УДК 338.48
Романова Марианна Михайловна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»
Россия, Москва1
Кафедра Общего менеджмента и предпринимательства Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: MRomanova@mesi.ru
Чернова Анна Александровна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики»
Россия, Москва
Кафедра Управления проектами и инновационного менеджмента
Доцент
E-Mail: aachernova@mesi.ru
Планирование выбора форм распространения рекламы
в индустрии туризма
Аннотация. Индустрия туризма представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, которая отличается интегрированным характером функционирования различных предприятий. В статье выделены и охарактеризованы особенности туристских услуг, которые необходимо учитывать при планировании выбора форм распространения рекламы. Внимание сосредоточено на понятии маркетинговых коммуникаций, описана концепция «бюджетных затрат». В статье проанализированы и охарактеризованы основные средства распространения рекламы в индустрии туризма. Далее подробно рассматриваются этапы подготовки и проведения рекламной компании применительно для индустрии туризма.
При охвате рекламной аудитории выделяют различные стратегии, к которым можно отнести: стратегия ниши или концентрации рекламы на одном сегменте, стратегия нескольких выборочных сегментов, монопольная стратегия, стратегия в зависимости от фазы жизненного цикла туристской услуги. В статье описаны модели выбора средств рекламы, которые применяются в зависимости от разных комбинаций использования рекламных средств информации.
На успешную деятельность туристских компаний влияют разные формы рекламы, в связи, с чем можно сделать вывод о том, что планирование выбора форм распространения рекламы является очень важным аспектом их эффективности в данном бизнесе.
Ключевые слова: индустрия туризма; туристские услуги; особенности туристских услуг; маркетинговые коммуникации; рекламная деятельность; стратегия развития; виды рекламы; формы распространения рекламы.
Идентификационный номер статьи в журнале 45ЕУЫ414
119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7
В настоящее время большинство компаний, прибегающих к тем или иным способам продвижения своего товара (услуги) на рынке часто используют одновременно несколько форм распространения информации. Такое правило является самым эффективным, так как можно комплексно учесть специфику товара или услуги, особенности компании производителя (продавца), характеристику конкурентов. С учетом того, что рыночная ситуация на рынке может изменяться, и специалистам по продвижению нужно реагировать на эти изменения. Значительное место в данном комплексе занимают маркетинговые коммуникации.
Маркетинговые коммуникации - это комплекс различных способов распространения и донесения информации о товаре (услуге), компании до потребителей - потенциальной целевой аудитории. Маркетинговые коммуникации зависят от специфики товара или услуг, отрасли, в которой они проводятся. Так, «индустрия туризма» - это особая сфера предпринимательской деятельности, которая отличается интегрированным характером экономических отношений взаимодействия и взаимной зависимости объектов производственных и непроизводственных отраслей, предоставляющих универсальный продукт (набор услуг, разнообразные виды работ, разнопрофильные товары) [8, с. 20].
Услуги туризма и гостеприимства предлагаются на рынок взаимосвязанным межотраслевым комплексом организаций и предприятий. Куда можно отнести как предприятия сферы услуг, так и предприятия других отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, связи). Успех маркетинговых коммуникаций в индустрии туризма во многом зависит от особенностей данных услуг, которые необходимо учитывать [10].
Так, первая особенность индустрии туризма связана со спецификой услуг - это неосязаемость услуг и неоднородность спроса. Необходимым признаком реализации данных услуг является присутствие клиента и невозможность их складирования, то усиливается личностный аспект. В связи с этим процесс маркетинговых коммуникаций в туристических услугах может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем в товарах. Эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определённого эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в том числе и субъективных характеристик (доход, возраст, образование, профессия) и высокой значимости факторов внешней среды -экономическая, политическая и социальная ситуация в стране, экология и др.
Из-за неосязаемости и несохраняемости услуг туризма рекламодателю сложно убедить потребителя в выгодности именно данной услуги, так как качество услуг колеблется в широких пределах и зависит не только от производителей услуг, но и от времени и места предложения. Если клиент отказался от путешествия в последний момент, то заменить его кем-то уже практически невозможно.
При решении проблемы маркетинговых коммуникаций в индустрии туризма должна обязательно учитываться сезонность предоставления услуг, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия восприятия рекламы данных услуг. Так, нецелесообразно рекламировать Египет, ОАЭ летом, когда там сильная жара, однако, низкие цены на туры привлекают и в этот период времени туристов.
