Научная статья на тему 'Планирование новой техники как инструмент управления ее конкурентоспособностью'

Планирование новой техники как инструмент управления ее конкурентоспособностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ИННОВАЦИИ / PLANNING OF NEW TECHNICAL DEVICES / MANAGEMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латынцева Марина Борисовна

В работе рассматривается планирование новой техники с точки зрения его воздействия на уровень конкурентоспособности новой техники. С этой целью дается определение конкурентоспособной новой техники; приводятся инструменты достижения высокого уровня конкурентоспособности и роль планирования новой техники в этом процессе; кроме того, описываются факторы, от которых зависит результативность планирования; адаптирован механизм управления конкурентоспособностью инновационных товаров, на основе которого предприятия, производящие новую технику, смогут планировать объемы производства и сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of new technical devices as a tool of its competitiveness

The author of the article proposes to have a look at planning of new technical devices as a tool of its competitiveness. For this purpose the definition of competitiveness from new technical devices' point of view is given; the methods to gain high competitive advantages are examined; the factors, which affect the result of planning, and the importance of planning are discussed. Modifying the way to manage the competitiveness of science intensive products the author develops the approach that helps the producer of new technical devices to plan the extent of organization, production and sale's capacity.

Текст научной работы на тему «Планирование новой техники как инструмент управления ее конкурентоспособностью»

УДК 658.5

М. Б. ЛАТЫНЦЕВА щ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

В работе рассматривается планирование новой техники с точки зрения его воздействия на уровень конкурентоспособности новой техники. С этой целью дается определение конкурентоспособной новой техники; приводятся инструменты достижения высокого уровня конкурентоспособности и роль планирования новой техники в этом процессе; кроме того, описываются факторы, от которых зависит результативность планирования; адаптирован механизм управления конкурентоспособностью инновационных товаров, на основе которого предприятия, производящие новую технику, смогут планировать объемы производства и сбыта.

Ключевые слова: планирование новой техники, управление конкурентоспособностью, инновации.

В рыночных условиях конкурентоспособность (КС) продукции является фактором, определяющим КС всего предприятия. Поэтому необходимо выявлять и совершенствовать рычаги управления КС продукции, осуществлять прогнозирование, мониторинг и оценку КС.

В данной статье мы остановимся на планировании новой техники как инструменте управления ее КС. Новая техника (НТ) — это результат научных исследований и технических разработок. Выбор НТ в качестве предмета планирования объясняется приоритетностью изучение экономических аспектов создания наукоемкой продукции для промышленной политики страны, стремящейся развиваться по инновационному сценарию. Ведь по оценкам специалистов Центра стратегических инноваций от экспорта наукоемкой продукции Россия ежегодно могла бы получать 120— 150 млрд долл. [1]. А по данным статистики на пути от НИОКР до коммерческой реализации доходят лишь 2 — 3 из 1000 идей, первоначально признанных перспективными, которые, однако, окупают все затраты на исследования и апробацию остальных 997 — 998 разработок [2].

Очевидно, что для достижения заданного уровня КС надо знать критерии КС НТ. С этой целью под КС НТ будем понимать технику:

во-первых, отвечающую ожиданиям потребителя в части качества и цены;

во-вторых, способную удовлетворить потребности полнее или эффективнее чем существующие аналоги благодаря научно-техническим исследованиям и разработкам компании, реализации ее научного потенциала или покупке чужих патентов и ноу-хау.

Однако из приведенных статистических данных становится очевидным, что техническая перспективность НТ далеко не всегда гарантирует ее КС на рынке. Поэтому к определению КС НТ добавим — в-третьих — экономическую целесообразность ее создания.

То есть о высокой КС может идти речь в том случае, если НТ является эффективным научно-техническим решением (отвечает комплексу требований: правильность функционирования, удобство изготовления и эксплуатации, экономичность, безопасность

и др.) и эффективным экономическим решением (предприятие имеет финансовые возможности поддерживать уровень качества НТ и параллельно проводить исследования по улучшению ее характеристик и созданию новых продуктов; платежеспособный потребитель заинтересован в продукте).

Технические задачи создания новой техники могут быть решены при помощи таких методов научнотехнического прогнозирования, как прогнозирование на основе экстраполяций, экспертные методы прогнозирования, методы моделирования. В то время как одним из инструментов определения и изучения условий создания экономически эффективной НТ является ее планирование.

С одной стороны, планирование НТ — это сложный, длительный, многоплановый, науко- и капиталоемкий процесс. С другой, эффективное планирование координирует и подчиняет единой стратегии развития действия всех агентов, выявляет и помогает обойти «узкие места» в производстве и распределении ресурсов, ориентирует производителя на существующие потребности рынка и, тем самым, обеспечивает высокую конкурентность изделия, финансовую и инвестиционную привлекательность компании. То есть, в общем виде, целью планирования НТ является организация процесса создания продукта, обеспечивающего КС предприятия.

