Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЛАН / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кротенко Татьяна Юрьевна

Любая коммерческая организация и в прошлом и в наши дни в качестве цели имеет максимизацию прибыли и увеличение устойчивости собственной социально-экономической системы. Однако, достижение любых целей представляется очень затруднённым при отсутствии чётко определённой и сформулированной программы или плана по достижению конкретных целей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION DEVELOPMENT PLANNING

Any commercial organization, both in the past and today, has as its goal the maximization of profits and an increase in the stability of its own socio-economic system. However, the achievement of any goals seems to be very difficult in the absence of a clearly defined and formulated program or plan to achieve the specific goals of the company.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336

Кротенко Татьяна Юрьевна, к. филос. н., доцент

Государственный университет управления, г.Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru)

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Любая коммерческая организация и в прошлом и в наши дни в качестве цели имеет максимизацию прибыли и увеличение устойчивости собственной социально-экономической системы. Однако, достижение любых целей представляется очень затруднённым при отсутствии чётко определённой и сформулированной программы или плана по достижению конкретных целей компании.

Ключевые слова: социально-экономическая система, план, планирование, стратегия развития, внешняя и внутренняя среда организации.

Благодаря качественно проработанному плану развития организации, созданному с учётом всех существенных внутриорганизационных и внешних, по отношению к компании, факторов, возможна разработка такого плана развития, который бы с большой вероятностью мог обеспечить в среднесрочном и долгосрочном периодах финансовую устойчивость и разностороннее развитие для рассматриваемой социально-экономической системы.

Однако, пристальное внимание при создании такого рода плановой информации стоит уделять возможности макроэкономических потрясений. Например, множество отечественных и зарубежных организаций не сумело справиться с кризисом, вызванным коронавирусом, который нанёс урон, в той или иной мере, практически каждой стране. Таким образом, становится понятно, что в условиях существующей экономической и социальной нестабильности присутствует огромное количество внешних факторов, которые способны нанести критический урон компании, которая не была готова к возможным переменам в данных сферах жизни общества.

Отсутствие программы развития компании или её недостаточная проработка с большой вероятностью могут быть причиной неготовности социально-экономической системы к возможным потрясениям, приходящим из внутренней и внешней сред. Тем не менее, наличие даже не слишком детального плана, имеющего основания в виде взаимосвязей возможных колебаний внешней среды и ответных действий компании, уже даёт организации определённые преимущества на фоне конкурентов, которые не создавали подобных программ. Если расчёты действий на воздействие внешних условий верны, то компания, как минимум выигрывает время в случае наступления кризиса, просто корректируя и реализуя заранее подготовленные решения, а не разрабатывая их с нуля.

Также не стоит упускать и тот факт, что в условиях динамичной и агрессивной внешней среды компания регулярно должна развиваться и подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, чтобы оставаться конкурентоспособной на фоне других организаций. Принято считать, что большинство компаний, развиваясь, стремятся к монополизации рынка. Для достижения этой цели конкуренты используют как легальные, так и нелегальные методы конкурентной борьбы для собственного обогащения. Программа или план развития организации, в свою очередь, будут являться конкурентным преимуществом, так как предусматривают регламентацию действий фирмы в тех или иных условиях и источники ресурсов, откуда идет значительная экономия времени на принятие решений. Это позволяет опередить конкурентов в реализации своей целевой функции.

Соперничество производителей товаров и услуг несёт в себе как позитивные, так и негативные черты.

Положительное влияние заключается в том, что конкуренция существенно снижает затраты для потребителей; дает потребителю возможность выбора товаров и услуг; препятствует возникновению монополий, поднимающих цены и снижающих качество ввиду господства на конкретном рынке; ставит экономику в условия, в которых она вынуждена оперативно и гибко отзываться на возникающие трансформации. Например, путем создания новых товаров и услуг, изменения тарифов.

Отрицательные черты: постоянное разорение многих товаропроизводителей; использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж и др.), честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, постпродажное обслуживание и пр.; чрезмерная эксплуатация ресурсов; возможные экологические нарушения.

Если речь идёт не о стартапе, а об уже функционирующей организации, необходимо определить её текущее положение, чтобы понимать состоянии как внутренней, так и внешней среды фирмы.