Вторая особенность - сложная система взаимосвязей между составными элементами индустрии туризма и глубина их проникновения. Поэтому следует четко ответить на вопрос, как реально должна проходить рекламная компания и на кого должна быть ориентирована. Большая часть предприятий и организаций сферы гостеприимства небольших размеров, которые не могут себе позволить большие затраты на рекламу. Крупные туристские операторы, создающие основную часть услуг, имеют намного больше финансовых
возможностей. Согласно расчётам автора, по данным Госкомстата РФ, около 83% предприятий и организаций в сфере туристских услуг являются частными. Значит, главная цель их деятельности - получение прибыли, накопление ценностей и т.д.
К третьей особенности индустрии туризма можно отнести влияние различных заинтересованных сегментов потребителей. Так как оказывается комплекс услуг, то нельзя ожидать, что у всех требования и поведение будет одинаково при восприятии рекламы. Существуют различные противоречия, например, между владельцами гостиниц и ресторанов, приезжими посетителями и местными жителями. Крупные гостиницы (гостиничные цепи, консорциумы) меньше всего заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями и представляют достаточный набор услуг, чтобы разместить и организовать отдых гостей у себя. Одиночные (небольшие) гостиницы заинтересованы в том, чтобы диверсифицировалось предложение. Им сложно в условиях высокой конкуренции, в связи с этим получили популярность такие сайты как booking.com и аналогичные для того, чтобы рекламировать и предлагать свои услуги туристам.
Туристы преклонного возраста предпочитают спокойный отдых и когда их интересы нарушаются, они могут объединиться и выступать против развития какого-либо другого вида туризма в регионе. Поэтому приобретают популярность в мире так называемые, «бездетные» рейсы, туры, отели и т.д.
Четвертая особенность связана с внешними эффектами туристских услуг, на которые воздействуют различные факторы внешней среды (экономика, экология, политика и др.). Как бы ни проводилась рекламная компания региона, но если он неблагоприятен - военные действия, плохая экология и т.д. - конечного положительного результата не будет.
С учетом выделенных особенностей индустрии туризма можно отметить, что на выбор средств маркетинговых коммуникаций в данной сфере влияют следующие факторы:
1) особенности продвигаемой услуги, важно на каких потребителей ориентирован продвигаемый туристский продукт, на какой период, назначение услуги;
2) специфика рынка - локальный, региональный ли рынок, ориентация на индивидуального или на массового потребителя;
3) цели, которые преследует компания рекламодателя - информирование потребителя, стимулирование продаж туристских услуг, уровень конкурентоспособности, выбранная стратегия для компании (рост, ограниченный рост, сокращение и т.д.), повышение лояльности потребителей и др.;
4) стадия жизненного цикла туристского продукта, на которой находится услуга/компания - информацию о новой туристской услуге нужно донести до потребителя; об услуге, которая уже существует на рынке нужно напомнить потребителю;
5) финансовые ресурсы, которыми располагает компания - рекламодатель. Величина рекламного бюджета зависит от объема, размера и потенциала рынка; степени лояльности целевых потребителей; этапа жизненного цикла турпродукта; степени дифференциации турпродукта (комплексные туры для массового рынка, отдельные туры для узких сегментов, дополнительные услуги); уровня конкуренции. Общий рекламный бюджет компании распределяется по различным направлениям, сбытовым территориям и рынкам, видам туров и периодам продаж.
После определения целей, в зависимости от выделенного бюджета составляется план выбора форм распространения рекламы в индустрии туризма, способы распространения рекламы с максимальной отдачей (количество контактов с целевой аудиторией, повышение узнаваемости на Х% и т.д.);
На современном туристском рынке недостаточно просто создать хороший товар или услугу, установить цену и обеспечить доступность. Для достижения запланированного эффекта услуги индустрии туризма нужно продвигать с помощью различных способов, механизмов и технологий коммуникаций. Это позволяет не только достигать цели увеличения сбыта, создания благоприятного образа товара, компании или услуги, но и решать широкий круг политических и социально-экономических задач.
