Научная статья на тему 'Планирование социально-экономического развития как элемент системы управления эволюцией региона'

Планирование социально-экономического развития как элемент системы управления эволюцией региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГИПОТЕЗА / ПРОГНОЗ / ПЛАН / ЭВОЛЮЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭДУКОЛОГИЯ / КОГНИТОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маркарян В.Р.

Методология стратегического планирования, на основе которого осуществляется управление социально-экономическим развитием региона, нуждается в системном подходе, основанном на применении методов эволюционного управления и перспективного коммуникативного планирования. При этом необходимо учитывать как динамично изменяющиеся внешние и внутренние факторы социально-экономического фона, так и демографическую, этническую структуры населения, его исторические ценности, т.е. культуру региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование социально-экономического развития как элемент системы управления эволюцией региона»

планирование

социально-экономического развития как элемент системы

управления эволюцией региона

В. Р. МАРКАРЯН,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории

E-mail: markaryanvr@mail. ru

Филиал Всероссийского заочного

финансово-экономического института

в г. Краснодаре

Методология стратегического планирования, на основе которого осуществляется управление социально-экономическим развитием региона, нуждается в системном подходе, основанном на применении методов эволюционного управления и перспективного коммуникативного планирования. При этом необходимо учитывать как динамично изменяющиеся внешние и внутренние факторы социально-экономического фона, так и демографическую, этническую структуры населения, его исторические ценности, то есть культуру региона.

Ключевые слова: управление, гипотеза, прогноз, план, эволюционное планирование, коммуникативное планирование, эдукология, когнитология, культура региона.

Предвидение, на котором базируется гипотеза, опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества, мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом, представляя собой последовательные в своей конкретности ступени познания поведения объектов в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта. Завершающим этапом является разработка методов перевода объекта в заданное для него новое состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено

между общенаучным предвидением и планом. И здесь, на стадии прогнозных проработок выбора стратегических направлений развития какого-либо объекта, роль человеческой интуиции, умения системно мыслить остается непререкаемой. Ведь на фоне более чем 250 существующих методов прогнозирования группа экспертных методов, базирующихся на использовании интуиции и аналитических способностей экспертов, является самой популярной в силу точности прогнозов, и в силу других экономических критериев [4].

Целью прогнозирования является создание научных предпосылок для их осуществления. Эти предпосылки включают научный анализ тенденций и вариантов развития объектов, учитывающий возможные последствия принимаемых решений.

Общеизвестно, что эффективность управления любым объектом зависит, прежде всего, от личных качеств руководителя, и прежде всего от его предпринимательского таланта, который предполагает умение предвидеть возможные результаты предпринимаемых управленческих решений.

Историей развития цивилизаций человечества определен наиважнейший объект вложений: это — сам человек. Причем личность человека характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В связи с этим исключительно важным становится умение принимать оптимальные решения, особенно в нестандартных ситуациях. При этом общеизвестно, что невозможно принять

оптимальное решение в предметном знании. В то же время наша высшая школа продолжает готовить только специалистов-предметников. Поэтому мы всегда жили и живем в обстановке иногда совершенно не компетентных решений, принимаемых некомпетентными людьми [2].

По мнению Р. Акоффа, управление социально-экономической действительностью требует системного мышления, но многие руководители умеют лишь анализировать и не умеют обращаться со сложными системами взаимодействующих частей, а ведь это составляет суть управления. Одна из главных задач управления — выявление и анализ законов и соотношений, общих для различных областей деятельности. Это и является содержанием системной проблематики в общем контексте. Другая ее сторона — необходимость принятия решений. Отсюда вытекает тезис о междисциплинарном характере системного подхода, то есть о возможности переноса законов, понятий и даже методов исследований из одной среды познания в другую [1].

Наука, как и окружающий нас мир, большая система, и изучить ее лучше можно с позиций системного анализа. Системный подход используется во всех областях знаний. В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Системный анализ необходим для гармонизации развития личности, для получения студентами научного представления знаний и, главное, понимания знаний и формирования научного мировоззрения.

