Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВКА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГАЗИНА'

ПЛАНИРОВКА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГАЗИНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / ПЛАНИРОВКА / ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / НЕТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / HOME ELECTRONICS / PLANNING / TRADING PREMISES / NON-TRADING PREMISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко А.А.

Данная статья посвящена планировке проектируемого магазина «Бытовая электроника». В статье говорится о необходимости торгового оборудования и его рационального распределения в торговом зале, размещения площади для торговых и неторговых помещений, а также внешнего оформления магазина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT STORE LAYOUT

This article is devoted to the planning of the project store "Home electronics". The article discusses the need for commercial equipment and its rational distribution in the trading floor, the placement of space for trading and non-trading premises, as well as the external design of the store.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВКА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГАЗИНА»

УДК 658

Шевченко А.А. студент 4 курса факультет «Управления и бизнеса» Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Кемерово ПЛАНИРОВКА ПРОЕКТИРУЕМОГО МАГАЗИНА Аннотация: Данная статья посвящена планировке проектируемого магазина «Бытовая электроника». В статье говорится о необходимости торгового оборудования и его рационального распределения в торговом зале, размещения площади для торговых и неторговых помещений, а также внешнего оформления магазина.

Ключевые слова: бытовая электроника, планировка, торговые помещения, неторговые помещения.

Shevchenko А. А.

4th year Bachelor's Degree student Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo Institute (branch) Kemerovo

THE PROJECT STORE LAYOUT

Annotation: This article is devoted to the planning of the project store "Home electronics". The article discusses the need for commercial equipment and its rational distribution in the trading floor, the placement of space for trading and non-trading premises, as well as the external design of the store.

Keywords: home electronics, planning, trading premises, non-trading premises.

Актуальность данной работы заключается в том, что при проектировании магазина очень важно правильно организовать торговое пространство, грамотно распланировать маршрут, оптимально разместить товары, расставить оборудование. Огромное значение имеет не просто расставить оборудование красиво, но еще и функционально. Необходимо правильно оптимизировать торгово -технологические процессы. Правильно спроектированный магазин, современный, стильный дизайн, умелое сочетание форм торговой мебели поможет не только привлечь покупателей, но и способствовать принятию решения о покупке, а значит, увеличению объема продаж.

У торговых помещений должна быть тесная связь с оборудованием. Размещение торговых помещений и оборудования должно быть направлено на рациональное осуществление всех торгово-технологических операций путем широкого внедрения современного торгово -технологического оборудования. Но главной целью размещения торговых помещений и

оборудования в нем является создание максимального комфорта для покупателей при выборе и покупке ими товаров [1].

Технические требования предполагают такое устройство помещения, в котором дается возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. Состав помещений магазинов, их размещение и взаимосвязь, схема движения покупательских и товарных потоков определяется именно с учетом технологических требований.

Планировка оборудования помещений торгового предприятия должна обеспечивать оптимальные условия работы персонала и, самое главное, его высокую производительность труда. Разрабатывая схему технологической планировки для торгового предприятия, необходимо брать во внимание его тип, размер всей площади магазина, торговой площади, а также конфигурацию торгового зала.

Чтобы создать наилучшие условия для работы магазина, нужно следовать определенным технологическим требованиям к устройству самого магазина:

• выделение зон в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий и интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

• создание рационального движения покупательских потоков;

• нахождение кратчайших путей движения потоков.

Самой главной целью дизайна и оформления магазинов является привлечение внимания покупателей при входе в магазин, поскольку первое впечатление чаще всего производит именно интерьер магазина, а не сам товар. В большинстве случаев, покупатели больше предпочитают заходить в светлые, просторные помещения, это значит, что световые и цветовые решения в оформлении являются наиболее важными. Помещение, которое будет хорошо освещено, обеспечит высокую работоспособность, а темное помещение не только снижает работоспособность, но также и вредно для здоровья человека.

При проектировании магазина стоит не забывать, что в интерьере не нужно использовать более двух-трех оригинальных художественных элементов, поскольку в противном случае картинка магазина будет перегружена и тем самым внимание покупателя будет отвлечено от покупки товаров. Такие же критерии применимы при оформлении витрины магазина, так как в них находятся самые яркие модели, которые акцентируют внимание покупателей. Благодаря витринам покупатели информируются о товарном профиле магазина, новых товарах и т.д.

Объектом исследования является расчет прибыли и издержек проектируемого магазина «Бытовая электроника», общей площадью 470 м2.

Торговый зал должен обеспечивать большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей и хорошие условия труда

работникам магазина, поэтому необходимо не только разместить в нем отделы, но также рационально направить потоки покупателей, умело разместить торговое оборудование, кассовые блоки, вход и выход из зоны обслуживания.

