Научная статья на тему 'Планирование рабочего времени: основные принципы и их реализация в программных средствах'

Планирование рабочего времени: основные принципы и их реализация в программных средствах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
944
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Егорова Н. Г.

Перечислены основные принципы тайм-менеджмента, сделан краткий обзор программных продуктов, которые можно использовать для планирования рабочего времени, включая разработанный автором комплекс программ Расписание и проведен анализ степени реализованности в них принципов тайм-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование рабочего времени: основные принципы и их реализация в программных средствах»

компьютерные практикумы, тесты, задания для выполнения самостоятельных работ.

Виртуальная лаборатория «Business Intelligence (BI)» в совокупности с разработанным методическим материалом может и должна использоваться не только преподавателями информационных технологий, но и преподавателями экономических дисциплин при рассмотрении вопросов анализа и принятия решений на основе корпоративной информации. Виртуальная лаборатория «Business Intelligence (BI)» позволяет осуществлять такие формы обучения как проектная и исследовательская деятельность.

В будущем возможно расширение рассматриваемого направления систем бизнес-анализа путем включения в состав образовательной информационной системы «Сетевая Учебная Корпорация» РЭА новых виртуальных лабораторий на основе других перспективных платформ, таких как Oracle Business Intelligence или Contour Components.

Список литературы:

1. Когнитивная бизнес-аналитика / Под ред. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. -СПб.: Питер, 2009.

3. Материалы сайта РЭА им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rea.ru.

4. Материалы сайта компании IBM Cognos Software [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cognos.com.

5. Материалы компании Gartner [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gartner.com.

6. COGNOS 8 Business Intelligence. Руководство пользователя, 2009.

7. Материалы сайта компании IBS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ibs.ru.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВАХ © Егорова Н.Г.*

Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, Республика Беларусь, г. Минск

Перечислены основные принципы тайм-менеджмента, сделан краткий обзор программных продуктов, которые можно использовать для

* Младший научный сотрудник

планирования рабочего времени, включая разработанный автором

комплекс программ Расписание и проведен анализ степени реализо-

ванности в них принципов тайм-менеджмента.

При планировании рабочего времени человека методы, предусматривающие составление расписаний и организации деятельности по этим расписаниям на практике часто оказываются бесполезными. Для эффективной организации рабочего времени разработаны специальные методики, которые развиваются в прикладной области исследований, получившей название тайм-менеджмент [1-3].

Основные принципы планирования рабочего времени. Замечено, что человек реально работает меньше, чем может ему показаться. Поэтому планирование рекомендуется начинать с хронометража работ и анализа полученных результатов.

Принципы планирования подразделяются на психологические и технические. Рассмотрим психологические принципы [1-3].

1. Обзор и письменная фиксация. Все проблемы, обстоятельства, факторы, ресурсы, дела и задачи следует фиксировать письменно.

2. Структурирование внимания. Сознание человека может работать только с одним объектом (мыслью, делом или документом). Пред-сознание человека может контролировать семь плюс (минус) два объекта. Занимаясь одной главной проблемой, можно держать в поле зрения еще 5-9 проблем. Подсознание может одновременно работать с существенно большим количеством объектов. Следует заниматься одной проблемой, имея в виду несколько проблем, и забывая на время о прочих проблемах.

3. Переключения внимания. Необходимо управлять переключением внимания. Крупные дела следует выполнять в такой последовательности, чтобы обеспечивалось максимальное переключение внимания. Если начинается «ступор» в работе, то следует на время переключиться на другое дело. Мелкие дела, следует организовать так, чтобы внимание переключалось как можно реже. Целесообразно собирать однородные мелкие дела в блоки.

4. Принятие решений. Для любой проблемы следует обрисовать ее, выписать пути возможного развития событий и, учитывая их, принимать решения.

5. Выполнение решений. Лучше последовательно осуществить не самое хорошее решение, чем метаться в поисках наилучшего.

6. Управление эмоциями. О проблемах не надо беспокоиться - их необходимо решать. Для проблем надо рассматривать возможные варианты развития событий и думать, как избежать наихудших вариантов и достичь лучших по возможности результатов.

7. Управление работоспособностью. Чем сильнее загружен работник, тем больше необходим ему отдых. Раз в час обязателен пятиминутный перерыв. Оптимальным является пятнадцатиминутный перерыв.

Рассмотрим основные технические принципы [1-3].