Далее следует проработать различные части концепции развития, понять, что необходимо в неё включить. После разработки формата концепции создаются её компоненты.

Затем происходит разработка уже непосредственно программы развития, в которую включаются конкретные проекты, позволяющие достичь намеченных целей или же целевого состояния социально-экономической системы.

Следующим шагом выступает разработка и внедрение системы управления или же механизма управления, который бы способствовал выполнению поставленных задач и целей.

Конкуренция в тех или иных отраслях экономики в рамках одной страны может сильно разниться. В каких-либо сферах может присутствовать несколько сотен или даже тысяч компаний, в иных же наблюдается монополизация.

Сущность программы развития организации - это, в первую очередь, формулирование главных направлений деятельности предприятия и целей, которых ему необходимо достигнуть, определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. Основной целью программы развития организации является выявление приоритетов для компании, путей её развития, перспективных направлений деятельности, связанных с генерацией необходимых входящих ресурсных потоков. В зависимости от текущего положения фирмы и желаемого, то есть целевого, состояния могут быть выбраны различные цели, а именно:

• развитие новых продуктов, товаров или услуг;

• выход на новые рынки;

• укрепление позиций фирмы в текущем состоянии, рынке территориальном или продуктовом;

• также целью может быть «выживание» организации, например, в кризисный период;

• «сбор урожая» также может являться целью стратегии, что подразумевает максимальное использование всего уже имеющегося с осознанным отказом от развития для получения максимальных выгод в краткосрочной перспективе и выход из бизнеса.

Однако не все из них обязательно должны быть включены в разрабатываемую программу развития. Например, предоставление некоторых услуг, производство и продажа определённых товаров не требуют изучения экологической стороны вопроса и предоставления данных соответствующей экологической экспертизы. Тем не менее, некоторые задачи появляются в различных программах развития организаций чаще чем иные, например, определение сроков реализации выбранной программы развития, просчёт возможных выгод или опасностей и так далее.

Каждый конкретный план развития организации уникален и зависит от множества внутренних и внешних факторов компании, однако Г.Н. Бутов выделяет следующие основные этапы разработки программы развития бизнеса, которые чаще всего встречаются:

• Первым этапом разработки программы развития организации обычно служит определение источников, из которых будет взята необходимая информация.

• Второй этап - формирование конкретных целей, для которых происходит разработка программы развития компании.

• Третий этап разработки программы - определение структур, органов, организаций или лиц, которым будет адресована данная программа развития. В качестве подобных участников корпоративных отношений могут выступать отдельные подразделение в рамках организации, её бизнес-единицы, акционеры, коммерческие банки, иные предприятия и компании и так далее. От определения конкретных заинтересованных сторон и адресатов будут зависеть акценты работы, которые могут быть наиболее при-

влекательны для того или иного стейкхолдера или участника корпоративных отношений.

• Четвёртым этапом обычно выступает определение общей структуры программы развития организации. В данном этапе не существует обязательных конкретных и чётких рамок, которые были бы едины и стандартизированы для всех программ и предприятий, тем не менее, существуют определённые паттерны, которые встречаются наиболее часто, как, например, данный: титульный лист, содержание, конфиденциальность, краткое содержании программы и ожидаемые результаты, описаниеЗ продукта (товара или услуги), рассмотрение рынка и конкуренции, план производства товара или реализации услуги, план маркетинга, финансовый план, а также приложения, созданные и найденные в ходе создания программы развития. Однако данный пример структуры не является обязательным, так как каждая ситуация уникальна и зависит от множества факторов, отсюда проистекает то, что программы развития могут сильно разниться друг от друга, ведь каждая из них является уникальной и применима только для конкретной организации в определённых условиях в рассматриваемый момент времени.

• Пятым этапом разработки программы развития обычно служит поиск, отбор и обработка информации для каждого из пунктов создаваемой программы развития бизнеса.

• Шестой этап - непосредственное создание программы развития с опорой на уже полученные на предыдущих этапах данных о состоянии внутренней и внешней сред компании.