Проектируемый магазин расположен в самом центре города. Он находится на втором этаже торгового развлекательного комплекса, ориентирован на людей, которые приехали совершить покупки в нескольких магазинах сразу в одном месте. Однако, данный магазин можно было также расположить отдельным зданием, т.к. в магазине данного формата люди совершают покупки обычно, обдумав заранее. В таких магазинах импульсивные покупки совершаются реже всего, нежели в других магазинах, таких как магазин у дома, супермаркет, магазин одежды и т.д.

Поскольку магазины бытовой электроники зачастую имеют большую площадь и их трудно не заметить, то им нет необходимости делать вывеску очень яркой и чересчур вызывающей. Однако, это не значит, что вывеску можно и вовсе не делать, просто огромных денежных вложений в это не потребуется. Вывеска - это одна из важных частей магазина, ведь, не заходя в магазин, уже понятно, что в нем продается. В данном магазине вывеска выполнена из синих букв, как и внутренняя планировка, поскольку данный цвет используется для брендирования услуг, которые связаны с финансами и безопасностью. Его применяют банки, адвокатские и юридические фирмы, аптеки, больницы, а также авиакомпании. Не рекомендуется использовать синий или голубой в продуктовых магазинах и супермаркетах, так как он подавляет чувство голода. А в сфере ^ и техники синий цвет как раз наиболее подходящий, т.к. он вызывает доверие к нему, ведь сумма одной покупки в данном магазине довольно высокая и человеку хочется быть уверенным в качестве и надежности магазина. Слева от входа в здание расположена табличка с указанием режима работы магазина.

Входная дверь должна располагаться прямо по центру магазина. На полу у входа расположены коврики для того, чтобы поддерживать чистоту в магазине. Вход для персонала магазина и погрузке-разгрузке товара находится с другой стороны здания.

Можно отметить, что в проектированном магазине созданы комфортные условия для покупателей. Магазин отвечает всем предъявленным требованиям.

Схематичный генеральный план участка магазина представлен на рисунке 5.

Рисунок 6 - Схема генерального плана магазина с парковкой 1 - магазин, 2 - парковка, 3 - проезжая часть, 4 - пешеходная зона

Площадь, которая предусмотрена под магазин, нужно разделить на следующие помещения:

1) торговые - это торговый зал, включающий в себя как площадь для осуществления торговли, так и площади для дополнительного обслуживания покупателей, например, оформление кредита, раскрой ткани и т.п.

2) неторговые, которые делятся на:

- помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;

- подсобные помещения - это кладовые для хранения тары, упаковочных материалов и т.д.;

- административно-бытовые помещения, включающие в себя торговый отдел, кабинет директора, бухгалтерию, санитарные узлы и др.;

- технические помещения - это вентиляционные камеры и пр.

- площадь связи: проходы и проезды.

Для того, чтобы осуществлять торгово-технологический процесс, у магазина должны быть необходимые помещения. Согласно СНиП 2.08.02-89 можно выделить следующие помещения:

1. Для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже (кладовые и разгрузочные места).

2. Подсобные помещения, а именно:

• Приемочная

• Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

• Помещение для сбора мусора

3. Служебно-бытовые помещения (главная касса, уборные,

гардеробные) [3].

Рассчитаем общую площадь неторговых помещений проектируемого магазина согласно СНиП 2.08.02-89: (250/10)*3,8=95 (250/10)*1,2=30 (250/10)*1,32=33

95+(220/10)*3,47=171,34 м2 - площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже

30+(220/10)*0,64=44,08 - площадь для подсобных помещений 33+(220/10)*0,9=52,8 - площадь для служебных и бытовых помещений Итого: площадь неторговых площадей составляет: 171,34+44,08+52,8=268,22

Поскольку площадь неторговых помещений составляет 57 % от общей площади магазина, необходимо уменьшить их размер, не нарушая при этом требования СНиП, т.к. размещение неторговых помещений, составляющих больше половины от всего помещения, будет нецелесообразно. Площадь отдельных помещений не должна быть менее 6 м2, исключения составляют главные кассы, сан.узлы и т.д.

Таблица 1— Распределение площади для служебно-бытовых _помещений в магазине «Бытовая электроника»_

Помещения магазина Назначение Площадь, м2 Удельная доля в общем составе помещения, %

1. Подсобное помещение Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, для хранения мусора 27,3 5

2. Туалетная комната Сан.узел 3,8 0,8

3. Служебные помещения Помещение для хранения документации, для персонала, помещение для вещей персонала, для хранения спецодежды 36,8 7,8

4. Приемочная и комната хранения Помещение для приемки товара, для его хранения и проверки по количеству и качеству 50,6 10,7

Итого: - 118,5 24,3

Благодаря рациональному распределению площади для неторговых помещений, на торговый зал приходится: 470 - 118,5 = 351,5 м2, что составляет 75,7% от общей площади проектируемого магазина.

Внутренняя планировка помещений магазина «Бытовая электроника» представлена на рисунке 2.

