Научная статья на тему 'Планирование региональной программы по комплексному использованию вторичных строительных ресурсов'

Планирование региональной программы по комплексному использованию вторичных строительных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ВСР) / РЕЦИКЛИНГ / СТРОИТЕЛЬНО-ДЕМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕРЕРАБОТКА ТБО / SECONDARY BUILDING RESOURCES (SBR) / RECYCLING / CONSTRUCTION AND DEMOLITION WORK / RESOURCE / THE REGIONAL PROGRAM / STRATEGIC EFFECTIVENESS / MUNICIPAL SOLID WASTE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PLANNING / RECYCLING OF SOLID WASTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунев Г. Г.

В настоящее время в крупных регионах и мегаполисах страны действует ряд программ, направленных на организацию сбора, сортировки, переработки, утилизации и хранения промышленных и бытовых отходов. Одним из направлений этих программ является развитие системы рециклинга вторичных строительных ресурсов (ВСР). Специалисты в области ВСР предлагают изменить действующую систему обращения с отходами, планируя деятельность по обращению с ВСР заранее до их образования. Программа по комплексному использованию вторичных строительных ресурсов представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, затрагивающих организационно экономические, технико-технологические и социально психологических аспектов обращения с ВСР, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Рекомендуется привлекать различные источники финансирования мероприятий по использованию ВСР, обеспечивая максимальную отдачу от вложенных средств, привлекать к решению проблемы использования вторичных строительных ресурсов всех участников процесса их обращения, а также государственные структуры, научно-исследовательские институты, венчурные организации, предприятия по изготовлению перерабатывающего оборудования, инвесторов, а также планировать деятельность по кадровому обеспечению процесса обращения с ВСР. Программа по обращению с ВСР должна быть рассчитана не менее чем на 5 лет, т.к. все мероприятия, заложенные в ней, не могут быть реализованы одновременно и не дадут быстрого результата. Реализация программы по комплексному использованию ВСР будет способствовать решению экономических, экологических, научнотехнических и социальных задач развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PLANNING PROGRAM FOR THE INTEGRATED USE OF SECONDARY BUILDING RESOURCES

Currently, the major regions and metropolitan areas of the country there are a number ofprograms aimed at organizing the collection, sorting, processing, disposal and storage of industrial and domestic waste. One of the directions of these programs is the development of secondary recycling of secondary building resources (SBR). Experts in the field of use of secondary building resources offered to change the current system of waste management, planning activities for the treatment of SBR in advance of their education. The programfor the treatment of secondary building resources is a set of interrelated activities that affect organizational economic, technical, technological and social psychological aspects of the treatment of SBR, the mediumand long-term prospects. It is recommended to involve various sources of funding for the use of SBR to provide maximum return on investment, to attract to the problem of the use of secondary building resources of all participants in the process of circulation, as well as government agencies, research institutions, venture capital organizations, enterprises for the production ofprocessing equipment, investors, as well as plan activities staffing process of dealing with SBR. The program for the treatment of SBR must be rated for at least 5 years, as all measures put in it, can not be implemented at the same time and will not give faster results. The program for the integrated use of SBR will help address the economic, environmental, scientific, technical and social issues of the region

Текст научной работы на тему «Планирование региональной программы по комплексному использованию вторичных строительных ресурсов»

Необходимость оценки инновационного потенциала определяется требованием минимизации рисков инновационных проектов. Наличие инновационного потенциала, его высокий уровень является причиной инициации инновационного процесса и условием возможности его протекания за счет привлечения необходимых ресурсов.

Обозначения, приведенные на рис.1, представлены в таблице 1.

Для оценки инновационного потенциала сотрудника принято выделять ряд его первичных показателей, на основе которых получают интегральную оценку.

Различные авторы выделяют разные первичные показатели.По мнению автора, достаточно информативной является следующая группа первичных показателей5:

1. Показатели интеллектуальной готовности кинновационной деятельности: состояние образования и самообразованиясотрудника; уровень профессиональных знаний, навыков и умений; уровеньобщего интеллекта.

2.Показатели мотивационных качеств:ведущий источник мотивации; готовность к преодолению препятствий,стрессоустойчивость; готовность брать на себя ответственность за принятиерешений и их результат.

3.Показатели коммуникативных качеств:работа с информацией и обмен знаниями; формирование базы знанийорганизации; способность вовлечения людей в групповую деятельность.

4. Показатели инновационной активности:владение информацией оботраслевых НИОКР и участие в НИОКР;генерирование новых идей; поиск и реализация пути практическоговоплощения идеи.

5. Показатели личностных качеств:отношение к переменам; готовность воспринимать и использовать новыевозможности; инициативность; гибкость мышления.

Как правило, оценки выделенных показателей определяются экспертным путем, а интегральная оценка инновационного потенциала сотрудника определяется как взвешенная свертка первичных показателей.