Выделяют следующие формы маркетинговых коммуникаций, согласно концепции «бюджетных затрат» [18]:
• ATL (от английского Above the Line - то, что над чертой) - это прямая реклама в традиционных средствах массовой информации, направлена на широкие слои населения. Технологии ATL обладают сильным воздействием и считаются безличными по отношению к потребителям. Виды прямой рекламы являются наиболее затратными в сравнении с BTL рекламой, их могут себе позволить только крупные туроператоры.
• BTL (от английского Below the Line - то, что под чертой) - совокупность методов нестандартной (непрямой) рекламы, при помощи которых обеспечивается непосредственный контакт между брендами и потребителями. Виды непрямой рекламы являются менее затратными, могут использовать средние и малые предприятия туристской индустрии.
• TTL (от английского Trough the Line - сквозь линию) - вся и сразу реклама, возникла недавно в связи с необходимостью применения наряду с технологиями ATL новых способов BTL - такая комбинация считается наиболее эффективным способом продвижения товара или услуги.
Анализ информации позволил автору сгруппировать и выделить основные составляющие концепции ATL, BTL и TTL применительно для индустрии туризма, что отражено в таблице 1:
Таблица 1
Применение концепции БТЬ, ATL, TTL в индустрии туризма ATL (прямая реклама)
• Радио
• Телевидение
• Интернет
• Печатные СМИ
• Наружная реклама
• Реклама на различных мероприятиях
• Реклама в местах продаж турсулуг
_•_Реклама в кинотеатрах, театрах_
TTL (вся реклама)
комбинация А^ и ВТЬ технологий для достижения максимальной эффективности
маркетинговых коммуникаций_
БТЬ (непрямая реклама)
• Стимулирование продаж (потребитель)
• Стимулирование сбытовой сети (дилеры, дистрибьюторы)
• Прямой маркетинг
• Событийный маркетинг
• Сувенирная реклама
• Информационные семинары
• «Сарафанное радио»_
Можно отметить, что предприятия индустрии туризма применяют концепцию «бюджетных затрат» в полном объёме. Как правило, туристскую услугу представляют с помощью видеоролика, или красивой яркой картинки, буклета. В зависимости от размера туристского предприятия и его бюджета используют методы ЛТЬ или БТЬ, а в лучшем случае и ТТЬ.
Реклама - это любая, оплачиваемая, форма коммуникации с потребительской потенциальной аудиторией, представляющая товар или услугу, формирующая какие-либо образы, подсознательные ассоциации у потребителя, воздействующие на его итоговый выбор [6].
Можно выделить функции рекламы в индустрии туризма:
1) Информационная - заявление о существовании туристской услуги, компании. Описание основных количественных и качественных параметров и особенностей.
2) Стимулирующая - побуждение и развитие у клиента потребности в туристских услугах, с помощью воздействия на чувства, самооценку и т.д.
3) Мотивационная - после осознания потребности в туристской услуге происходит побуждение к действию: покупке турпакета, получению информации.
К основным целям рекламной деятельности в индустрии туризма можно отнести: привлечение и удержание внимания потребителя; формирование интереса и получение достоверной информации; создание ассоциативного ряда с рекламируемой туристской услугой; побуждение к действию.
Опираясь на основные цели рекламной деятельности в туристской индустрии, ставятся задачи для рекламопроизводителей:
1) Брендовые задачи включают формирование имиджа туристской услуги (компании), престижности.
2) Коммерческие задачи базируются на стимулировании сбыта, росте объёмов продаж турпродукта, увеличении получаемой прибыли, поиске новых выгодных партнеров.
3) Социальные задачи реализуют социальные и общественные цели, укрепление моральных устоев, охрана природы и др.
В современном мире роль рекламы в индустрии туризма очень велика. Так, реклама информирует потребителя о новых и популярных туристских услугах, отелях и направлениях. Она является неотъемлемой частью комплекса маркетинга, инструментом воздействия на туристский рынок, средством конкурентной борьбы за потребителя. С помощью рекламы стимулируются потребители в приобретении тура, сувенирной продукции и т.д.
При планировании рекламной кампании туристской услуги, в первую очередь следует выбрать целевую аудиторию для рекламного сообщения и выделить основные цели и задачи планируемой рекламной кампании. Это будет являться основой для выбора наиболее подходящих средств распространений рекламных сообщений. Каждый из каналов распространения имеет свои особенности воздействия на аудиторию, и её охвата.
