Налогообложение
ПЛАТА ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
До 2009 г. главное финансовое ведомство страны настаивало на включении в первоначальную стоимость вновь построенных (модернизированных, реконструированных, приобретенных) объектов по производству электрической энергии и энергопринимающих устройств платы за присоединение к действующим электрическим сетям. В 2009 г. позиция финансистов по данному вопросу изменилась.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, проще именуемое технологическим присоединением, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Федеральный закон от 26.03.2003 N° 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-Ф3) устанавливает, что такой договор является публичным, т. е. публичной офертой. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) приглашение совершать сделки на условиях оферты, адресованной неопределенному кругу лиц, может быть акцептовано потребителем (покупателем) путем совершения соответствующих конкретному договору действий. Соответственно, такой договор вступает в силу с момента акцепта его условий потребителем (покупателем).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее — Правила № 861).
Согласно Правилам № 861 любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям
при наличии технической возможности и соблюдении установленных правил. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией в сроки, установленные Правилами N° 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.
Плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом ФСТ России, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Следует помнить, что согласно Закону № 35-ФЗ плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно п. 4 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5, плата за технологическое присоединение взимается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотра величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств.
На практике возник вопрос о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде платы за технологическое присоединение, взимаемой с организации, вновь присоединяющейся к электрическим сетям.
Тот факт, что подобные затраты можно учитывать при определении налоговой базы, не является спорным.
Статьей 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, НК РФ определяет, что обоснованность расходов в целях налогообложения прибыли должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основания и порядок взимания платы за технологическое присоединение установлены нормативными правовыми актами, следовательно, расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В силу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пп. 8, 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно
для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
На основании данной нормы Минфин России в письмах от 12.11.2008 № 03-03-06/1/623, от 10.07.2008 № 03-03-06/1/401 указывал, что если вновь построенные энергетические установки требуют подсоединения к действующим электрическим сетям, после чего они могут быть введены в эксплуатацию и использоваться в производственном процессе, то плату за их технологическое присоединение следует рассматривать в качестве расхода по доведению объекта основных средств (энергетической установки) до состояния, в котором он пригоден к использованию.
В этом случае, как указывало финансовое ведомство, расходы в виде платы за технологическое присоединение учитываются в целях налогообложения при списании первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества через механизм амортизации в соответствии со ст. 257—259 НК РФ.
Таким образом, Минфин России указывал на необходимость включения платы за технологическое присоединение в первоначальную стоимость соответствующих объектов и устройств.
С 01.01.2009 в результате вступления в силу Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения НК РФ, посвященные порядку расчета амортизации, претерпели большие изменения. Трудно предположить, оказали ли данные изменения влияние на порядок учета в целях налогообложения платы за технологическое присоединение, но факт остается фактом — в 2009 г. Минфин России мнение свое изменил, причем изменил существенно.
Так, уже в письме от 23.01.2009 № 03-03-05/6 финансовое ведомство пришло к выводу, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Если расходы в виде платы за технологическое присоединение в соответствии со ст. 318 НК РФ и применяемой налогоплательщиком учетной
политикой для целей налогообложения прибыли относятся к косвенным расходам, такие расходы включаются в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода.
В письмах от 08.05.2009 № 03-03-06/1/316 и от 25.05.2009 № 03-03-06/1/342 Минфин России подтвердил свою позицию, дополнив ее также указанием на то, что изложенный порядок учета расходов распространяется и на плату, взимаемую за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
В письмах Минфина России от 08.06.2010 № 03-03-07/18, от 08.07.2010 № 03-03-06/1/453, от 31.12.2010 № 03-03-06/4/126, от 08.06.2011 № 0303-06/1/335 также указывается на то, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, такие расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Таким образом, обновленная позиция Минфина России, безусловно, ближе налогоплательщикам, поскольку упрощает налоговый учет и позволяет сразу списывать на расходы понесенные затраты.
Следует отметить, что налоговые органы на местах до последнего времени оспаривали правомерность учета в целях налогообложения в составе текущих расходов затрат на выполнение электросетевой организацией услуг по присоединению сети электросвязи налогоплательщика к сетям общего пользования, включая работы по прокладке кабелей. По мнению налоговых органов, такие затраты относятся к расходам капитального характера, увеличивающим первоначальную стоимость объекта и подлежащим списанию через амортизационные отчисления.
Судебная практика по данному вопросу исходит из того, что если вновь построенные энергетические установки требуют подсоединения к действующим электрическим сетям, после чего они могут быть введены в эксплуатацию и использоваться в производственном процессе, то плату за их технологическое присоединение следует рассматривать в качестве расхода по доведению объекта основных средств (энергетической установки) до состояния, в котором он пригоден к использованию.
В таком случае расходы в виде платы за технологическое присоединение учитываются в целях налогообложения при списании первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества через механизм амортизации в соответствии со ст. 257—259 НК РФ.
Однако если налогоплательщик создания или строительства новых энергетических установок, а также их модернизации или капитального ремонта не осуществляет, расходы по оплате услуг по присоединению к сетям общего пользования учитываются в составе текущих.
Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10.12.2008 № А56-15280/2008 указал, что при отсутствии на балансе у налогоплательщика (предприятия) основного средства (энергетической установки), которое подлежит введению в эксплуатацию путем присоединения к действующим электрическим сетям, плата за технологическое присоединение не может быть рассмотрена в качестве расхода по доведению объекта основного средства до состояния, пригодного к использованию. Механизм амортизации, определенный ст. 257—259 НК РФ, не применяется к плате за присоединение к электросетям при отсутствии на балансе налогоплательщика объекта основного средства.
Суд посчитал, что в данном случае налогоплательщиком правомерно учтены на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе текущих расходы по оплате услуг по присоединению к сетям общего пользования.
Необходимо обратить внимание, что данная судебная практика сформировалась до новых подходов Минфина России, изложенных в 2009 г. После того как финансовое ведомство заняло новую точку зрения, ее разделили и арбитражные суды.
Как следует из постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 № 15АП-11321/2011, по материалам дела в соответствии с договором, заключенным налогоплательщиком с организацией об оказании услуги по технологическому присоединению к электрической сети, организация оказывает услуги по определению условий присоединения энергопринимающих устройств налогоплательщика к электрической сети, обеспечения возможности подключения объекта в точке присоединения. Таким образом, целью данного договора является физическое подключение объекта к распределительным сетям в пределах заявленной единовременной мощности в дополнение к ранее выделенной.
Учитывая правовую позицию Минфина России, суд пришел к выводу о том, что расходы в виде платы за технологическое присоединение энер-гопринимающих устройств налогоплательщика к электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, а значит, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Если же расходы в виде платы за технологическое присоединение в соответствии со ст. 318 НК РФ и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли относятся к косвенным расходам, такие расходы включаются в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода.
По мнению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенному в постановлении от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налогоплательщик правомерно учел на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы в виде платы за технологическое присоединение энергоприни-мающих устройств в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку расходы в виде платы за технологическое присоединение энергоприни-мающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением или сооружением, а также доведением данных основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, и основания и порядок взимания платы за технологическое присоединение определены нормативными правовыми актами.
Таким образом, очевидно, что новая позиция финансового ведомства внесла единообразие и ясность в порядок учета в целях налогообложения платы за технологическое присоединение, что неизбежно должно привести к сокращению количества налоговых споров.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.
5. Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям: приказ ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5.
6. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энерго-принимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям: постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
7. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
8. Письмо Минфина России от 10.07.2008 № 0303-06/1/401.
9. Письмо Минфина России от 12.11.2008 № 0303-06/1/623.