Интегральная оценка инновационного потенциала малой проектной группы может быть также определена как средневзвешенная оценка инновационных потенциалов сотрудников.

Данный подход определения инновационного потенциала малых проектных групп отличается простотой, однако получаемые при этом интегральные оценки инновационного потенциала являются весьма грубыми, их уточнению предполагается посвятить отдельную статью.

Литература:

1. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала. - Самара: ООО «ДСМ», 2012.

2. Алетдинова А.А. Статистическое исследование инновационной деятельности организаций. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.

3.Гасенко Е.В., Подвербных О.Е. Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала наукоемкого предприятия. - Красноярск, 2012.

4. Гижко Д.В. Основные подходы к оценке инновационного потенциала региона // Вестник университета, 2011, № 7.

5. http://www.microsoft.com/msf.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВТОРИЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Лунев Г.Г., чл.-корр. АИН им. А.М. Прохорова, ученый секретарь научного Отделения биологических, экологических и технологических проблем устойчивого развития АИН, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» НОУВПО МАЭП

В настоящее время в крупных регионах и мегаполисах страны действует ряд программ, направленных на организацию сбора, сортировки, переработки, утилизации и хранения промышленных и бытовых отходов. Одним из направлений этих программ является развитие системы рециклинга вторичных строительных ресурсов (ВСР). Специалисты в области ВСР предлагают изменить действующую систему обращения с отходами, планируя деятельность по обращению с ВСР заранее до их образования. Программа по комплексному использованию вторичных строительных ресурсов представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, затрагивающих организационно - экономические, технико-технологические и социально - психологических аспектов обращения с ВСР, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Рекомендуется привлекать различные источники финансирования мероприятий по использованию ВСР, обеспечивая максимальную отдачу от вложенных средств, привлекать к решению проблемы использования вторичных строительных ресурсов всех участников процесса их обращения, а также государственные структуры, научно-исследовательские институты, венчурные организации, предприятия по изготовлению перерабатывающего оборудования, инвесторов, а также планировать деятельность по кадровому обеспечению процесса обращения с ВСР. Программа по обращению с ВСР должна быть рассчитана не менее чем на 5 лет, т.к. все мероприятия, заложенные в ней, не могут быть реализованы одновременно и не дадут быстрого результата. Реализация программы по комплексному использованию ВСР будет способствовать решению экономических, экологических, научнотехнических и социальных задач развития региона.

Ключевые слова: вторичные строительные ресурсы (ВСР), рециклинг, строительно-демонтажные работы, ресурсосбережение, региональная комплексная программа, стратегическая эффективность, твердые бытовые отходы, устойчивое развитие, планирование, переработка ТБО.

REGIONAL PLANNING PROGRAM FOR THE INTEGRATED USE OF SECONDARY BUILDING RESOURCES

Lunev G., corresponding member of Prokhorov Academy of Engineering Sciences, scientific secretary of the Department of Biological Science, environmental and technological challenges of sustainable development of AES, Ph.D., assistant professor of Management and Marketing chair,

MAEL, NOU VPO.

Currently, the major regions and metropolitan areas of the country there are a number ofprograms aimed at organizing the collection, sorting, processing, disposal and storage of industrial and domestic waste. One of the directions of these programs is the development of secondary recycling of secondary building resources (SBR) . Experts in the field of use of secondary building resources offered to change the current system of waste management, planning activities for the treatment of SBR in advance of their education. The programfor the treatment of secondary building resources is a set of interrelated activities that affect organizational - economic, technical, technological and social - psychological aspects of the treatment of SBR, the medium- and long-term prospects. It is recommended to involve various sources of funding for the use of SBR to provide maximum return on investment, to attract to the problem of the use of secondary building resources of all participants in the process of circulation, as well as government agencies, research institutions, venture capital organizations, enterprises for the production ofprocessing equipment, investors, as well as plan activities staffing process of dealing with SBR. The program for the treatment of SBR must be rated for at least 5 years, as all measures put in it , can not be implemented at the same time and will not give faster results. The program for the integrated use of SBR will help address the economic, environmental , scientific, technical and social issues of the region .

Keywords: secondary building resources (SBR), recycling, construction and demolition work, resource, the regional program, strategic effectiveness, municipal solid waste, sustainable development, planning, recycling of solid waste.

В настоящее время в крупных регионах и мегаполисах страны: в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Екатиренбурге и др., действует ряд программ, направленных на организацию сбора, сортировки, переработки, утилизации и хранения промышленных и других твердых бытовых отходов (ТБО). Одним из основных направлений этих программ является развитие системы рециклинга вторичных строительных ресурсов (ВСР). Одноко ситуация в сфере обращения с ВСР выглядит недостаточно эффективной. Она характеризуется низким уровнем информационной обеспеченности, отсутствием оперативных достоверных данных об объемах и структуре образующихся в регионе ВСР, а также отсутствием прогноза по переработке ВСР на ближайший год, пять, десять лет.

