Научная статья на тему 'Пластическая гимнастика как метод профилактики и лечения стресса: исследование медико-биологических и психологических механизмов'

Пластическая гимнастика как метод профилактики и лечения стресса: исследование медико-биологических и психологических механизмов Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пластическая гимнастика / психологические механизмы / nсихорегуляцuя / релаксация / физическая активность / стресс. / plastic gymnastics / psychological mechanisms / psychoregulation / relaxation / physical activity / stress.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Евдокимов И. М.

Данное исследование посвящено изучению эффективности пластической гимнастики как метода профилактики и лечения стресса. Научная новизна заключается в том, что иследование может выявить новые или уточнить существующие механизмы, посредством которых пластическая гимнастика влияет на стресс-реакцию организма. А также исследование поможет предложить новую или уточненную психологическую модель влияния пластической гимнастики на стресс, которая может показать, как пластическая гимнастика способствует повышению самооценки и уверенности в себе, что может быть особенно важно для людей, испытывающих хронический стресс. Материалы. В рамках исследования была проведена опытно-экспериментальная проверка возможности и целесообразности применения пластической гимнастики в качестве метода оздоровительной физкультуры, чтобы выяснить, насколько эффективна пластическая гимнастика, как способ массово-оздоровительной физкультуры. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, применение комплекса методов исследования, анализ полученных данных. Результаты. Результаты исследования подтверждают эффективность пластической гимнастики как метода борьбы со стрессом. Ее воздействие сопоставимо с традиционными психорегулирующими тренировками, но обладает преимуществом, объединяя психорегуляцию с физической активностью, что способствует более быстрому и полному восстановлению психоэмоционального баланса. Актуальность метода заключается в сочетании психорегуляции и физических упражнений, что приводит к более эффективному восстановлению психоэмоционального равновесия по сравнению с традиционными психорегулирующими тренировками. Заключение Пластическая гимнастика благотворно влияет на психоэмоциональное состояние, что подтверждается улучшением самочувствия, снижением тревожности и повышением активности, а также изменениями физиологических показателей: электрокожного сопротивления, сенсорно-моторной реакции и омега-потенциала. Суть метода заключается в психомышечной саморегуляции через плавные упражнения, чередующие напряжение и расслабление с элементами скручивания и раскручивания, обеспечивая динамическую релаксацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Евдокимов И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plastic gymnastics as a method of prevention and treatment of stress: a study of biomedical and psychological mechanisms

This study is devoted to the study of the plastic gymnastics’ effectiveness as a method of prevention and treatment of stress. Scientific novelty. The idea is that the study can reveal new or clarify existing mechanisms by which plastic gymnastics affects the stress response of the body. The study will also help to propose a new or refined psychological model of the plastic gymnastics’ effect on stress, which can show how plastic gymnastics helps to increase self-esteem and self-confidence, which may be especially important for people experiencing chronic stress. Materials. As part of the study, an experimental test of the possibility and expediency of using plastic gymnastics as a method of recreational physical education was conducted in order to find out how effective plastic gymnastics is as a method of mass recreational physical education. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, pedagogical observation, application of a set of research methods, analysis of the data obtained. Results. The results of the study confirm the effectiveness of plastic gymnastics as a method of dealing with stress. Its effect is comparable to traditional psychoregulatory training but has the advantage of combining psychoregulation with physical activity, which contributes to a faster and more complete restoration of psycho-emotional balance. The relevance of the method lies in the combination of psychoregulation and physical exercises, which leads to a more effective restoration of psycho-emotional balance compared to traditional psychoregulatory training. Conclusion. Plastic gymnastics has a beneficial effect on the psycho-emotional state, which is confirmed by an improvement in well-being, a decrease in anxiety and increased activity, as well as changes in physiological parameters: electrocutaneous resistance, sensory-motor reaction and omega potential. The essence of the method is psychomuscular self-regulation through smooth exercises alternating tension and relaxation with elements of twisting and unwinding, providing dynamic relaxation.

