax rates. There were also mentioned similar rules of the land, tax and civil legislation of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the sphere of land fees. It is concluded that the most democratic and liberal way of the formation of land value is the market price. It is proposed to fix the fee for any harm to the earth as a species of land rent.

Текст научной работы на тему «Плата за землю: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации»

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НУРМАТОВ Мирголиб Мирзаевич, старший научный сотрудник-соискатель Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент

100047, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Сайилгох, 35

E-mail: nmirgolib@bk.ru

Автором проведен анализ Конституции и законов Республики Узбекистан и нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере платы за землю. Анализ проводится по основным положениям земельного, экологического, налогового и гражданского законодательства. Определены специфические особенности системы платы за землю в изучаемых странах. Раскрыты суть принципа платности землепользования в качестве одного из основных принципов природопользования, условия, элементы и требования в системе экономико-правового механизма, а также сущность таких целей принципа платности, как пополнение бюджета, стимулирование рационального природопользования, повышение эффективности природоохранительной деятельности. Изучены основные формы платы за землю в законодательстве вышеуказанных стран. Выявляются общие экономико-правовые механизмы платы за землю в законодательстве Узбекистана и России. Определяются особенности и различия в положениях узбекского и российского законодательства по таким вопросам, как субаренда земель, порядок установления налоговых ставок на землю и др. Выдвигаются актуальные предложения по совершенствованию земельного законодательства исследуемых государств. Определены такие важнейшие особенности системы земельного налога в Узбекистане, как виды и субъекты земельного налога, наличие единого земельного налога, статус арендной платы, порядок установления, изменения, отмены и назначения льготы за земельный налог, специфичная система дифференциации ставок земельного налога. Отмечена также схожесть норм земельного, налогового, гражданского законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации в сфере платы за землю.

Сделан вывод, что самым демократичным и либеральным способом формирования стоимости земельного участка является рыночная цена. Предлагается закрепить плату за причиненный вред земле в качестве одного из видов платы за землю.

Ключевые слова: плата, налог, земля, нормативная цена, собственность, аренда, земельное законодательство, налоговое законодателство.

LAND FEES: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION

M. M. NURMATOV, senior research fellow of the Tashkent State Law University, candidate of legal sciences, associate professor

35, Sayilgokh st. Tashkent, Uzbekistan, 100047

E-mail: nmirgolib@bk.ru

The article contains the analysis of the Constitution and laws of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the sphere of land ffes. The analysis is carried out on the basic provisions on land, environmental, tax and civil legislation. It defines the specific features of the system of payment for land in the studied countries. In article the essence of the principle of land fees uses as a basic principle of nature, the conditions of the item and requirements in the system of economic-legal mechanism. The essence of such purposes of the principle of fees, as replenishment, promotion of environmental management, improve the efficiency of environmental activities. The author studied the main forms of land fees in the legislation of the aforementioned countries and revealed a general economic and legal mechanisms of land fees in the legislation of the two countries. Also he determined the characteristics and the differences in the provisions of the Uzbek and Russian legislation on issues such as rent of land, the procedure for establishing tax rates for land, etc. As a result the author made a few proposals for improvement of the land legislation of the states under consideration. The most important features of the system of land tax in Uzbekistan were defined in present article such as species, the subjects of land tax, the single land tax, procedure of establishment, change and cancellation, the status of rents, assignments of benefits for a land tax, a specific system of differentiating land tax rates. There were also mentioned similar rules of the land, tax and civil legislation of the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the sphere of land fees. It is concluded that the most democratic and liberal way of the formation of land value is the market price. It is proposed to fix the fee for any harm to the earth as a species of land rent.

Keywords: payment, tax, land, standard price, property, rent, land legislation, tax legislation.

DOI: 10.12737/article 593fc343cdd0b3.48268758

Обращая внимание на важность экологических проблем, Президент Узбекистана И. А. Каримов подчеркнул, что «земля является бесценным даром — она в буквальном смысле кормит, одевает людей, создает материальную основу для благополучия жизни многих семей, не только непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством, но и всего населения республики, где так или иначе все отрасли тесно связаны с землей и щедро пользуются ее плодами. В то же время земля — это не только огромное достояние, но и фактор, от которого зависит будущее страны»1.

Исходя из экологических, экономических и социальных требований землепользования земельное законодательство устанавливает принцип платности за землю. Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодатель -ством об использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей — стимулирование природопользова-телей к рациональному пользованию теми ресурсами, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности2.