Исследования специалистов 1 и практика показывают, что строительные отходы перерабатываются (до 15% от общего количества) в объемах, ограниченными существующими в регионе мощностями перерабатывающих предприятий, а оставшаяся часть захоранивается на свалках и базах-полигонах. При этом качеству строительных отходов, поступающих на переработку не уделяется должного внимания, а технологии переработки и хранения ВСР не соответствуют современным требованиям по ресурсосберегающим и экологическим параметрам.

Основные принципы стратегического подхода к обращению с ВСР2 должны состоять в планировании деятельности по обращению с ВСР заранее до их образования, быть готовыми к изменению объемов, структуры и цикличности процесса образования отходов. Необходимо разработать систему мониторинга оперативной ситуации и иметь прогнозную информацию о характеристиках процесса обращения с ВСР на всех его стадиях, перерабатывать максимальный объем образующихся ВСР в текущий период, планировать деятельность в этой сфере по переработке уже хранящихся строительных отходов на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Требуется законодательно закрепить основные принципы и механизм обращения с отходами, полученными из них сырья, полуфабрикатов и изделий. Рекомендуется применять индивидуальный подход к обращению с различными видами вторичных строительных ресурсов: общестроительных, конструкционных и оборудования, разработать и внедрить современные ресурсосберегающие, экологически чистые технологии, провести модернизацию и разработать новое перерабатывающее оборудование и производственные процессы на всех стадиях обращения с ВСР. Органам исполнительной власти в регионах следует привлекать различные источники финансирования мероприятий по использованию ВСР, обеспечивая максимальную отдачу от вложенных средств. В решении проблемы использования вторичных строительных ресурсов необходимо задействовать всех участников процесса их обращения, а также государственные структуры, научно-исследовательские институты, венчурные организации, предприятия по изготовлению перерабатывающего оборудования, инвесторов и др.

Важным фактором является планирование деятельности по кадровому обеспечению процесса обращения с ВСР, включающей в себя повышение квалификации действующих сотрудников, переподготовку и обучение персонала, подготовку молодых специалистов и т. д. Требуется сформировать систему экономических и регулирующих стимулов, применение которых позволит обеспечить соответствие стратегическим целям обращения со строительными отходами действий всех участников этого процесса.

Сложившаяся ситуация в области использования вторичных строительных ресурсов требует коренного изменения действующей системы обращения с отходами. Основные принципы обращения с ВСРЗ должны быть отражены в региональной программе по их использованию. Предлагаемая схема разработки программы по обращению с ВСР в регионе представлена на рисунке 1.

Разработка программы должна производиться на основании анализа широкого спектра данных, отражающего особенности конкретного региона, что позволит достичь обоснованности предлагаемых в программе мероприятий и учета местной специфики. Данные, используемые при разработке программы, подразделяются на первичные и вторичные в зависимости от источников их получения.

Сбор первичной информации предполагает постоянный мониторинг текущей ситуации по обращению с ВСР в регионе, организацию личных, телефонных и Интернет-опросов населения, сотрудников и руководителей предприятий по сбору, сортировке, транспортированию, переработке и захоронению ВСР, приемных пунктов, представителей территориальных органов управления.

Сбор вторичной информации производится на основании изучения различных отчетов, плановой и статистической документации предприятий, участвующих в процессе обращения вторичных строительных ресурсов, материалов научных исследований и периодической печати, данных практического использования ВСР и т. п. Анализ данных предполагает структурирование, группировку и обобщение собранной информации. Отдельно следует формировать информацию по источникам образования и группам производителей строительных отходов, отдельно - по инфраструктуре сбора, сортировки и транспортировке ВСР, показателям производственнохозяйственной деятельности и мощности перерабатывающих предприятий и т.д.

В результате сбора и анализа данных формируются две базы данных - текущая и прогнозная. Текущая информационная база должна быть единой, доступной для заинтересованных лиц, постоянно обновляться и пополняться, что позволит производить оперативное планирование текущей деятельности. На основании данных текущей информационной базы производится расчет показателей обеспеченности инфраструктурой по сбору, сортировке, транспортированию, переработке ВСР и захоронению строительных отходов.

Создание прогнозной базы данных производится с учетом применения методов экономико-математического моделирования на основании статистической информации о динамике изменения показателей системы обращения с ВСР в регионе за предшествующие периоды. Прогнозная информационная база позволяет предвидеть рост или снижение потребности в средствах сбора и транспортирования ВСР, определять необходимость строительства новых или увеличения мощностей существующих перерабатывающих предприятий, рассчитывать баланс площадей для баз-полигонов для захоронения строительных отходов. Как отмечалось, варианты использования ВСР должны быть обсуждены со специалистами и представителями всех заинтересованных сторон, т.к. реализация проектов по строительству, например, перерабатывающих предприятий и полигонов для захоронения строительных отходов требует значительных инвестиций и затрагивает интересы всех жителей региона. На основании обсуждения производится формирование комплекса мероприятий по перспективному развитию системы обращения с ВСР, которые закладываются в целевую программу.