Еще в 1964г. было введено понятие эдукологии — междисциплинарного комплекса интегрированного знания, глобального знания в сфере образования. По свидетельству К. Оливера, эксперта ЮНЕСКО по вопросам планирования в сфере образования, эдукологии до сих пор не существует [7]. Тем не менее преподавание системного анализа в каждом вузе не только необходимо, но и неизбежно.

Социологические опросы показывают, что лишь 2—8 % населения владеет стихийным анализом. В образовательном процессе «знание» считается синонимом «понимания», а студенты эти два термина отождествляют с «информацией». Однако еще К. Ушинский учил, что «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» [6]. В диалоге Платона Сократ говорит Федру: «Глуп и тот, кто надеется запечатлеть в письменах свое знание, и тот, кто потом вознамерится извлечь его оттуда нетронутым и годным к употреблению» [3].

Информационный взрыв увеличивает не только количество информации, но и ту долю, которую мы не осознаем, не понимаем. В итоге человек больше знает, чем понимает.

Представлением межличностных знаний в виде информации в базе ЭВМ, в виде экспертных систем занимается системщик, инженер знаний — когнитолог. Человеческие знания и информацию разделяет пропасть, а когнитология — это мост над этой пропастью.

Однако даже при глобальном использовании математического аппарата и вычислительной техники при принятии управленческих решений системное мышление руководителя играет важную роль. Не случайно Мацусита, «электронный король» Японии, заявлял, что после сложных проработок задачи на ЭВМ с применением экономико-математических методов он все же принимал решение, полагаясь на собственную интуицию.

Одной из основных функций экономиста на предприятии является экономическое планирование. Планирование — умственный процесс обработки информации и создания на бумаге, на плане образа, модели будущего. Однако опыт прошлых лет показывает, что планирование экономического развития и в особенности долгосрочное, возможно только с учетом тенденций развития всех сфер жизни как конкретной страны и общества, так и человечества в целом: социально-демографической, научно-технологической, экологической, геополитической и т. д.

Для учета всех этих элементов прогнозного фона необходимы поистине энциклопедические знания управленцев, или «лиц, принимающих решения» (ЛПР). Поэтому круг задач, встающих перед современными экономистами, все более расширяется и охватывает все новые горизонты.

На протяжении ХХ в. экономические исследования все активнее взаимодействуют с исследованиями общества, с социологией, психологией, поскольку с усложнением продукта экономики все большую важность обретает человеческий и социальный капитал.

В последние годы некоторые исследователи пытаются применить идеи эволюционного проектирования систем (Evolutionary Systems Design — ESD) в качестве основы проектов устойчивого развития, основанных на индивидуальной и общественной поддержке и полномочиях [Виттих, 2000; Laszlo, 2003 и др.]. ESD основано на общей теории эволюции (General Evolution Theory) и методологии конструирования социальных систем (Social Systems Design), дополненных критической теорией систем (Critical Systems Theory) [5].

Сущность идеи эволюционного управления состоит в том, что, планируя и реализуя инновационное развитие общества, мы управляем его

- 25

эволюцией. То общество, которое быстрее эволюционирует, выигрывает в исторической гонке. Эволюционное управление пытается соединить непрерывное обучение и развитие человеческого капитала в рамках биогеоценоза, занимаемого территориальным сообществом. Проводится различие между ростом, развитием и эволюцией с целью определения принципа устойчивости, как одновременно и продукта, и процесса непрерывной эмердженции (emergence) [8].

Управление развитием региона предстает при этом как управление его эволюцией. Принципы эволюционного управления региональными социально-экономическими системами в настоящее время мало применяются на практике. Достаточно сказать, что система регионального стратегического управления в нашей стране разработана частной компанией «РОЭЛ Консалтинг» (г. Москва), основная деятельность которой включает кадровый консалтинг, рекрутмент, маркетинговый консалтинг, налоговый консалтинг, стратегический консалтинг.

