Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3171
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ПЛАНОВ / ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ / РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / TYPES OF PLANS / PLANNING REQUIREMENTS / INVESTIGATION / CRIMINAL CASE / PLANNING STAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Петр Валерьевич

В статье представлена технология планирования расследования преступления, состоящая из двух этапов (совместной деятельности следователя и органа дознания; деятельности органа дознания на основе задач, поставленных следователем), позволяющая учитывать современное правовое регулирование и эффективно решать задачи по раскрытию преступлений. Автором исследованы применяемая терминология, основания классификации планов расследования и другие вопросы. Принципы планирования предложено именовать требованиями к планированию. Аргументирован вывод о неосновательности выделения наряду с планами производства следственных действий и расследования отдельных преступлений планов работы следователя по нескольким уголовным делам, находящимся в его производстве, в качестве однородной категории. Указано на необходимость планирования наряду со следственными действиями и оперативно-разыскными мероприятиями применения мер административного принуждения и мероприятий организационного характера. Предложены рекомендации по комплексному использованию различных форм планирования в зависимости от складывающейся следственной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловский Петр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF INVESTIGATION OF CRIMES

The article demonstrates the technology of planning the investigation of criminal cases, consisting of two stages: joint activity of the investigator and the body of inquiry; the body of inquiry activity on the basis of the tasks set by the investigator. Such practice allows taking into account modern legal regulation and effectively solving the crime detection problems. The author analyses the applied terminology, bases of investigation plans classification and other issues. The principles of planning are proposed to be called planning requirements. The conclusion about the groundlessness of the allocation of the investigation plans for several criminal cases as a homogeneous category along with plans for investigative proceedings and the investigation of separate criminal cases is justified. The author highlights the need for planning investigative actions as well as operational investigative measures of administrative enforcement and organizational activities. There are also proposed the recommendations on the complex use of various forms of planning depending on the current investigative situation.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343.98 DOI 10.25724/VAMVD.JMNO

ББК 67.522.0

П. В. Козловский

ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье представлена технология планирования расследования преступления, состоящая из двух этапов (совместной деятельности следователя и органа дознания; деятельности органа дознания на основе задач, поставленных следователем), позволяющая учитывать современное правовое регулирование и эффективно решать задачи по раскрытию преступлений. Автором исследованы применяемая терминология, основания классификации планов расследования и другие вопросы. Принципы планирования предложено именовать требованиями к планированию. Аргументирован вывод о неосновательности выделения наряду с планами производства следственных действий и расследования отдельных преступлений планов работы следователя по нескольким уголовным делам, находящимся в его производстве, в качестве однородной категории. Указано на необходимость планирования наряду со следственными действиями и оперативно-разыскными мероприятиями применения мер административного принуждения и мероприятий организационного характера. Предложены рекомендации по комплексному использованию различных форм планирования в зависимости от складывающейся следственной ситуации.

Ключевые слова: виды планов, требования к планированию, расследование, уголовное дело, этапы планирования.

P. V. Kozlovskiy

PLANNING OF INVESTIGATION OF CRIMES

The article demonstrates the technology of planning the investigation of criminal cases, consisting of two stages: joint activity of the investigator and the body of inquiry; the body of inquiry activity on the basis of the tasks set by the investigator. Such practice allows taking into account modern legal regulation and effectively solving the crime detection problems. The author analyses the applied terminology, bases of investigation plans classification and other issues. The principles of planning are proposed to be called planning requirements. The conclusion about the groundlessness of the allocation of the investigation plans for several criminal cases as a homogeneous category along with plans for investigative proceedings and the investigation of separate criminal cases is justified. The author highlights the need for planning investigative actions as well as operational investigative measures of administrative enforcement and organizational activities. There are also proposed the recommendations on the complex use of various forms of planning depending on the current investigative situation.

Key words: types of plans, planning requirements, investigation, criminal case, planning stage.

Планирование, являющееся одним из обязательных условий эффективного построения расследования, представляет собой сложный мыслительный процесс, заключающийся в определении задач следствия, путей и способов их решения в соответствии с требованиями закона [1, с. 3].