Разработка программы по использованию ВСР в регионе4 позволяет определить среднесрочную и долгосрочную перспективы развития системы обращения с ВСР в регионе, что необходимо для стабильной работы предприятий соответствующей сферы и привлечения в нее инвестиций. Она даст возможность наладить непрерывное информационное обеспечение процесса обращения с вторичными строительными отходами, что должно предусматриваться включенными в стратегию сопутствующими мероприятиями. Основными принципами функционирования программы должны стать координация работы уже существующих и вновь созданных производств по рециклингу строительных отходов на основе конкурсного отбора технологий и оборудования по созданию новых производств на промышленных предприятиях города для нужд городского хозяйства и строительного комплекса.

Отметим ряд недостатков, присущих большинству разработанных программ по использованию ТБО в регионах, в части переработки вторичных строительных ресурсов. Прежде всего недостаточный анализ текущей ситуации в регионе при планировании в области обращения со строительными отходами, в том числе отсутствие достоверных статистических данных об объемах образования отходов, инфраструктуре сбора, сортировки и транспортировки отходов, мощностях перерабатывающих предприятий, использованных и потенциальных возможностях полигонов по захоронению отходов. Отсутствуют системы оценки эффективности с использованием количественных показателей, конкрет-

1 С.П. Олейник. Единая система переработки строительных отходов. - М.: СвР-АРГУС, 2006, 336с.

2 О.В. Падалко. ISWA-лидер, партнер, информбюро. Твердые бытовые отходы. № 6. 2013. с. 14-18.

3 Любарская М. А. Стратегическое управление процессом обращения твердых отходов в регионе. Спб.: Спб. ГИЭУ, 2004, 182с.

4 Костецкий Н.Ф., Лунев Г.Г. Организационно-технологические проблемы использования вторичных строительных ресурсов при реконструкции объектов недвижимости. Экономика строительства. №4 -М.: 2005г. “Стройиндустрия”.

Рис. 1. Предлагаемая схема управления обращением с ВСР в регионе

ные инструменты и рычаги влияния на реализацию стратегии, определяющие достижение целей развития системы обращения с строительными отходами на планируемый период. Недооценивается фактор психологического и кадрового обеспечения мероприятий по переработке и использованию ВСР, заложенных в стратегии. Существует неопределенность в определении источников текущего финансирования организационной структуры по реализации программы, а также сопутствующих мероприятий, предусмотренных в программе по использованию ВСР.

Данные недостатки не позволяют значительно повысить эффективность процесса обращения с ВСР, поэтому программа по обращению со строительными отходами должна отвечать следующим требованиям: иметь статус отдельного документа или самостоятельной части общей программы; быть структурированной по разделам, отражающим различные аспекты обращения с вторичными строительными отходами; управление программой использования вторичных строительных ресурсов следует начинать на стадии проведения проектных работ, НИОКР и их образования, а не со стадии образования. Программа должна отражать специфические особенности рассматриваемого региона, отвечать целям и потребностям его развития, а также обладать достаточной для принятия решений полнотой информации.

Стратегия по обращению с ВСР не должна противоречить действующему законодательству федерального и регионального уровней, а также перспективным стратегическим планам развития региона в целом, быть частью общей программы устойчивого развития региона, интегрированной с другими ее разделами. Она должна быть подкреплена финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами, источниками привлечения инвестиций, наличием системы подготовки и переподготовки кадров, разработанных и внедренных технологий, возможностью приобретения и запуска технических средств и оборудования. Стратегия использования ВСР может быть признана успешной, если она способствует улучшению экономических, экологических и социальных характеристик региона, росту производственно-технического потенциала региона, уровня индивидуальных доходов населения, повышению рентабельности работы предприятий сферы переработки ВСР, улучшению состояния здоровья населения и благоустройства территории.

Для решения в регионах данных вопросов необходима государственная поддержка в законодательной деятельности в области образования, переработки и хранения отходов, по разработке и согласованию региональных программ по использованию вторичных

строительных ресурсов, дополнительному финансированию из бюджета этих программ, выделению правительственных субсидий на проектирование, НИОКР и создание производства по переработке строительных отходов. Требуется поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика, введение льготных транспортных тарифов по перемещению отходов, а также штрафов, побудительных и залоговых платежей за образующиеся отходы.

