Планирование ликвидности и платежеспособности предприятий
Planning of liquidity and paying capacity of enterprises
УДК 658.15
Иванов Виктор Владимирович
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономически наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7
Ivanov Viktor Vladimirovich
199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya nab., 7
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы оценки ликвидности и платежеспособности компаний, анализируется российская специфика ведения бизнеса, предлагаются подходы к планированию ликвидности и платежеспособности на основе денежного потока.
The article reviews debatable issues of estimating liquidity and paying capacity of companies, analyses Russian peculiar features of business activities, suggests approaches to planning of liquidity and paying capacity based on cash flow.
Ключевые слова: ликвидность, платежеспособность, денежный поток, чистый денежный поток, платежные ресурсы, коэффициенты ликвидности, баланс
Keywords: liquidity, paying capacity, cash flow, net cash flow, paying resources, liquidity coefficients, balance
В условиях экономической нестабильности и высокого уровня инфляции финансовые менеджеры в первую очередь призваны обеспечивать выживаемость, ликвидность и платежеспособность, т. е. поддерживать способность организации своевременно осуществлять расчеты по своим обязательствам.
В литературе нет однозначных трактовок понятий ликвидность и платежеспособность предприятия. Под ликвидностью предприятия чаще всего понимается «наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств (хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами)» [1]. При такой трактовке понятие ликвидность компании непосредственно связано с понятием собственные оборотные средства либо, как часто еще называют этот показатель, чистый оборотный капитал, или работающий капитал, который определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами (краткосрочными обязательствами). Считается, что компания ликвидна, если величина чистого оборотного капитала положительна. Этот показатель не содержит информации о качестве текущих активов и пассивов. Данная концепция трактовки ликвидности базируется на идее движения фондов и связана с приходами и расходами (поступлениями и выплатами) за определенные периоды времени, которые фиксируются в бухгалтерском учете.
Платежеспособность же рассматривается через призму наличия у компании денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по обязатель-
ствам в каждый рассматриваемый период времени. Соответственно, основными признаками платежеспособности являются отсутствие просроченной кредиторской задолженности и наличие в достаточном объеме средств на расчетом счете [Там же, с. 374].
Таким образом, понятие ликвидность характеризует потенциальную способность компании рассчитываться по своим обязательствам, а понятие платежеспособность — реальную возможность выполнять свои обязательства.
Если ликвидность связана с движением фондов, то платежеспособность — с движением денежных средств. Движение фондов и движение денежных средств взаимосвязаны. Эта связь реализуется в общем случае через функцию времени трансформации активов в непосредственно средства платежа.
Оценка ликвидности компании производится преимущественно на основе прошлых данных, содержащихся в ее бухгалтерском балансе. C одной стороны, ликвидность компании зависит от наличия платежных требований к ней, с другой стороны — от наличия у нее потенциальных платежных ресурсов. Таким образом, если потенциальные платежные средства компании в каждый момент времени превышают ее платежные обязательства, то она может считаться ликвидной.
Различают четыре вида ликвидности [2, с. 786]: товарная, заемная, будущая и ожидаемая. Товарная ликвидность основана на способности товаров и благ трансформироваться в средства платежа. Эта способность зависит главным образом от времени поиска покупателя; от состояния рынка, воздействие которого побуждает покупателя приобретать соответствующие товары, блага; от затрат на поиск покупателя и, наконец, от технических характеристик товаров, а также цен реализации. Таким образом, платежные ресурсы компании будут определяться товарной ликвидностью активов.
Платежные ресурсы компании могут быть увеличены за счет получения ссуд под залог своего имущества. В зависимости от условий кредитного договора компания может использовать залоговое имущество для получения доходов. Следует иметь в виду, что кредитные организации устанавливают стоимость залога значительно ниже его рыночной стоимости. Поэтому данный вариант увеличения платежных ресурсов компании может оказаться приемлемым в случае наличия у нее возможности своевременно вернуть кредит и проценты. Ликвидность, определяемая возможностью получения ссуд под имеющиеся в наличии товарные запасы, называется заемной.
Оценка ликвидности компании на основании имеющегося у нее в наличии имущества не принимает во внимание будущие поступления. Такой подход имел бы смысл в случае ликвидации компании. Поэтому логичней было бы при планировании ликвидности учитывать возможные будущие поступления и выплаты с тем, чтобы более обоснованно определить ее платежные средства. Оценка платежных ресурсов
компании с учетом будущих поступлений и выплат характеризует ее будущую ликвидность.