На основе анализа источников [1,2,7,8,12] автором выделены и структурированы основные средства распространения рекламы в туристской индустрии, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные средства распространения рекламы в индустрии туризма
Вид Формы Преимущества и недостатки
Печатная реклама Информационные письма, каталоги, буклеты, рекламные листки, проспекты, календари • Один из самых бюджетных способов распространения рекламного сообщения (используется малым и средним бизнесом в качестве основного вида). • Используется крупными предприятиями как сопроводительная реклама, к более масштабным мероприятиям. • Обладает длительным воздействием, высоким качеством, избирательностью (не воздействует на широкую аудиторию). • Разнообразные каналы распространения: рассылка по почте, раздача на выставочных стендах, презентациях, в турагентствах.
Реклама в прессе Рекламные объявления, статьи, графические картинки • Бюджетный способ, но менее масштабный. • Узкий контакт с целевой аудиторией, поскольку у печатных изданий более ярко выражена специфика и читающая аудитория. • Информирует, вызывает, и стимулируют интерес к турпродукту и компании, позволяет осуществлять обратную связь с потребителями посредством купонов. • Недостатки: краткий срок жизни, малая
Вид Формы Преимущества и недостатки
выразительность, низкое качество воспроизведения иллюстративного материала, краткость текста, незначительная аудитория «вторичного» читателя.
Реклама на радио и телевидении Видео и аудио ролики, радиопередачи в разное время суток и различных программах. • Самые масштабные способы для разных слоёв населения, но дорогостоящие, доступны не всем компаниям. • С помощью визуального и аудио контакта с аудиторией, можно вызвать побудительные эмоции путешествовать. • Можно регулировать и выбирать наиболее выгодное время размещения по количеству контактов с целевой аудиторией. • Недостатки: быстрота рекламных сообщений, навязчивость, дороговизна, как в создании рекламного сообщения, так и в покупке эфирного времени на радио и ТВ каналах, растущая неприязнь со стороны аудитории.
Интернет-реклама Интернет - канал, реклама на сайтах, размещение посланий фирмы в электронных версиях отраслевых и периодических изданий, присутствие в наиболее востребованных поисковых системах • Быстро развивается, так как современный человек проводит много времени в интернете, независимо от своего статуса. • Можно покупать ту аудиторию, которая с максимальной вероятностью даст ответную реакцию на рекламное сообщение. Такой «фильтр» аудитории называется таргетингом, всегда предоставляется за дополнительную плату. • Оперативная обратная связь, можно оценить свою рекламную кампанию по реакции аудитории и предпринять меры по ее корректировке. • Ненавязчивость интернет рекламы, что позволяет исключить негативную реакцию аудитории на сообщение. • Расходы на интернет - рекламу ниже, чем на другие средства. • Недостатки: недоступность в некоторых регионах, местах.
Наружная реклама Плакаты, рекламные тумбы, световые установки, бегущие дорожки, растяжки, баннеры, рекламные щиты, реклама на транспорте (рекламные листовки и стикеры; • Оформлена в ярких красках, с применением световых эффектов, 3Б-анимации и других современных технологий, которые могут за секундный контакт с аудиторией произвести впечатление и привлечь внимание. • Ориентация на конкретную аудиторию зависит от места, региона и направления.
Вид Формы Преимущества и недостатки
плакаты и надписи на станциях и видах транспорта). • Относительно невысокая стоимость по сравнению с телевизионной и радио рекламой. • Недостатки: короткое время контакта, низкая запоминаемость рекламного сообщения, много ограничений наложенных Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ на расположение наружной рекламы, формат, рекламные конструкции.
Прямая почтовая реклама Листовки, буклеты, письма • Одна из самых избирательных, так как рассылается лицам, потенциально заинтересованным в её получении, а так же обеспечивает максимальный контакт с получателем. • Отправляются любые материалы, не только рекламная информация в виде письма. Процент реакций на подобные рассылки очень высокий. • Недостатки: большой объем корреспонденции у получателей, поэтому сообщение может быть потеряно или проигнорировано, возможна смена адресов получателей.
Сувенирная реклама фирменные календари; изделия с фирменной атрибутикой (спички, зажигалки, брелоки, ручки, пепельницы, блокноты, бейсболки); представительские сувениры (чемоданы, атташе-кейсы, часы, телефонные аппараты) • Является средством стимулирования сбыта или создания предпочтения для отдельных туристских услуг. • Рекламная информация (контактные данные компании, фирменный знак или расцветка). • Цель - укрепление имиджа турфирмы, поддержание лояльности клиентов • Невысокая стоимость, оригинальность и привлекательность, полезность для получателя.