Таким образом, программа по обращению с вторичными строительными ресурсами должна представлять совокупность экономически обоснованных материально-технических, организационных, социальных и экологических блоков обращения с ВСР, рассчитанных на долгосрочную перспективу и способствующую устойчивому стратегическому развитию региона. Программа по обращению с вторичными строительными ресурсами представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, затрагивающих организационные, экономические, технико-технологические, экологические и социальные аспекты обращения с ВСР, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективы и способствующих улучшению экономических, экологических и социальных показателей, росту научно-технического и производственного потенциала

и, как следствие, устойчивому развитию региона. Среди комплекса мероприятий, входящих в программу по повышению эффективности использования ВСР на региональном уровне (рис. 2) следует выделить следующие.

1. Разработка и совершенствование нормативно-правового механизма, определяющего обязанности, права и ответственность всех участников процесса использования вторичных строительных ресурсов (заказчиков, инвесторов, строительно-демонтажных организаций, перерабатывающих предприятий, полигонов хранения отходов и др.). Проведение экспертизы нормативных, инструктивных документов и стандартов по переработке и использованию ВСР. Подготовка и утверждение нормативных документов, регламентирующих комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению сохранности материалов, оборудования и конструкций, подлежащих реконструкции объектов.

2. Определение стратегических направлений развития строительного комплекса региона, разработка титульного списка предприятий, подлежащих модернизации, реконструкции, техническому перевооружению и полному сносу в данном регионе. Создание условий, стимулирующих комплексное использование вторичных строительных ресурсов, при котором переработка строительных отходов становится более выгодным, чем их свалка и захоронение.

Внедрение системы экономического стимулирования предприятий, перерабатывающих строительные отходы и производящих из полученного сырья продукцию, качество которой соответствует требованиям стандартов и нормативно-технической документации.

3. Координация работы организаций, осуществляющих проектные и строительно-демонтажные работы, переработку и хранение строительных отходов, распределение на конкурсной основе объектов среди исполнителей в соответствии с утвержденным титульным списком. При проектировании типовых и специальных объектов необходимо применять решения, предусматривающие возможность максимального использования его конструктива после окончания срока эксплуатации в качестве вторичных строительных ресурсов с минимальными затратами на демонтажные работы. Выделение производственных мощностей и площадей для размещения предприятий по переработке и утилизации ВСР, а также баз-полигонов для захоронения не подлежащих утилизации строительных отходов. Расширение сети предприятий по переработке ВСР, что обеспечит организацию новых рабочих мест для населения данного региона. Осуществление контроля за соблюдением требований экологической безопасности предприятий, осуществляющих строительнодемонтажные работы, переработку, утилизацию ВСР и хранение отходов от их переработки.

4. Создание специализированных предприятий по демонтажу и разборке объектов, применяющих технологии и методы производства работ, обеспечивающих максимальную сохранность материалов и конструкций, а также возможность их наиболее эффективной переработки на существующих в регионе дробильносортировочных комплексов. Организация отечественного производства строительно-демонтажного и дробильно-сортировочного оборудования для предприятий, связанных с получением, переработкой и утилизацией вторичных строительных ресурсов.

5. Создание и внедрение на предприятиях единой системы сбора и сортировки различных видов строительных отходов. Организация рынка вторичных строительных ресурсов, через который производитель и переработчик строительных отходов представляют информацию о наличии вторичных ресурсов, а покупатели подают свои заявки о потребности во вторичном сырье.

6. Сокращение производства строительных материалов изделий и продукции, использование которой ведет к безвозвратной потере материалов, или требует длительного захоронения отходов от их переработки. Подготовка законодательных актов, приравнивающих

вторичное строительное сырье и произведенную из него продукцию, к первичному сырью и продукции с аналогичными потребительскими свойствами и качеством. Разработка и внедрение в производство малоотходные, ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии по переработке, утилизации и хранению вторичных строительных ресурсов, а также по созданию на основе сырья, полученного из ВСР, новых строительных материалов.

7. Разработка и внедрение практических рекомендаций по переработке и использованию ВСР различного вида, классификаторы материалов, конструкций и оборудования, получаемых при разборке типовых объектов, также методику по использованию вторичных строительных ресурсов при реконструкции промышленных и специальных объектов.

Программа по обращению с ВСР должна быть рассчитана не менее чем на 5 лет, т.к. все мероприятия, заложенные в ней, не могут быть реализованы одновременно и не дадут быстрого результата. В ней должны закладываться так называемые «контрольные точки» (1 год, 3 года, 5 лет), которые представляют собой моменты промежуточной оценки реализованных мероприятий, достигнутых результатов, имеющихся в распоряжении ресурсов, а также проверки правильности составленных ранее прогнозов. В контрольных точках следует провести анализ ситуации и определить, в правильном ли направлении идет развитие программы, и привели ли реализованные мероприятия к ожидаемому результату.

