Научная статья на тему 'Планирование операционных затрат предприятия'

Планирование операционных затрат предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПЕРАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / ОПЕРАЦИОННЫЕ БЮДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич

В статье раскрываются теоретико-методические и практические положения по планированию операционных затрат на предприятии. Рассмотрен процесс финансового планирования на предприятии. Проведена оценка планируемых мероприятий по операционным затратам предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование операционных затрат предприятия»

УДК 336.144.2

Воробьев Ю.Н.,

д.э.н., профессор, ТНУ имени В.И. Вернадского

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье раскрываются теоретико-методические и практические положения по планированию операционных затрат на предприятии. Рассмотрен процесс финансового планирования на предприятии. Проведена оценка планируемых мероприятий по операционным затратам предприятия.

Ключевые слова: планирование, операционные затраты, операционные бюджеты

ВВЕДЕНИЕ

В современной финансово-хозяйственной деятельности важнейшей управленческой задачей является разработка и реализация финансовых планов. Понятие финансового планирования настолько обширно, что в экономической литературе существуют самые различные определения.

Так, Кислов Д., Башилов Б. рассматривают финансовое планирование как процесс целевой, оперативный, реальный, управленческий, коллективный, регламентированный, сплошной, комплексный, непрерывный, сбалансированный, прозрачный для руководства [1, с. 8].

Ковтун С. так определяет финансовое планирование: «Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах [2, с. 9-10]».

Современное финансовое планирование базируется на сметном планировании, которое получило название бюджетирования.

В процессе бюджетирования составляются различные виды бюджетов (смет), которые дают возможность более эффективно управлять финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Бюджет предприятия — это форма планового расчета, которая определяет программу действий предприятия на будущий период.

В процессе бюджетирования разрабатываются самые разные виды бюджетов, но существенное значение для осуществления финансово-хозяйственной деятельности имеет разработка финансовых планов или бюджетов операционных затрат, выступающая одним из исходных пунктов для планирования доходов, прибыли и т.п.

Проблемы финансового планирования и бюджетирования, в том числе и планирования операционных затрат рассматривали разные авторы, в частности, Ильин А.И. [3], Косарев А.О., Волик В.Н. [4], Швайка Л.А. [5] и др. Однако новые условия финансово-хозяйственной деятельности в Украине вызывают необходимость дальнейших исследований в направлении развития финансового планирования и бюджетирования. ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ

Целью статьи является рассмотрение вопросов финансового планирования операционных затрат на предприятии.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Финансовое планирование состоит из двух этапов — подготовка к финансовому планированию (организационный этап) и собственно финансовое планирование (методический этап) [1].

Организационный этап финансового планирования сводится к подготовке и обоснованию разработки финансовых планов.

Методический этап включает в себя собственно составление вспомогательных финансовых планов и бюджетов и на их основе — сводных финансовых бюджетов компании.

Бюджетирование или бюджетный процесс — это формирование единого плана развития субъекта предпринимательства, направленного на достижение поставленной цели, на основе системы взаимосвязанных показателей (плановых и отчетных), максимально отображающих текущее состояние предприятия и его состояние через определенный момент времени и учитывающий основную, финансовую и инвестиционную деятельность компании.

Состав и количество бюджетов, формируемых субъектами предпринимательства, существенно отличаются, что обусловлено спецификой деятельности, масштабами хозяйствования, количеством и направлением деятельности структурных подразделений. Но в любом случае все бюджеты можно объединить в четыре группы: а) операционные; б) инвестиционные; в) финансовые; г) сводные.

108

Классический вариант формирования бюджетов предприятия, может быть представлен в табл. 1.