Текст научной работы на тему «Пластическая гимнастика как метод профилактики и лечения стресса: исследование медико-биологических и психологических механизмов»

УДК 797.212.4

Пластическая гимнастика как метод профилактики и лечения стресса: исследование медико-биологических и психологических механизмов

Евдокимов И.М.*

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

приборостроения г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-1148-1180, evdokimov-ivan@mail. ru *

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению эффективности пластической гимнастики как метода профилактики и лечения стресса. Научная новизна заключается в том, что иследование может выявить новые или уточнить существующие механизмы, посредством которых пластическая гимнастика влияет на стресс-реакцию организма. А также исследование поможет предложить новую или уточненную психологическую модель влияния пластической гимнастики на стресс, которая может показать, как пластическая гимнастика способствует повышению самооценки и уверенности в себе, что может быть особенно важно для людей, испытывающих хронический стресс. Материалы. В рамках исследования была проведена опытно-экспериментальная проверка возможности и целесообразности применения пластической гимнастики в качестве метода оздоровительной физкультуры, чтобы выяснить, насколько эффективна пластическая гимнастика, как способ массово-оздоровительной физкультуры. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, применение комплекса методов исследования, анализ полученных данных. Результаты. Результаты исследования подтверждают эффективность пластической гимнастики как метода борьбы со стрессом. Ее воздействие сопоставимо с традиционными психорегулирующими тренировками, но обладает преимуществом, объединяя психорегуляцию с физической активностью, что способствует более быстрому и полному восстановлению психоэмоционального баланса. Актуальность метода заключается в сочетании психорегуляции и физических упражнений, что приводит к более эффективному восстановлению психоэмоционального равновесия по сравнению с традиционными психорегулирующими тренировками. Заключение Пластическая гимнастика благотворно влияет на психоэмоциональное состояние, что подтверждается улучшением самочувствия, снижением тревожности и повышением активности, а также изменениями физиологических показателей: электрокожного сопротивления, сенсорно-моторной реакции и омега-потенциала. Суть метода заключается в психомышечной саморегуляции через плавные упражнения, чередующие напряжение и расслабление с элементами скручивания и раскручивания, обеспечивая динамическую релаксацию.

Ключевые слова: пластическая гимнастика, психологические механизмы, nсихорегуляцuя, релаксация, физическая активность, стресс.

Для цитирования: Евдокимов ИМ.* Пластическая гимнастика как метод профилактики и лечения стресса: исследование медико-биологических и психологических механизмов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Plastic gymnastics as a method of prevention and treatment of stress: a study of biomedical and psychological mechanisms

Ivan M. Evdokimov

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-1148-1180, [email protected]*

Abstract: This study is devoted to the study of the plastic gymnastics' effectiveness as a method of prevention and treatment of stress. Scientific novelty. The idea is that the study can reveal new or clarify existing mechanisms by which plastic gymnastics affects the stress response of the body. The study will also help to propose a new or refined psychological model of the plastic gymnastics' effect on stress, which can show how plastic gymnastics helps to increase self-esteem and self-confidence, which may be especially important for people experiencing chronic stress. Materials. As part of the study, an experimental test of the possibility and expediency of using plastic gymnastics as a method of recreational physical education was conducted in order to find out how effective plastic gymnastics is as a method of mass recreational physical education. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, pedagogical observation, application of a set of research methods, analysis of the data obtained. Results. The results of the study confirm the effectiveness of plastic gymnastics as a method of dealing with stress. Its effect is comparable to traditional psychoregulatory training but has the advantage of combining psychoregulation with physical activity, which contributes to a faster and more complete restoration of psycho-emotional balance. The relevance of the method lies in the combination of psychoregulation and physical exercises, which leads to a more effective restoration of psycho-emotional balance compared to traditional psychoregulatory training. Conclusion. Plastic gymnastics has a beneficial effect on the psycho-emotional state, which is confirmed by an improvement in well-being, a decrease in anxiety and increased activity, as well as changes in physiological parameters: electrocutaneous resistance, sensory-motor reaction and omega potential. The essence of the method is psychomuscular self-regulation through smooth exercises alternating tension and relaxation with elements of twisting and unwinding, providing dynamic relaxation.

Keywords: plastic gymnastics, psychological mechanisms, psychoregulation, relaxation, physical activity, stress.

For citation: Ivan M. Evdokimov*. Plastic gymnastics as a method of prevention and treatment of stress: a study of biomedical and psychological mechanisms. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

Все больше людей стремятся внедрить физическую активность в свою повседневную жизнь. Популяризация массовой физической культуры постоянно растёт, привлекая всё больше людей, стремящихся к здоровому образу жизни. Рост популярности массового спорта обусловлен желанием укрепить здоровье, повысить устойчивость к неблагоприятным факторам и улучшить качество жизни, включая профилактику и борьбу с хроническими заболеваниями. Основными мотивами являются укрепление здоровья, повышение стрессоустойчивости и профилактика хронических заболеваний.

