Научная статья на тему 'Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям'

Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЛАТА ЗА МОЩНОСТЬ / ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / ТАРИФЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС / GOVERNMENT REGULATION / DEMAND CHARGE / POWER CONNECTION / CONSUMERS / ELECTRICITY DISTRIBUTION NETWORKS / TARIFFS / CONNECTION TO ELECTRICITY DISTRIBUTION NETWORK ELECTRICITY / NETWORK INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файн Борис Ильич

В статье обоснована необходимость повышения ответственности потребителей за использование присоединенной мощности, вводимой в рамках процедур технологического присоединения к электрическим сетям. Дана оценка влияния фактически осуществленных технологических присоединений к электрическим сетям на объемы услуг по передаче электрической энергии и мощности, оказываемые межрегиональными распределительными сетевыми компаниями. Показано, что в условиях действия льготных ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для значительной части потребителей (население и приравненные к нему потребителей, потребители с присоединяемой мощностью до 150 кВт), отсутствие обязанности потребителей по дальнейшему использованию и оплате присоединенной мощности, приводит к значительным рискам для сетевых организаций, связанным с необходимостью осуществления расходов по строительству и содержанию избыточных сетевых мощностей. Предложены инструменты по нивелированию указанных рисков, заключающиеся в введении требований по обязательному заключению договора на передачу электрической энергии по завершению процедур технологического присоединения либо компенсации потребителем сетевой организации всех произведенных расходов, введение ставки платы за мощность (абонентской платы) при расчетах за электрическую энергию для отдельных категорий потребителей (в частности, индивидуальных жилых домов), рассчитывающихся в настоящее время за электроэнергию по одноставочному тарифу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Файн Борис Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capacity fee as a way of consumers responsibility enhancement in the network connection process

The article determines step-up of consumers responsibility for connected power capacity utilization. The absence of small-scale consumers liability to pay for connected power capacity produces significant risk for electricity networks because of excessive grid and equipment maintenance costs. The domestic and small non-domestic two rate tariffs are suggested to reduce the risk.

Текст научной работы на тему «Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/48EVN617.pdf

Статья опубликована 29.11.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Файн Б.И. Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/48EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.27

Файн Борис Ильич

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, Москва1 Институт экономики естественных монополий Директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей

E-mail: fayn-bi@ranepa.ru SSRN: http://ssrn.com/author=2252444 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=758593

Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям

Аннотация. В статье обоснована необходимость повышения ответственности потребителей за использование присоединенной мощности, вводимой в рамках процедур технологического присоединения к электрическим сетям. Дана оценка влияния фактически осуществленных технологических присоединений к электрическим сетям на объемы услуг по передаче электрической энергии и мощности, оказываемые межрегиональными распределительными сетевыми компаниями. Показано, что в условиях действия льготных ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для значительной части потребителей (население и приравненные к нему потребителей, потребители с присоединяемой мощностью до 150 кВт), отсутствие обязанности потребителей по дальнейшему использованию и оплате присоединенной мощности, приводит к значительным рискам для сетевых организаций, связанным с необходимостью осуществления расходов по строительству и содержанию избыточных сетевых мощностей. Предложены инструменты по нивелированию указанных рисков, заключающиеся в введении требований по обязательному заключению договора на передачу электрической энергии по завершению процедур технологического присоединения либо компенсации потребителем сетевой организации всех произведенных расходов, введение ставки платы за мощность (абонентской платы) при расчетах за электрическую энергию для отдельных категорий потребителей (в частности, индивидуальных жилых домов), рассчитывающихся в настоящее время за электроэнергию по одноставочному тарифу.

Ключевые слова: государственное регулирование; плата за мощность; подключение к сети; потребители; распределительные сети; тарифы; технологическое присоединение; электросетевой комплекс

1 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1

Отечественный распределительный электросетевой комплекс представляет собой стратегически значимую инфраструктурную отрасль российской экономики, обеспечивающую энергетическую безопасность страны и осуществляющую передачу электрической энергии по электрическим сетям высокого, среднего и низкого уровня напряжений, а также технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

В структуру распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации входят 14 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), являющиеся дочерними зависимыми акционерными обществами государственного холдинга ПАО «Россети», ряд региональных сетевых компаний, не входящих в структуру холдинга (функционирующих на территории регионов Дальнего Востока, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Новосибирской и Иркутской областей), более 2 тысяч муниципальных и промышленных территориальных сетевых организаций (ТСО), а также филиалы электрических сетей, вертикально-интегрированных электросетевых компаний, функционирующих в технологически изолированных энергетических системах.