Участие в выставках Разные выставки (международные, национальные и местные, специализированные) • Очень популярный способ наглядной демонстрации новинок и рекламы туристкой компании за короткий срок. • Охват нескольких направлений: реклама продукции, анализ новинок и состояния конкурентных фирм, знакомство и новые контакты для сотрудничества, поддержка имиджа компании в глазах конкурентов и партнеров. • Затратный метод, но для средних и крупных компаний он необходим.
Реклама в местах продажи Рекламные издания и плакаты, рекламные • Оформление торговых залов и витрин турфирм и их представительств
Вид Формы Преимущества и недостатки
планшеты, стикеры, крупноформатные диапозитивы и т.д. • Наглядность, невысокая стоимость, оригинальность и привлекательность • Улучшение имиджа компании
Информационные семинары Разнообразные семинары • Привлечение посредников по предлагаемым турам, туристским достопримечательностям и условиям поездок, • Улучшение политики сбыта и продвижения.
Проведение презентаций Проводятся как в офисе турфирмы, так и на отдельных сбытовых территориях. • Представление своего туристского продукта, • Приглашаются потенциальные потребители и партнеры, представители СМИ и специализированной прессы, что позволяет объединить два мероприятия: привлечение потенциальных партнеров и PR.
«Сарафанное радио» Рекомендации друзей и знакомых, родственников • Небольшие турагентства считают, что больше половины новых клиентов им приносит репутация • Постоянные клиенты рекомендуют их своим знакомым и родственникам. • Туроператоры используют Интернет и специализированные издания. • Небольшие расходы, но необходимо всегда высокое качество услуг
Как видно из таблицы, в индустрии туризма могут использоваться разные средства распространения рекламы, в большей или меньшей степени. Крупные туроператоры могут использовать больший бюджет, чем турагентства. Необходимо отметить, что роль «сарафанного радио» в сфере туристских услуг очень значительная.
По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, в январе - марте 2014 года объем рекламы ориентировочно составил 77 млрд. руб., что демонстрирует прирост 9%, в сравнении с данными 2013 года. Прирост отмечен во всех средствах распространения, кроме прессы, спад которой составил 8% (таблица 3).
Таблица 3
Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС [16]
сегменты Январь-Март/2014 года (млрд. руб.) Прирост, %
Телевидение 38.6-39.1 9
в т. ч. эфирное 37.8-38.3 9
кабельно-спутниковое 0.83 17
Радио 3.3-3.5 7
Печатные СМИ 7.4-7.7 -8
в т.ч. газеты 1.8-1.9 -3
журналы 3.5-3.6 -9
рекламные издания 2.0-2.1 -11
Наружная реклама 9.6-9.9 5
Интернет 16.6 25
в т.ч. медийная реклама 3.4 12
контекстная реклама 13.2 28
Прочие 0.91 3
ИТОГО 76.6-77.1 9
Эти же цифры, ещё раз подтверждают данные компании «Tns Global» - один из мировых лидеров представления комплексной медиа- и маркетинговой информации. По её данным за 2013 год [17], лидирующей площадкой по объему аудитории, остается телевидение, на втором месте радио, далее развивающейся быстрыми темпами интернет и снижающаяся пресса. Снижение рекламы в прессе, на наш взгляд, связано с тем, что современные издания имеют он-лайн версии своих номеров. Соответственно, наблюдается постепенный переход размещения рекламы в интернете. В связи с развитием интернета, данный процесс необратим и будет свойственен многим каналам распространения.
Подготовка рекламной кампании в индустрии туризма и её проведение делятся на несколько этапов. На первом этапе исследуются:
• Потребительские свойства туристских услуг, и возможность использования тех или иных форм и видов рекламы. Анализ услуг позволит выделить основные достоинства и представить их в рекламе наилучшим образом.
• Потребители, их количество, распределение по социальным и экономическим признакам. Как правило, в туризме они дальше распределяются по группам наиболее и наименее возможных покупателей. Это позволяет сделать выводы, каким образом потребители воспринимают туристские услуги.