Получение кредитов возможно и под залог будущих поступлений. В этом случае они предоставляются в большей мере на доверии к заемщику, так как обеспечить точность прогнозов будущих поступлений — задача крайне сложная, если вообще ее можно считать выполнимой в условиях динамичных изменений внешней и внутренней среды предприятия. Обеспечение платежных обязательств за счет поступлений, в том числе за счет получения кредитных ресурсов под будущие поступления, рассматривается как ожидаемая ликвидность.
Итак, зададимся вопросом: оценку какой ликвидности можно произвести на основе бухгалтерского баланса и сведений из отчета о прибылях и убытках. Рассмотрим текущий баланс за отчетный период. Можно ли на его основе определить реальный объем платежных ресурсов компании? Представляется, что сделать это весьма сложно, учитывая, что:
• стоимостная оценка имущества в балансе не соответствует его рыночной стоимости с учетом затрат на реализацию;
• баланс может содержать активы, которые при ликвидации компании не принесут никакого дохода;
• баланс может содержать активы, которые находятся под залогом;
• баланс может содержать обязательства компании, которые не связаны с обязательствами перед третьими лицами.
Эти очевидные недостатки информативности баланса для оценки будущей ликвидности в теории и на практике пытаются устранить посредством расчета и сопоставления различных показателей друг с другом; с некими «рекомендуемыми» значениями расчетных показателей, полученных на основе выявленных статистических зависимостей, характерных для многочисленной совокупности платежеспособных и неплатежеспособных компаний различных отраслей.
Вопрос корректности отнесения компаний к ликвидным или неликвидным на основе расчетных показателей, базирующихся на результатах прошлой деятельности либо на спрогнозированных результатах на основе заранее установленных пропорций между отдельными статьями баланса, является открытым. Тот факт, что кредиторы и инвесторы используют и усматривают связь между числовыми значениями отдельных расчетных показателей и будущей ликвидностью в целом, свидетельствует о практической применимости существующих теоретических подходов оценки ликвидности компании на основе данных бухгалтерского баланса. Наряду с оценкой ликвидности на основе бухгалтерского баланса (балансовая модель) плановую ликвидность можно определить и на основе чистого денежного потока, который показывает наличие дефицита или профицита денежных средств на конец планируемого периода.
Балансовая модель оценки и планирования ликвидности предприятия
Ликвидность можно рассматривать как внешнее проявление ее финансовой устойчивости, которая связана с общей структурой ее бухгалтерского баланса, с зависимостью компании от кредиторов, а также дебиторов. При таком подходе планирование ликвидности компании фактически сводится к планированию структуры баланса на основе абсолютных и относительных показателей. Балансовая модель планирования лик-
видности основана на группировке активов по степени < их ликвидности и на группировке пассивов по степени ^ срочности их оплаты. о
В мировой практике активы по степени ликвидности 5 объединяются в следующие группы. н
А1 — наиболее ликвидные активы. К ним относят- Е^ ся денежные средства и краткосрочные финансовые £ вложения. ^
А2 — быстро реализуемые активы. К ним относят ш дебиторскую задолженность. о
А3 — медленно реализуемые активы, состоящие < из запасов всех видов. ^
А4 — трудно реализуемые активы. К ним относят е внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты следующим образом.
П1 — наиболее срочные обязательства. К ним относят кредиторскую задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы, включающие в себя краткосрочные кредиты и займы.
П3 — долгосрочные пассивы, состоящие из долгосрочных кредитов и займов.
П4 — постоянные пассивы, представляющие собой собственные средства компании.
Суть балансовой модели планирования состоит в том, что каждому виду обязательств соотносят активы, которые могут быть реализованы в сроки, необходимые для погашения этих обязательств. Баланс считается абсолютно ликвидным, и, соответственно, компания считается абсолютно ликвидной, если имеют место следующие соотношения: А1 > = П1 А2 > = П2 А3 > = П3 А4 < = П4
В случае если одно или несколько из указанных выше неравенств имеют знак, противоположный указанному, баланс признается в целом неликвидным. В то же время, если выполняются первые два условия, то это позволяет говорить об обеспечении текущей ликвидности баланса и, соответственно, о текущей ликвидности компании. Сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами позволяет определить долгосрочную (перспективную) ликвидность. Четвертое неравенство с чисто формальной точки зрения носит «балансирующий» характер, так как если три первых условия выполняются, то четвертое условие будет выполняться автоматически — с учетом того, что в балансе стоимостная оценка активов равна стоимостной оценке пассивов. С содержательной точки зрения четвертое условие несет в себе основной смысл обеспечения ликвидности, так как оно означает, что в случае его выполнения у компании имеются собственные оборотные средства.
