Научная статья на тему 'Планирование в экологическом менеджменте с целью осуществления регионального ресурсосбережения'

Планирование в экологическом менеджменте с целью осуществления регионального ресурсосбережения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
346
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Двинин Дмитрий Юрьевич

Предложен метод оптимизации планирования в системах экологического менеджмента. В качестве критерия эко-эффективности рассматривается снижение потребления природных ресурсов. Использование данного критерия в региональных экологически программах позволит эффективно контролировать потребление природных ресурсов на уровне региона, а также ставить цели и задачи по региональному ресурсосбережению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование в экологическом менеджменте с целью осуществления регионального ресурсосбережения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 8 (189).

Экология. Природопользование. Вып. 4. С. 11-14.

Д. Ю. Двинин

планирование в экологическом менеджменте с целью осуществления регионального ресурсосбережения

Предложен метод оптимизации планирования в системах экологического менеджмента. В качестве критерия эко-эффективности рассматривается снижение потребления природных ресурсов. Использование данного критерия в региональных экологически программах позволит эффективно контролировать потребление природных ресурсов на уровне региона, а также ставить цели и задачи по региональному ресурсосбережению.

Ключевые слова: экологический менеджмент, окружающая среда, программа по охране окружающей среды.

В Российской Федерации удельная ресурсо-ёмкость является одним из важнейших экологоэкономических критериев, планомерный учёт которого необходим для достижения устойчивого развития страны. Потребление ресурсов в России на единицу ВВП в 2-3 раза выше, чем в ряде развитых стран [1. C. 133-135]. Введение единого показателя расхода природных ресурсов позволит осуществлять работу по ресурсосбережению в рамках систем экологического менеджмента, что должно снизить ресурсоёмкость российской экономики и положительно сказаться на охране окружающей среды.

Экологический менеджмент можно определить как деятельность, направленную на достижение экологических целей и программ. Стандарты серии ISO 14000 не устанавливают технологических и количественных параметров для производства, а всесторонне определяют порядок и место экологического управления в иерархии менеджмента организации. Главным условием является стремление к соответствию всем предъявляемым нормативно-правовым актам и обязательство последовательного снижения негативного воздействия на экологическую обстановку. Внедрение системы экологического менеджмента даёт организации возможность управлять охраной окружающей среды и осуществлять производственную деятельность в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Управление охраной окружающей среды в рамках экологического менеджмента осуществляется путём воздействия на экологические аспекты предприятия. Согласно международному стандарту ISO 14001:2004 экологический аспект (environmental aspect) — это элемент деятельности продукции или услуг организации, который может взаимодействовать с окружающей средой. Организация должна идентифици-

ровать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые предположительно может влиять [8. Р. 5]. Любое изменение в окружающей среде является результатом воздействия экологических аспектов. К экологическим аспектам относят в частности и потребление природных ресурсов.

Экологические аспекты можно выделять укрупнённо, а можно очень детализированно: общих правил не существует. Более обобщённое их выделение необходимо для оформления реестров экологических аспектов. Подробная детализация, в которой учитываются все тонкости технологического процесса, способствует более плодотворному поиску возможностей для обеспечения контроля и снижения негативного экологического воздействия.

Идентифицируют экологические аспекты, относящиеся не только к производственной деятельности, но и к вспомогательной: офисной, складской, техническому обслуживанию, транспортировке, коммунальному хозяйству и т. д. Разумно подразделить их на аспекты, возникающие в результате регулярной деятельности, и аспекты, вызванные какими-либо разовыми действиями или проявляющиеся при чрезвычайных и аварийных обстоятельствах. Должна учитываться и планируемая деятельность. При разработке нового проекта, необходимо сразу выделять предполагаемые экологические аспекты. Организация не должна ограничиваться только своей территорией. Если существует возможность воздействия на свою продукцию и её контроля за границами предприятия, следует обязательно использовать данную возможность. В частности предусмотреть утилизацию упаковки и самого продукта после окончания срока жизнедеятельности. Нельзя пренебрегать экологическими аспектами, которые

не регулируются законодательно. Поскольку в любом случае оказывается воздействие на окружающую среду, организация обязана предпринять все меры для идентификации данного аспекта и осуществлению мероприятий по его контролю. Иногда аспекты, воздействие которых не регулируется нормативно-правовыми актами в данное время, в дальнейшем попадают в поле правового регулирования. Соответственно предприятие, предпринявшие упреждающие меры по выявлению, описанию и контролю за подобными воздействиями, оказывается в более выигрышном положении относительно своих конкурентов. В качестве примера можно привести ситуацию с парниковыми газами. Компании, занявшиеся регулированием их эмиссии ещё до вступления в силу положений Киотского протокола, после его ратификации заняли более выгодное положение относительно других участников рынка и могут сразу приступить к торговле квотами на выбросы парниковых газов.

