Научная статья на тему 'Планирование инноваций на предпритиях химической промышленности'

Планирование инноваций на предпритиях химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ / INNOVATION / PLANNING / ORGANIZATION / CENTRALIZED SCHEME / DECENTRALIZED SCHEME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Наталья Юрьевна, Ситников Евгений Викторович

В статье рассмотрены вопросы планирования инноваций на предприятиях химической промышленности. Исследован процесс планирования и требования к нему в условиях нестабильной макроэкономической ситуации в России и разработано предложение по объективной оценке инновационного потенциала химического предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Наталья Юрьевна, Ситников Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION PLANNING IN CHEMICAL INDUSTRY

In the article examines the problem of planning innovation in chemical industry. Also, consider the planning process and its requirements in conditions of instability of Russian macroeconomy.

Текст научной работы на тему «Планирование инноваций на предпритиях химической промышленности»

УДК 338.262

Н.Ю. Николаева Е.В. Ситников

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

kafekonom@muctr.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИТИЯХ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены вопросы планирования инноваций на предприятиях химической промышленности. Исследован процесс планирования и требования к нему в условиях нестабильной макроэкономической ситуации в России и разработано предложение по объективной оценке инновационного потенциала химического предприятия.

Ключевые слова: инновации; планирование;, организация; централизованная форма; децентрализованная форма планирования.

Система планирования инноваций на химическом предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности химического предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. В процессе проведенного исследования было выявлено , что процесс планирования охватывает все сферы и иерархические уровни организации. В соответствии с принятой организационной структурой химического предприятия различают сводное или комплексное планирование деятельности

предприятия в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки. Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.[1]

Научная обоснованность продуктово-тематического планирования обеспечивается при соблюдении следующих требований:

- наличие и успешное функционирование маркетинговой системы в областях стратегического интереса и специализации предприятия;

- наличие и успешное функционирование системы научно-технического прогнозирования ,способствующего раннему распознаванию перспективных направлений развития науки и техники в областях специализации предприятия ;

- использование системы ранжирования и отбора предложений при формировании объективных множественных критериев;

- наличие на предприятии эффективной и динамичной информационной системы обеспечения маркетинга научно-технического прогнозирования и планирования инноваций;

- использование научных методов оценки и экономического обоснования инновационных предложений и проектов.

Кроме того, необходимо отметить, что планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на химическом предприятии. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на химическом предприятии специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций

обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента. Независимо от вида планов, процесс планирования инноваций распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапами методам их выполнения.

При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:

* реальность (выполнимость) целей планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной

мощностью химического предприятия и ценовой политикой.

• ясность формулировки цели; адресность цели (кто это делает); согласованность цели;

» ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок;

* актуальность целей, ориентированных во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для химического предприятия.

» иерархическая структура.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте. Централизованная форма организации планирования чаще всего реализуется на крупных химических предприятиях с относительно устойчивым профилем деятельности и стабильными темпами технического прогресса. При децентрализованной схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руководителей подразделений химического предприятия, специализированных по тематическому, принципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование инноваций осуществляется раздельно по направлениям инновационной деятельности химического предприятия.[2]

Планированию инновационных процессов ввиду их творческого характера, персонифицированной формы деятельности и результатов в большей степени свойственна схема координации "снизу вверх". Известно, что две трети американских компаний планируют по такой схеме. По данным консалтинговых фирм, для одного успешного инновационного продукта в среднем необходимо 58 разнообразных новых идей. При этом требуется рассмотреть не менее 300 различных вариантов и предложений. Поэтому наиболее ответственной стадией продуктово-тематического планирования инноваций является стадия оценки предложений и отбора наиболее актуальной тематики. [3]

В плане практической реализации инновационных предложений необходимо отметить, что в России сейчас наблюдается выраженное смещение фокуса от инновационных сделок ранних стадий в пользу более поздних стадий с более понятными перспективами проектов. По среднему размеру сделки лидируют сектора компьютерных технологий и реклама , однако, значительное увеличение продемонстрировал сектор

биотехнологий, показав почти семикратное увеличение числа сделок в 2015 г.(с 6 до 39) и сектор промышленности (с 10 до 15). [ 4].

Управление инновационными процессами непрерывно связано с реализацией инновационной стратегии и перепроектированием деловых процессов по планам в форме инновационной программы. Для достижения поставленных целей необходимо иметь объективную оценку потенциала химического предприятия, на который влияют факторы внутренней и внешней среды, инновационный климат, конкретная ситуация.

Николаева Наталья Юрьевна, к.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Ситников Евгений Викторович, к.э.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, России, Москва

Литература

1. Оголева Л.Н., Радиковский В.М., Николаева Н.Ю. Развитие венчурного бизнеса - важный фактор интенсификации экономики России // Экономический анализ .№ 16 .М.2005.

2. Инновационный менеджмент . Учебное пособие Под редакцией проф. Л,Н. Оголевой. М.: Инфра-М 2007.

3. Николаева Н.Ю. Задачи планирования инноваций на предприятии. Международная научно-практическая конференция Уфа . 2014 .

4. "Инвестиции" - информационная система [электронный ресурс]. Режим доступа: http//yourforexschool.com/book/ 327-investicii/ 93-html

NikolaevaNatalyaYurevna, Sitnikov Evgeniy Viktorovich

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow kafekonom@muctr.ru

INNOVATION PLANNING IN CHEMICAL INDUSTRY Abstract

In the article examines the problem of planning innovation in chemical industry. Also, consider the planning process and its requirements in conditions of instability of Russian macroeconomy.

Key words: innovation, planning, organization, centralized scheme, decentralized scheme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.