Научная статья на тему 'Планирование и выбор варианта реализации стратегии предприятия по результатам анализа инвестиционного потенциала'

Планирование и выбор варианта реализации стратегии предприятия по результатам анализа инвестиционного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / АЛЬТЕРНАТИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подкопаева М.О., Носаева В.В.

Авторами с помощью методики выбора варианта реализации инвестиционной стратегии выполнено позиционирование стратегической альтернативы на основе оценки ее инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятия. Сделан вывод о том, что использование аппарата теории нечетких множеств позволяет обосновать выбор инвестиционной альтернативы в условиях неопределенности принятия инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование и выбор варианта реализации стратегии предприятия по результатам анализа инвестиционного потенциала»

УДК 336.02

ПЛАНИРОВАНИЕ И ВЫБОР ВАРИАНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

М. О. ПОДКОПАЕВЛ,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии E-mail:podestam@mail.ru Оренбургский государственный университет

В. В. НОСАЕВЛ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов E-mail: nosaevvv@mail.ru Оренбургский филиал Академии труда и социальных отношений

Авторами с помощью методики выбора варианта реализации инвестиционной стратегии выполнено позиционирование стратегической альтернативы на основе оценки ее инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятия. Сделан вывод о том, что использование аппарата теории нечетких множеств позволяет обосновать выбор инвестиционной альтернативы в условиях неопределенности принятия инвестиционных решений.

Ключевые слова: инвестиции, стратегия, предприятие, потенциал, альтернатива.

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности.

На современном этапе все большее число предприятий осознает необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к

общим целям развития и изменяющимся условиям внешней среды.

Управление инвестиционной деятельностью обеспечивает конкурентоспособное функционирование и развитие предприятия и представляет собой одну из сфер управления им. Поэтому предпосылкой формирования инвестиционной политики служит общая экономическая политика предприятия, основные цели которой являются приоритетными при определении целей инвестирования. Целеполагание осуществляется в ходе разработки инвестиционной стратегии предприятия.

Типология инвестиционных стратегий предприятия. Традиционно стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации [5, 7]. Исходя из этого, представляется целесообразным использовать определение, сформулированное профессором И. А. Бланком [6]: инвестиционная стратегия — система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Исследовав существующие точки зрения на определение типов инвестиционных стратегий [3, 6, 7, 11], авторы считают целесообразным в качестве базисных принять следующие (рис. 1):

- капитального развития;

- поддержания ликвидности;

- научно-исследовательского инвестирования;

- лицензионного инвестирования. Выделяемые про-

Инвестиционные приоритеты

Вложения в инновацин-пронессм Вложении в инновации-продукт'Ы

Новое строительство. Расширение и реконструкция. Модернизация оборудования. Внедрение новых технологий Расширение номенклатуры продукции. Освоение новых видов продукции

а I ь I ч о Е № Я Активная Стратегия капитального развития, направленная на рост основного капитала предприятия для повышении эффективноеш его деятельности Стратегия научно-исследовательского инвестирования, ориентированная на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для усиления конкурентных преимуществ на основе собственных инноваций

Е В в I ■ Й к я г к ст X ц у л с С] ратегни поддержания ликвидности. связанная с обеспечением способности предприятия своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам Стратегия лицензионного инвестирования, направленная на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау для обеспечения конкурентных преимуществ на основе выпуска новой дчя предприятия продукции

Рис. 1. Типы базисных инвестиционных стратегий предприятия и их взаимосвязь с инвестиционной политикой и инвестиционными приоритетами

фессором В. М. Аньшиным [3] такие инвестиционные стратегии, как стратегии инвестиционной диверсификации и моноинвестирования, а также стратегии продуктовых инноваций и процессных инноваций, по мнению авторов, дополняют содержание стратегий, включенных в матрицу (рис. 1).

Методика выбора инвестиционной стратегии. Выбор инвестиционной стратегии для предприятия является достаточно проблематичным, что подтверждается результатами проведенного опроса специалистов машиностроительных предприятий Оренбургской области.

Данную задачу целесообразно сформулировать в терминах теории исследования операций: среди множества допустимых стратегий реализации инвестиционной деятельности предприятия найти такие стратегии хеД чтобы значение критерия инвестиционного потенциала (функционала) было максимальным.

Обоснование выбора базисной инвестиционной стратегии может быть обеспечено на основе использования комбинированной методики, которая позволит исследовать инвестиционные альтернативы в рекомендуемой последовательности:

- стратегический анализ инвестиционной деятельности;

- оценка вариантов реализации инвестиционной стратегии.

Стратегический анализ целесообразно проводить по следующим этапам:

- анализ внутренней среды предприятия, позволяющей идентифицировать его инвестиционные альтернативы;

- изучение инвестиционной среды предприятия и выделение факторов, которые обеспечивают инвестиционные возможности развития, и факторов, которые создают инвестиционные риски;

- сопоставление инвестиционных возможностей и угроз с внутренними преимуществами и ограничениями предприятия, что позволяет определить его способность воспользоваться имеющимися инвестиционными ресурсами и минимизировать воздействие инвестиционных рисков, т. е. инвестиционный потенциал. Выбор инвестиционной стратегии основывается

на соотнесении инвестиционных альтернатив по привлекательности для предприятия с имеющимися инвестиционными ресурсами и действующей системой управления. Поэтому на третьем этапе стратегического анализа проводятся классификация и оценка сочетаний агрегированных факторов (табл. 1).