• Седьмым и заключительным этапом выступает независимое рецензирование проекта выбранными специалистами. Перечень специалистов для рецензирования также является уникальным, однако чаще всего в него могут входить представители различных специальностей.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на наличие очевидной и множественной вариативность программ развития в зависимости от целого ряда факторов, раскрытых выше, существуют некоторые общие цели, задачи и этапы разработки, на которые стоит обращать внимание при создании собственной программы развития.

Оценка эффективность программы развития организации необходима для всестороннего и комплексного её рассмотрения и составления вывода, в том числе, и со стороны независимых специалистов, которые не являются заинтересованными лицами и способны дать наиболее честный и непредвзятый вывод о ней.

Оценка эффективности программы развития представляет из себя логическое окончание цепочки бизнес планирования, именно она позволяет решить, стоит ли претворять его в жизнь, будет ли работа по нему целесообразной и велики ли шансы бизнеса на успех.

Основными целями проведения оценки эффективности программы развития организации являются:

• Поиск инвестора для реализации проекта. Очевидным является факт, что после проведения оценки эффективности, отражающей основные возможные угрозы и возможности, потенциальную прибыль и убытки, инвестору будет проще определиться с решением о реализации данной программы;

• Подбор наилучшего варианта кредитования. После оценки рисков возможно определение целевой стоимости заёмных средств- чем выше риски по реализации программы развития, тем выше будет процент по кредиту;

• Подготовка качественного инвестиционного предложения. Чем более определённой является деятельность, тем более привлекательным является инвестиционное предложение, в данном случае представленное программой развития;

• Выбор условий страхования рисков. Условия данного пункта схожи с вариантом кредитования, где более высокий риск означает большие затраты на страховку, меньший, соответственно, приводит к уменьшению расходов на страховку

• Принятие решения о внесении инвестиций. Облегчение задачи внесения для инвестора, в качестве которого может выступать множество различных физических и юридических лиц, начиная от частных инвесторов и инвестиционных фондов и заканчивая банками и участниками корпоративных отношений внутри компании, через определение рисков и выгод, возможных в результате внесения средств в проект;

• Устранение неопределенностей. Данный пункт актуален для всех задействованных в процессе разработки и реализации программы развития сторон, как для инвестора, так и для разработчика плана развития компании.

Лицами, для которых проводится оценка эффективности программы развития являются:

• Инвесторы, в случае если инвестиции для реализации программы развития организации привлекаются извне, от частных инвесторов, инвестиционных фондов, инвестиционных банков и так далее;

• Кредиторы, на кредит которых рассчитывает представитель стороны разработки и внедрения плана развития, на реализацию которого требуются заёмные средства;

• Внутренние участники корпоративных отношений компании, в том случае, если средства планируется использовать из собственных источников организации;

• Сама команда разработки программы развития организации - для получения представления о целесообразности поиска кредиторов, инвесторов или обращения к руководству компании с предложением внедрения улучшений.

Данный перечень не является всеобъемлющим, однако отражает основных лиц, заинтересованных в оценке эффективности программы. Как уже говорилось ранее, каждый план с предложением развития является уни-

кальным, соответственно, и состав участников, заинтересованных сторон также может сильно разниться.

Список источников

1. Деревягина Л.Н., Сундукова Г.М., Шрамченко Т.Б. Влияние цифрови-зации на проектное обучение в вузе. В сборнике: Актуальные проблемы управления - 2021. Материалы 26-й Международной научно-практической конференции. Редколлегия: М.Н. Белоусова, О.И. Ларина, А.С. Лобачева [и др.]. Москва, 2022. С. 195-199.

2. Sundukova G.M. Innovative management: quality management in education. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. сборник научных статей 10-й Международной научно-технической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2022. С. 27-29.

3. Uzunyan A.S. Application of innovative methods of motivation in the conditions of digitalization. В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 11-14.

4. Макеева В.Г., Некрасова М.В. Использование лизинга в сфере железнодорожного транспорта. В сборнике: Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Российский университет транспорта (МИИТ), Институт экономики и финансов. Москва, 2020. С. 175-178.