В содержании планирования деятельности по расследованию преступлений необходимо выделить две составляющих. Первая — планирование расследования отдельных уголовных дел. Она включает выявление целей и задач расследова-

ния для каждого этапа, а также выбор наиболее эффективных и экономичных способов их разрешения [1, с. 5—6]. Вторая — общее планирование работы следователя по всем находящимся в производстве уголовным делам. Содержание первого вида деятельности определяется криминалистической характеристикой преступления, складывающейся следственной ситуацией. В основе общего планирования рабочего времени лежат правила самоорганизации (самоменеджмента). В связи с этим представляется неоправданным

выделение наряду с планами производства следственных действий и расследования отдельных преступлений планов работы следователя по нескольким уголовным делам, находящимся в его производстве, в качестве однородной категории [2, с. 39]. Построение последних подчиняется правилам тайм-менеждмента и должно учитывать не только производство расследования, но и иные задачи (дежурства, служебную подготовку, участие в совещаниях, поручения руководства), психологические особенности исполнителя и т. п. [3, с. 63].

Планирование расследования преступлений основывается на организующей роли следователя и самостоятельности органа дознания в выборе средств и методов1. Принятие мер организационного, оперативно-разыскного, административного характера находится вне компетенции следователя, но при этом базируется на поставленных им задачах. Изложенное позволяет говорить о наличии двух этапов планирования расследования. В рамках первого следователь определяет круг процессуальных действий, необходимость привлечения к их осуществлению сотрудников органа дознания, специалистов и иных лиц, а также ставит задачи, которые должны быть решены с использованием полномочий в сфере оперативно-разыскной и административной деятельности. На втором на основе задач, поставленных следователем, руководителем органа внутренних дел или его структурного подразделения, осуществляется расчет сил и средств, выбор тактических приемов, позволяющих достичь желаемого результата. Двухэтапная структура планирования имеет место во всех случаях, когда следователь дает поручение органу дознания независимо от его характера. Производство отдельных процессуальных действий может сочетаться с комплексом мероприятий оперативного, административного и организационного характера.

Предложенная структура планирования позволяет выделить несколько видов планов:

1) план расследования:

— план процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу;

— план отдельного процессуального действия (включая организационные и оперативно-разыскные мероприятия, а также меры административного принуждения (например, оцепление (блокирование) участка местности, жилых помещений, строений и иных объектов, временное ограничение движения транспортных средств и пешеходов и т. п.), обеспечивающие его проведение);

2) план оперативно-разыскных и организационных мероприятий, мер административного принуждения3.

Только на первом этапе планирование осуществляется субъектами взаимодействия совместно. На втором этапе оно должно вытекать из задач, поставленных на первом, но осуществляться органом дознания самостоятельно. Предметом нашего внимания будут совместные планы следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, а также планы производства отдельных процессуальных действий.

Основой успешного планирования расследования является соблюдение следующих требований4.

1. Требование объективности состоит в том, что следователь должен учитывать не только общие задачи расследования и рекомендации по их решению, но и особенности конкретного преступления, сложившуюся следственную ситуацию на момент составления плана. Соблюдение данного правила не предполагает отказа от использования типовых методик расследования, а лишь обусловливает необходимость их преломления, адаптации для решения стоящих перед следователем задач [4, с. 42].

2. Требование своевременности заключается в принятии решений в оптимальное время, позволяющее их реализовать. Производными из указанного требования являются приведенные далее рекомендации:

— в первую очередь планируются действия, направленные на фиксацию следов преступления, которые могут быть утрачены, установление места нахождения преступника и похищенного имущества (осмотр места происшествия, обыски, допросы свидетелей и потерпевших, задержание, избрание меры пресечения). При недостаточности сил и средств следственные действия, непроведение которых несет меньший риск утраты доказательств и иных негативных последствий, откладываются на более поздний срок;

— во вторую очередь планируются действия, требующие длительного времени и не в полной мере зависящие от следователя: назначение и производство экспертиз, направление запросов и поручений (особенно в другие регионы) и др. К этой же категории нужно отнести процессуальные действия, риск срыва и переноса которых достаточно велик из-за различных причин: противодействия, болезни, сложных жизненных обстоятельств потенциальных участников уголовного судопроизводства и т. п.;

— обеспечивается последовательность производства процессуальных действий, исключающая срыв одних в результате проведения других (например, проведение обыска перед вызовом на допрос проживающих в квартире граждан, определение последовательности вызова свидетелей в целях предотвращения преждевременного разглашения информации о ходе расследования и т. п.).

3. Требование непрерывности проявляется в том, что планирование осуществляется на всем протяжении расследования. Получение и оценка новых данных требуют от следователя внесения изменений в ход производства по уголовному делу, однако это не означает, что нужно пересоставлять план. Он является внешним выражением деятельности по планированию расследования. Чрезмерно формальное отношение к ведению данного документа способно отвлечь следователя от производства необходимых процессуальных действий. Например, при получении сведений о местонахождении похищенного имущества следователю необходимо провести обыск, допросить лиц, у которых оно хранилось, назначить судебные экспертизы, получить сведения о входящих и исходящих соединениях отдельных лиц. Целесообразность их производства очевидна из представленной информации и займет непродолжительное время (1—2 дня). В этом случае план расследования стоит подвергнуть корректировке по результатам производства указанных процессуальных действий.