Оценка может производиться по результатам: сравнения прогнозных и фактических статистических показателей по объему собираемых ВСР, доле их рециклинга, уровню рентабельности предприятий сферы обращения с ВСР; экспертных опросов различных групп участников процесса обращения с ВСР с целью определения удовлетворенности населения качеством услуг по сбору ВСР и уровнем тарифов на них, по обеспеченности предприятий и организаций в области обращения со строительными отходами кадрами, информацией, технологиями и оборудованием; визуального наблюдения и мониторинга экологического состояния территории региона на предмет наличия несанкционированных свалок, мест сортировки строительных отходов, движения на основных магистралях транспортных средств для перевозки ВСР, правильной эксплуатации баз-полигонов для утилизации и захоронению строительных отходов.

Данные комплексной оценки выполнения мероприятий программы, проведенной всеми выбранными методами, обрабаты-

Программа устойчивого развития pci иона

Экологическая Экономическая Социальное

безопасность эффективность развитие

Об питі еспечение евой водой

в Снижение шбросов атмосферу

Снижение энергетических затрат

Создание производствен ных^мощностей

Увеличение прибыли предприятий

Снижение

поемкости

У ПС здоро іучшение казателей и,я населения

Сти с £ мулирование эциальной ктивности

Уменьшение количества баз-полигонов Повышение налоговых отчислений Снижение криминогенной обстановки

Комплекс мероприятий

Рис.2. Структура программы устойчивого развития региона системы обращения с ВСР

ваются, суммируются и по их результатам формируется общая оценка текущей ситуации. В том случае, если планируемый результат не был достигнут, производится анализ причин данной ситуации. Практический опыт внедрения различных программ такого типа позволяет выделить основные причины неудач: не были реализованы все необходимые запланированные мероприятия; комплекс мероприятий изначально был разработан неверно; изменение вешних условий произошло не в соответствии с прогнозом, поэтому предложенный комплекс мероприятий оказался неэффективным. По результатам проведенной оценки производится либо продолжение осуществления намеченных мероприятий, либо их корректировка. При изменении внешних условий необходимо обратиться к оперативной базе данных и на ее основании определить необходимость изменения дальнейших мероприятий.

Одним из важных блоков методики является оценка экономической эффективности вариантов использования и переработки ВСР. В общем виде эффективность от реализации программы по использованию ВСР в регионе можно представить5 в виде комплексного показателя стратегической эффективности. Данный показатель отражает суммарный стратегический результат использования ВСР сфере материального производства, экологической, социальной и научно-технической областях.

Эффект от использования вторичных ресурсов в сфере материального производства складываются из доходов производства, путем замены первичных материальных ресурсов вторичными, снижения энергетических затрат как на производство продукции из ВР, так и на переработку и захоронение строительных отходов, а также экономии трудовых ресурсов для перерабатывющих и строительно-демонтажных организаций.

Планирование деятельности по обращению с вторичными ресурсами формирует ряд социальных факторов, непосредственно влияющих на устойчивое развитие регионов, в которых внедряются комплексные мероприятия по повышению эффективности их использования. Они взаимосвязаны со сферой материально-технического производства, экологическими проблемами и не менее важны для создания в регионе таких условий, чтобы он мог нормально функционировать и развиваться. При этом увеличивается занятость населения за счет создания новых рабочих мест на предприятиях по переработке ВСР, улучшается состояния здоровья населения, повышаются доходов рабочих, занятых в сфере переработки ВСР, улучшаются условия работы работников предприятий по переработке ВСР и упорядочивается деятельность субъектов, действующих в сфере по обращению с вторичными ресурсами. Социальный эффект от создания новых высокопроизводительных технологий и совершенствования процессов по использованию вторичных ресурсов заключается в ускорении сроков цикла обращения с вторичными ресурсами, что сокращает время вредного воздействия на человека и экологию окружающей среды. Данный эффект может быть выражен в натуральных временных показателях, например, сутках, и рассматриваться как дополнительный показатель при оценке эффективности различных вариантов использования вторичных ресурсов.

Происходит уменьшение расходов населения на медицинские услуги вследствие улучшения экологической обстановки и условий проживания в регионе,снижение социальной и криминогенной напряженности в регионе за счет упорядочения деятельности населения и предприятий, занятых в сфере обращения со строительными отходами. Эстетический, психологический и моральный эффекты от улучшения экологической обстановки в регионе, а также от предотвращения вымирания каких-либо видов растений и животных, конечно, присутствует. Однако, определить его в стоимостных показателях на современном этапе развития экономической науки, как отмечалось, не представляется возможным.