• Сегмент рынка рекламируемых туристских услуг, что концентрирует рекламу в нужном объеме и форме, для получения наибольшей отдачи.
На втором этапе осуществляется стратегическое планирование [9]. Рекламная стратегия — долгосрочная программа, направленная на развитие рекламного процесса с целью создания рекламного продукта. Базируясь на результатах исследования, на данном этапе определяются более четкие направления для дальнейшей работы:
• Определение основных целей рекламной компании, а так же оценка ее возможных результатов, влияние внешней среды. Как правило, используются различные виды анализов [5, с. 38] (SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица BCG,
АВС - метод и др.), с помощью которых выявляют перспективные зоны и неблагоприятные тенденции.
• Выявление источников финансирования рекламной компании.
• Анализ позиций рекламодателя в конкурентной борьбе, выбор наиболее эффективных рекламных стратегий.
При охвате рекламной аудитории существуют следующие виды стратегий:
1. Стратегия ниши или концентрации рекламы на одном сегменте. Атрибуты туристской услуги формируются на основе желаний или выгод, свойственных поведению фокусируемого сегмента. Такая стратегия используется тогда, когда группа потенциальных покупателей имеет приблизительно похожие или не взаимоисключающие интересы.
2. Стратегия нескольких выборочных сегментов. Атрибуты формируются с учетом потребительских предпочтений сегментов, которые не противоречат друг другу. Соответственно, реклама воздействует на несколько сегментов с различными характеристиками.
3. Монопольная стратегия (реклама направлена на всех). В разработке рекламы участвуют атрибуты общего воздействия на массы потребителей с общественно полезными ценностями.
4. Стратегия в зависимости от фазы жизненного цикла туристской услуги, так как на разных этапах перед рекламопроизводителем встают разные задачи.
На третьем этапе принимаются тактические решения по следующим направлениям: составление сметы расходов, выбор средств распространения рекламы, разработка системы мониторинга. Правильный выбор рекламных средств заключается в том, чтобы отобрать именно те, которые позволяют решить данную рекламную цель наиболее эффективно. Располагая результатами исследований, характеристиками средств информации, принимается решение о распределении финансовых ресурсов.
Существуют следующие модели (медиастратегии) выбора средств рекламы.
1. Модель «смешение различных средств» рекламной информации (концепция БТЬ, ЛТЬ, ТТЬ).
2. Модель «совпадение профиля» означает дробление рекламных средств таким образом, чтобы рекламные объявления в СМИ подавались пропорционально значимости сегмента в объемах покупок.
3. Модель «принцип наивысшей пробы» предполагает начать работать с рекламными средствами информации, обеспечивающими самый высокий сбыт туристских услуг. Затем переключиться на другие СМИ только после того, как первые станут неэффективными.
4. Модель выбора средств рекламы по «лидеру рекламного рынка». Лидерство определяется исходя из анализа затрат на рекламу конкурентов; выявление затрат на рекламу лидеров рынка; выявление предпочтительных средств рекламы и их средних объемов в отрасли.
На четвертом этапе производится рекламная продукция и проводится рекламная кампания. После определения форм и видов распространения рекламных сообщений, подготавливаются все материалы для их распространения соответственно выбранным формам и видам для наилучшего восприятия их потребителями. Сюда можно отнести: подготовку макетов, написание текстов, публикации, трансляция, тиражирование, распространения
рекламной информации. Обязательным является проведение контроля за осуществлением рекламных мероприятий и расходованием средств.
На пятом этапе подводятся итоги рекламной кампании, выполняется комплексная оценка реализации плана рекламной кампании, анализ правильности выбора каналов распространения рекламных сообщений, оценка эффективности рекламной кампании в целом.
В мировой зарубежной практике турфирм выделяют три различных по своей активности рекламных кампании:
1) Наиболее активная рекламная кампания, которая обеспечивает продажу основной массы туристского предложения, проводится осенью предшествующего года. В этот период в европейских странах развертывается массовая продажа комплексных туров (инклюзив-туров) за границу и большинство потенциальных туристов выбирают маршруты своих поездок на следующий год. Доля расходов в годовом рекламном бюджете составляет порядка 60%. С начала осени и до рождественских каникул происходит продажа 60-70% объявленных туров, таким образом, туроператоры практически полностью формируют свой портфель заказов на будущий год.