4. Требование конкретности предполагает четкое формулирование наименований отдельных мероприятий, чтобы они были недвусмысленно поняты исполнителем. Не допускается использование неясных, расплывчатых формулировок, включение задач без указания действий, с помощью которых они могут быть решены. Например, вместо указания цели «установить местонахождение подозреваемого» в план нужно включить конкретные действия: производство обыска по месту жительства подозреваемого, допросы родственников и друзей (с указанием Ф. И. О.), контроль и запись телефонных переговоров и т. п.

5. Требование реальности заключается в необходимости учитывать имеющиеся возможности органов расследования: наличие людей, автотранспорта, техническое оснащение экспертных подразделений, общий уровень нагрузки. Далеко не всегда в ходе расследования возможно осуществить все необходимые действия, направленные на раскрытие преступления. В этом случае стоит вы-

брать действия с наилучшим ожидаемым результатом и наименьшими затратами сил и средств.

6. План расследования должен соответствовать требованиям удобства в использовании и простоты в корректировке, иначе вместо вспомогательного инструмента он может превратиться в препятствие для эффективной работы5.

Облечение плана в письменную форму целесообразно после получения первоначальных сведений, позволяющих сделать выводы о характере расследуемого события. Часто план составляется после завершения безотлагательных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Однако по отдельным категориям преступлений, выявляемым в ходе оперативно-разыскной деятельности, подробный план мероприятий может быть составлен до принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В зависимости от подходов, которые положены в основу планирования, выделяют следующие разновидности планов следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий:

— план расследования, составляемый по следственным версиям;

— план расследования, составляемый по эпизодам;

— план расследования, составляемый по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению;

— аналитический план расследования.

План расследования, составляемый по следственным версиям. Его положительной стороной является конкретизация различных направлений расследования. Это особенно удобно, когда можно выделить самостоятельные группы мероприятий, связанные с конкретными версиями. Например, при совершении убийства рассматриваются версии его совершения: в целях получения наследства и страховой выплаты или из мести за исполнение общественного долга. Но и в этом случае будут иметь место мероприятия, которые не зависят от выдвинутых версий: производство судебно-медицинской экспертизы, проверка по криминалистическим учетам обнаруженных следов, допросы соседей убитого, получение сведений о входящих и исходящих соединениях с телефона потерпевшего и т. п. Во избежание дублирования такие действия необходимо поместить в отдельный раздел, а применительно к каждой версии указать лишь имеющие отношение только к ней.

Например, по версии об убийстве в целях завладения наследством и получения страховой

суммы — проверить алиби жены, которая является единственным наследником и получателем страховой выплаты, а по второй версии — проверить алиби лица, угрожавшего потерпевшему убийством в связи с участием в общественных слушаниях. Если в ходе расследования появляются новые версии, они вносятся в план. В практической деятельности нередко можно столкнуться с чрезмерным усложнением данного вида планов при выдвижении широкого круга частных версий с одновременным требованием составления перечня следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по каждой из них. В результате план оказывается громоздким, отдельные его положения дублируют друг друга.

План расследования, составляемый по эпизодам подготавливается по уголовным делам о совершении ряда преступлений одним лицом или преступной группой. Его применение удобно при осуществлении расследования группой следователей, так как позволяет поручить отработку одного или нескольких эпизодов одному сотруднику, не владеющему всей информацией по уголовному делу. При планировании по эпизодам учитываются сформулированные в ходе расследования версии, которые могут быть как общими для всех совершенных преступлений, так и частными (например, имитация почерка преступной группы иными лицами). Эпизоды в плане могут быть сгруппированы с учетом состава соучастников, объектов посягательств или расположены по хронологии. Недостатком данной формы является невозможность учета мероприятий общего характера, которые необходимо поместить в отдельный раздел.

План расследования, составляемый по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению может быть использован как основной по несложным делам или как вспомогательный при необходимости конкретизации плана расследования. В него включаются подлежащие выяснению обстоятельства и следственные действия, направленные на их выяснение. Недостатком здесь является риск неоднократного проведения одних и тех же следственных действий для выяснения разных вопросов (повторный вызов на допрос свидетелей, назначение дополнительных экспертиз и т. п.). С учетом изложенного его основная роль — вспомогательный документ.