Тем не менее, следует отметить, что потенциал активного двигательного режима как средства для укрепления здоровья и профилактики различных нарушений еще далеко не исчерпан. Существует распространенное заблуждение относительно самой природы массовой физической культуры: массовость не только не исключает, но, напротив, предполагает значительную индивидуализацию как средств, так и форм организации

оздоровительных мероприятий. Это означает, что необходимо учитывать такие факторы, как мотивация участников, их личностные качества, функциональные возможности, двигательные способности, а также социальные условия труда и повседневной жизни. Таким образом, подход к массовой физической культуре должен быть гибким и адаптированным к потребностям каждого человека, что позволит максимально эффективно использовать ее ресурсы для улучшения здоровья населения.

Материалы и методы

Необходимость целенаправленного расширения предельных возможностей организма здоровых людей становится все более актуальной для поддержания их устойчивого состояния и способности справляться с экстремальными факторами, возникающими в условиях трудовой и общественной деятельности. Важной социальной задачей является также воздействие на людей, находящихся в ослабленном (астенизированном) состоянии, которые подвержены хроническому стрессу и страдают от скрытых патологий (в виде донозологических и доклинических нарушений). Эти люди часто неадекватно реагируют на обычные воздействия внешней среды, включая природные, социальные и бытовые факторы. [2].

Очевидно, что подходы к повышению устойчивости организма будут существенно различаться в зависимости от конкретных условий. В случае здорового организма создание дополнительных трудностей в его деятельности может способствовать расширению функциональных возможностей и развитию максимального уровня резистентности. Это достигается за счет активации имеющихся и мобилизации потенциальных резервов организма. Многие традиционные формы оздоровительной физкультуры, такие как бег, атлетическая и ритмическая гимнастика, основываются на использовании стрессорных раздражителей различной силы и продолжительности, что способствует формированию адаптационных процессов в организме.

В то же время, для ослабленного организма целесообразно усиливать недостаточно мощные защитно-приспособительные реакции, чтобы повысить его толерантность до среднего уровня физиологической нормы. Это подчеркивает необходимость поиска способов повышения функциональных возможностей организма без чрезмерной активации его функций, используя методы, которые не оказывают стрессорное воздействие.

В этой связи была произведена опытно-экспериментальная проверка целесообразности применения пластической гимнастики в качестве одной из форм

массово-оздоровительной физкультуры. Методика данной гимнастики была разработана А.В. Попковым.

Это описание исследования воздействия физических групповых занятий пластической гимнастикой на лиц различных возрастных групп, которые занимаются преимущественно умственным трудом. Исследование охватывало студентов и профессорско-преподавательский состав СПБ ГУАП, изъявивших желание участвовать в эксперименте, всего 53 участника, разделенных на три возрастные группы: молодых (до 25 лет), среднего возраста (25-45 лет) и старшего возраста (45-64 года). Основные наблюдения и методы исследования включают следующие моменты:

у 63% участников наблюдается малоподвижный образ жизни, тогда как 23% имеют среднюю степень двигательной активности.

Продолжительность и частота занятий проводились два раза в неделю, продолжительность каждого занятия составляла от 1 часа 30 минут до 2 часов. 57% участников также выполняли комплекс упражнений в домашних условиях.

Программа медицинских исследований включала медицинские показатели в течение полугодичного обучения и педагогические наблюдения во время занятий. Использовались функциональные, инструментальные и биохимические методы для оценки состояния участников.

Психологическое исследование осуществлялось посредством субъективного состояния участников с помощью тестов на самоощущение, активность, настроение и тревожность. Также регистрировались психофункциональные и психомоторные параметры.

Исследования проводились до и после занятий для определения непосредственного влияния, а также оценивались изменения за год занятий для изучения кумулятивного эффекта.

Данное исследование подчеркивает важность физической активности для людей с малоподвижным образом жизни и его влияние на психофункциональное состояние.