Наиболее распространенным алгоритмом расчета показателя собственных оборотных средств или чистого оборотного капитала является следующий: [1, с. 375]
же = е + ьть - ьтл или же = ел - сь (1)
где Е — капитал собственников компании; ЬТЬ — долгосрочные обязательства; ЬТЛ — внеоборотные активы; СЛ — оборотные активы; СЬ — краткосрочные обязательства.
Учитывая, что ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить лишь приближенно, необходимо отметить, что подобный подход к планированию ликвидности в современных условиях финансово-хозяйственной
< деятельности российских предприятий может ока-^ заться не совсем продуктивным. Например, включе-о ние краткосрочных финансовых вложений по степени 5 ликвидности в одну группу с денежными средствами н в условиях недостаточного развития рынка ценных Е^ бумаг в России представляется большим допущением, £ равно как и дебиторскую задолженность не всегда ^ можно считать легко реализуемым активом. В то же т время в условиях быстрого развития рынка недви-о жимости определенная часть внеоборотных активов
< является вполне легко реализуемой.
х Среди обязательств в российской практике наибо-е лее срочными зачастую оказываются кредиты банка, а не кредиторская задолженность, что принято в мировой практике. Изложенное говорит о том, что прямое использование на практике приведенных выше группировок активов и пассивов баланса может привести к ошибочным выводам не только в отношении уровня ликвидности компании, но и в отношении вероятности ухудшения ее финансового положения.
Учитывая указанные обстоятельства, а также российскую практику хозяйствования, как при планировании, так и при оценке ликвидности компаний целесообразно уточнять состав активов по их реальной степени ликвидности и состав обязательств по их фактической срочности оплаты1.
Наряду с абсолютными показателями ликвидности компании в литературе и на практике большое внимание уделяется относительным показателям (финансовым коэффициентам), которые характеризуют текущую, абсолютную ликвидность, ликвидность средств обращения, мобилизационную ликвидность и т. п. Среди них выделяют такие показатели, как:
• Коэффициент текущей ликвидности;
• Коэффициент абсолютной ликвидности;
• Коэффициент срочной ликвидности;
• Коэффициент ликвидности средств обращения (быстрой ликвидности);
• Коэффициент ликвидности при мобилизации средств.
Все указанные коэффициенты ликвидности рассчитываются как отношение определенной части оборотных средств (активов) к краткосрочным обязательствам. В литературе приводятся разные названия значений (величин) этих коэффициентов, в частности нормативное, критическое, рекомендуемое.
Попытки придать значениям этих показателей некоторый нормативный или рекомендуемый уровень в общем случае для всех видов компаний независимо от их вида деятельности, стадии жизненного цикла, состояния внешней среды и т. п. представляются не совсем корректными. На практике важно не само значение того или иного показателя, а его динамика. Поэтому более корректно говорить о благоприятной либо неблагоприятной тенденции финансового состояния предприятия, или о достижении этими показателями некоторых критических точек.
1 В 20-е годы ХХ столетия при анализе баланса на предмет ликвидности использовался метод нормативных скидок в соответствии со среднестатистическими оценками ликвидности активов и сроков погашения обязательств. Осуществлялось перераспределение величин балансовых статей между группами активов и пассивов. В частности, к быстро реализуемым активам согласно нормативам относилось 80% дебиторской задолженности, 70% готовой продукции, 50% производственных запасов и незавершенного производства. В состав медленно реализуемых активов включалось 20% дебиторской задолженности, 30% готовой продукции, 50% производственных запасов и незавершенного производства. Подобные перераспределения касались и пассивов. — См.: [3, с. 192-193].
Наиболее общую характеристику ликвидности компании дает показатель текущей ликвидности, рассчитываемый как отношение величины оборотных средств на анализируемую дату к размерам краткосрочных обязательств на эту же дату. Нижняя граница значения данного показателя не должна быть меньше единицы. В противном случае это будет свидетельствовать о недостаточности оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств. Кроме того, это будет свидетельствовать о рискованной финансовой политике компании, так как в этом случае внеоборотные ее активы финансируются за счет краткосрочных обязательств.