Компании распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации относятся к субъектам естественных монополий, их деятельность, в соответствии с законодательством, подлежит государственному регулированию. Особенностью указанных компаний является то, что они осуществляют два взаимосвязанных между собой вида деятельности - передачу электроэнергии по электрическим сетям и технологические присоединение потребителей к электрическим сетям. С учетом того, что данные виды деятельности компаний взаимосвязаны, их регулирование должно осуществляться комплексно, поскольку принимаемые тарифные решение в отношении как структуры и размера платы за технологическое присоединение к сети, так и структуры, и размера тарифа на услуги по передаче электрической энергии оказывают взаимное влияние на эффективность каждого из видов деятельности.

Следует отметить, что в течение последних лет в Российской Федерации произошло значительное улучшение ситуации в отношении доступности электросетевой инфраструктуры для подключения потребителей, что имеет важнейшее значение для формирования в стране благоприятного инвестиционного климата. В частности, согласно рейтингу Doing Business, по итогам 2017 г. Российская Федерация вошла в первую десятку стран по показателю «подключение к системе энергоснабжения»2 (по сравнению с одним из последних мест, занятым страной по итогам рейтинга за 2012 год). Это стало возможным благодаря реализации целого комплекса мероприятий, предусмотренных планом («дорожной картой») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденным Распоряжением Правительства РФ №1144-р от 30.06.2012 г. За период с 2012 г. по 2015 г. средний по Российской Федерации размер платы за технологическое присоединение, по данным годовых отчетов ПАО «Россети», снизился более чем в 1,5 раза (с 3 293 руб./кВт до 2 108 руб./кВт). При этом фактический годовой объем выполненных технологических присоединений потребителей к электрическим сетям за указанный период увеличился с 12,9 до 20,7 тыс. МВт в год3. Динамика фактически присоединенной мощности к объектам электросетевого хозяйства показана на рисунке 1.

2 Doing Business 2018: Reforming to Create Jobs // World Bank - [Электронный ресурс]. - p. 312. Режим доступа: http://mssian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf.

3 Общий объем фактически присоединенной (максимальной) мощности к объектам электросетевого

хозяйства // Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., сор. 2012-2015 - Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=43270.

25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Рисунок 1. Динамика фактически присоединенной мощности к объектам электросетевого хозяйства Российской Федерации за 2012-2016 гг. (источник: данные Росстата)

В тоже время следует отметить, что несмотря на существенное улучшение ситуации в сфере технологического присоединения в Российской Федерации, по-прежнему имеется ряд проблем, связанных, в том числе, с недостаточно действенной системой взаимной ответственности между участниками рынка услуг по технологическому присоединению.

В частности, для потребителей не установлено каких-либо обязанностей в отношении последующего использования и оплаты содержания мощности4, предоставленной в рамках процедур технологического присоединения [2]. При этом для широкого круга потребителей действуют льготные ставки платы за присоединение, которые не компенсируют в полном объеме расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения (таблица 1). В результате указанные расходы приводят к увеличению тарифной нагрузки на действующих потребителей сети [1].

Таблица 1

Источники финансирования мероприятия по технологическому присоединению потребителей в соответствии с действующим законодательством

Категория потребителей Финансирование мероприятий по технологическому присоединению

за счет потребителей за счет сетевой организации

Население и приравненные к нему категории потребителей (до 15 кВт) 550 руб.5 Организационные мероприятия, инвестиции в объекты «последний мили»6, развитие существующей инфраструктуры

4 Для ряда категорий потребителей предусмотрена оплата заявленной мощности, которая может быть ниже присоединенной.

5 При расстоянии до объектов электросетевого хозяйства до 300 м (в сельской местности - до 500 м).

6 От существующих у сетевой организации объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств заявителей (строительство воздушных и кабельных линий электропередачи, комплектных (распределительных) трансформаторных подстанций.

