DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-102-107
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассмотрены процессы бюджетного финансирования образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждения высшего образования. Предложена методика планирования поступления финансовых ресурсов в рамках программ государственного финансирования с целью своевременного распределения этих ресурсов внутри учреждения и максимизации их расходования. Особое внимание автор уделяет учету возможных изменений в объеме финансирования, которые могут происходить в рамках программы государственного финансирования в течение года. Сделаны выводы о необходимости правильного и своевременного распределения финансовых ресурсов. Ключевые слова: государственное финансирование, управление финансами, планирование, бюджет, распределение финансовых ресурсов, финансовая аналитика.
Vikulov Sergei PLANNING INCOME OF STATE FUNDING AIMED AT THE
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY
Annotation. The processes of budgetaryfinancing of the educational and research activities of the university are considered. The methodology of planning the income of financial resources within the state financing programs with the aim of timely distribution of these resources within the university and maximization of their expenditure is proposed. The author pays special attention to taking into account possible changes in the amount of funding that can occur within the framework of the state financing program during the year. Conclusions on the need for a correct and timely distribution of financial resources are drawn.
Keywords: government funding, financial management, planning, budget, distribution of financial resources, financial analytics.
Государственное финансирование является одним из основных механизмов, обеспечивающих развитие в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования. В связи с этим перед учреждением стоит важная задача - распределить выделенные государством финансовые ресурсы для достижения поставленных задач, а также максимизировать качество своей образовательной и научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо планировать как поступления финансовых ресурсов на всех этапах программы финансирования, так и их расходование. Государственное финансирование может иметь форму дотаций, гранта, долевого участия, прямого финансирования и др. и является полной противоположностью частному финансированию. «Фонд государственного финансирования формируется за счет бюджетных средств: федерального, регионального, местного бюджетов и внебюджетных государственных фондов, а также деятельность государственных компаний, участвующих процессе финансирования. Такое финансирование ориентировано всегда на общее увеличение капитала и активов государства, а также на обеспечении стабильности развития экономических и социально-экономических субъектов» [2, с. 2].
Первым шагом при осуществлении планирования поступления финансовых ресурсов необходимо иметь понятие о процессе финансирования на государственном уровне. Для этого на рис. 1 рассмотрим, какой маршрут преодолевают финансовые ресурсы в рамках отдельно взятой программы государственного финансирования от этапа планирования бюджетной программы финансирования и заканчивая ее исполнением.
© Викулов С.А., 2018
УДК 338.26.015 JEL I22 Викулов С.А.
Источник: [1]
Рис. 1. Распределение бюджетного финансирования на государственном уровне
«На этапе исполнения бюджета законодательная власть отвечает за принятие бюджета, высшее должностное лицо утверждает принятый бюджет, исполнительная власть (правительство) принимает решение о порядке исполнения бюджета на соответствующий год. Исполняющий орган организовывает исполнение и обеспечивает контроль бюджета, управляющий орган организовывает работу с системой казначейства для обеспечения расходов из бюджетных средств, казначейство одобряет эти расходы, и бюджетополучатель, соответственно, может их расходовать. На этапе планирования бюджета законодательная власть рассматривает проект бюджета, высшее должностное лицо определяет основные цели и задачи бюджета, а исполнительная власть рассматривает предоставленный проект бюджета и передает его на утверждение законодательной власти. Исполняющий орган отвечает за прогнозирование и составление бюджета, управляющий орган, в свою очередь, организует и проводит работы по составлению проектов бюджета по отраслям, а бюджетополучатель, в свою очередь, может вносить предложения к проекту. На этапе планирования казначейская система не учувствует» [1, с. 192-193].