В литературе в качестве рекомендуемого значения для данного коэффициента приводятся и иные величины. Например, В. В. Ковалев указывает, что в западной учетно-аналитической практике критическое нижнее значение этого показателя устанавливается равным двум [1, с. 376]. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза означает, что компания может полностью рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, и при этом у нее останется достаточно средств (в объеме, не меньшем краткосрочных обязательств) для продолжения своей основной деятельности. Представляется, что такой консервативный подход к финансовой политике компании при оценке ликвидности отражает преимущественно интересы кредиторов, сводя к минимуму свои возможные кредитные риски. В стабильных экономических условиях превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза означает не что иное как неэффективное вложение финансовых ресурсов в оборотный капитал, ввиду того что определенная его часть будет «заморожена», не востребована текущей деятельностью и, соответственно, не будет приносить возможной прибыли.
При оценке финансового состояния российских компаний при наличии признаков банкротства, рассчитывая коэффициент текущей ликвидности, как правило, из оборотных активов вычитают дебиторскую задолженность со сроком погашения свыше одного года, незавершенное производство, налог на добавленную стоимость. Кроме того, к краткосрочным обязательствам не относят доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов. Уточняются и другие обязательства на предмет срочности погашения.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств на счетах компании и в кассе к краткосрочным обязательствам. Нижняя критическая граница значения данного показателя в литературе варьируется от 0,05 до 0,2. Соответственно и верхнее, «достаточное», значение этого коэффициента варьируется от 0,1 до 0,5. Столь значительное расхождение в значениях этого коэффициента лишний раз свидетельствует о некоторой условности «достаточности» тех или иных его значений для адекватной оценки ликвидности компании.
В литературе при расчете показателя абсолютной ликвидности в числителе иногда учитываются и краткосрочные вложения, которые по ликвидности приравниваются к денежным средствам. Как указывалось выше, в современных условиях России обладающих абсолютной ликвидностью краткосрочных ценных бумаг очень мало. Поэтому зачастую, наряду с показателем абсолютной ликвидности, предлагается осуществлять расчеты и коэффициента срочной лик-
видности. Он рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Нижнее критическое значение данного показателя в литературе также значительно варьируется (от 0,2 до 0,7).
Ликвидность средств обращения (быстрая ликвидность) показывает потенциальную возможность компании рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам за счет наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и востребованной с дебиторов суммы их краткосрочной задолженности перед компанией. Соответственно коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности со сроком погашения менее одного года к краткосрочным обязательствам компании. Нижнее критическое значение для данного показателя в литературе варьируется от 0,3 до1,0.
Столь существенное расхождение связано с различной оценкой доли дебиторской задолженности в составе оборотных активов. В нормальных условиях делового оборота в странах с развитой рыночной экономикой оплата за продукцию производится, как правило, в течение трех месяцев. В 90-х годах ХХ столетия в России часто практиковалась предоплата и, соответственно, доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков в реализованной продукции была сравнительно небольшой. Вероятно, этим можно объяснить столь низкие критические значения для данного показателя в работах ряда авторов. Верхняя граница диапазона изменения данного показателя в ряде работ определяется как 1,5.
При анализе показателя быстрой ликвидности необходимо учитывать, что компаниям иногда легче продать часть материальных запасов, нежели быстро вернуть дебиторскую задолженность. Анализ коэффициента быстрой ликвидности целесообразно осуществлять в сопоставлении с коэффициентом текущей ликвидности, что позволит делать более корректные выводы. В частности, если значение коэффициента текущей ликвидности достаточно высоко, а значение коэффициента быстрой ликвидности относительно мало, это может означать всего лишь наличие излишних материальных запасов. Низкое значение коэффициента быстрой ликвидности может свидетельствовать о незначительной доле дебиторской задолженности, например, из-за политики предоставления компанией своим клиентам скидок за быструю оплату. Возможны и другие варианты.
Высокое значение коэффициента быстрой ликвидности зачастую может свидетельствовать о наличии у компании значительной просроченной задолженности, часть которой может трансформироваться в безнадежную дебиторскую задолженность и тем самым угрожать ее финансовой стабильности и устойчивости. При такой ситуации необходимо дополнительно осуществлять анализ показателей абсолютной и срочной ликвидности.