5. Uzunyan A.S. Innovations in the system of digital management of personnel motivation. В сборнике: Проблемы и перспективы развития россии: молодежный взгляд в будущее. сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции. Курск, 2021. С. 10-12.

6. Макеева В.Г. Антикризисное проектное управление в условиях влияния цифровой трансформации на бизнес и деловую среду. В сборнике: Экономические и правовые факторы развития общества в контексте цифровой трансформации. сборник докладов и выступлений Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 183-185.

7. Uzunyan A.S. Problems and prospects of online management. В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции. Курск, 2021. С. 47-50.

8. Узунян А.С. Управление профессиональной мотивацией персонала на основе цифровых технологий. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 336-339.

9. Makeeva V.G. Anti-crisis project management in the context of the impact of digital transformation on business and the business environment. В сборнике: Проблемы развития современного общества. сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2022. С. 17-19.

10. Узунян А.С. Проблемы и перспективы online-управления. В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2021. С. 413-417.

11. Узунян А.С. Инновации в системе цифрового управления мотивацией персонала. В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации. Сборник научных трудов XVI Международной научно-практической конференции. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2021. С. 269-272.

12. Цифровая социализация в образовании/ Кротенко Т.Ю.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2020. № 2 (44). С. 46-50.

13. Философские аспекты цифровой социализации образования/ Кротенко Т.Ю.// Образование и проблемы развития общества. 2019. №2 2 (8). С. 27-31.

14. Образовательное путешествие: поиск и выбор пути/ Кротенко Т.Ю., Кануникова М.И., Лесникова О.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 288-293.

15. Significant concepts of continuing education/ Krotenko T.Yu.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

2021. № 6 (56). С. 5-9.

16. Personal mobility as a unique element of the conceptual sphere of continuing education/ Krotenko T.Yu., Kanunikova M.I., Lesnikova O.V.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7 (57). С. 127-131.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 25.09.2022; принята к публикации 25.09.2022.

Krotenko Tatyana Yurievna, cand. of Philosophical Sciences, associate professor, State University of management, Moscow, Russia (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) ORGANIZATION DEVELOPMENT PLANNING Any commercial organization, both in the past and today, has as its goal the maximization of profits and an increase in the stability of its own socioeconomic system. However, the achievement of any goals seems to be very difficult in the absence of a clearly defined and formulated program or plan to achieve the specific goals of the company.

Keywords: socio-economic system, plan, planning, development strategy, external and internal environment of the organization.

УДК 338.5

Крохалев Виктор Анатольевич, к.э.н., доцент (e-mail: victorkrohalev@gmail.com)

ФГБОУ ВО « Уральский государственный экономический университет» г.Екатеринбург, Россия

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННТЮГО БИЗНЕСА

Аннотация: цена - важный датчик маркетинговой деятельности, оказывающий влияние на экономический успех предприятий общественного питания. Правильное ценообразование выражается в установлении цен, которые являются для потребителя ниже ценности, которую они придают покупаемым товарам и услугам. В статье рассматривается структура цен, персонифицированная конкретно для отрасли общественного питания, обозначены различия между постоянными и переменными издержками, перечислены типовые затраты для сферы гастрономии. Изложены стратегии и методы ценообразования на примере установления «цен-приманок», оформлена взаимосвязь зафиксированных цен на предприятии с ценовой политикой других конкурентных игроков. В заключении представлен алгоритм расчета цен, а также затронуты вопросы изучения вероятной реакции гостей на установленные цены.

Ключевые слова: цена, предприятие, общественное питание, конкуренты, потребители, маркетинговые исследования

Цена является частью имиджа заведения и выражается принятым форматом концепции. Установленные цены дают потребителям представления о классе заведения, напрямую воздействует на их восприятие и на прибыль, которую получает предприятие в процессе функционирования [6, с. 88]. Кроме того, формируя цены, предприятие попадает в определенный ценовой сегмент, в котором работают и другие заведения - конкуренты. Рынок, присутствующие на нем конкуренты, мода, конъюнктура - все это в значительной степени воздействует на свободу установления цен [1, с. 124]. В какой степени затраты определяют низшую границу цен, в такой рынок сдерживает их верхний предел. Структура цены в общественном питании включает компоненты, представленные на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.