Результаты и обсуждение

В начале эксперимента обследуемый контингент предоставил последние медицинские исследования, которые были проанализированы и показали, что среди обследованных лиц, начавших занятия физическими упражнениями пластической гимнастики, преобладают следующие проблемы со здоровьем: 59% страдают неврологическими нарушениями (в основном, реактивной неврастенией и астенией, обусловленными хроническим стрессом, как бытовым, так и служебным); 33% имеют хроническую патологию суставов и остеохондроз; 17% демонстрируют отклонения в

сердечно-сосудистой системе (включая гипертензию); и 18% страдают аномалиями рефракции (миопией). Эти данные свидетельствуют о высокой распространенности хронических заболеваний среди данной группы и подчеркивают необходимость профилактических мер, направленных на улучшение психоэмоционального состояния, поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, а также своевременной коррекции нарушений зрения. Эти данные являются основой для дальнейших этапов эксперимента, чтобы обеспечить безопасность участников и адекватный подход к их лечению или вмешательству. [4].

Результаты велоэргометрического теста показали изменения в показателях перекисного окисления липидов, что указывает на нарушение антиоксидантной системы и истощение её компенсаторных возможностей.

Полугодичное наблюдение за экспериментальной группой, занимающейся пластической гимнастикой, выявило значительные изменения в их физиологическом и психоэмоциональном состоянии. Эти изменения проявились в ряде параметров, которые требуют дальнейшего детального анализа. В частности, были отмечены улучшение показателей сердечно-сосудистой системы, снижение уровня стресса, повышение уровня энергии, улучшение координации движений, положительная динамика в показателях настроения и самооценки.

Комплекс упражнений пластической гимнастикой продемонстрировал мягкое, но положительное влияние на сердечно-сосудистую систему (таблица 1) и показала умеренное снижение артериального давления как у людей с нормальным, так и с повышенным артериальном давлении (таблица 2). В ряде случаев наблюдалось улучшение гемодинамики: снижение скорости пульсовой волны, периферического сосудистого сопротивления и повышение ударного объема сердца.

Улучшение работы сердечно-сосудистой системы связано с более эффективным взаимодействием сердца и сосудов. Это приводит к оптимальному распределению крови в организме: сосуды адаптируются к объему крови, выталкиваемому сердцем.

Комплекс упражнений пластической гимнастикой вызвал незначительные изменения сердечного ритма, выразившиеся в небольшом увеличении вариабельности сердечного ритма (дельта-х) и снижении индекса напряжения (по Баевскому). [3]. Это свидетельствует об усилении парасимпатической активности и улучшении автоматизма синусового узла. Умеренное повышение потребления кислорода (до 40-50% от индивидуального МПК) во время выполнения комплекса подтверждает его релаксирующий эффект. Наблюдалось также устойчивое повышение процента использования кислорода, указывающее на высокую эффективность метаболических

процессов, поддерживая кровяное давление. Занятия физическими упражнениями пластической гимнастикой положительно повлияли на психоэмоциональное состояние участников. Непосредственно после тренировки наблюдалось улучшение самочувствия, повышение активности и настроения. [1].

Таблица 1

Влияние на сердечно-сосудистую систему у лиц молодого возраста в процессе занятий

пластической гимнастикой

Характер патологии Пульс до занятий Пульс после занятий

Х±т Х±т

Эмоциональная нестабильность 80 0,35 108 0,38

Таблица 2

Изменение артериального давления у пациентов с гипертензией до и после сеанса

Испытуемые Возраст, лет До занятия В процессе занятия После занятия

Павел 40 130/80 140/80 120/80

Иван 62 155/80 150/80 140/80

Ольга 47 140/80 110/85 120/70

Алексей 59 160/90 150/90 140/80

Маргарита 60 130/90 140/80 125/85

Екатерина 47 170/130 200/120 150/110

Светлана 45 130/90 130/90 110/85

Регина 60 140/90 150/90 120/80

Ирина 43 140/90 150/90 140/90

Кирилл 57 200/100 160/90 170/90

Ситуативная тревожность достоверно снизилась у всех групп. Латентный период зрительно-моторной реакции, особенно у новичков, также уменьшился. Омега-потенциал, особенно у категории до 25 лет, достоверно вырос во время занятий. Таким образом, пластическая гимнастика способствовала нормализации психоэмоционального состояния участников.

Полугодовой курс, совмещенный с регулярной учебой и профессиональной деятельностью, значительно улучшил состояние здоровья участников исследования. Наиболее выраженный эффект наблюдался у тех, кто регулярно посещал групповые занятия и выполнял рекомендованные упражнения. Улучшение аэробной производительности (статистически значимое в 42-58% случаев, в зависимости от возраста) связано с продолжительностью и регулярностью занятий и, вероятно, обусловлено положительным влиянием программы на метаболизм. К концу эксперимента

также сократилось количество случаев электрокардиографических отклонений, связанных с метаболическими нарушениями.