«При разработке проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов бюджета, определение мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств, расчете ожидаемого исполнения бюджета за текущий год. В случае применения метода экстраполяции расчет показателей проекта бюджета происходит, основываясь на результатах трендового анализа. Этот метод используется как вспомогательное средство для первичных прикидок, так как имеет ряд недостатков, среди которых: отсутствие возможности учета изменений отдельных факторов в планируемом году, а также базирование объема финансирования от уже достигнутого уровня. Сам метод заключается в определении бюджетных показателей на основе установленной устойчивой динамики их развития» [4, с. 216].
После того как бюджетополучателю объявлено о том, что он получит выделенные государством финансовые ресурсы, возникает вопрос, как наиболее правильно провести процесс их распределения для достижения наиболее высоких показателей и выполнения поставленных задач согласно условиям финансирования.
Финансовый план выполняет две функции: функцию бюджета и функцию распределения денег во времени. Как бюджет он показывает принятый уровень затрат и структуру по всем затратным элементам проекта, которые обычно включают такие категории как: трудовые ресурсы, материалы, соисполнители, накладные расходы и иные источники расходов. В дополнение к этим источникам затрат бюджет должен содержать некоторый управленческий резерв на случай рисков. Объем резерва определяется путем вероятностного анализа. Используя данные о стоимости отдельных видов ресурсов и об их назначении, можно построить профили затрат по проекту в целом [3]. Соответственно, имея четко поставленные в рамках программы финансирования цели и задачи, которые необходимо достигнуть, мы можем спланировать необходимые расходы, которые для этого потребуются. Но что если в процессе выполнения обозначенных задач произойдут непредвиденные изменения, к примеру, уменьшение объема финансирования из-за сокращения спектра необходимых к выполнению задач?
Составлено автором по материалам исследования
Рис. 2. Распределение бюджетного финансирования внутри учреждения
Для того, чтобы брать в расчет возможные изменения, необходимо планировать и отслеживать не только расходы, но и изменения в поступлениях и их сроках. Рассмотрим процесс распределения финансирования внутри учреждения в виде схемы, изображенной на рис. 2.
Внутренний распределительный орган (планово-финансовое управление (далее - ПФУ), дирекция, отвечающая за управление отдельной программой и т. д.), оповещает подразделения (кафедры, лаборатории и т. д.) учреждения высшего образования о начале финансирования и поступление средств по данной программе. В свою очередь, подразделения согласовывают с распределительным органом план расходов, на различные мероприятия и закупки, необходимые подразделению в рамках этой программы. После согласования план утверждается проректором и ректором, и внутренний распределительный орган объявляет подразделениям о том, что финансовые ресурсы можно начинать расходовать. В свою очередь, внутренний распределительный орган отвечает за проверку расходов финансовых ресурсов от лица подразделений и согласование изменений в плане, которые могут быть осуществлены в течение года. Распределение финансирования и планирование расходов внутри учреждения происходит согласно правилам бухгалтерского учета с применением классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) и кодов видов расходов (далее - КВР), с которыми можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ [5].
Итак, рассмотрев долгий путь, который преодолевают финансовые ресурсы, начиная от утверждения государственного бюджета и заканчивая их расходованием в учреждении, следует перейти к теории планирования их поступления. Зачастую объемы финансирования в течение года могут изменяться, особенно в крупных государственных программах финансирования, например, субсидий на государственное задание или иные цели. Порой увеличение объемов финансирования, изменения сроков поступления средств, изменение условий финансирования и иные изменения, к которым учреждение своевременно не было готово, могут значительно увеличить нагрузку не только на финансовое управление и бухгалтерию, но и другие подразделения университета. Соответственно, возникает необходимость учитывать возможные изменения для избежания негативных сторон данного процесса и обеспечения согласованности процесса расходования бюджетных средств внутри учреждения. На рис. 3 приведен график соответствий планового и фактического значений финансирования в течение прошедшего года.