2) Вторая по активности рекламная кампания, приходится на период с конца зимы до пасхальных праздников. Кампания носит избирательный характер и в основном решает задачи продвижения тех туров, объемы продаж которых отстают от намеченных. На эти цели расходуется еще порядка 20-25% годового бюджета на рекламу.
3) Третья рекламная кампания проходит в течение летнего туристского сезона и направлена на поддержание стабильного спроса по массовым турам, продвижение индивидуальных поездок, снижение уровня аннуляций за счет продаж «горячих» путевок, продвижения дополнительных туров. Затраты по третьей кампании составляют оставшиеся 15 - 20% годового бюджета.
В России наблюдается другая ситуация, по результатам исследований, россияне начинают бронировать туры, как правило, за несколько месяцев до поездки. За полгода и более граждане России очень редко заняты поиском тура, это связано с тем, что у нас не существует системы больших скидок, как за рубежом. В отличие от других стран, российские туроператоры и турагентства предоставляют максимальные скидки по «горящим турам». Пик туристской активности связан с новогодними и майскими праздниками, а также отпусками. Однако, всё большей популярностью пользуется система раннего бронирования, до апреля или мая текущего года. Система раннего бронирования позволяет получить скидки на туры и забронировать популярные отели.
Планирование выбора форм распространения рекламы в индустрии туризма является неотъемлемой частью развития туристского бизнеса. Формы распространения рекламы определяются в зависимости от поставленных целей с учетом запланированной эффективности и ресурсов туристских компаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бебрис А.О. Маркетинговая составляющая повышения конкурентоспособности интернет-магазинов // Проблемы современной экономики. Новосибирск. - 2013. № 14. с. 105-107
2. Ильин А.Б. Инновации. Бизнес. Образование: региональный аспект / Л.С. Леонтьева, А.Б. Ильин и др. Монография. - М.: МЭСИ, 2011. - 110 с.
3. Морозов М.А. Макроэкономика туриндустрии: учебно-методическое пособие. -М.: МИГМТ, 2002. - 131 с.
4. Орлова Л.Н. Нематериальные факторы устойчивого развития экономических систем // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013, № 5.
5. Орехов С.А. Менеджмент предприятий (организаций) /С.А. Орехов, М.М. Романова и др.: учебник, гриф УМО по Образованию - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012.
6. Производственный менеджмент: учебное пособие / С.А. Орехов, М.М. Романова и др. - М.: ЕАОИ, 2011.
7. Романов А. А., Теория и психология рекламной деятельности: учебно-методический комплекс, - М.: Изд. центр ЕАОИ,2010. - 280 с.
8. Романова М.М. Формирование индустрии гостеприимства как механизм стратегического развития региона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006.- 172 с.
9. Романова М.М. Менеджмент предприятия и организации: Учебно-методический комплекс. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008.
10. Романова М.М. Роль и функциональные особенности сферы услуг в современном мире // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей.
- Москва: МЭСИ, 2013 - 0,2 п. л.
11. Романова М. М. Факторы, влияющие на развитие индустрии туризма // Концепт.
- 2014. - № 02 (февраль). - [Электронный ресурс] -ART 14036. - URL: http://e-koncept.ru/2013/14036.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
12. Соколов М.А. Маркетинговая стратегия как механизм обеспечения конкурентоспособности современных организаций // Молодой учёный. 2014. № 6-2 (65). с. 66-68.
13. Чернова А.А. Внедрение современной системы менеджмента качества услуг с учетом требований международных стандартов // Сборник научных трудов «Проблемы современных экономических трансформаций», М. 2004
14. Чернова А.А. Специфика и особенности образовательных услуг в сфере услуг / А.А. Чернова, М.М. Романова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014, № 2. - с. 13-16
15. Чернова А.А. Экономика организации // Учебно-методический комплекс АНО «Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ». - М., 2007. - 234 с.
16. http://www.akarussia.ru/ratings/akar
17. http://www.tns-global.ru/
18. http://ad-mix.ru/articles/1146
Рецензент: Бебрис Александр Олегович, доцент, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Кафедра Общего менеджмента и предпринимательства.