Выделив экологические аспекты предприятия, далее необходимо сформировать их единый реестр. В него вносятся все ранее идентифицированные аспекты. При этом необходимо понимать, что при укрупнённом выделении экологических аспектов каждый из них может иметь несколько различных воздействий на окружающую среду, но иметь единую основу, связанную с каким-либо производственным процессом предприятия. Не следует вносить в реестр те аспекты, которые организация не может контролировать и на которые она не может оказывать какого-либо воздействия. Выделением экологических аспектов занимаются либо сотрудники предприятия, либо внешние экоаудиторы или иные эксперты в области охраны окружающей среды.

После составления реестра экологических аспектов необходимо оценить их значимость. Формирование критериев для оценки значимости экологических аспектов является ответственностью самой организации. Для определения значимости используются следующие методики: усовершенствованный метод FMEA (анализ потенциально опасного влияния на окружающую среду) [2. С. 98-100] и ABC(XYZ)-метод [5. С. 179]. Существует также метод, основанный на объединении двух указанных выше [5. С. 197] и метод оптимизации процесса планирования в системах экологического менеджмента предприятий [4. С. 102-107]. Значимые экологические аспекты учитываются при формировании целе-

вых и плановых показателей, программ по охране окружающей среды. При решении задач снижения ресурсоёмкости целесообразно использовать метод оптимизации процесса планирования в системах экологического менеджмента предприятий. В данном случае экологические аспекты изначально подразделяются на две группы: к первой группе относятся аспекты, чьё негативное воздействие на окружающую среду приводит к нарушению нормативно-правовых актов, во вторую группу включаются все остальные аспекты. Первая группа вся признаётся значимой. Если отсутствуют проблемы, связанные с исполнением нормативно-правовых актов, организация должна заняться устранением негативного влияния на окружающую среду аспектов второй группы. В качестве основного критерия при этом используются числа, выражающие материальный вход природных ресурсов для каждого входящего компонента в отдельности. Рассчитывают их на основе MI-чисел, разработанных Вуппертальским институтом климата и окружающей среды (Германия) в рамках MIPS.

MIPS (Material Input Per Service Unit) — показатель, характеризующий материальный вход на единицу продукции или услуги. Этот показатель служит для оценки воздействия на окружающую среду материального входа, необходимого для производства продукции или услуги, так как он показывает суммарное количество материальных ресурсов, используемых для получения этого продукта или услуги. MIPS — это целевой практический показатель, который помогает выявлять возможности ресурсосберегающей предпринимательской деятельности. Применение концепции MIPS способствует развитию устойчивой предпринимательской деятельности в компаниях, а также принятию экологически сбалансированных решений. Совместное рассмотрение процессов обеспечивает оптимизацию всех материальных входов, необходимую для увеличения ресурсной продуктивности во всём жизненном цикле продукции. MIPS позволяет определить количество использованных ресурсов, начиная с момента их извлечения из-природной среды. Потребление всех материалов во время производства и рециклирования или размещения на свалке, повторная переработка и выбросы вычисляются в тоннах потребляемых ресурсов. Вычисление производится с помощью простых расчётных коэффициентов для потребления энергии или для использования транс-

портных средств. За этими простыми коэффициентами скрывается рассмотрение сложных систем, позволяющее, например, проанализировать потребление ресурсов на единицу энергоносителя при производстве энергии на энергетической установке определённого типа.

MI-числа (material input) представляют собой общее количество природных ресурсов (в тоннах), затрачиваемых при производстве одной тонны какого-либо материала, используемого в производственной деятельности [8. C. 23]. MI-числа для большинства материалов размещены в Интернете по адресу www.wuperinst.org. С помощью них получают MI-числа и для более сложных продуктов, при известном их материальном составе.