Проведение мероприятий по совершенствованию системы обращения с отходами способствует уменьшению ущерба, причиняемого национальной экономике в результате загрязнения окружающей среды. По своему содержанию экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в соответствии с концепцией рационального природопользования представляет собой экологическую составляющую общественно-необходимых

затрат, связанных с производством и потреблением совокупного общественного продукта. Можно выделить следующие составляющие экологического эффекта от улучшения использования вторичных строительных ресурсов в регионе. Улучшается состояние окружающей среды вследствие уменьшения общего количества отходов, подлежащих утилизации и захоронению, т.к. часть из них переработана и вовлечена в процесс производства в качестве вторичных ресурсов. Снижается объем первичного природного сырья в производстве за счет использования переработанных отходов (рециклинга) в качестве вторичных ресурсов. Совершенствоваются экологически эффективные технологии и методы переработки ВСР на всех этапах их существования с целью предотвращения попадания вредных веществ в организм человека, водный, воздушный бассейны и почву. Уменьшается количество баз-полигонов и свалок для захоронения отходов и, как следствие, освобождаются дополнительные земли для сельскохозяйственных и других потребностей регионов. Снижаются затраты на проведение природоохранных мероприятий в связи с уменьшением общего количества отходов, подлежащих утилизации и захоронению, а также внедрению новых экологически чистых технологий переработки.

Эффект в научно-техническом плане от использования ВСР состоит в разработке ресурсосберегающих технологий и процессов по переработке ВСР, позволяющих минимизировать материальные и энергетические затраты при производстве новых перспективных материалов и созданию экологически чистых производств. При этом определяются новые подходы к классификации ВСР, формируются нормативно-технические документы, регламенты по сертификации производимой продукции, создаются новые образы оборудования по переработке ВСР. Следует выделить два основных направления развития научно-технического прогресса, обеспечивающих экономический эффект при улучшении использования вторичных ресурсов. Во-первых, разработку прогрессивных технологий по снижению объема использования первичного природного сырья в основных производственных процессах вследствие замены его вторичными ресурсами, а также создание и производство новых материалов, продукции и изделий из вторичных ресурсов. Разработка и внедрение технологий для использования ВСР в качестве альтернативных источников энергии. Во-вторых, совершенствование технологий по получению, переработке, использованию непосредственно ВСР и хранению неперерабатываемых отходов. Применение передовых энергосберегающих технологий, разработанных для переработки ВСР, в других отраслях промышленного комплекса страны.

Таким образом, разработка и внедрение программы по комплексному использованию ВСР будет способствовать решению экономических, экологических, научно-технических и социальных задач по снижению затрат на производство материальных ресурсов для нужд региона, сокращению времени и сложности цикла по переработке строительных отходов, созданию региональных центров по комплексной переработке ВСР, уменьшению вредных выбросов в атмосферу, почву, воду, а также снижению затрат на проведение природоохранных мероприятий. Реализация в регионах программы рециклинга вторичных строительных ресурсов создаст условия для минимизации объемов размещения строительных отходов, сокращения бюджетного финансирования, вовлечение строительных отходов в качестве материальных ресурсов в хозяйственный оборот, использование свободных мощностей и площадей промышленных предприятий региона для подготовки строительных отходов с целью их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья, создания новых рабочих мест, повышения эффективности производственнохозяйственной деятельности перерабатывающих предприятий, производства новых материалов и продукции для нужд региона и строительного комплекса, улучшения экологической ситуации в регионе. Стратегическую эффективность от использования ВСР необходимо рассматривать в качестве фактора, определяющего устойчивое развитие в масштабах страны, региона и предприятий по переработке, использованию и утилизации ВСР за счет сохранения природных ресурсов, улучшения экологического баланса, повышения эффективности производства и создания социальноактивной благоприятной обстановки.

5 Лунев Г.Г. Оценка экономической эффективности комплексного использования вторичных строительных ресурсов. М: ООО Издательство “Научтехлитиздат”, 2013, 195с

Лимтература:

1. С.П. Олейник. Единая система переработки строительных отходов. - М.: СвР-АРГУС, 2006, 336с.

2. О.В. Падалко. ISWA-лидер, партнер, информбюро. Твердые бытовые отходы. № 6. 2013. с. 14-18.

3. Любарская М. А. Стратегическое управление процессом обращения твердых отходов в регионе. Спб.: Спб. ГИЭУ, 2004, 182с.

4. Костецкий Н.Ф., Лунев Г.Г. Организационно-технологические проблемы использования вторичных строительных ресурсов при реконструкции объектов недвижимости. Экономика строительства. №4 -М.: 2005 г. “Стройиндустрия”

5. Лунев Г.Г. Оценка экономической эффективности комплексного использования вторичных строительных ресурсов. М: ООО Издательство “Научтехлитиздат”, 2013, 195с

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИИ К ПОСТРОЕНИЮ ОБЛАЧНЫХ СТРУКТУР КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Новиков М.О., аспирант, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье показана перспективность использования облачных технологий в целях модернизации информационных систем коммерческих банковских структур, представлен вариант обобщенной методики разработки требований к облачной структуре коммерческого банка, приведен обобщенный алгоритм ее решения, предполагающий декомпозицию общей методики на ряд частных методик.