Мобилизационная ликвидность компании рассчитывается как отношение материальных запасов к величине краткосрочных обязательств. Приемлемое значение колебаний данного показателя находится в пределах от 0,5 до 1,0. Превышение 1,0 означает, как правило, низкую оборачиваемость этих активов. При стабильной кредиторской задолженности рост данного показателя в динамике характеризует ухудшение финансово-хозяйственной деятельности компании.
Оценка, планирование ликвидности и платежеспособности на основе денежного ^ потока о
к
<
В литературе и на практике используется также под- i ход к планированию и оценке ликвидности на ос- Е^ нове чистого денежного потока, представляющего £ собой разницу между планируемыми поступления- ^ ми и выплатами за определенный период времени. m Положительная величина чистого денежного потока о рассматривается как признак абсолютной ликвид- < ности компании. Отрицательная величина чистого ^ денежного потока характеризует недостаток плани- е руемых денежных поступлений для финансирования предстоящих расходов. Такой подход к планированию ликвидности компании внешне представляется достаточно простым и более объективным по сравнению с описанными выше подходами на основе балансовой модели. Однако эта внешняя простота осложняется возможностями обоснованного прогнозирования планируемых поступлений и выплат. И прежде всего это относится к прогнозированию поступлений от основной деятельности. Далее будут рассмотрены проблемы и подходы к планированию денежного потока, ориентированного на обеспечение ликвидности компании в каждый период времени, т. е на обеспечение платежеспособности.
Любому процессу планирования, как правило, предшествует этап анализа. Планирование платежеспособности на основе денежного потока в данном контексте не является исключением. Объектом анализа, прежде всего, являются составляющие денежного потока:
• поступления (притоки),
• выплаты (оттоки),
• состав и структура денежного потока по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности,
• чистый денежный поток.
При анализе поступлений денежных средств большое значение имеют источники притока и, прежде всего, соотношение внутренних и внешних источников. Сопоставление темпов прироста поступлений из различных источников, темпов прироста объемов реализации продукции с темпами роста стоимости активов предприятия может позволить выявить определенные закономерности, важные при планировании денежного потока. Поток наличности в виде выплат важен не столько для выявления направлений расходования денежных средств, сколько для оценки эффективности их использования, в частности для оценки влияния потока наличности на рост рыночной стоимости компании, на приращение стоимости отдельных видов активов.
Чистый денежный поток характеризует общую сбалансированность поступлений и выплат. При этом важно помнить, что финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе обеспечивает положительный чистый поток по операционной деятельности.
Наличие отрицательного значения величины чистого денежного потока на протяжении значительного периода времени (квартал и более), как правило, свидетельствует о попадании компании в так называемую кредитную ловушку, когда привлекаемые заемные средства преимущественно идут на погашение задолженности. В этом случае плата за пользование заемными средствами будет отрицательно сказываться на величине прибыли как основном источнике собственных средств компании. Безусловно, дефицит денежных средств по операционной деятельности временно может покрываться за счет сокращения
инвестиционных вложений либо за счет использования источников внешнего финансирования. Однако такой путь обеспечения платежеспособности не может применяться на постоянной основе.
Наряду с анализом абсолютных показателей денежного потока для планирования поступлений и выплат не менее значимыми могут оказаться и относительные показатели. Среди них следует выделить такие, как коэффициент эффективности денежного потока, коэффициент соотношения поступлений и выручки от реализации продукции, коэффициент задолженности. Ниже приведены формулы для исчисления указанных показателей.
КЭДП =
ЧДПт
(2)
ОДПт'
где КЭДПт — коэффициент эффективности денежного потока за период т; ЧДПт — чистый денежный поток за период т; ОДПт — отрицательный денежный поток за период т (выплаты).
Коэффициент эффективности денежного потока по своей сути аналогичен показателю рентабельности основной деятельности, исчисленной на основе показателя чистой прибыли. Чем выше значение данного показателя, тем более эффективной может рассматриваться деятельность компании в анализируемый период.
ЧДПт = ПДПт - ОДПт, (3)
где ПДПт — положительный денежный поток за период т.
КПВт =
ПДПт ВРт ,
(4)
где КПВт — коэффициент соотношения поступлений и выручки от реализации продукции; ВРт — выручка от реализации продукции.