Таблица 1. Состав бюджетов предприятия по группам *

Операционный бюджет Инвестиционный бюджет Финансовый бюджет Сводный бюджет

План продаж Бюджет капитальных вложений Бюджет финансовой деятельности Бюджет неоперационных доходов и расходов

Бюджет затрат на оснастку, инструмент, тару Бюджет инвестиционных поступлений и выплат Бюджет движения собственного капитала Бюджет движения денежных средств

Бюджет по видам затрат Бюджет реализации необоротных активов Бюджет выданных займов Бюджет прибылей и убытков

План запасов готовой продукции Бюджет кредитов и займов Прогнозный баланс

Бюджет затрат на оплату труда Бюджет движения собственных акций

Бюджет рекламных затрат Бюджет краткосрочных финансовых вложений

План производства

Бюджет затрат на оплату труда основного персонала

План незавершенного производства

Бюджет затрат на энергоресурсы

План запасов сырья и материалов

План закупок

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет внепроизводственных расходов

Бюджет налогов и сборов

Бюджет социальных расходов

Бюджет доходов и расходов по операционной деятельности

Бюджет дебиторской задолженности

Бюджет кредиторской задолженности

Бюджет прямых материальных затрат

Бюджет затрат по статьям калькуляции

* Составлено автором

Из представленной таблицы 1 видно, что наибольшее число бюджетов связано с операционной деятельностью предприятия. Без разработки всей совокупности операционных бюджетов невозможно подготовить финансовые и сводные бюджеты.

Взаимосвязь между всеми четырьмя группами бюджетов может быть представлена в таком виде (рис. 1).

Из приведенной схемы видно, что значительную часть финансового планирования на предприятии занимают финансовые планы (бюджеты), связанные с планированием себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг). Роль планирования себестоимости является наиболее важной, так как себестоимость определяет цену продажи продукции, доходы и поступ-

109

Рис. 1. Схема взаимосвязи различных групп и видов бюджетов предприятия (Разработано автором)

ления от реализации продукции, работ, услуг, прибыль от основной операционной деятельности предприятия.

Для обеспечения планирования производства продукции необходимо составить план ресурсов. Планирование ресурсов — это процесс, который позволяет оценить необходимый объем ключевых ресурсов, таких как рабочая сила, производственные мощности, производственные запасы сырья, материалов, энергоресурсов, тары и т.п.

В процессе операционного планирования составляются множество вспомогательных планов, позволяющих определить ключевые элементы затратной части бюджета.

Одними из первых составляются планы (бюджеты). связанные с планированием запасов: а) бюджет производственных запасов; б) бюджет прямых затрат на материалы.

План производственных запасов должен отражать планируемые уровни запасов сырья и материалов, а также готовой продукции. Чем точнее осуществлено планирование запасов и материалов, тем меньше в последствии будет отклонений при определении других параметров себесто-

110

имости производства и реализации продукции. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении бюджета прибылей и убытков, прогнозного баланса

План производственных запасов и прямых затрат на материалы целесообразно формировать в виде календарного плана с разбивкой либо на месяцы, либо еще более меньшие промежутки времени, например, декады или недели. Формирование календарного плана определяется спецификой производства и реализацией продукции. Например, производство хлебобулочных изделий предполагает, что производственный процесс и реализация осуществляется практически постоянно, может быть, и круглосуточно. В связи с этим, при календарном планировании производственных запасов и прямых затрат на материалы целесообразно использовать временной период — неделя (7 дней).

Календарный план производства при планировании затрат на материалы дает информацию о том, что и когда должно быть сделано, он представляет собой всеобъемлющую выходную информацию, затрагивающую все уровни, в наиболее представимых сроках.

План производственных запасов также позволяет определить, достаточно ли для производства конкретного вида материала.

Для расчета потребности в закупке материалов используется следующая формула:

План закупок материалов = Общий объем потребности предприятия в материалах — Остатки материалов на начало периода + Остатки материалов на конец периода.

Второй статьей расходов по размеру операционных затрат практически в любом предприятии являются затраты на оплату труда.

Планирование затрат на оплату труда предполагает определение: а) количество работников по их видам; б) производительность труда работников по их видам; в) оплата труда каждого работника в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда (сдельной, повременной и т.п.); г) планирование фонда оплаты труда; д) планирование отчислений социальных взносов в централизованные страховые фонды.