Совершенно недопустимо из одного центра планировать и прогнозировать развитие различных регионов, так как вряд ли при такой технологии удастся учесть конкретные особенности каждого региона. «Сверху — вниз» можно задать ориентиры и приоритеты, основные цели и задачи, то есть произвести нормативное прогнозирование. Осуществления заданных целей можно достичь лишь методом стратегического планирования «снизу — вверх», то есть с помощью группы экспертов — «носителей культуры региона».

Управление осуществляется на основе когнитивных (мысленных) моделей желательного будущего. Такие модели распределены в коллективном сознании сообщества лиц, принимающих решения, и внешних носителей. Схема регионального управления, основанная на когнитивном и эволюционном подходе, предполагает применение современных методов коллективного принятия решений , а также традиционных экспертных методов научного прогнозирования.

Поэтому в практику современного регионального стратегического планирования необходимо внедрять современные методы коллективного принятия решений, основанные на когнитивном и эволюционном подходе. Региональное сообщество вместе с экономической подсистемой при этом должно рассматриваться как целостная (холичес-кая) эволюционирующая система. Региональное управление предстает при этом, как управление его эволюцией. Эволюция — это всегда эволюция идей,

26 -

конструкций систем, которые возможно создавать из материи [9].

Одним их основных направлений совершенствования регионального управления представляется организация коммуникации между сферами экономико-социальной жизнедеятельности общества и элементами этих сфер (слоев), этапов выдвижения, оценки, согласования планов и принятия решений на основе современных информационных и социальных технологий. В этой связи можно выделить несколько крупных сфер (слоев), в которых должен осуществляться постоянный мониторинг и изменения в которых должны учитываться при составлении стратегических планов развития региона.

Информационный слой содержит всю информацию о регионе. Это статистические данные, географическая информация, данные о сырьевых запасах, об инфраструктуре региона, зданиях, сооружениях, юридическая информация и т. д.

Коммуникационный слой — это средства коммуникации между людьми, базами данных знаний. В настоящее время во все большей степени коммуникации переходят на цифровые технологии.

Слой моделей — это совокупность имеющихся компьютерных и экспертных моделей социально-экономических процессов в регионе, необходимый для построения сценария для оценки перспектив развития в рамках того или иного плана.

Слой сборки плана — это комплексный субъект регионального управления, совокупность взаимодействующих организаций, общественных групп, органов управления, принимающих участие в формировании региональной политики.

Слой концепций и знаний (культура региона) служит базой для создания моделей региона в целом, его сообщества, экономических, социальных, экологических и демографических процессов в нем. Из него черпаются научные теории, понятия, концепции, на основе которых интерпретируется информация о регионе и его элементах, строятся прогнозы развития, осуществляется стратегическое планирование, порождаются принципиально новые направления развития. Слой концепций и знаний включает в себя региональную культуру, представляющую собой сумму знаний, традиций, ценностей, умений регионального сообщества. Это трудноопределимая совокупность всего умственного наследия человечества, накопленного на территории региона и заимствованного им в общей человеческой цивилизации Земли.

Именно общая культура территории определяет то, какие планы способно построить населяющее

его общество. В этой копилке люди черпают политические и экономические теории и концепции, в рамках которых они строят свое видение возможных перспектив развития общества и экономики региона, знания о технологиях и способах производства, о типах экономических организаций и т.д. Отталкиваясь от общих принципов и идей, люди формируют общие стратегии развития (например, опираясь на идею о необходимости ускорения НТП, углубления переработки сырья и т. п.) и затем переходят к их конкретизации, выбору технологий, определению конфигурации предприятий, которые требуется построить [10].

Носителями культуры выступают социальные структуры, среди которых можно выделить высшие учебные заведения, научные организации, учреждения культуры, библиотеки и самих носителей культуры — специалистов, ученых, преподавателей. В широком понимании, все население региона является носителем культуры [11]. Однако выдвигать глобальные концепции и прорывные идеи способны далеко не все. Поэтому выращивание, подбор, развитие и сохранение людей, способных к стратегическому мышлению (визионеров), представляет собой одну из важнейших задач по организации региональной системы управления.