2012 2013 2014 2015 2016

Категория потребителей Финансирование мероприятий по технологическому присоединению

за счет потребителей за счет сетевой организации

От 15 кВт до 150 кВт Оплата организационных мероприятий (по стандартизированным ставкам) Инвестиции (объекты «последней мили»' и развитие существующей инфраструктуры)

От 150 кВт до 670 кВт Оплата организационных мероприятий и строительства объектов «последней мили» по стандартизированным ставкам Развитие существующей инфраструктуры

От 670 кВт до 8900 кВт Оплата организационных мероприятий и строительства объектов «последней мили» по стандартизированным ставкам Развитие существующей инфраструктуры

От 8900 кВт (35 кВ), присоединения по индивидуальному проекту Оплата всех мероприятий по присоединению (размер платы устанавливается индивидуально) Развитие существующей инфраструктуры

Источник: составлено автором

Финансирование значительной части расходов на подключение потребителей предполагает, что произведенные сетевой компанией инвестиции и расходы на содержание введенных сетевых мощностей будут в дальнейшем будут окупаться за счет оказания услуг по передаче электроэнергии новым потребителям.

Технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения, который заключается между сетевой организацией и потребителем. Действующим законодательством установлены постоянные условия договора технологического присоединения [3]. Однако, среди них отсутствует условие об обязательности для потребителя последующего использования мощности, предоставленной в процессе технологического присоединения, и, соответственно, оплаты за ее содержание.

При этом в условиях наличия возможности льготного (т. е. практически бесплатного присоединения к сети) и применения для расчетов с населением и с приравненными к нему потребителями одноставочных тарифов на электрическую энергию (ставка за электроэнергию, дифференцированная либо недифференцированная по зонам суток, без применения ставки за мощность) потребитель заинтересован максимально возможной мощности, доступной для подключения на льготных условиях, вне зависимости от его реальной потребности, что приводит к завышению подаваемых потребителями заявок на присоединение. Как следствие, для сетевой компании возникают значительные риски, связанные с невозможностью компенсации со стороны потребителей инвестиционных и текущих расходов, связанных с вводом и содержанием избыточных сетевых мощностей, введенных в процессе технологического присоединения.

Анализ отчетных данных межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) подтверждает, что фактически осуществленные технологические присоединения к электрическим сетям новых потребителей в течение последних лет, несмотря на их существенные объемы, не привели к значимому приросту объемов оказываемых ими услуг по передаче электрической энергии и мощности (величины полезного отпуска). На рисунке 2 показана зависимость приростов объемов передачи электроэнергии в отчетном периоде (2015 г.) от объемов технологических присоединений к сети за период, предшествующий отчетному (2014 г.) по 16 крупнейшим российским межрегиональным и региональным распределительным сетевым компаний. Как видно из рисунка 2, в целом в рассмотренном

7 С 1 октября 2017 г. в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов последней мили.

периоде имелась тенденция к снижению полезного отпуска электроэнергии при значительных объемах присоединенной за предшествующий период мощности.

8 2

£ ° 5 «

а •

(и ^Н

С «1

Д г-Ч

о о

§

« « «

и

ср

<и И т

о &

<и Ч т

3 000

2 000

1 000

<и ИЗ

ю о н о

о р

« £

-1 000

-2 000

-3 000

-4 000

• • • • •

* ф ...... 0 500 1 000 1 500 2 000 2 500 3 000 а ........

• • • ....... у = -0,8133х + 329,04 •

Объем технологических присоединений к сети за 2014 г., МВт

Рисунок 2. Зависимость приростов объемов передачи электроэнергии в отчетном периоде от объемов технологических присоединений к сети за период, предшествующий отчетному (источник: данные годовых отчетов межрегиональных и региональных распределительных сетевых компаний)

Одним из факторов, определяющих данную зависимость является то, что большое количество потребителей, присоединившихся к сети по льготным расценкам, в дальнейшем, сохраняя доступ к сети, не осуществляют потребление электроэнергии в изначально планировавшихся объемах. В итоге сетевая компания несет некомпенсируемые затраты как на строительство, так и на содержание неиспользуемых сетевых объектов [6].

