Научная статья на тему 'Планирование контрольно-надзорной деятельности при реализации федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»'

Планирование контрольно-надзорной деятельности при реализации федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилипенко Галина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы планирования контрольно-надзорной деятельности в свете Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Анализируется опыт работы Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пилипенко Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование контрольно-надзорной деятельности при реализации федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»

ОПЫТ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Отношения государственных и муниципальных органов контроля (надзора) и хозяйствующих субъектов в настоящее время регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ)х, которым определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля и надзора, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора.

Федеральный закон №294-ФЗ впервые определил важное для контролирующих и надзорных органов понятие - проверка.

Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индиви-

Галина Николаевна Пилипенко, заместитель начальника организационно-аналитического отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, выпускница 2009 г., специальность «Государственное и муниципальное управление»

В статье рассматриваются вопросы планирования контрольно-надзорной деятельности в свете Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Анализируется опыт работы Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

планирование контрольно-надзорной деятельности при реализации федерального закона

от 26 декабря 2008 г. №294-фз «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

дуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В свою очередь, проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными

правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требо-

АЛТАЙСКИЙ ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

№ С

Г2010

ваний и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Определение плановой проверки предопределило введение новых подходов к организации контрольно-надзорного процесса на основании разрабатываемых государственными органами ежегодных планов в соответствии с их полномочиями. Одним из таких подходов является планирование контрольно-надзорной деятельности, которое основывается на принципах:

- защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- обоснованности выбора объекта, включаемого в план проверок;

- взаимодействия органов государственного контроля при осуществлении проверки.

Планирование контрольно-надзорной деятельности заключается в составлении и ведении реестра объектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), поднадзорных государственному органу, формировании ежегодного плана проведения плановых проверок, анализе и контроле исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок.

Федеральный закон №294-ФЗ определяет, что плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки. Срок проведения каждой из проверок юридических лиц не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 г. №489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которыми формирование плана состоит из четырех этапов2.

Первый этап - определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включаемых в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние три года проверок, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности.

Данный этап начинается с начала года, заканчивается 31 июля и заключается в составлении и ведении реестра объектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), поднадзорных государственному органу.

Чтобы оценить масштабность данного процесса, рассмотрим эту процедуру на примере Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление).

Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня и осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их

производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных3.

Полномочия, осуществляемые в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, реализуются Управлением на территории двух субъектов Российской Федерации - Алтайского края и Республики Алтай.

По данным Государственного комитета статистики, на территории Алтайского края и Республики Алтай функционируют 25 380 хозяйствующих субъектов, деятельность которых поднадзорна Управлению. На одного специалиста, осуществляющего надзор, приходится 805 кв. км охватываемой территории и 78 хозяйствующих субъектов.

Для включения поднадзорного объекта в реестр государственными инспекторами проводится мониторинг на территории каждого населенного пункта Алтайского края и Республики Алтай, в результате которого определяются юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых подлежит проверке в соответствии с полномочиями Управления. Данные мониторинга первоначально поступают в структурные подразделения, где формируются реестры в соответствии с осуществляемыми полномочиями, затем реестры представляются в организационно-аналитический отдел, который готовит единый план проверок.

Реквизиты каждого поднадзорного объекта проверяются в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, где уточняются дата государственной регистрации, полное наименование, юридический адрес и вид экономической деятельности. Проверка реквизитов является необ-

ч:

ОПЫТ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ходимой процедурой, так как важно соблюсти установленные законодательством требования включения того или иного юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодный план проверок:

- проверка проводится в соответствии с полномочиями государственного органа и должностного лица;

- плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (по истечении трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя);

- начало осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Кроме того, при решении вопроса о включении в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей учитываются результаты проводимых за последние три года внеплановых проверок указанных лиц, анализируется состояние соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценивается потенциальный риск причинения вреда, связанного с осуществляемой деятельностью.

Второй этап - согласование с другими заинтересованными органами плановых проверок юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами, и направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок4.

Органы прокуратуры в течение сентября рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля5.

План проведения плановых проверок содержит следующую информацию:

- наименование юридического лица, ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке;

- адрес фактического осуществления деятельности;

- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- цель проведения проверки (проверка соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства по видам соответствующего контроля (надзора));

- основание проведения проверки (дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);

- дата начала проведения проверки;

- срок проведения плановой проверки (в днях и в часах для малых предприятий);

- форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

- наименование органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, осуществляющего проверку;

- наименование органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.

В целях определения юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого в течение года различными органами контроля планируется проведение проверочных мероприятий, органы прокуратуры в срок до 10 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вводят проекты планов в специально разработанную автоматизированную систему.

При выявлении таких совпадений в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Так, Управлением Россельхозна-дзора по Алтайскому краю и Республике Алтай получено предложение от Управления Генпрокуратуры в СФО о согласовании плана проверок на 2011 г. с 60 органами государственного и муниципального контроля. Проект плана Управления на 2011 г. насчитывает 1700 проверок, при этом 35% плана - это совместные проверки с разными органами контроля, и более 70% - комплексные проверки, включающие в себя шесть видов надзора, которые осуществляет Управление.

алтайский вестник

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

№ С

Г2010

При установлении прокурорами несоответствия представленных органами контроля (надзора), муниципального контроля конкретных пунктов проектов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляется соответствующий орган контроля до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок. Органами прокуратуры исключается необоснованное расширение органами контроля числа проверочных мероприятий, включение в ежегодные планы дополнительных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, противоречащие закону проверки, а также игнорирование предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок.

Третий этап - доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта, и его утверждение руководителем соответствующего органа.

Ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, затем размещается на официальном сайте государственного органа в сети Интернет.

Четвертый этап - направление утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок в федеральный орган исполнительной власти и формирование органами прокуратуры сводного плана проведения плановых проверок.

Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом испол-

нительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Формирование сводного плана производится органами прокуратуры (в рамках компетенции) путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих такие планы, и их сведения в пределах соответствующих территорий.

В целях информирования субъектов предпринимательства органы прокуратуры размещают на своих сайтах соответствующий план проверок в пределах субъекта Федерации либо компетенции специализированной прокуратуры как часть единого сводного плана. Каждый хозяйствующий субъект может получить полную информацию о планируемых в отношении него проверках контрольными (надзорными) органами на сайте Генеральной прокуратуры в разделе «Сводный план проверок», указав в карточке поиска свой ИНН.

Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Необходимо отметить, что Федеральный закон №294-ФЗ разработан в целях систематизации государственного и муниципального контроля деятельности организаций и предпринимателей, а также защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении контрольных мероприятий, при этом актуальным и значимым аспектом для эффективной реализации закона является именно планирование контрольно-надзорной деятельности.

1 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (ч.1) Ст. 6249.

2 Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №489 // Собрание законодательства РФ. 2010. №28. Ст. 3706.

3 Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору : Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №327 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=101717/.

4 Там же.

5 О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Приказ Генпрокуратуры РФ от 11 августа 2010 г. №313 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/online/base/?req=do c;base=LAW;n=103778/.

ч:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.