Составленная карта достоверна в релевантном диапазоне, поскольку факторы инвестиционной

Таблица 1

Стратегическая карта факторов инвестиционной привлекательности альтернатив и инвестиционного потенциала предприятия

Инвестиционный потенциал предприятия Инвестиционная привлекательность альтернатив

Сильные стороны Слабые стороны

Инвестиционные ресурсы Определение инвестиционных приоритетов Определение ориентиров внутренних преобразований

Инвестиционные риски Выделение конкурентных преимуществ Выделение ограничений инвестиционной политики

] Выбор типовой инвестиционной стратегии на основе методов стратегического анализа

"V"

2. Разработка альтернатив для реализации выбранной стратегии с учетом инвестиционного потенциала

V

3 Выбор показателен (факторов) для оценки инвестиционного потенциала

V

4. Оценка альтернатив на основе теории нечет ких множеств и выбор наилучшей альтернативы с точки зрения инвестиционного потенциала

V

5. Оценка уровня инвестиционной привлекательности наилучшей альтернативы

6. Построение трехуровневых классификаторов для распознавания интегральных показателей инвестиционной привлекательности альтернативы и инвестиционного потенциала

"V"

7 Модификация модели БЬеНШРМ, исходя из оценки уровня инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекаг1"ельностн

V

8. Определение инвестиционной позиции по модифицированной модели 5Ье11/ОРМ и уточнение содержания инвестиционной стратегии

Рис. 2. Этапы реализации выбора инвестиционной альтернативы на основе оценки инвестиционного потенциала предприятия с использованием теории нечетких множеств

привлекательности и инвестиционного потенциала подвержены изменениям. Внешние факторы изменяются более динамично, что свидетельствует в пользу регулярного проведения стратегического анализа и обновления следующих из него выводов.

Результатом проведения стратегического анализа является система возможных направлений инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающих усиление его конкурентных позиций.

Анализ поля «инвестиционные ресурсы — сильные стороны» позволяет выделить направления стратегического развития. Их ранжирование по уровню инвестиционной привлекательности позволит выделить перспективные направления вложения средств — инвестиционные приоритеты предприятия.

Для того чтобы достоверно и объективно выявить инвестиционные приоритеты предприятия, целесообразно проводить анализ, используя несколько инструментов. По мнению авторов, стратегический анализ инвестиционной деятельности необходимо дополнить оценкой вариантов реализации инвестиционной стратегии предприятия на основе определения уровня инвестиционного потенциала предприятия и инвестиционной привлекательности стратегических альтернатив. Комбинированное применение этих методов в совокупности позволяет изучить возможности, связанные с проектами создания новых товаров или развития технологий.

По мнению авторов, выбор варианта реализации инвестиционной стратегии на основе оценки инвестиционной привлекательности каждого варианта (альтернативы) и инвестиционного потенциала предприятия целесообразно проводить поэтапно (рис. 2).

Содержание этапов оценки инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности. В процессе оценки инвестиционного потенциала предприятия и инвестиционной привлекательности альтернативы ключевую роль играют не только количественные, но и качественные факторы: инновационные, маркетинговые, производственные, финансовые, кадровые.

При решении задачи выбора функциональной стратегии в рамках стратегического планирования точная статистическая оценка указанных факторов затруднена, а зачастую и невозможна, особенно для машиностроительных предприятий, работающих в сфере инноваций.

Для обоснования выбора инвестиционных альтернатив наиболее приемлемым представляется использование теории нечетких множеств. Формальные методы в рамках системы поддержки принятия решений используются лишь на нижних уровняхуправления [1,2,4,9].

Содержательная постановка задачи состоит в следующем:

- предприятие, разрабатывая инвестиционную стратегию, осуществляет выбор варианта ее реализации;

- требуется, исходя из оценки уровня инвестиционного потенциала предприятия и инвестиционной привлекательности альтернатив, определить эффективный вариант реализации инвестиционной стратегии. Допущениями модели являются:

- рассматривается инвестиционная деятельность одного предприятия;

- предлагаемые альтернативы характеризуются факторами, степени принадлежности которых варьируются между отдельными альтернативами.

"Мн&естищии и риски

4 (211)- 2011

Введем обозначения: х—альтернатива ¿-го вида, г = 1, п \Х={х1,...,х^ — множество альтернатив, которые планируетреализовать предприятие; у. — фактор, необходимый для реализации альтернатив, у = 1, Ъ ; У= {.Ур..., — множество факторов.

Одна альтернатива предпочитается другой всякий раз, когда ее признаки по степени важности более необходимы в инвестиционном процессе.

