УДК 338.43
А. С. Терехов, Е. И. Макаров
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН В МОТОРНОМ МАСЛЕ С УЧЕТОМ СЕЗОННЫХ УСЛОВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
A. S. Terekhov, E. I. Makarov PLANNING OF TRANSPORT-TECHNOLOGICAL MACHINES REQUIREMENT IN MOTOR OIL TAKING INTO ACCOUNT THE SEASON CONDITIONS FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY»
Аннотация: Предложен подход по определению потребности автомобилей в моторном масле, в соответствии с которым расход складывается из двух компонент. Расход на замену определяется интенсивностью эксплуатации автомобилей. Расход на долив зависит от интенсивности расходования масла. Установлена зависимость расхода масла от температуры воздуха. Разработана методика расчета потребности в масле с учетом сезонных условий.
Ключевые слова: автомобили; моторное масло; интенсивность расходования; интенсивность эксплуатации; сезонные условия.
Александр Сергеевич Терехов
Акквапёт 8е^ееу1с11 ТегекЬоу доктор технических наук, профессор еотШводи.ш
Введение. Для автомобилей, используемых в аграрном комплексе, характерна вариация интенсивности эксплуатации, что обусловлено ярко выраженным сезонным изменением объёмов работ. Кроме того, в течение года меняются условия эксплуатации, в частности, температура воздуха. Эти изменения ведут к вариации интенсивности расходования ресурсов, прежде всего топлива и смазочных материалов [1].
Одним из условий надежной работы автомобиля является своевременное пополнение израсходованного моторного масла, а также плановая его замена. На интенсивность расходования масла влияет температура воздуха, а на частоту замен - интенсивность эксплуатации. Изменение этих факторов ведет к изменению потребности в масле.
Действующая система нормирования расхода масла [2] не учитывает, что сезонные условия влияют на интенсивность расходования моторного масла, в результате чего увеличиваются запасы масла или его
Abstract: An approach to determine the needs of cars in the engine oil, according to which the flow is made up of two components was suggested. The expenditure on the replacement is determined by the intensity of exploitation of vehicles. The expenditure on topping-up depends on the intensity of the oil consumption. The dependence of the flow of oil from the air temperature was established. The method of calculation of oil needs to a season conditions was developed.
Key words: cars; engine oil; attrition rate; intensity of operation; season conditions.
Егор Иванович Макаров
Egor Ivanovich Makarov [email protected]
количество оказывается недостаточным, и автомобили работают с выработавшим ресурс маслом. Это ведет к снижению их долговечности и увеличению затрат на ремонт.
Целью исследований является снижение затрат на эксплуатацию автомобилей путем разработки методики планирования потребности в моторном масле с учетом сезонных условий, уменьшение на этой основе стоимости оборотных фондов и организация снабжения с учетом сезонных условий.
Методика. В соответствии с действующими нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте расход масла нормируется в литрах на 100 литров израсходованного топлива. При этом не учитывается изменение условий эксплуатации. Для устранения этого недостатка проведены исследования, на первом этапе которых рассмотрена схема формирования расхода моторного масла (рисунок 1).
Вестник Курганской ГСХА № 4, 2015 Таашческие науки
53
Рисунок 1 - Схема формирования расхода моторного масла автомобилями
с учетом сезонных условий
В соответствии с ней расход масла складывается из расхода на замену и расхода на долив. Первая компонента определяется интенсивностью эксплуатации автомобилей. Чем выше интенсивность эксплуатации, тем чаще меняют масло, и тем больше расход на замену.
Расход масла на долив зависит от интенсивности расходования масла и суммарного пробега автомобилей за рассматриваемый период. Интенсивность расходования масла повышается с увеличением температуры воздуха.
Результаты. Фактические показатели интенсивности эксплуатации автомобилей в различные периоды года устанавливались на основе отчетных данных для отдельных автомобилей в предприятиях Юга Тю-
менской области. Затем рассчитывались средние интенсивности по каждому месяцу. Изменение числа замен масла по месяцам определялось по отчетным данным.
Для получения данных об интенсивности расходования масла использовались ведомости выдачи моторного масла. Количество фактически выданного масла за месяц суммировалось. Полученный результат делился на суммарный пробег всех автомобилей. Интенсивности расходования масла сопоставлялись со среднемесячными температурами воздуха.
Результаты эксперимента по влиянию температуры воздуха на интенсивность расходования моторного масла автомобилями Урал-4320 приведены в виде графика на рисунке 2.
Рисунок 2 - Влияние температуры воздуха на интенсивность расходования
моторного масла на долив
На основе проведённых исследований разработана методика расчета потребности в моторном мас-
Использование разработанной методики позволяет снизить запасы масла и уменьшить стоимость оборотных фондов, а также исключить эксплуатацию автомобилей с выработавшим ресурс маслом.
Выводы. Расход масла складывается из расхода на замену и расхода на долив. Расход масла на замену определяется интенсивностью эксплуатации автомобилей. Учитывая, что в аграрном секторе интенсивность эксплуатации выше летом и осенью, необходимо отметить, что расход на замену выше в период с мая по октябрь.
Список литературы
1 Проблемы обеспечения работоспособности автомобилей в условиях Западной Сибири / Н. С. Захаров [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2008. - Т. 33. - № 1. - С. 76-77.
ле с учетом сезонных условий. В таблице показан расчет потребности в масле по месяцам.
Расход масла на долив зависит от интенсивности расходования масла и суммарного пробега автомобилей за рассматриваемый период. Интенсивность расходования масла повышается с увеличением температуры воздуха, поэтому в летние месяцы она выше.
Установлены фактические показатели расхода масла в различные периоды года. Установлена зависимость расхода масла от температуры воздуха.
Разработана методика расчета потребности в моторном масле с учетом сезонных условий. Приведен пример расчета потребности в моторном масле для автомобилей.
2 Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» / Введены в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.
Таблица - Расчет потребности в моторном масле для автомобилей Урал-4320
Месяц
г
е
еоб ,я ол ри п б йо
в р
дне р
С
к
й
г е б
ой
»1
б ыо
& я
ро ат мв ма
муС
а л с а
д е
л о
оК
^^ лл
а
л
асл
до
х
хас
Р
а
л
асл ,
* 3 3
3 ё "
э ^ °
а
т0
г и
в
д
а
л
асл
в
и до од ха сн
сЗ Рч
д
дох
хас р
й
и щ
б
о
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Сумма
Среднее
1501 1798 1557 1798 1956 2231 1987 2321 2435 1971 1758 1635 22948 1912
45030
53940
46710
53940
58680
66930
59610
69630
73050
59130
52740
49050
688440
57370
4
5
4
5
5
6
5
6 6 5 4
4 58
5
82,05
98,28
85,11
98,28
106,92
121,95
108,61
126,87
133,10
107,74
96,09
89,37
1254,3
104,53
4,12 4,30 3,50 3,39 3,30 3,25 3,24 3,24 3,27 3,37 3,82 4,42
3,60
185 232 164 183 194 217 193 226 239 199 201 217 2449 204
268 330 249 281 300 339 302 353 372 307 297 306 3704 309