Данный показатель позволяет прогнозировать объем денежных средств, которые будут оставаться у компании для самофинансирования, выплаты дивидендов, долгов. Тем самым он характеризует финансовый потенциал компании в зависимости от тенденций роста или снижения выручки от реализации.
КЗ =
ЗСт + КЗт
ПДПт - Дт - Пв - Н'
(5)
где КЗ — коэффициент задолженности; ЗСт — объем заемных средств; КЗт — объем кредиторской задолженности; Дт — размер выплачиваемых дивидендов; Пв — размер выплачиваемых процентов; Н — размер выплачиваемого налога.
Коэффициент задолженности характеризует число периодов, которое потребуется для погашения задолженности при существующем уровне деловой активности. Чем меньше значение данного показателя, тем меньше риски привлечения кредитных и заемных средств.
Планирование платежеспособности на основе денежного потока представляет собой процесс координации поступлений и выплат с возможностями финансирования хозяйственной деятельности компании. Оно призвано обеспечить в любой период времени платежные обязательства фирмы.
Планирование денежного потока позволяет определять не только объемы денежных средств для осуществления текущих операций, но и устанавливать моменты времени, когда у компании ожидается
их избыток или недостаток. Соответственно, планы денежных поступлений и выплат дают возможность заглянуть вперед и более рационально использовать временно свободные денежные средства, а также предоставляют возможность своевременного выявления наиболее выгодных источников увеличения денежных средств для восполнения их недостатка.
Достоверность плановых показателей денежного потока во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов как в части объемов продаж, так и в части объемов закупок, оценки периода инкассации дебиторской задолженности и других факторов. Основная часть поступлений денежных средств связана с прогнозируемыми объемами продаж. Здесь очень важны обоснованные решения по определению уровня и характера дебиторской задолженности в части сроков ее погашения. Для этих целей рассчитываются так называемые коэффициенты инкассации дебиторской задолженности. Они показывают долю стоимости реализуемой продукции, оплачиваемой за наличные средства в течение определенных периодов времени (например, какая доля будет оплачена в текущем месяце, какая доля — в следующем после отгрузки продукции месяце и какая доля будет оплачена в дальнейших периодах).
Дебиторская задолженность компании — явление противоречивое. Предоставление покупателям отсрочки платежа за поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) есть не что иное как предоставление им торгового кредита. В этом случае у покупателя возникает кредиторская задолженность, а у продавца — дебиторская задолженность. Очевидно, что для продавца время отсрочки или рассрочки платежа представляет собой «омертвление» денежных поступлений, которые необходимо восполнять, зачастую в том числе и за счет увеличения кредиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности ведет к росту общего риска финансово-хозяйственной деятельности компании. Переоценка качества дебиторской задолженности может стать причиной недооценки риска ликвидности со всеми вытекающими отсюда последствиями, учитывая значительную долю дебиторской задолженности в составе активов. Так, например, в странах континентальной Европы доля кредиторской задолженности в текущих активах в среднем составляет порядка 65%, а в торговле свыше 70% [5, с. 293]. От объемов и характера дебиторской задолженности во многом зависит и движение денежных потоков, и платежеспособность компании.
Компании, предоставляющие торговые кредиты, руководствуются разными соображениями. Первое, что лежит на поверхности принятия подобных решений, — это возможность быстрее найти покупателя, особенно в ситуациях проблем с реализацией продукции. Зачастую компании идут на предоставление кредита с целью снижения затрат, связанных с хранением у себя готовой продукции. Такая ситуация характерна для компаний с сезонным или циклическим характером производства. Реже компании используют механизм торгового кредита для увеличения цен реализации, устанавливая надбавку к цене в зависимости от длительности отсрочки оплаты.
Каждая компания придерживается собственной кредитной политики, в том числе в части сроков предоставления торгового кредита, системы скидок (дисконтных ставок), периода скидок (дисконтного периода), объемов товарного кредита, предоставляемого отдельным группам потребителей, размеров пеней за просроченную оплату поставленной продукции. Сроки
погашения торгового кредита и уровень скидок за досрочное погашение долга, как правило, устанавливаются на основе отраслевой практики. Уменьшение их может привести к потере потенциальных покупателей. В то же время увеличение срока возврата долга за предоставленный торговый кредит может привести к увеличению спроса и, соответственно, к увеличению объема продаж. Однако необходимо иметь в виду, что компании, как правило, интересует не собственно рост объемов продаж, а получение дополнительной маржинальной прибыли. Эта прибыль может быть рассчитана следующим образом: дополнительный объем маржинальной прибыли равен новому объему продаж, умноженному на долю маржинальной прибыли, минус затраты на прирост дебиторской задолженности, минус убытки от появления безнадежных долгов.