В левой части график отражает шкалу сроков поступления финансирования (Г ..Г - фактические значения, а Р...Р - плановые). Нижняя часть графика отображает объем финансирования с нарастающим итогом. Точки Х0... Хп обозначают плановые моменты поступления финансовых ресурсов в рамках программы финансирования, а точки Уд...Упобозначают фактические моменты поступления, где точкаX У 1 - характеризуют первый транш, а X У - последний, при этом значение точек, следующих за точками Х1 и У1 включают в себя сумму всех финансов, поступивших ранее. Таким образом, пересечение точек и Уг..Уп означает фактический момент поступления
Рис. 3. График соответствий планируемого и фактического финансирования
денежных средств на счет учреждения, а пересечение точек Р Р иХ .X планируемое поступление средств на внутренний счет. Точки Г и Г - обозначают диапазон возможных значений (Г <Г <Г . Для того чтобы
^ 1 Ш1П шах у Ш1П п шах)
рассчитать этот диапазон воспользуемся формулой среднего квадратического отклонения (в случае если программа выполняется в первый год можно использовать среднее квадратическое отклонение по схожей программе):
¿(х-х)2
^- , (1)
где: $ - среднеквадратическое отклонение;
X - финансирование за предыдущие годы в рамках данной программы;
X - среднее значение финансирования в рамках программы по годам (с учетом года, в рамках которого осуществляется планирование);
п - продолжительность (в годах) финансирования в рамках рассматриваемой программы (с учетом года, в рамках которого осуществляется планирование).
Таким образом, получив значение среднеквадратического отклонения можно рассчитать теоретическое минимальное и теоретическое максимальное возможное значение финансирования в текущем году (формула 2). Это необходимо для того, чтобы принять в расчет возможные изменения в рамках программы финансирования, которые могут произойти в виду различных обстоятельств.
= Х„ -
у^Хп + Я, (2)
где: $ - среднее квадратическое отклонение; Хп - планируемая сумма финансирования в текущем году; Утт - теоретическое минимальное возможное значение финансирования; - теоретическое максимальное возможное значение финансирования.
Итак, зная плановый объем финансирование на текущий год, имея статистику о финансировании за предыдущие периоды финансирования и зная плановые даты поступления средств, можно распланировать
объем реального финансирования и, соответственно, составить план расходов данных финансовых ресурсов. График в процессе поступления средств и изменений будет корректироваться, вследствие чего, чем больше поступило средств, тем точнее планирование. При этом, основываясь на корректировках в части поступивших финансовых ресурсов, можно вносить соответствующие изменения в расходной части.
Стоит отметить, что, если подобный аналитический учет велся ранее в рамках рассматриваемой программы финансирования, можно найти дельту между итоговыми планируемыми поступлениями и итоговыми фактическими поступлениями и найти среднее значение дельты по годам. Таким образом, мы сможем понять, насколько сильно отличалось изначальное планируемое значение от фактического значения.
Полученное значение служит показателем-корректировкой, на которое можно перемножить планируемое значение финансирования для получения скорректированного планируемого значения, с учетом разницы между планом и фактом за предыдущие годы (см. формулу 3).
Хсог = ХпСог, (3)
где: Хсог - скорректированное планируемое значение финансирования; Хп - планируемое значение финансирования;
Cor - среднее значение отклонения между плановым и фактическим значением финансирования в рамках программы по годам (текущий год не учитывается);
Также значение данного показателя можно использовать при расчете среднего квадратического отклонения, заменяя в формуле значение среднего финансирования по годам (см. формулу 4). В отличие от значения среднего финансирования, S отражает изменения между плановыми и фактическими значениями, в то время как показатель отражает изменения финансирования между годами в рамках программы финансирования.
J(x-Cor)2
S =\—- ' (4)
cor \ П V '
где: Scor- среднее квадратическое отклонение с применением Ycor; X - финансирование за предыдущие годы в рамках данной программы;
Cor - среднее значение отклонения между плановым и фактическим значением финансирования в рамках программы по годам (с учетом года, в рамках которого осуществляется планирование);
п - количество лет, в течение которого осуществляется финансирование в рамках рассматриваемой программы (с учетом года, в рамках которого осуществляется планирование).