1. Обзор деятельности. Все дела, которые необходимо выполнить, полезно записать на бумаге. По мере возможностей, их надо группировать по смыслу. После рисуется предстоящий год (от настоящего момента времени) в виде прямой линии с грубой разбивкой (по месяцам, самое большее - по неделям). На этой прямой приблизительно отмечаются события или сроки, от которых зависит результативность решения крупных задач.

2. Определение направлений деятельности и ценностей. Необходимо структурировать список дел, выделив основные направления деятельности. Далее следует записать те базовые ценности, которыми хотелось бы руководствоваться при выполнении задач. После необходимо сопоставить список работ со списком базовых ценностей и избавиться от необязательных работ.

3. Постановка целей и задач. Необходимо вернуться к списку всех дел, и выбрать из него самые важные и крупные дела, разбить их на более мелкие дела или задачи. Все это можно оформить в виде древовидных структур или в виде таблицы. Далее можно просмотреть список целей и задач, и проверить, нельзя ли какие-то из них делегировать (перепоручить или «купить» соответствующую услугу). Просматривая вспомогательные цели, следует подумать, нельзя ли достичь главных целей другим путем. Периодически список целей необходимо перепроверять, при необходим ости переделывая его в зависимости от обстоятельств.

4. Расстановка приоритетов. Просматривая список целей и задач, следует отметить их важность и срочность. При выборе приоритетных дел следует иметь в виду и правило Парето: 20 % дел обеспечивают 80 % результатов, и наоборот.

5. Планирование на год. На бумаге рисуется подробный план работ в предстоящем году (от настоящего момента времени). Год удобно изобразить в виде прямой линии. Детальность разметки может быть разной: для загруженных месяцев - по дням, для менее загруженных месяцев - по неделям. В списке целей и задач для каждой цели определяются критические сроки. Для каждой цели выделяются наиболее крупные задачи, а также небольшие, но важные задачи. Исходя из критичности сроков, дела распределяются по графику (чем ближе к настоящему моменту, тем точнее). Делать это можно, сверяясь с таблицей приоритетов. Если дел больше, чем позволяют сроки и ресурсы, то следует отсеять или делегировать «лишние» дела, либо отложить их на более далекую

перспективу. Получившийся план года следует пересматривать каждую неделю или каждый месяц на год вперед (отсчитывая год от момента планирования методом скользящего планирования).

6. Планирование на неделю. Для недельного планирования необходимо проделать то же самое, что и с годовым планом. При этом следует оставлять резервы времени, особенно когда вероятны непредвиденные обстоятельства. Количество незанятых интервалов времени должно составлять до 40 % времени. Важнейшие дела необходимо ставить раньше других дел. Вечером каждого дня необходимо просматривать и уточнять недельный план, и выписывать дела на завтрашний день. При этом желательно распределять дела по убыванию важности, и выполнять их в том же порядке.

7. Техника личной работы. Если нет времени на наведение порядка в документах и прочих источниках информации, то для начала можно упорядочить их по приоритетности (вложением 20-ти % усилий это даст 80 % порядка в делах). Все места активной работы (письменный стол, содержимое компьютера) должны быть разделены на три основных области. Первая - область важной информации, вторая - область информации второй степени важно -сти и срочности и третья - область менее важной информации. Не так важно поддерживать порядок внутри областей, но важно четко разделять между собой эти области.

В [1, 2] на основе вышеприведенных принципов тайм-менеджмента предложена методика планирования рабочего времени по методу структурирования внимания и даны рекомендации по реализации некоторых элементов методики в Microsoft Outlook и Microsoft Excell (без использования макросов).

Программные средства для планирования времени. Для организации работы пользователя разработаны органайзеры, электронные записные книжки, часы, календари, планировщики, программы ведения хронометража. Разработаны комплексы программ для составления расписаний и системы управления проектами, которые позволяют задавать зависимости между работами, строить диаграммы Ганта, сетевые диаграммы, рассчитывать критические пути проектов, оценивать загрузку ресурсов, стоимость проектов и т.д.