Значимость экологических аспектов устанавливается на основе рассчитанных MI-чисел. Во второй группе экологических аспектов выделяют только те из них, что связаны с понятием материального «входа»: энергией и сырьём. Единственным критерием значимости аспекта является материальный вход, получаемый в результате умножения потока каждого входного вещества на его материальную интенсивность или на MI-числа. Далее формируется программа охраны окружающей среды на предприятии, где для снижения показателей, связанных с ре-сурсоёмкостью, предлагается ряд мероприятий. Поскольку финансовые ресурсы ограничены, требуется осуществить выбор из предложенных мероприятий. С этой целью используется задача выбора вариантов целочисленного линейного программирования. Для решения задачи выбора из предложенных природоохранных мероприятий искомый результат может принимать лишь два значения: либо 1 (мероприятие принято), либо 0 (мероприятие не будет реализовываться). Таким образом, решение задачи целочисленного программирования позволяет выбрать наиболее значимые природоохранные мероприятия с учётом ограниченных финансовых средств предприятия.

При решении задачи принимается, что j-му природоохранному мероприятию будет соответствовать dj (j = 1, ..., n) [4. C. 102-107]. При этом

1, если j-й вариант принят;

0, если j-й вариант не принят.

Задачу выбора природоохранных мероприятий можно записать следующим образом:

тах Ь = ^ с1 5 1,

1=1

5; < ь(/ = 1,...,т),

15, < к.

. 1=1

где с. — сокращение потребления предприятием природных ресурсов (в тоннах) при реализации

5. мероприятия; п — число предлагаемых природоохранных мероприятий; а. — финансовые средства, затрачиваемые на реализацию 5. мероприятия; Ъ( — общая сумма природоохранного бюджета.

На основании полученных результатов формируется программа по охране окружающей среды на предприятии.

Наличие единственного объективного критерия потребления природных ресурсов на различных стадиях производственного цикла, на основании которого можно судить об уровне снижения воздействия на окружающую среду, позволяет использовать его и в региональных экологических программах [7. С. 5]. В данном случае в целях и задачах программы необходимо одним из пунктов прописать стремление к снижению ресурсоёмкости региональной экономики. В разделе ожидаемых результатов от реализации программы требуется установить количественный параметр снижения ресурсоёмкости, выраженный в сокращённых за время реализации программы тоннах условных природных ресурсов. Формирование данного показателя должно осуществляться при согласовании с программами охраны окружающей среды на конкретных предприятиях. При необходимости раздел региональной программы по охране окружающей среды, связанный с ресурсосбережением, может быть выделен в отдельную подпрограмму.

Полученные результаты позволяют утверждать, что разработан эффективный механизм, позволяющий с помощью систем экологического менеджмента предприятий, в рамках региональных программ по охране окружающих среды, заниматься и вопросами ресурсосбережения на уровне регионов.

Список литературы

1. Бобылев, С. Н. Экономика природопользования / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. М. : Инфра-М, 2004. 501 с.

2. Ванденбранд, В. Метод FMEA в системах менеджмента окружающей среды / В. Ванденбранд // Стандарты и качество. 2003. № 2. С. 98-100.

3. Дайман, С. Ю. Системы экологического менеджмента для практиков / С. Ю. Дайман, Т. В. Островкова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова. М. : Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. 248 с.

4. Двинин, Д. Ю. Оптимизация процесса планирования в системах экологического менеджмента предприятий / Д. Ю. Двинин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 19. Экономика. Социология. Социал. работа. С. 102-107.

5. Качалов, А. А. ИСО 14001:2004. Системы менеджмента окружающей среды / А. А. Качалов. М. : ИздАТ, 2005. 665 с.

6. Основы теории экоэффективности : монография / под ред. О. Сергиенко, Х. Рона. СПб. : СПбГУ НиПТ, 2004. 223 с.

7. Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки Челябинской области на 2006-2010 годы : введена 28 февр. 2006 г. Челябинск, 2006. 112 с.

8. ISO 14004:2004. Environmental Management Systems — General Guidelines on Principles, Systems and Supporting Techniques. Enter. 15.11.2004. Geneva : ISO, 2004. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.