Наиболее проблемным с точки зрения реализации указанного риска является технологическое присоединения к электрическим сетям индивидуальных жилых домов -наиболее массового сегментом потребителей, подключающихся к сетям. Электрические нагрузки энергопринимающих устройств в индивидуальных жилых домах имеют ярко выраженный сезонный характер (электропотребление осуществляется, преимущественно, в течении летнего сезона), либо потребление электроэнергии практически отсутствует (для индивидуальных жилых домов, возводимых/приобретаемых в инвестиционных целях). Долю индивидуальных жилых домов, в которых энергопотребление практических не осуществляется (в качестве критерия принято среднемесячное электропотребление 20 кВт-ч и ниже) можно оценить в диапазоне 30-35 %, в то время, как аналогичный показатель для квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах, находится на уровне 5-7 %.

Технологическое присоединение индивидуальных жилых домов занимает подавляющую часть в общем объеме технологических присоединений к электрическим сетям в диапазоне присоединяемой мощности до 15 кВт (осуществляемых по льготным ставкам платы за технологическое присоединение). Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилых площадей составляет более 40 %. По данным Росстата, в целом по Российской Федерации, в период с 2003 по 2014 гг. (за исключением 2010 г.) ежегодно имел

0

место рост объемов вводов индивидуальных жилых домов. Следует отметить, что доли индивидуальных жилых домов в общем объеме вводов жилых помещений неравномерно распределяются по регионам Российской Федерации. Наиболее высоки доли вводов жилых площадей за счет индивидуального жилищного строительства имели место в Тамбовской области (72,0 %), Забайкальском крае (76,1 %), Республике Тыва (76,5 %), Республике Алтай (77,1 %), Белгородской области (84,5%), Республике Дагестан (85,7 %) и Чеченской Республике (95,5 %)8. Ввиду особенностей статистического учета, не учитываются как жилые помещения дачные владения, с учетом которых объемы вводимых индивидуальных жилых домов в общей величине площади вводимых жилых помещений составляют не менее 50-55 %, т. е. весьма существенную часть в общем количестве осуществляющих подключение к электрическим сетям потребителей9.

Далее, на примере потребителей - индивидуальных жилых домов, относящихся к категории потребителей «население и приравненные к нему потребители», дана оценка размера ущерба электросетевых компаний при реализации указанного риска и предложены механизмы по его нивелированию в рамках системы договорных взаимоотношений между потребителями и электросетевыми компаниями.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии, составляет, в среднем, 30-40 % в структуре конечного тарифа на электроэнергию для населения (в зависимости от региона). При этом стоимость услуг по передаче электрической энергии для населения в большинстве регионов Российской Федерации ниже экономически обоснованного уровня в связи с учетом при определении тарифа на услуги по передаче электроэнергии для населения перекрестного субсидирования, реализуемого за счет увеличения тарифа на услуги по передаче электроэнергии для прочих категорий потребителей.

Оценка величины ущерба, возникающего у электросетевых организаций в результате неиспользования присоединенной мощности потребителями - владельцами индивидуальных жилых домов, проведена автором на примере Нижегородской области. Согласно утвержденным балансовым показателям, годовой объем полезного отпуска электрической энергии населению и приравненным к нему потребителям составляет 2 995 млн кВт-ч, величина мощности, оплачиваемая населением и приравненными к нему потребителями, составляет 480,16 МВт. Таким образом число часов использования мощности (ЧЧИМ) по населению и приравненным к нему потребителям составляет 6237 часов в год. В общем объеме потребления электрической энергии населением и приравненными к нему потребителями в регионе, на долю индивидуального жилого сектора приходится около 60 %.

Число потребителей - индивидуальных жилых домов в регионе составляет, по оценке автора, около 600 тыс. единиц, из которых 32 % практически не осуществляют потребление электроэнергии или осуществляют потребление электрической энергии на минимальном уровне (менее 20 кВт-ч/мес.). В 2015 г. по данным Росстата10 в Нижегородской области осуществлено 1 343 технологических присоединения потребителей (до 15 кВт) с общим объемом присоединенной мощности 10 661 кВт, таким образом средняя величина

8 Аналитическая записка «О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2016 году» // Росстат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., сор. 2017 - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/Jil-str-2016.rar.

9 Индивидуальное жилищное строительство. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Август 2016 г. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - М., сор. 2016 - Режим доступа: http://ac. gov.rU/files/publication/a/10017.pdf.

10 https ://www.fedstat. ru/indicator/43270.

присоединенной мощности на 1 одного подключающегося потребителя данной категории (к которой относятся, преимущественно индивидуальные жилые дома) составляет 7,9 кВт.