Главным образом, трудности в планировании НТ обуславливаются особенностями сферы создания НТ (сформулируем их, изучив особенности создания новых товаров [3]). Она характеризуется высоким уровнем материальных и трудовых затрат на НИОКР; технической сложностью и разнообразием типов НТ; длительностью полного цикла ее создания; тенденцией к сокращению периода выпуска НТ; постоянным ростом требований к технологической базе предприятия, профессионализму работников, качеству выпускаемой техники; преобладанием производства по индивидуальным заказам над массовым производством. В результате невозможно разработать единый алгоритм планирования, отсутствуют четкие критерии оценки эффективности плана новой техники.

При этом планирование НТ подразумевает планирование всего процесса превращения новшества в

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

конечный коммерческий продукт. Отправной точкой процесса планирования НТ являются целевые исследования, направленные на решение определенной научно-исследовательской проблемы. Далее планируется процесс по переносу результатов исследований в область решения производственной и сбытовой проблемы, создание прототипа. Затем планируются работы по производству рыночно зрелой «нулевой серии» и планирование ее реализации.

Другими словами, полноценное планирование НТ увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами, включает в себя такие элементы, как: планирование НИОКР, планирование производства, планирование материально-технического снабжения и информационного обеспечения, планирование финансов и планирование персонала.

В результате для создания КС продукта при планировании НТ необходимо учитывать ряд моментов, свойственных этому процессу в большей степени.

1. КС НТ зависит от успешного выполнения всех этапов длительного цикла создания новой техники, поэтому наблюдается доминирование стратегических аспектов планирования. А это значит, что, наравне с традиционными методами принятия плановых решений (адаптивный поиск, графики Ганта, планы-графики с выделением промежуточных этапов работ и т.д.), должны привлекаться методы оценки долгосрочных проектов: предельный анализ, дисконтирование, анализ чувствительности, проверка устойчивости предприятия, определение срока окупаемости инвестиций.

2. На рынке находит реализацию лишь та техника, которая по комплексу качественных показателей превышает аналоги, а цена продукции с точки зрения потребителя соответствует заложенному в нее уровню качества. Поскольку недочеты в качестве становятся принципиальными, то на первый план выступает планирование того этапа, на котором закладываются параметры качества новой техники (а именно, планирование подготовки производства) и определение уровня КС техники уже на стадии ее разработки.

3. Весь подход к маркетинг-микс при планировании реализации новой техники должен формироваться исходя из важности соответствия параметров техники критериям качества. Однако продвижение НТ как товара промышленного назначения имеет ряд дополнительных отличий от продвижения потребительского товара: прежде всего, повышенные требования к сервису и распределительной сети (в силу того, что НТ удовлетворяет производственные и социально-экономические потребности); короткие (одно — двухступенчатые) и прямые (по схеме «производитель-заказчик») каналы товародвижения и сбыта; незначительное влияние рекламы (покупатель получает информацию о НТ и ценах на нее через прейскуранты, коммерческие предложения, переговоры с агентом или непосредственно с производителем). Таким образом, НТ — это технически сложный продукт, который выполняется, как правило, по индивидуальному заказу, имеет немногочисленную группу потребителей и существует на рынке монополистической конкуренции.

Итак, перечисленные особенности дают представление о планировании НТ. Их перечень, несомненно, можно продолжить, а их учет способен повлиять на уровень КС НТ. Помимо всего прочего функция планирования на предприятии, производящем НТ, позволяет осуществлять мониторинг ее КС. И данные, полученные в результате такого анализа, явля-

ются базисом для объективной промышленной, инвестиционной, кредитной политики предприятия.

КС продукции является индикатором КС предприятия. Например, для инновационных товаров разработан подход, который через воздействие на КС продукта позволяет управлять КС компании. Он основан на применении теории экономического равновесия и представлен моделью «цена-качество» [4]. На наш взгляд, такой подход может быть полезным при осуществлении планирования НТ. А именно, выбрав какой-то фиксированный уровень КС и спланировав дифференцированную стоимость НТ, предприятие может создать портфель НТ и спланировать обоснованный размер ее производства и сбыта, тем самым обеспечив КС предприятия.