Занятия пластической гимнастикой значительно улучшили психическое и эмоциональное состояние участников всех возрастов. Данные тестов САН, ситуативной тревожности, а также методов диагностики нервно-психической активности и психоэмоциональной устойчивости доказывают это. Наиболее выраженный положительный эффект (улучшение самочувствия, активности и настроения) наблюдался у тех, кто занимался более четырех месяцев. Это свидетельствует о том, что после освоения базовой биомеханики движений пластическая гимнастика начинает оказывать полноценное психорегулирующее воздействие.

Исследование выявило статистически значимое снижение уровня ситуативной тревожности у большинства участников всех трех групп после полугода занятий. Начальный уровень тревожности был значительно повышен у большинства обследуемых.

Заключение

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что:

занятия пластической гимнастикой продолжительностью 1,5-2 часа демонстрируют выраженный антистрессовый эффект. Участники отмечают снижение умственного утомления и напряжения после работы, чувство спокойствия и комфорта. Методика пластической гимнастики использует мыслеобразы, имитирующие движение в воде или ощущение опоры, создавая чувство лёгкого сопротивления и устойчивости. Позитивные эмоции и ощущение эйфории после занятий свидетельствуют о гармонизирующем и расслабляющем влиянии пластической гимнастики на биоэнергоинформационный обмен, активизируя естественные стресс, тормозящий механизмы организма.

Пластическая гимнастика рекомендуется при хроническом стрессе, неврозах, неврастении, астении, вегетодистонии, эмоциональной нестабильности и аномалиях рефракции средней степени. Противопоказана в остром периоде заболеваний, при инфекциях и воспалениях.

Эффективность пластической гимнастики обусловлена минимизацией негативного воздействия хронического стресса за счёт самовнушения и саморегуляции расслабляющим действием упражнений, усиливающих стресс-тормозящие и ослабляющие стресс-реализующие механизмы.

Успех занятий по пластической гимнастике, во многом, зависит от личностных качеств педагога, его умения координировать группу и мотивировать участников на

достижение синхронности движений. Это ключевой фактор, обеспечивающий саморегуляцию мышечного и психологического напряжения.

Список литературы

1. Евдокимов И.М., Павлов И.Д. Роль функциональных резервов организма студентов при адаптации к физическим нагрузкам. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конференции (25 декабря 2020г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2021: 185-187.

2. Артамонов В.Н. Пластическая гимнастика как форма оздоровительной массовой физкультуры: метод. разраб. для студентов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. ГЦОЛИФК. М. 1992: 39.

3. Маврин А. Пластическая гимнастика "Веи". Физкультура и спорт. 2018; 9: 2021.

4. Попков А. Антистрессовая пластическая гимнастика: Методическая литература. Спорт в школе. 2006; 20: 13-19. URL: HTTP://spo.1september.ru/article.php?ID=200602006

References

1. Evdokimov I.M., Pavlov I.D. The role of functional reserves of the body of students in adapting to physical exertion. Fizicheskaya kul'tura I sport: integraciya nauki I praktiki: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25 dekabrya 2020 goda) [Physical culture and sport: integration of science and practice: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (December 25, 2020)]. Stavropol: Publishing House of NCFU. 2021: 185-187 [In Russ.].

2. Artamonov V.N. Plasticheskaya gimnastika kak forma ozdorovitel'noj massovoj fizkul'tury: metodicheskie razrabotki dlya studentov I slushatelej FPK GCOLIFKa [Plastic gymnastics as a form of recreational mass physical education: a method. developer. for students and listeners of the FPC GTSOLIFKA]. GTSOLIFK. M. 1992: 39 [In Russ.].

3. Mavrin A. Plastic gymnastics "Vei". Fizkul'tura I sport. 2018; 9: 20-21 [In Russ.].

4. Popkov, A. Antistress plastic gymnastics: Method. lit. Sport v shkole. 2006; 20: 13-19. URL: HTTP://spo.1september.ru/article.php?ID=200602006

Статья поступила в редакцию: 06.11.2024

Евдокимов Иван Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического приборостроения, 190121, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Морская дом 67, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.