При установлении органом тарифного регулирования тарифов на услуги передаче электроэнергии на 2016 г., учтены расходы межрегиональной распределительной сетевой компании (ПАО «МРСК Центра и Приволжья»), связанные с технологическим присоединением, но не включенные в плату за технологическое присоединение, в размере 53,3 млн руб. В расчете на 1 льготное присоединение не компенсируемые подключающимся потребителем расходы составят 39,7 тыс. руб.

При условии, что доля потребителей - владельцев индивидуальных жилых домов, фактически не осуществляющих потребление электрической энергии либо осуществляющих потребление на минимальном уровне, для вновь подключающихся потребителей будет соответствовать аналогичной доле по действующим потребителям (32 %), прямые расходы на присоединение этой части потребителей составят 17,1 млн руб.

Недополучаемую ежегодно выручку в результате отсутствия потребления электропотребления частью потребителей - индивидуальных жилых домов можно оценить, исходя из действующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии для населения на второе полугодие 2016 г. в размере 1,128 руб. кВт-ч (с учетом оплаты потерь) и 0,686 руб./кВт-ч (за вычетом ставки на оплату потерь составляющей 442,11 руб./МВт-ч) и величины потенциального недоотпуска электрической энергии, определяемой исходя из объема присоединенной мощности, средней доли потребителей - индивидуальных жилых домов, не осуществляющих потребление электрической энергии или потребляющих ее на минимальном уровне (32 %) и среднего для данной категории потребителей числа часов использования мощности (6 237 часов в год). Таким образом, величину ежегодно недополучаемой выручки в результате наличия присоединенных к электрическим сетям жилых домов, не осуществляющих потребление электрической энергии и осуществляющих потребление на минимальном уровне, можно оценить в целом по региону на уровне 394,4 млн руб., что является весьма существенной величиной. При этом в результате осуществления новых технологических присоединений индивидуальных жилых домов к электрическим сетям, ежегодный прирост недополучаемой межрегиональной сетевой компанией выручки составляет 14,6 млн руб.

В целях минимизации рассмотренных рисков и предотвращения убытков сетевых организаций, связанных с технологическим присоединением, следует реализовать ряд изменений в системе договорных взаимоотношений, регламентирующих технологическое присоединение потребителей к электрической сети, и в системе тарифного регулирования распределительного электросетевого комплекса, а именно:

• введение в качестве одного из обязательных условий договора технологического присоединения ответственности потребителя за последующее использование предоставленной мощности путем либо заключения долгосрочного договора на оказание услуг по передаче электроэнергии между потребителем и электросетевой организацией или договора энергоснабжения как завершающего этапа процесса технологического присоединения, либо компенсации потребителем всех понесенных сетевой организацией произведенных расходов в части, превышающей ранее внесенную плату за технологическое присоединение;

• введение абонентской платы (платы за содержание мощности) для потребителей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию по одноставочному тарифу, в первую очередь для потребителей - владельцев индивидуальных жилых домов, в т. ч. дачные строений. Указанная плата позволит осуществить покрытие расходов, необходимых для поддержания в работоспособном состоянии электрических сетей, обеспечивающих возможность надежного и

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (ноябрь - декабрь 2017)

https://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

бесперебойного электроснабжения потребителей, при одновременном снижении ставки одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые населению, что обеспечит распределение тарифной нагрузки в том числе не тех потребителей, которые имеют присоединение к электрической сети, но фактически не осуществляют потребление электрической энергии, а также стимулировать присоединяющихся потребителей более ответственно относится к определению величины необходимой сетевой мощности;

• введение платы за мощность (абонентской платы) в качестве одной из составляющих платы за электроэнергию для потребителей, осуществляющих в настоящее время расчеты по одноставочному тарифу (аналогично порядку, действующему при расчетах с прочими категориями потребителей), покрывающей расходы на содержание электрических сетей (эксплуатация, ремонт), при одновременном снижении ставки одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые населению. Введение указанного платежа позволит возложить расходы на содержание электрических сетей в том числе не тех потребителей, которые имеют присоединение к электрической сети, но фактически не осуществляют потребление электрической энергии или осуществляют ее потребление в минимальных объемах. Одновременно будет снижена тарифная нагрузка на тех потребителей, которые регулярно осуществляют потребление электрическое энергии и фактически оплачивают (в составе тарифа на электроэнергию) все расходы на содержание электрической сети. Кроме того, наличие данного постоянного платежа будет стимулировать присоединяющихся потребителей более ответственно относится к определению величины необходимой мощности, указываемой в заявке на технологическое присоединение.