Ключевые слова: облачная структура, коммерческий банк, методика, информационная система.

RATIONALE REQUIREMENTS FOR BUILDING CLOUD STRUCTURE COMMERCIAL BANK

Novikov M., the post-graduate student, FSUE «STANDARTINFORM»

The article shows the promise of cloud technologies to modernize information systems of commercial banks, a variant of the generalized method of requirements development to the cloud structure of a commercial bank is a generic algorithm to solve it, involving decomposition of the general procedure for a number of private practices.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cloud structure, a commercial bank, the technique, the information system.

Облачные технологии, получившие свою популярность за широкий спектр предоставляемых услуг и их низкой стоимости, нашли достаточно широкое применение в самых различных областях науки, техники и производства. Одним из направлений применения таких инновационных технологий являются современные банковские системы. Расширение возможностей по предоставлению клиентских услуг для коммерческих банков является очень привлекательным аспектом и программой активных действий по модернизации своих информационных систем. Сокращение времени на обработку информации при предоставлении услуг клиентам является не только своевременным шагом с точки зрения финансовой политики банков по привлечению клиентов, но и достаточно выгодным вложением средств в очередной виток модернизации информационных систем с целью получения дополнительной прибыли. В данном случае облачные технологии представляют собой совокупность всех возможностей информационной системы центрального офиса банка и его филиалов. Повышение качества предоставления услуг достигается путем сокращения времени на доступ клиента к ресурсам банка, а именно к решению клиентских проблем в банке (открытие счета, операции с вкладами, с наличностью и др.). Оперативность решения таких вопросов может быть сведена к снижению времени на доступ клиента к оператору банка с помощью современной информационной системы, построенной на основе облачных технологий.

Облачная технология представляет собой иерархическую систему, включающую специалистов ИТ-технологий и компьютерное оборудование, комплексно решающих перечень конкретных задач. В данный перечень входит размещение и организация функционирования компьютерного оборудования, программного обеспечения, работоспособность большого объема кабельного хозяйства и другие задачи. Весь объем задач по функционированию системы сводится к решению задач на различных уровнях иерархии. При решении такого вопроса применяют различные информационные математические методы и теории (теория передачи информации с пакетной коммутацией, коммутации каналов, модели топологии, управление потоками и другие теоретические аспекты).

При построении облачной структуры первостепенной задачей является обоснование требований к построению подобных систем, в которых учитывается большая совокупность данных об офисе банка и его филиалов, включающая: место расположения; используемая модель сетевых технологий; задачи, решаемые подразделениями банка; информационные процессы происходящие в облачной структуре; объем и тип компьютерного оборудования, а также ряд других исходных данных. Основываясь на общей постановке задачи разработки требований для построения облачной структуры

коммерческого банка, совокупность решаемых задач может быть представлена в следующем виде.

Обобщенная постановка задачи

Исходные данные: функционал облачной структуры банка: ¥ = {К, 2, Ж}, где К - данные о размещении подразделений банка; 2 - задачи, решаемые подразделениями банка при обмене информацией, и их характеристики; Ж - модель сетевой технологии.

Ограничения:

- время внедрения элементов облачной структуры Тср — Ттр;

- перечень определяемых характеристик облачной структуры:

X = {К Я, 5};

где N - объем узлового и абонентского оборудования облачной структуры; Я - обобщенные данные о размещении узлов коммутации облачной структуры; 5-топология построения облачной структуры банка.

Требуется:

разработать методику, обеспечивающую определение таких характеристик облачной структуры X*, при которых:

7(0, X*) = тт У (О, X) (1)

X ^ Хд

Т = Т(¥ и, X) <гтр (2)

где Хд - множество допустимых значений характеристик облачной структуры, и - характеристики процесса ввода облачной структуры в эксплуатацию.

Особенности задачи: высокая размерность; наличие переменных, имеющих различный физический смысл; отсутствие аналитических зависимостей (1), (2).

Модель исследуемой структуры: М = {К, Я, 5},

где N - множество элементов; Я - пространственные отношения внутри облачной структуры; 5 - связи между элементами облачной структуры.

Задача построения облачной структуры коммерческого банка может быть решена в виде совокупности задач, решаемых на основе разработанной комплексной методики, в основе которой будет лежать алгоритмическая последовательность ее реализации комплексной методики, представленная на рис. 1.

1. Формирование комплексной методики обоснования требований к облачной структуре банка.

2. Подготовка частной методики определения состава и количества узлового абонентского оборудования облачной структуры.

3. Разработка частной методики определения требований к размещению узлов коммутации облачной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.