Рисунок 7 - Схема помещений магазина

Таблица 2 - Экспликация помещений

Номер помещения Обозначение

1 Торговый зал

2 Приемочная и комната хранения

3 Подсобное помещение

4 Туалетная комната

5 Служебные помещения

Рациональная технологическая планировка торгового зала играет большую роль в коммерческой деятельности магазина. Она подразумевает такое размещение оборудования и зонирование торгового зала, при котором будет обеспечен наибольший комфорт покупателям при движении, осмотре и выборе товаров; сведение к минимуму очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рациональное использование торгового пространства; создание благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала [2].

Площадь торгового зала по назначению можно разделить на следующие основные зоны:

- площадь, отведенная под кассы. К такой площади относится площадь для установки расчетных узлов и обеспечении рабочего места кассиров. В магазинах самообслуживания эта площадь также включает в себя площадь установки столов упаковки и составляет она около 15 % от площади торгового зала;

- площадь, отведенная под оборудование с целью выкладки и демонстрации продукции. Она включает в себя установочную площадь оборудования, которое предназначено для размещения товаров и оборудования, благодаря которому и происходит процесс выбора товаров. Именно эта зона является одной из самых важных, поскольку именно разумное распределение товаров является важным моментом для покупателей: все товары должны быть логично расставлены, но также полки не должны быть переполнены;

- площадь проходов для покупателей, включающая в себя площадь для проходов покупателей между оборудованием и зону, которая расположена рядом с входом в торговый зал и выходом из него.

При разработке планировки торгового зала необходимо учитывать вышеперечисленные зоны.

Планировка торгового зала проектируемого магазина выглядит следующим образом (рисунок 7).

Рисунок 8 - Планировка торгового зала

Таблица 3 - Фактическое соотношение функциональных зон торгового

зала

Функциональные зоны Площадь, занимаемая указанной функциональной зоной

в процентном выражении, % в абсолютном выражении, м2

Площадь под оборудование 23,44 80,8

Площадь под узлами расчетов 18,06 63,27

Площадь под рабочими местами продавцов 23,44 80,8

Площадь для проходов покупателей 35,24 123,02

ИТОГО 100 351,5

Приведем таблицу фактического соотношения торговых и неторговых помещений.

Таблица 3 - Фактическое соотношение функциональных зон торгового

зала

Функциональные зоны Площадь, занимаемая указанной функциональной зоной

в процентном выражении, % в абсолютном выражении, м2

Площадь торговых помещений

Площадь под оборудование 17,1 80,8

Площадь под узлами расчетов 13,46 63,27

Площадь под рабочими местами продавцов 17,1 80,8

Площадь для проходов покупателей 26,17 123,02

Площадь неторговых помещений

Подсобное помещение 5 27,3

Туалетная комната 0,8 3,8

Служебные помещения 7,8 36,8

Приемочная и комната хранения 10,7 50,6

ИТОГО 100 470

Таким образом, генеральный план строительства магазина должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Предприятия розничной торговли должны вписываться в социальную инфраструктуру микрорайона и не нарушать его санитарного состояния. грамотная планировка общей площади магазина дает возможность рационализировать торгово-технологические операции и сделать посещение магазина более комфортным для покупателей. правильная планировка торгового зала обеспечивает как нормальные условия для персонала, так и удобства для ориентации покупателей. Торговый зал служит для размещения рабочего и

выставочного запаса товара, здесь осуществляется выбор товара, расчетные операции, а также оказываются различные дополнительные услуги. Так, в проектируемом магазине будут созданы благоприятные и комфортные условия для покупателей данного магазина. В хозяйственную зону входит магазин и парковка на 100 машино-мест. В целом проектируемый магазин «Бытовая электроника» отвечает всем предъявляемым требованиям. В магазине применяется смешанная планировка торгового зала. Исходя из площади торгового зала необходимо 4 узла расчета с общей площадью 63,27 м2. Площадь под оборудование, для проходов покупателей и площадь под рабочими местами продавцов в совокупности составляет 288,23 м2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Т.Н. Занданова Проектирование торговых предприятий: учебно -методическое пособие для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров». - М.: Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. - 113 с.

2. Розанов С.В. Оборудование торговых предприятий: устройство и планировка. М.: «Финист», 2014. - 165 с.

3. Проектирование предприятий розничной торговли / Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». - Минстрой России, 2015. - 54 с.

УДК 339

Шевченко А.А. студент 4 курса факультет «Управления и бизнеса» Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Кемерово

СООТВЕТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УПАКОВКЕ ТРЕБОВАНИЯМ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию безалкогольного среднегазированного напитка «Колокольчик». Проводится соответствие информации на упаковке требованиям нормативной документации.

Ключевые слова: ГОСТ, соответствие, среднегазированный напиток

Shevchenko А. А. 4th year Bachelor's Degree student Plekhanov Russian University of Economics Kemerovo Institute (branch) Kemerovo

REGULATORY COMPLIANCE OF INFORMATION ON PACKAGE STORE LAYOUT

Annotation: This article is devoted to the study of non-alcoholic medium-carbonated drink "Kolokolchik". There is regulatory compliance of information on package.

Keywords: GOST, regulatory compliance, medium-carbonated drink.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.