Представляется целесообразным для организации системы регионального стратегического планирования учитывать основные принципы перспективного эволюционного планирования социально-экономического развития территории, к которым относятся, прежде всего, учет демографической и этнической структуры населения, его этические и исторические ценности, то есть культуру региона. Для этого необходимо постепенно создавать особые социальные сети региональных экспертов — «носителей культуры» региона.

В таком сложном по национальному составу регионе, как Юг России, где только в Краснодарском крае проживают представители 120 национальностей, нельзя нивелировать, не учитывать этнического состава населения (так называемой «этнопсихологии») при составлении стратегических планов развития территории. Понятия «этно-экономика» и «этнопсихология» введены в теории различных наук уже с конца XIX в.

Работы экономических антропологов показали, что этническое своеобразие присуще всем национальным хозяйствам, даже у тех народов, которые освоили многие принципы рыночной экономики. Английский либеральный философ Дж. Грей пишет: «Рыночные институты вполне законно и неизбежно отличаются друг от друга в

соответствии с различиями между национальными культурами тех народов, которые их практикуют. Единой или идеально-типической модели рыночных институтов не существует, а вместо этого есть разнообразие исторических форм, каждая из которых коренится в плодотворной почве культуры, присущей определенной общности. В наши дни такой культурой является культура народа, или нации, или семьи подобных народов. Рыночные институты, не отражающие национальной культуры или не соответствующие ей, не могут быть ни легитимными, ни стабильными: они либо видоизменятся, либо будут отвергнуты теми народами, которым они навязаны» [12].

Сегодня пришла пора ввести в оборот такое понятие, как «этногеоэкономика», означающее проведение определенной экономической политики на данной территории с учетом этнического состава и геополитической ситуации на данном историческом отрезке времени.

Однако при планировании территориального развития почему-то применяется еще советский или, скорее всего, уже постиндустриальный принцип, когда «нет разных национальностей с их различиями в психологии и поведенческими стереотипами, а «есть единый советский народ» или «есть единая Европа и европейцы». Но недавние события во Франции или Германии показали, что должно пройти некоторое время, пока представители разных национальностей, проживающих на одной территории, станут единым народом.

Для России учет этнических факторов особенно важен, потому что процесс пробуждения национального самосознания еще далек от своего завершения, и на этом пути может произойти еще немало негативных событий, таких как попытка суверенизации какой-либо республики вооруженным путем. На Юге России уже существуют «Конфедерация горских народов Кавказа», мусульманский Эмират «Кавказ» и т. д.

Таким образом, только с учетом мнения экспертов, представляющих настоящую элиту всех народов и народностей, можно создать объективную информационную базу для формирования концепции и стратегии развития той или иной территории.

Список литературы

1. ГлущенкоВ. В., ГлущенкоН. Н. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. Город Железнодорожный Мос. обл.: ТООО НПЦ «Крылья», 2006. 400 с.

- 27

2. Парсаданов Г. А. Планирование и прогнозирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. 223 с.

3. Платон. Избранные диалоги. Библиотека Всемирной Литературы. М.: Издательство «ЭКС-МО», 2007. 768 с.

4. Рапопорт Б. М. Оптимизация управленческих решений. М.: ТЕНС, 2007. 264 с.

5. Сухарев М. В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. М.: ИН-ФРА-М, 2008. 258 с.

6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Издательство «Дрофа», 2005. 172 с.

7. Юкаева В. С. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. 292 с.

8. URL: http://www. upravlenie-razvitiem-regiona.

htm.

9. URL: http://www. 654-jevoljucionnoe — upravlenie — 80.htm.

10. URL: http://www. world-invest. ru.

11. URL: http://www. evoljucionnoe-upravlenie-socialno-ekonomicheskimi-sistemami. htm.

12. URL: http://www. contr-tv. ru/common/2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.