Научная статья на тему 'Планирование прибыли на предприятии'

Планирование прибыли на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6024
886
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жамьянова С.Ц.

В статье рассматриваются теоретические аспекты планирования прибыли на предприятии. Основное внимание в работе уделяется основным методам планирования прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование прибыли на предприятии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338.984

С.Ц. Жамьянова

магистрант 2 курса ИЭУПИ Иркутского ГАУ г. Иркутск, Российская Федерация

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты планирования прибыли на предприятии. Основное внимание в работе уделяется основным методам планирования прибыли.

Ключевые слова Прибыль, планирование прибыли, методы планирования

Предприятия независимо от форм собственности планируют свою деятельность, свою прибыль, как важнейшего инструмента управления предприятием. При этом оно должно определить ее оптимальный размер с учетом всех возможных резервов. Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участком финансово-экономической работы на предприятии.

Крупные предприятия, как правило, осуществляют разработку всех видов планов (стратегических, долгосрочных, среднесрочных и текущих), осуществляют технико-экономическое и оперативно-производственное планирование, разработку бизнес-планов инвестиционных проектов. Предприятие меньших размеров упрощают процесс планирования (т. к. не располагают для этого соответствующими возможностями), упрощают систему доводимых до подразделений технико-экономических показателей (т. к. часто невозможно организовать учет многих элементов затрат, кроме того, более обозрима внутренняя среда) [1].

Важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании потребностей.

Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета, аналитический метод, метод, основанный на эффекте производственного рычага (операционного рычага) - CVP анализ [2].

1. Метод прямого счета предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства. В данном методе основной показатель - прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:

П = В - С - Н, (1)

где П - прибыль от реализации продукции, В - выручка от реализации продукции, С - себестоимость реализованной продукции, Н - налоги.

Достоинствами данного метода являются: точность и объективность. Недостатком является трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.

2. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета в целях его проверки и контроля.

Аналитический метод предполагает использование многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В наиболее простом варианте метод сводится к установлению прибыли предыдущего периода, определение ее доли в общем валовом доходе предприятия на единицу реализованной продукции. В результате путем корректировки с учетом изменения объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1) Определение базовой рентабельности:

т") _] ] ож, (2)

Кб - ^

(^ тп

где ] - ожидаемая прибыль предприятия за отчетный год, (тп - полная себестоимость сравнимой

продукции за отчетный период.

2) Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности:

П - С * К, (3)

где (( - себестоимость отчетного периода, R - базовая рентабельность.

3) Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Аналитический метод основан на построении многофакторных моделей и учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия [3].

3. Метод на основе операционного анализа (CVP-анализ) базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, с помощью чего можно установить точку безубыточности. Таким образом рассчитывают эффект операционного рычага - показатель соотношения изменения прибыли и объема реализации.

Эффект операционного рычага = Маржинальная прибыль /Прибыль.

Также данный метод позволяет определить порог окупаемости затрат, что очень важно для коммерческих предприятий [4].

Процесс экономического планирования должен быть гибким. Гибкость достигается приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности [1].

Таким образом, значение своевременного качественного анализа, планирования прибыли заключается в том, что оно помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения для достижения поставленных целей. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Антипкин А.А. Эффективное планирование как фактор получения максимальной прибыли / А.А. Антипкин // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 9. - С. 225-228.

2. Дзагаждова Л.А., Мирошникова Т.К. Планирование прибыли и рентабельности деятельности сельскохозяйственных предприятий / Л.А. Дзагаждова, Т.К. Мирошникова // Экономика и управление в XXI в.: тенденции развития. - 2014. - № 19-1. - С. 171-175.

3. Житенева К.Д. Методы планирования прибыли / К.Д. Житенева // Учетные записки факультета экономики и права МГТУ. - 2012. - № 1 (1). - С. 49-51.

4. Исмагилова Э.И. Методы планирования прибыли предприятия / Э.И. Исмагилова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 10-2. - С. 175-179.

© Жамьянова С.Ц., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.