В соответствии со ст. 55 Конституции Республики Узбекистан3 земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Отношения, связанные с платой за отдельные природные ресурсы, регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами.

Земля является основным средством получения продуктов потребления, а для народнохозяйственных сооружений и строений — базисом их размещения. В законодательстве Республики Узбекистан установлено, что использование земель является платным (ст. 28 Земельного кодекса Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. (далее — ЗК РУз)). Хотя земельные богатства не являются продуктом человеческого труда, основными причинами взимания платы за землепользование являются: во-первых, то, что земля составляет общенациональное богатство, т. е. выгода от пользования земельным участком принадлежит всем людям, проживающим на этой территории; во-вторых, то, что землепользователь получает опре-

1 Каримов И. По пути безопасности и стабильного развития. Ташкент, 1998. Т. 6. С. 102.

2 См.: БринчукМ.М. Экологическое право: учебник. 2-е изд. М., 2004. С. 316.

3 Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2015. С. 74.

деленную выгоду или доход от пользования этим земельным участком; в-третьих, то, что плата, взимаемая за землю, расходуется на охрану и улучшение состояния этих земель4.

В юридической литературе5 понятие, цель, задачи платы за землю установлены исходя из основных принципов земельного законодательства. Принцип платности использования земли имеет целью стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, уменьшения разницы в социально-экономических условиях хозяйствования в разных регионах, на землях разного качества, развития инфраструктуры в населенных пунктах6. По мнению А. В. Хотько, введение платности землепользования в ходе реформирования земельных отношений в новейшей России объясняется необходимостью обеспечения в рыночных условиях рационального и эффективного использования земель, их охраны, а в целом — обеспечения экологизации землепользования7.

Согласно п. 7 ст. 2 ЗК РУз и подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. (далее — ЗК РФ) принцип платности пользования землей — один из основных принципов земельного законодательства. Однако земельное законодательство обеих стран устанавливает принцип платы только за использование земель.

В связи с этим предлагается обратить внимание еще на один аспект внесения платы за землю. Так, лица, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды, если не пользуются этими земельними участками, то платят уже не за пользование, а за владение, т. е. обладание, этими земельными участками.

С учетом изложенного представляется целесообразным изменение текста п. 7 ст. 2 ЗК РУз на следующую формулировку: «Плата за землю, за исключением случаев, установленных законом». Следует подчеркнуть, что данное предложение также соответствует ст. 28 «Плата за землю» ЗК РУз.

4 См.: Земельное право Республики Узбекистан: учебник / М. Х. Рустамбаев, М. Б. Усманов, Н. К. Скрипников и др. Ташкент, 2008. С. 140.

5 См.: Ерофеев Б. В. Земельное право России: учебник. 8-е изд. М., 2004. С. 57—61; Волков Г. А. Принципы земельного права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Земельное право: учебник / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Ба-банова и др. М., 2008; Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учебник. М., 1999. С. 135—141.

6 См.: ТихомировМ., Чубуков Г. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. URL: http://www.e-reading. club/book.php?book=148502.

7 См.: Хотько А. В. Принцип платности землепользования — реализация в земельном законодательстве и правоприменительной практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

Как показывает практика обеих государств, фактически плата за землю с юридических и физических лиц взимается только за то, что они имеют земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды. Например, некоторые юридические и физические лица, не использующие земельные участки годами, не освобождаются от уплаты налогов и других платежей.

Таким образом, этот принцип земельного законодательства охватывает все виды владения и пользования землей.

Исходя из сказанного, на наш взгляд, в рассматриваемой сфере отношений из основных принципов земельного законодательства принцип платы за землю должен устанавливаться не только земельным, но и налоговым и другими отраслями законодательства.

Основными формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата. В отличие от земель -ного законодательства РФ согласно п. 4 ст. 28 ЗК РУз арендная плата приравнивается к земельному налогу. Лица, получившие земельные участки в аренду, уплачивают в бюджет арендную плату за землю в соответствии с порядком, установленным для плательщиков земельного налога.

А согласно п. 4 ст. 65 ЗК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Важно отметить, что арендодателями земельных участков считаются Кабинет министров Республики Узбекистан; органы государственной власти областей, города Ташкента; органы государственной власти районов; органы государственной власти городов.

На основании ст. 24 ЗК РУз земельный участок на договорной основе в аренду предоставляют:

гражданам и юридическим лицам Республики Уз -бекистан — хокимы районов и городов;

предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим и физическим лицам — Кабинет министров Республики Узбекистан.

Сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут закреплять земельные участки за арендаторами в порядке внутрихозяйственной аренды только в целях сельскохозяйственного производства.

Согласно ст. 24 ЗК РУз сдача арендованного земельного участка или его части в субаренду запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом, тогда как в соответствии с ЗК РФ субаренда земельных участков допускается.

По земельному законодательству Узбекистана земельные участки, переданные в аренду, не могут быть объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена. Для получения кредитов право аренды земель-

ного участка может быть передано в залог. На основании земельного законодательства Узбекистана арендатор вправе передавать свои арендные права на земельный участок в залог без согласия арендодателя, только когда это предусмотрено законом или договором аренды.

Проведенный анализ земельного законодательства указанных государств показал, что в целях дальнейшего развития экономико-правового механизма платы за землю требуется внедрение соответствующих рыночных подходов к дальнейшему развитию арендных отношений в землепользовании.

Особую роль в регулировании отношений, связанных с платой за землю, играет земельный налог.

Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. и Налоговый кодекс Республики Узбекистан (далее — НК РУз) от 25 декабря 2007 г. относят земельный налог к местным налогам. В отличие от налогового законодательства РФ согласно п. 2 ст. 27 НК РУз ставки налогов на землю устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Можно отметить следующие особенности земельного налога в Республике Узбекистан.

Во-первых, налоговое законодателство Узбекистана предусматривает три вида земельного налога: 1) земельный налог с юридических лиц (гл. 49, ст. 278— 286 НК РУз); 2) земельный налог c физических лиц (гл. 50, ст. 287—294 НК РУз); 3) единый земельный налог (гл. 57, ст. 362—369 НК РУз).

Во-вторых, земельный налог устанавливается, изменяется или отменяется только НК РУз.

В-третых, арендная плата за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом министров Республики Узбекистан, Советом министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу.

В-четвертых, устанавливаемые льготы по земельному налогу являются стимулирующими в отношении рационального использования земель.

В-пятых, в случае ухудшения качества земель (снижения балла бонитета), наступившего по вине собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя или арендатора, земельный налог уплачивается по ставкам, установленным до ухудшения качества земель.

Ряд авторов Российской Федерации относит плате -жи за землю к периодическим в отличие от платежей за приобретение прав на земельные участки, которые вносятся единовременно. Они называются ценой земельных участков. В настоящее время земельным законодательством Российской Федерации предусмотрено большое количество оснований возмездного приобретения прав на земельние участки. Разнообразие оснований породило ситуацию многообразия подходов и методов определения цены земельного участка. Самый демократичный и либеральный способ формирования стоимости земельного участка —

рыночная цена, так как на ее размер влияют в большей степени экономические факторы8.

Анализ земельного, налогового, гражданского законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации в сфере платы за землю, как было отмечено выше, в основном определяет плату за пользование земельным участком. Однако, по нашему мне-

8 Подробнее см.: Аверьянова Н. Правовые основы определения цены на землю: государственное регулирование или либерализация? (с учетом изменений земельного законодательства 2015 года) // Хозяйство и право. 2015. № 6. С. 65—66.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

нию, плата за причиненный земле вред — это также один из видов платы за землю. Кроме того, законодательства обоих государств закрепляют требования, касающиеся возмещения убытков землевладельцам, землепользователям, арендаторам, собственникам земельных участков.

Проведенный анализ показывает, что плата за землю независимо от ее вида способствует сохранению земельного фонда, улучшению качества и повышению плодородия почв как важнейшего природного ресурса, обеспечению рационального, эффективного и целевого использования земель.

Аверьянова Н. Правовые основы определения цены на землю: государственное регулирование или либерализация? (с учетом изменений земельного законодательства 2015 года) // Хозяйство и право. 2015. № 6. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. 2-е изд. М., 2004. Волков Г. А. Принципы земельного права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. Ерофеев Б. В. Земельное право России: учебник. 8-е изд. М., 2004.

Земельное право Республики Узбекистан: учебник / М. Х. Рустамбаев, М. Б. Усманов, Н. К. Скрипников и др. Ташкент, 2008. Земельное право: учебник / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова и др. М., 2008. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учебник. М., 1999. Каримов И. По пути безопасности и стабильного развития: Ташкент, 1998. Т. 6.

Тихомиров М., Чубуков Г. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. URL: http://www.e-reading.club/book. php?book=148502.

Хотько А. В. Принцип платности землепользования — реализация в земельном законодательстве и правоприменительной

практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.