Прирост дебиторской задолженности может быть рассчитан как сумма прироста вложений в дебиторскую задолженность в связи с увеличением срока возврата долга плюс дополнительные вложения в дебиторскую задолженность в связи с увеличением объема продаж.
При планировании выплат (оттоков денежных средств) по основной деятельности необходимо учесть движение кредиторской задолженности, прежде всего перед поставщиками, подрядчиками, а также задолженность по заработной плате.
При планировании денежного потока по текущей (операционной) деятельности следует особое внимание уделять планированию тех доходов и расходов, которые сложно прогнозировать. К таким видам доходов и расходов относятся внереализационные доходы и расходы.
В крупных компаниях, у которых тысячи партнеров по бизнесу, желательно ежеквартально с разбивкой по месяцам составлять бюджет внереализационных доходов и расходов, на основании которого могут вноситься корректировки в бюджет прибылей и убытков. Учитывая сложность прогнозирования отдельных статей данного бюджета, целесообразно рассчитывать минимальный, максимальный и наиболее вероятные оценки значений планируемых показателей данного бюджета.
Планирование денежного потока, ориентированного на обеспечение ликвидности инвестиционной деятельности, включает в себя планирование всех платежей, связанных как с приобретением и продажей средств производства, долгосрочными вложениями в соответствии со стратегическими планами компании (реальные инвестиции), так и финансовыми инвестициями в виде долевых инструментов, долговых инструментов, выдачи займов юридическим или физическим лицам, прочих финансовых вложений.
Инвестиционное планирование денежного потока следует отличать от инвестиционного планирования, ориентированного на получение прибыли, в рамках которого осуществляется оценка эффективности отдельных инвестиционных проектов. Между этими видами инвестиционного планирования, безусловно, существует взаимосвязь. В частности, и в первом, и во втором случаях учитываются поступления и выплаты, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.
Процесс инвестиционного планирования денежного потока в части реальных инвестиций включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап — подготовительный. На этом этапе важно оценить реализуемость объекта инвестирования в установленные сроки. Чем детальнее будут проработаны эти вопросы, тем
более обоснованно можно сформировать программу < финансирования этих инвестиций. ^
Следующий этап — упорядочение объектов инвес- о тиций и дезинвестиций1 прежде всего по срочности, 5 по происхождению (внутренние, внешние инвестиции), н по подразделениям компании, по характеру исполь- Е^ зования объектов инвестирования (инвестиции на £ развитие производства, на охрану окружающей среды, ^ инвестиции в объекты социального назначения и т. п.). ш На данном этапе осуществляется структуризация пла- о нируемых денежных потоков. <
На третьем, заключительном, этапе разрабатыва- ^ ется собственно программа инвестиционной деятель- е ности, упорядоченная по срокам финансирования по каждому объекту и с расчетами объемов финансирования.
Особенность инвестиционных планов, ориентированных на обеспечение ликвидности, состоит в том, что выплаты и поступления по объектам инвестирования не носят постоянного характера, и свести их воедино в рамках планируемого периода зачастую сложно.
Планирование денежного потока по финансовой деятельности (иногда в литературе его называют планированием внешнего финансирования) представляет собой процесс определения размера заемных средств, расчетов с кредиторами, а также привлечение средств посредством увеличения уставного капитала. Планирование внешнего финансирования осуществляется по компании в целом.
Как процесс, планирование внешнего финансирования включает в себя ряд этапов. Как и при формировании инвестиционных планов, ориентированных на обеспечение ликвидности, следует различать финансирование по срочности и, соответственно, формировать по срокам кредитные планы, а также группировать выплаты (расчеты с кредиторами) также по периодам.
Одной из важнейших задач внешнего финансирования наряду с планированием динамичного финансового равновесия выступает задача планирования структурной ликвидности, которая обеспечивается соблюдением определенного соотношения статей актива и пассива баланса (например, золотое правило баланса); соблюдением определенных пропорций между показателями ликвидности и т. п. Денежный поток по финансовой деятельности характеризует уровень задолженности компании, структуру собственного и заемного капитала, а также структуру обязательств компании по признаку их срочности с целью соблюдения ликвидности и платежеспособности.