Уровень КС новой техники, как и экономическая целесообразность ее создания, определяется на стадии ее разработки и характеризуется следующими параметрами внешнего и внутреннего характера, детализируемыми в плане НТ:

— собственные финансовые и производственные возможности предприятия, которые, во многом, определяются его размерами (малое научно-производственное предприятие и крупный научно-исследовательский институт имеют очевидные отличия в функционировании, управлении, ресурсной базе) и накладывают существенные ограничения на уровень сложности производимой НТ (малое научно-производственное предприятие, например, может создавать НТ низкой и средней степени сложности);

— стоимость испытаний НТ, конкретные требования к ее качеству, поскольку затраты на испытания и сертификацию НТ составляют существенную часть ее себестоимости;

— наличие аналогов, степень новизны. НТ и актуальность предлагаемого решения;

— наличие групп потребителей со схожей потребностью, но разным, уровнем, платежеспособности (например, медицинская техника для лечения в домашних и клинических условиях существенно отличается по цене и техническим характеристикам).

В результате учета всех этих факторов, предприятие определяет уровень КС НТ и формирует активную производственную стратегию, удерживает различные сегменты рынка.

Таким образом, планирование НТ действительно является мощным инструментом развития и управления КС. Планирование НТ, организованное с учетом всех особенностей этого процесса, позволяет создать конкурентоспособную на рынке НТ, решить важнейший для производителя НТ вопрос, а именно, определение размеров организации. Перспективным видится дальнейшая разработка теоретических основ планирования НТ (ввиду их малой изученности); дальнейшая конкретизация критериев КС и расчет показателей, при достижении которых план НТ мог бы считаться выполненным. Несомненная польза видится во внедрении адаптированного для НТ подхода на научно-производственных предприятиях (в частности, на предприятии, производящем медицинскую технику, — НПП «Метромед», г. Омск). Тогда проблема управления конкурентоспособностью новой техники за счет оптимизации процесса ее планирования будет решена.

Библиографический список

1. Яндиев, М. И. Аналитический обзор «Инновации в России». [Электронный ресурс] — Режим доступа: httD://www.humanities. edu.ru

2. Леонтьев, Б. Как сделать страну богатой? / Б. Леонтьев // Экономика и жизнь. — 2006. — № 16. — С. 4.

3. Фасхиев, Х.А. Как обеспечить конкурентоспособность нового товара? / Х.А. Фасхиев // Инновации. — 2009. — № 2 (124). - С. 89-95.

4. Уваров, А.Ф. Организационно-экономический механизм для управления процессом создания инновационного товара / А.Ф. Уваров, Ю.М. Осипов // Инновации. — 2006. — № 4 (91). — С. 105— 107.

ЛАТЫНЦЕВА Марина Борисовна, аспирантка экономического факультета (специальность «Экономика, управление народным хозяйством»).

Адрес для переписки: e-mail: latyntsevam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2009 г.

© М. Б. Латынцева

Информация

Конкурс исследовательских грантов на тему «Экономическое влияние либерализации торговли услуг в регионах Европы и Центральной Азии»

Институт Всемирного банка ^В1 http://wbi.worldbank.ora/wbi) и Консорциум экономических исследований (EERC http://www.eerc.ru: http://www.kse.ora.ua) объявляют конкурс исследовательских грантов на тему «Экономическое влияние либерализации торговли услуг в регионах Европы и Центральной Азии».

Крайний срок подачи заявок: 16 апреля 2010 г.

Гранты в размере до 14 000 долларов будут предоставляться исследователям-экономистам (группы до трех человек) сроком на 12 месяцев. Лучшие отобранные работы будут представлены на Исследовательском семинаре 25 июня 2010 г. в Киеве. Для участия в конкурсе, пожалуйста, присылайте ваши заявки с пакетом документов на электронный адрес: irina@eerc.kiev.ua. Контактные лица: Ирина Собецкая, Наталья Быстрицкая.

Подробная информация: http://eerc.ru/default.aspx?id = 248&IDWorkshop = 201&lana = rus

Конкурс экономических исследований «Весна-2010»

Консорциум экономических исследований и образования объявляет о проведении конкурса экономических исследований «Весна-2010».

Крайний срок подачи заявок: 12 апреля 2010 г.

Конкурс ориентирован на поддержку исследований, связанных с решением актуальных проблем экономического и социального развития стран СНГ. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов; размер грантов составляет от 6 до 14 тыс. долларов США. По итогам финального этапа конкурса возможно также присуждение грантов на доработку проектов перспективным молодым исследователям.

К участию в конкурсе приглашаются исследователи-экономисты, являющиеся гражданами стран СНГ и проживающие на территории Содружества.

Подача заявок осуществляется в режиме он-лайн: http://www.eerc.ru/Reaistration/Research не позднее 12 апреля 2010 г.

Подробная информация: http://www.eerc.ru/default.aspx?id = 247&IDWorkshop = 28&lana = rus

Источник информации: www.rsci.ru

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.