Аналитический план расследования предполагает указание на источники доказательств (протоколы следственных действий, показания свидетелей и т. п.), раскрытие их содержания и перечень вытекающих из полученных данных действий.

Он позволяет вырабатывать навыки тщательного анализа информации и облегчает написание постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения.

Следует иметь в виду, что ни один из перечисленных планов не позволяет в полной мере учесть все обстоятельства расследуемого преступления. Нередко планирование расследования носит комплексный характер. Однако по сложным делам и этого бывает недостаточно. Дополнительно составляются схемы, карточки, листы, таблицы и т. п. Рассмотрим комплексное применение различных подходов к планированию (и соответствующих им планов) и вспомогательной документации на примере реализации результатов оперативно-разыскной деятельности и дальнейшего расследования преступлений, совершенных организованной группой в финансово-кредитной сфере.

Преступной группой в составе 12 человек оформлялись потребительские кредиты на подставных лиц в торговых организациях за незначительное вознаграждение, в последующем осуществлялась реализация приобретенных товаров. Полученный преступный доход частично распределялся между членами преступной группы, частично использовался для организации преступной деятельности: покупки и обслуживания автотранспорта, оплаты средств связи, аренды жилых помещений и офисов и т. п.

Первая разновидность плана в условиях, когда известны все лица, совершившие преступления, может быть использована для построения версий о распределении ролей, участии отдельных членов в различных эпизодах преступной деятельности. Планирование по эпизодам преступной деятельности по такому делу выступает одним из основных способов организации работы.

С учетом того что расследование отдельных эпизодов преступной деятельности связано с проведением большого количества однотипных действий, целесообразным является составление таблицы, содержащей сведения о лицах, на имя которых оформлен кредитный договор; его дату, время; номер; адрес торговой организации или иного места, где происходило оформление кредитного договора; информацию о проведении допроса, предъявления для опознания, очной ставки; сведения о лицах, участвовавших в совершении данного преступления. Кроме того, в нее могут быть включены сведения о проживании свидетелей. Плюсами использования табличной формы являются ее простота, наглядность, возможность корректировки и краткого отражения результатов

проведенных следственных действий, что позволяет использовать отдельные элементы аналитического плана. На окончательном этапе расследования такое приложение к плану существенно упрощает подготовку постановления о привлечении в качестве обвиняемого, поскольку содержит сведения о времени, месте и лицах, совершивших преступления, номерах договоров и др. В рамках основного плана остается указать иные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия. Эпизоды в таблице могут быть сгруппированы по хронологии, торговым организациям, в которых оформлялись кредиты, и районам области, где проживают лица, оформившие кредитные договоры. Табличная форма позволяет изменять основание группировки в электронной версии документа в зависимости от решаемых задач.

Второй план, применимый в данной ситуации, — по отдельным обстоятельствам, подлежащим установлению. При расследовании сложных преступлений им могут быть посвящены отдельные разделы плана [6, с. 155]. В качестве примеров можно привести мероприятия по обеспечению гражданского иска; установлению признаков сплоченности, устойчивости преступной группы; установлению местонахождения похищенных денежных средств, имущества, подлежащего аресту, и др.

Планирование отдельных процессуальных действий также может состоять из двух этапов. На практике их значительная часть может быть организована и проведена следователем самостоятельно без участия органа дознания (например, допрос свидетелей, которые готовы добровольно явиться для участия в следственном действии и не противодействуют расследованию). Однако сложные процессуальные действия в условиях активного противодействия могут потребовать привлечения значительных сил и средств. Например, проведение проверки показаний на месте с участием обвиняемого, который может быть ликвидирован находящимися на свободе членами преступной группы. В этом случае следователь определяет время и место (насколько это возможно с учетом ранее данных показаний); про-

Примечания

водит подготовительные действия (вызов, уведомление участников и др.); составляет перечень вопросов, подлежащих выяснению; очерчивает круг непосредственных участников следственного действия. Органу дознания будет поставлена задача — оказать содействие в организации следственного действия и обеспечить безопасность. Для ее решения руководителю органа внутренних дел необходимо:

— произвести расчет сил и средств, назначить исполнителей из числа подчиненных ему сотрудников;

— определить перечень организационных (инструктаж личного состава, получение вооружения и спецтехники и др.) и оперативно-разыскных (наблюдение, контроль технических каналов связи и др.) мероприятий, а также мер административного принуждения;

— получить разрешение суда на проведение оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан; принять решение о проведении оперативно-разыскных мероприятий и иных действий, требующих ведомственного санкционирования;

— привлечь другие оперативные службы органа внутренних дел, с которыми следователь не может взаимодействовать непосредственно (оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения, подразделения оперативно-разыскной информации [7]);

— организовать взаимодействие с другими правоохранительными органами (Росгвардией, Федеральной службой исполнения наказания и др.);

— определить тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий и мер административного принуждения.