Планирование денежных потоков имеет свою специфику, обусловленную отраслевыми особенностями, стадиями развития и т. п. Например, для компаний фондоемких отраслей, которые нуждаются в значительных объемах долгосрочных финансовых ресурсов, планирование поступлений и выплат имеет значительные вариации, характеризуется гибкостью, так как имеет место и больший выбор источников финансирования, и большая свобода сроков осуществления этих выплат. Для компаний трудоемких производств операционные выплаты являются важнейшей составляющей планирования денежного потока. При этом значительная часть расходов (выплат) определяется договорными обязательствами, законодательными
1 Под дезинвестициями здесь понимается уменьшение производственного потенциала компании, в частности продажа части ее активов.
< актами, что уменьшает возможность варьирования не ^ только объемами выплат, но и сроками платежей.
о При планировании денежных потоков большое зна-5 чение имеет и временной интервал планирования, так н как именно колебания кассового остатка, выявление Е^ дефицита или профицита денежных средств являются £ конечной целью планирования денежного потока. Для ^ малых и средних предприятий временным интервала лом планирования чаще выступает месяц. В больших, о крупных компаниях наряду с планированием денежных
< потоков с месячным временным интервалом состав-х ляются планы денежных потоков и с интервалами е планирования декада, неделя. Эти планы есть не что
иное, как платежные календари.
Из самого названия платежный календарь уже можно понять, что в этих документах главное внимание уделяется выплатам (платежам), так как задержки с ними на две-три недели могут обернуться для компании не только крупными штрафными санкциями, но и более серьезными финансовыми проблемами во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, налоговыми органами и т. п.
Выбор более короткого интервала планирования денежного потока позволяет обеспечить более точное предвидение возможного дефицита денежных средств и принятия своевременных мер по нахождению более дешевых платежных средств для выполнения своих обязательств.
Для предотвращения ситуации неплатежеспособности следует учитывать удельный вес остатка денеж-
ных средств в общем объеме поступлений и выплат. Если чистый денежный поток значителен, то маловероятно, что колебания внутри, например, месячного периода создадут серьезные проблемы для компании. Если же кассовый остаток (чистый денежный поток) незначителен по сравнению с предстоящими платежами, то компания в течение месяца может оказаться на грани краха. Очевидно, что в таких ситуациях, заботясь о недопущении признаков банкротства компании, целесообразно прибегнуть к уменьшению интервала планирования, даже если это будет связано с существенными затратами. При выборе интервала планирования необходимо принимать во внимание также темпы инфляции и альтернативные издержки. В периоды высокой инфляции запасы денежных средств в кассе целесообразно сводить к минимуму, равно как и потребность в краткосрочных займах.
Литература
1. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: ТК Велби. Изд. Проспект, 2006.
2. Экономика предприятия / Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Минервин Б. М. Ревизия, анализ баланса и определение кредитоспособности кооперативов. М., 1928.
4. Финансы предприятий: теория и практика: Учебник / С. В. Большаков М.: Книжный мир, 2006.
5. Дугельский А. Н., Комаров В. Ф. Бюджетное управление предприятием: Учеб. практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2004.
Система директ-костинг как механизм воздействия на финансовые результаты деятельности предприятий машиностроения
Dirert ^sting system as the influence mechanism on financial results of activity of the enterprises of mechanical engineering
УДК 658.155
Жуковская Ирина Викторовна
директор Центра дополнительного профессионального образования Московского института управления и информатики, кандидат экономических наук 125252, Москва, ул. Зорге, д. 24, кор. Б
Zukovskaya Irina Viktorovna
125252, Moscow, ul. Zorge, 24 B
Управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятий машиностроительного комплекса вплотную связано с проблемами совершенствования методического инструментария ана-
лиза финансово-хозяйственной деятельности. Разработанные и предложенные в статье методические подходы направлены на повышение эффективности управления затратами, прибылью и финансовыми результатами предприятия.
Problems of improvement of methodical tools of the analysis for financial and economic activity is closely connected with management of expenses and financial results of enterprises activity of a machine-building complex. In the article methodical approaches are elaborated and proposed, which are directed on increase of management efficiency, profit and financial results of the enterprise.
Ключевые слова: финансы, управление, эффективность, машиностроение, предприятие
Keywords: finances, management, efficiency, mechanical engineering, enterprise