Marianna Romanova
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Department General Management and Business
Russia, Moscow E-Mail: MRomanova@mesi.ru
Anna Chernova
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Department Project Management and Innovation Management
Russia, Moscow E-Mail: aachernova@mesi.ru
Planning of a choice of forms of distribution of advertizing in the tourism industry
Abstract. The tourism industry is a particular area of business activity, which is the integrated nature of the functioning of the various enterprises. The article highlighted and described the features of tourism services, which must be considered in choosing forms of advertising. The focus is on the notion of marketing communications, described the concept of "low cost". The article analyzes and describes the major media in the tourism industry. Next detail the stages of preparation and carrying out of the advertising company in relation to the tourism industry.
At coverage of advertizing audience allocate various strategy to which it is possible to carry: strategy of a niche or concentration of advertizing on one segment, strategy of several selective segments, exclusive strategy, strategy depending on a phase of life cycle of tourist service. The article describes the model of choice of means of advertising, depending on different combinations of use of advertising media.
The success of the tourist companies affected by different forms of advertising, in connection with which it can be concluded that the planning choice forms of advertising is a very important aspect of their performance in this business.
Keywords: tourism; tourist services; the particularly tourism; the marketing communications; the advertising; strategy; the advertising; forms of advertising.
Identification number of article 45EVN414
REFERENCES
1. Bebris A.O. Marketingovaja sostavljajushhaja povyshenija konkurentosposobnosti internet-magazinov // Problemy sovremennoj jekonomiki. Novosibirsk. - 2013. № 14. s. 105-107
2. Il'in A.B. Innovacii. Biznes. Obrazovanie: regional'nyj aspekt / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in i dr. Monografija. - M.: MJeSI, 2011. - 110 s.
3. Morozov M.A. Makrojekonomika turindustrii: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: MIGMT, 2002. - 131 s.
4. Orlova L.N. Nematerial'nye faktory ustojchivogo razvitija jekonomicheskih sistem // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2013, № 5.
5. Orehov S.A. Menedzhment predprijatij (organizacij) /S.A. Orehov, M.M. Romanova i dr.: uchebnik, grif UMO po Obrazovaniju - M.: Izd-vo MNJePU, 2012.
6. Proizvodstvennyj menedzhment: uchebnoe posobie / S.A. Orehov, M.M. Romanova i dr. - M.: EAOI, 2011.
7. Romanov A. A., Teorija i psihologija reklamnoj dejatel'nosti: uchebno-metodicheskij kompleks, - M.: Izd. centr EAOI,2010.-280 s.
8. Romanova M.M. Formirovanie industrii gostepriimstva kak mehanizm strategicheskogo razvitija regiona. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. - Moskva, 2006.- 172 s.
9. Romanova M.M. Menedzhment predprijatija i organizacii: Uchebno-metodicheskij kompleks. M.: Izdatel'skij centr EAOI, 2008.
10. Romanova M.M. Rol' i funkcional'nye osobennosti sfery uslug v sovremennom mire // Model' menedzhmenta dlja jekonomiki, osnovannoj na znanijah. V Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija: sbornik statej. - Moskva: MJeSI, 2013 - 0,2 p. l.
11. Romanova M. M. Faktory, vlijajushhie na razvitie industrii turizma // Koncept. -2014. - № 02 (fevral'). [Jelektronnyj resurs]- ART 14036. - URL: http://e-koncept.ru/2013/14036.htm. - Gos. reg. Jel No FS 77-49965. - ISSN 2304-120X.
12. Sokolov M.A. Marketingovaja strategija kak mehanizm obespechenija konkurentosposobnosti sovremennyh organizacij // Molodoj uchjonyj. 2014. № 6-2 (65). s. 66-68.
13. Chernova A.A. Vnedrenie sovremennoj sistemy menedzhmenta kachestva uslug s uchetom trebovanij mezhdunarodnyh standartov // Sbornik nauchnyh trudov «Problemy sovremennyh jekonomicheskih transformacij», M. 2004
14. Chernova A.A. Specifika i osobennosti obrazovatel'nyh uslug v sfere uslug / A.A. Chernova, M.M. Romanova // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2014, № 2. - s. 13-16
15. Chernova A.A. Jekonomika organizacii // Uchebno-metodicheskij kompleks ANO «Kolledzh upravlenija, prava i informacionnyh tehnologij MJeSI». - M., 2007. - 234 s.
16. http://www.akarussia.ru/ratings/akar
17. http://www.tns-global.ru/
18. http://ad-mix.ru/articles/1146