Таким образом, любой процесс планирования предполагает комплексное использование различных форм его организации, которые в зависимости от сложности и количества мероприятий могут в большей или меньшей степени находить формальное выражение в составляемых документах.

1. В научной литературе принято говорить о взаимодействии следователя, дознавателя с субъектами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Вместе с тем сопровождение части уголовных дел в органах внутренних дел осуществляют службы, не наделенные правом производства оперативно-разыскных мероприятий (участковые уполномоченные полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних), которые также самостоятельны в выборе средств и методов решения поставленных задач. С учетом изложенного мы распространяем принцип самостоятельности сотрудников оперативных подразделений

в выборе средств и методов осуществления оперативно-разыскной деятельности на административную деятельность полиции.

2. В нормативных актах и учебной литературе используется термин «план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий». Он представляется не совсем точным, так как в ходе расследования необходимо планировать применение мер принуждения, ознакомление с материалами уголовного дела и другие действия, которые не являются следственными.

3. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено составление планов применения мер административного принуждения и организационных мероприятий. Однако фактическое планирование всегда носит комплексный характер и учитывает все необходимые действия, направленные на обеспечение уголовно-процессуальной деятельности следователя.

4. В научной литературе указанные категории называют принципами планирования. Полагаем, что данный термин не вполне приемлем, поскольку под принципом понимается исходное начало, руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. Планирование нельзя признать самостоятельной предметной областью, это инструментарий, способ организации той или иной деятельности. Более уместно говорить о принципах деятельности, от которой производны требования к планированию.

5. Негативным примером является сетевой метод планирования расследования, который не получил распространения на практике в силу высокой сложности и низкой эффективности [5, с. 276—291].

1. Дубровицкая Л. П., Лузгин И. М. Планирование расследования: учеб. пособие. М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. 54 с.

2. Теория и практика планирования расследования преступлений / В. В. Бирюков [и др.]. Луганск: РИО ЛАВД, 2002. 90 с.

3. Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебник / под ред. М. В. Мешкова. М.: ДГСК МВД России, 2011. Ч. 1. 163 с.

4. Корнелюк В. С., Кулагин Н. И., Носов А. В. Организация следственной работы: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 248 с.

5. Белкин Р. С. Курс криминалистика: в 3-х т. Т. 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юрист, 1997. 480 с.

6. Киселев Е. А., Казачек Е. Ю. К вопросу о планировании расследования как способе оптимизации работы сотрудников следственных органов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 2.

7. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД Росси от 19 июня 2012 г. № 608 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Козловский П. В., 2019

1. Dubrovitskaya L. P., Luzgin I. M. Investigation planning. Textbook. Moscow: Vysshaia shkola MVD SSSR; 1972; 54.

2. Biryukov V. V., Melnikova O. B., Shekhovtsov R. M. et al. Theory and practice of crime investigation planning. Lugansk: RIO LAVD; 2002: 90.

3. Preliminary investigation in internal Affairs agencies. Textbook. Ed. by M. V. Meshkov. Moscow: DGSK MVD Rossii; 2011; 1: 163.

4. Kornelyuk V. S., Kulagin N. I., Nosov A. V. The organization of investigative work. Textbook. Moscow: SSPW MIA of Russia; 2009; 284.

5. Belkin R. S. Course of criminalistics. In 3 volumes. Volume 3. Criminalistic means, methods and recommendations. Moscow: TsOKR MVD Rossii; 2009; 248.

6. Kiselev E. A., Kazachek E. Yu. On the issue of investigation planning as a way to optimize the work of investigative bodies. Vlasf i upravlenie na Vostoke Rossii. 2017; 2.

7. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 608 of 19 June 2012. About some questions of the organization of operational search activity in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Available from: reference and legal system "ConsultantPlus"».

© Kozlovskiy P. V., 2019

Козловский Петр Валерьевич,

ученый секретарь ученого совета Омской академии МВД России, кандидат юридических наук; e-mail: kozlovskypv@yandex.ru

Kozlovskiy Petr Valerevich,

academic secretary of the academic council of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical science; e-mail: kozlovskypv@yandex.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.