Программы Life Balance и My Life Organized позволяют строить список задач (ToDoList), подлежащих выполнению. Интерфейс обеих программ организован в виде окна с несколькими закладками, одна из которых содержит список задач и подзадач. Для каждой задачи задается ее важность и место выполнения. Атрибут важность в данных программах - приоритет по отношению к вышестоящей задаче. В Life Balance для задачи можно указать, что все ее подзадачи должны выполняться последовательно. Для каждой задачи задается список мест, где эта задача может быть выполнена. Одни места мо-

гут содержать в себе другие. Местам можно задавать дни и время работы. Для задачи может задаваться время ее выполнения. В Life Balance задачи могут быть регулярными и разовыми, а также иметь определенные сроки выполнения. В списке ToDoList задачи сортируются по их важности. С минимальным приоритетом в список текущих задач автоматически вносятся и «горящие задачи», т.е. задачи, до установленного срока завершения которых остается не более двойного времени, требуемого для их выполнения. При заполнении списков задач и поздадач в данных программах реализуются следующие принципы планирования: Обзор и письменная фиксация, Обзор деятельности, Расстановка приоритетов. Список ToDoList можно рассматривать как реализацию принципа Структурирование внимания.

Для наведения порядка в документах (принцип Техника личной работы) можно использовать программу Doc Organizer. Она предназначена для систематизации файлов различных типов, папок и гиперссылок. Категорий можно создать столько, сколько нужно, причём уровень вложенности не ограничен. Документ (папку, гиперрссылку) можно добавлять и в несколько категорий, не создавая при этом дублей на диске. При этом сам документ остаётся на своём прежнем месте, в программу добавляется только ссылка на него. Программа имеет основные функции файл-менеджера: можно перемещать, копировать, удалять и реальные файлы, на которые ссылается Doc Organizer.

В комплексе программ Расписание [4-5] по аналогии с Outlook работы разбиваются на следующие виды: прием граждан, встречи, задачи, делегированные задачи. Первые два вида работ (прием граждан, встречи) имеют фиксированное время начала и окончания. В расписании может изменяться только время выполнения задач. Задачи могут быть разовыми и повторяющимися. Время выполнения задач задается нижними и верхними границами. В списке делегированные задачи содержится информация об исполнителе делегированной задачи, сроке исполнения и отметке о выполнении. Имеется возможность просматривать списки работ, которые необходимо выполнить в течение недели и месяца. Программа позволяет планировать работы на день, неделю и месяц по методу структурирования внимания. Данные можно переносить из годового раздела в месячный, из месячного в недельный, из недельного в дневной (и обратно). При автоматическом планировании в список дневных (недельных, месячных) задач переносятся срочные и наиболее важные для этого периода задачи. После автоматического планирования следует выполнить пользовательскую корректировку полученных списков. Результатом выполнения процедуры построения расписания на день является упорядоченный список работ, которые необходимо выполнить пользователю в течение рабочего дня с указанием рекомендуемых интервалов выполнения, а также список дополнительных работ, которые можно выполнять при наличии времени. В дополнительный список попадают также повторяющиеся и просроченные задачи. Работы из дополнительного списка при необходимости следует делегировать. При построении списка обязательных работ рассматривают-

ся только непросроченные задачи дневного масштаба, и предпочтение отдается задачам, которые пользователь пожелал выполнить раньше, а также зада-

важность

чам, имеющим наибольшее значение отношения ----------------------. При

время выполнения

этом суммарная занятость не превышает 60 % рабочего дня. Начало и окончание рабочего дня определяются при настройке комплекса программ. В комплексе программ Расписание принципы Обзор и письменная фиксация и Обзор деятельности реализованы в виде списков задач, Расстановка приоритетов - в виде списка значений (высокий, низкий, средний). Кроме того, реализованы принципы Планирование на год, Планирование на неделю, Планирование на день.

Список литературы:

1. Архангельский Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. - СПб.: Питер, 2003.

2. Архангельский Г. А. Формула времени: тайм-менеджмент на Оийоок 2007. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.

3. Организация времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.improvement.ru.

4. Сотсков Ю.Н., Егорова Н.Г., Матвейчук Н.М., Петрова Е. А. Модели и комплекс программ для планирования рабочего времени // Информатика. - 2007. - № 4. - С. 23-36.

5. Сотсков Ю.Н., Егорова Н.Г. Математические модели и программные средства для планирования рабочего времени // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / ГНУ «Научно-исследовательский институт министерства экономики Республики Беларусь». - Минск, 2009. - С. 196-217.

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОВЫМ РИСКОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ВУЗЕ © Емельянова О.В.*

Самарская академия государственного и муниципального управления,

г. Самара

В статье рассмотрены вопросы управления финансовыми ресурсами муниципального вуза в переходный период экономики, когда вероятность ценовых рисков значительна. Показаны пути страхования от рисков путем применения методов хеджирования и самострахования.

* Начальник Планово-финансового управления, аспирант кафедры Математических методов и информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.