Необходимость в данных расчетах обусловлена, прежде всего, снижением нагрузки на финансовое управление и бухгалтерию учреждения высшего образования. Как отмечалось ранее, бюджетные деньги учреждению необходимо израсходовать в полной мере, избегая как излишних расходов, так и неполного израсходования финансовых ресурсов. Отдельно стоит выделить ситуацию, когда деньги надо израсходовать в крайне малый промежу ток времени, но сами деньги еще не пришли (увеличение объемов финансирования под конец года). В таком случае необходимо не только быть подготовленным к подобным ситуациям, но также нужно быть готовым своевременно распределить новые финансовые ресурсы и заранее подготовить необходимые документы для своевременного расходования этих ресурсов. Своевременное расходование финансовых ресурсов является наиболее важным пунктом, т. к. в бюджетных и автономных учреждениях высшего образования данный процесс, как правило, достаточно долгий ввиду излишних бюрократических процессов, и соответственно повышенной нагрузкой на подразделения. Это, в свою очередь замедляет процесс расходования финансовых ресурсов и вызывает излишнюю нагрузку на весь процесс деятельности учреждений в рамках программы, особенно в случае если необходимо организовывать и проводить закупки.
Библиографический список
1. Беляков, С. А. Новые лекции по экономике образования / С. А. Беляков. - М. : МАКС Пресс, 2007. - 421 с.
2. Викулов, С. А. Влияние государственных инвестиций на первичные и итоговые показатели общего образования /
С. А. Беляков // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - Том 8. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// naukovedenie.ru/PDF/141EVN616.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
3. Полковников, А. В. Эффективное управление проектами. Проектные технологии для вашего бизнеса / А. В. Полковников. - М. : Ланит, 1998. - 92 с.
4. Попков, С. Ю. Планирование доходов бюджета. Принципы и методы планирования и прогнозирования доходов бюджета / С. Ю. Попков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - № 6. - С. 215-217.
5. Информация Министерства финансов РФ от 4 сентября 2017 г. : «Сопоставительная таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам и применяемых бюджетными, автономными учреждениями» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id%204=94716 (дата обращения: 20.12.2017).
References
1. Bel'akov S.A. Novye lekcii po ekonomike obrazovaniya [New lectures about education economy]. Moscow, MAKS Press, 2007. 421 p.
2. Vikulov S.A. Vliyanie gosudarstvennih investiciy na pervichnie i itogvie pokazateli obchego obrazovaniya [Impact of government investments on primary and secondary indicators of general education] // Internet-journal «Naukovedenie» [World of science], 2016, Vol. 8, I. 6. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/141EVN616.pdf (Accessed: 20 December 2017).
3. Polkovnikov A.V. Effectivnoe upravlenie proektami. Proektnie tehnologii dla vashego biznesa [Effective project management. Project technologies for your business]., Moscow, Lanit, 1998. 92 p.
4. Popkov S.U. Planirovanie dohodov budgeta. Principi i metodi planirovaniya i prognozirovaniya dohodov budgeta [Planning of budget revenues. Principles and methods ofplanning and forecasting budget revenues] // Biznes v zakone [Business in law], 2011, I. 6, pp. 215-217.
5. Informaciya Minfina Rossii ot 4 sent'ybra 2017: «Sopostavitel'naya tablica sootvetstviya vidov rashodov klassifikacii rashodov budgetov i state (podstatey) klassifikacii operaciy sektora gosudarstvennogo upravleniy, otnosyachihs k rashodam i primenyaemih
budegtnimi, avtonomnimi uchregdeniami» [Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation of September 4, 2017: «The Comparative table of conformity of types of expenses of classification of expenses of budgets and articles (subpaths) of classification of the transactions ofpublic administration sector relating to expenses and applied by budget, autonomous institutions»]. Available at: https://www.minfin.ru/ru/document/?id%204=94716 (Accessed: 20 December 2017).