При планировании фонда заработной платы необходимо учитывать, что, во-первых, размер фонда заработной платы должен расти пропорционально росту производительности труда на предприятии; во-вторых, размер фонда заработной платы должен быть достаточным, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы каждого конкретного работника предприятия; в-третьих, доля заработной платы в себестоимости продукции, работ или услуг не должна превышать установленных стандартов для данного предприятия на плановый период.

При планировании производственных накладных затрат разрабатываются несколько типов бюджетов. Во-первых, бюджет общепроизводственных расходов. Во-вторых, бюджет управленческих расходов. В-третьих, бюджет затрат на энергоресурсы.

Бюджет общепроизводственных расходов включает: а) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования (амортизация оборудования, его ремонт, оплата труда рабочих, занятых обслуживанием оборудования и т.п.); б) расходы на управление производством (содержание аппарата управления производственных подразделений, амортизация, содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, используемых в производственных целях, обеспечение нормальных условий труда и т.п.).

Планирование общепроизводственных затрат целесообразно производить исходя из: а) сложившихся в предшествующем году общепроизводственных расходов по их видам; б) необходимости внесения изменений в ту или иную группу расходов в связи с целесообразностью совершенствования оборудования, или улучшения условий управлении производством; в) роста объемов производства, масштабов хозяйствования.

Бюджет управленческих затрат необходимо планировать на основе следующих параметров: а) сложившихся в предшествующем году расходов на управление; б) необходимости снижения расходов на управление; в) взаимосвязи расходов на управление и объемов производства и реализации продукции.

Бюджет затрат на энергоресурсы целесообразно формировать на основе фактических показателей за последние несколько лет с учетом реальных изменений в цене энергетических ресурсов, а также прогнозов на изменение цен по энергетическим ресурсам. При планировании затрат на энергоресурсы обязательно должны быть предложены мероприятия по снижению таких расходов за счет подготовки и реализации соответствующих мероприятий. Например, установление энергосберегающего оборудования, утепление зданий, замену устаревших окон, замену отопительно-

111

го оборудования и т.п. Расходы связанные с совершенствование отопительного оборудования или утепления помещений, следует также планировать в бюджет энергозатрат предприятия.

Планируя операционные затраты по предприятию, необходимо также учесть расходы, связанные с выполнением обязательств перед государством, т.е. планирование налогов и сборов с учетом действующего налогового законодательства.

Конечным финансовым документом при планировании операционных затрат будет бюджет или план себестоимости производства и реализации продукции. Качество и эффективность такого плана во многом зависит от того, как были составлены планы или бюджеты всех составных элементов себестоимости.

ВЫВОДЫ

В статье рассмотрены общие теоретико-методические положения по планированию операционных затрат предприятия. Представлены виды бюджетов предприятия и раскрыта их взаимосвязь между собой. Показано, что составление операционных бюджетов предприятия составляет главную часть в финансовом планировании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кислов Д.В. Составление финансовых планов: методы и ошибки / Д.В. Кислов, Б.Е. Баши-лов. — М.: Вершина, 2006. 384 с.

2. Ковтун С. Бюджетування на сучасному шдприемсга, або Як ефективно управляти фшанса-ми / С. Ковтун. — Х.: Фактор, 2005. — 340 с.

3. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А.И. Ильин. — Мн.: ООО «Ми-санта», 2001. — 560 с.

4. Косарев О.И. Методолопя бюджетування дiяльностi шдприемств: навч. пошбник / О.И. Косарев, В.М. Волик. — К.: НАУ, 2004. — 96 с.

5. Швайка Л.А. Планування дiяльностi шдприемства: навч. пошбник / Л.А. Швайка. — Львiв: «Магнолiя плюс», 2004. — 268 с.

Стаття надшшла до редакцп 30 вересня 2013 року

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.