Величина абонентской платы в расчете на одно домохозяйство, обеспечивающая постоянную часть тарифной выручки электросетевой организации, компенсирующую расходы на содержание электрических сетей, по оценке автора составит (при расчете на примере Нижегородской области) 171,2 руб. в месяц на одно домохозяйство (в ценах 2016 г.) в случае сохранения на неизменном уровне действующих объемов перекрестного субсидирования. В этом случае ставка одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии (переменная часть выручки электросетевой компании) может быть снижена до уровня стоимости электрической энергии на компенсацию потерь в электрических сетях (0,442 руб./кВт-ч в ценах 2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в 2015-2016 гг. Правительством Российской Федерации рассматривалась возможность введения абонентской платы за электроэнергию для населения [6], которую первоначально планировалось установить на уровне 20 руб. в месяц с каждой точки присоединения. Однако, окончательное решение о введении данного платежа не было принято. Согласно поручениям Председателя Правительства Российской Федерации (резолюция от 19 января 2016 года № ДМ-П36-3пр), признана нецелесообразным проработка предложения о введении нормы, устанавливающей единую фиксированную абонентскую плату «за обслуживание точки поставки электрической энергии». 11Полномочия по изменению порядка расчетов с населением за потребленную электрическую энергию предполагалось передать на уровень регионов.

По мнению автора, в целях повышения эффективности системы договорных взаимоотношений в процессе технологического присоединения потребителей и обеспечения экономической обоснованности размера тарифа на услуги по передаче электрической энергии, необходимо принятие законодательных решений, обеспечивающих возможность введения в

11 О решениях по итогам совещания об актуальных вопросах социально-экономического развития // Правительство РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., сор. 2016 - Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/401/21548/.

отдельных регионах (по решению региональных органов власти) абонентской платы за электрическую энергию для населения. В качестве пилотных регионов для введения данного платежа могут быть рассмотрены субъекты Российской Федерации, где наиболее высока доля индивидуального жилищного строительства. При этом, введение данного фиксированного платежа следует осуществлять поэтапно, начиная с минимального уровня и с последующим постепенным доведением размера платежа до уровня экономически обоснованного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев А., Рудаков Е., Фадеев А. Технологическое присоединение к сетям: реформа продолжается // Энергорынок. - 2015. № 6. С. 36-43.

2. Репетюк С. В., Файн Б. И., Мозговая О. О., Регулирование деятельности по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям: российский и мировой опыт // Экономическая политика - 2016 г. №1 - С. 61-78.

3. Семенович К. М. Договор технологического присоединения к электрическим сетям // Вестник Московского государственного областного университете. Серия: Юриспруденция. - 2016. №3, с. 6-14.

4. Файн Б. И. Анализ механизмов ценообразования в отношении услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям и разработка предложений по их совершенствованию // «Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития», сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Чернова С. С. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - С. 184.

5. Файн Б. И., Мозговая О. А. Исследование опыта Великобритании по прогнозированию развития электросетевого комплекса // Интернет-журнал «Науковедение» - 2016. - т.8, №6.

6. Юнусов Л. А., Файн Б. И. Актуальные задачи тарифной политики в распределительном электросетевом комплексе // «Научные труды Вольного экономического общества России». - 2017. - Т. 204. - С. 462-477.

Fayn Boris Ilich

The Russian Presidential academy of national economy and public administration, Russia, Moscow

E-mail: fayn-bi@ranepa.ru

Capacity fee as a way of consumers responsibility enhancement in the network connection process

Abstract. The article determines step-up of consumers responsibility for connected power capacity utilization. The absence of small-scale consumers liability to pay for connected power capacity produces significant risk for electricity networks because of excessive grid and equipment maintenance costs. The domestic and small non-domestic two rate tariffs are suggested to reduce the risk.

Keywords: government regulation; demand charge; power connection; consumers; electricity distribution networks; tariffs; connection to electricity distribution network electricity; network industry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.