С помощью экспертов определяется функция принадлежности фЯ : ХУ ^ [0,1] составляется матрица нечеткого отношения Я:

Я =

Фя (Х >Ух) Фя (Х1>У2) ■■■ Фя (Х >Уъ ) Фя (Х2 >У1) Фя (Х2 >У2) ■■■ Фя (Х2 >УЪ )

_Фя (Хп>У1) ФЯ (Хп>У2) ■■■ ФЯ (Хп>Уъ)_ Элементы строк матрицы выражают относительную степень принадлежности признаков определенным альтернативам. Чем более важен признак, тем выше значение функции ФЯ(х1 ,Уу).

Аналогично определим функцию принадлежности уи : У 2 ^ [0,1] и составим вектор нечеткого отношения и:

^и(У1)

и =

Уи (У2)

Уи (Уъ )

Функция ^р, определяемая с помощью экспертов, показывает степень нацеленности предприятия фактором у„

Элементы строк выражают относительную степень важности факторов при принятии решения определенным предприятием. Чем в большей степени проявляется фактор на предприятии, тем выше значение функции уи(ур.

Далее из матриц Я и и строится матрица Т, элементы которой определяются по формуле для всехх £1.у.е ¥.

> ' -V

^Фя (ХгУу) V Я(У у) (X,) = -

тах ^Фя(Ъ>Уу)

^и (Х1)

Т =

(Х,)

^и (Хп )

Элементы нечеткого вектора Т показывают степень совместимости альтернативы с предприятием — его способность реализовать ту или иную альтернативу, т. е. инвестиционный потенциал.

Альтернатива, получившая наивысшую оценку уровня инвестиционного потенциала, в дальнейшем анализируется для определения варианта реализации инвестиционной стратегии. Для этого определяется инвестиционная привлекательность альтернативы как отношение уровня доходности к уровню риска, которое приводится к носителю [0,1] с помощью стандартной процедуры.

В результате получаем два интегральных измерителя инвестиционной деятельности: уровень инвестиционного потенциала предприятия и уровень инвестиционной привлекательности альтернативы. В этом случае можно проводить анализ в рамках модели, полученной путем модификации матрицы БИеИ/ОРМ, имеющей высокое практическое значе-ниедля стратегического планирования [8, 10].

На основе этой модели можно позиционировать альтернативу и тем самым уточнить содержание инвестиционной стратегии.

Инвестиционные проекты, связанные с созданием и внедрением новых товаров или новых технологий, по мнению авторов, предусматривают реализацию следующих инвестиционных альтернатив развития предприятия (табл. 2):

- конгломератнаядиверсификация;

- концентрическая диверсификация;

- адаптивная стратегия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- горизонтальная диверсификация;

- стратегия сокращения расходов.

Предлагаемый авторами перечень альтернатив

необходим для решения задачи оценки вариантов использования инвестиционного потенциала, связанного с реализацией стратегии капитального развития и научно-исследовательского инвестирования (рис. 1). Иными словами, с помощью этого перечня исследуются возможности по реализации инвестиционного проекта, а также возможности развития, которые проект создает для предприятия.

Альтернативы реализации инвестиционной стратегии предприятия, представленные в табл. 2, не являются универсальными. Они предназначены показать тип стратегических оснований для оценок, которые могут изменяться в зависимости от потребностей конкретного предприятия.

Количественную оценку уровня инвестиционного потенциала предприятия и инвестиционной привлекательности альтернатив можно проводить в рамках стандартной матричной схемы

у

Таблица 2

Содержание вариантов реализации инвестиционной стратегии предприятия (инвестиционных альтернатив)

оценки, но для распознавания уровня этих факторов целесообразно использовать трехуровневую 01-классификацию с подмножествами «Низкий уровень», «Средний уровень, «Высокий уровень» лингвистической переменной «Уровень фактора». При этом веса базовых факторов в интегральной оценке выбираются на основе мнений экспертов. Ими являются руководители, специалисты и консультанты, разрабатывающие стратегию.

При распознавании уровня инвестиционного потенциала предприятия возьмем за основу набор функций принадлежности. При распознавании уровня инвестиционной привлекательности построим набор функций принадлежности специального вида, исходя из возможных значений привлекательности оцениваемых альтернатив.

Адаптированная матрица вариантов реализации инвестиционной стратегии. Распознав уровни, можно позиционировать бизнес в соответствии с моделью БИеИ/ОРМ. На рис. 3 представлена матрица, полученная путем модификации модели БИеИ/ОРМ, поскольку она в наибольшей степени позволяет выполнить задачу обоснования выбора варианта реализации инвестиционной стратегии на основе комбинированного анализа уровня инвестиционной привлекательности альтернатив и инвестиционного потенциала предприятия.

Адаптированная авторами модель ЗИеП/ОРМ представляет собой двумерную таблицу, где ось X является общим измерением инвестиционной привлекательности альтернативы, ось У отражает инвестиционный потенциал области деятельности предприятия или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые в ней имеются.

Применив методику анализа использования инвестиционного потенциаладля оценки мероприятий плана организационно-технического развития ОАО «Завод «Инвертор» (г. Оренбург), получаем 1тРо1= 0,64 и 1пуОрр = 0,5, что при распознавании с помощью функции принадлежности позиционирует уровень 1тРо1 на 19% как высокий и на 81 % как средний; уровень 1пуОрр наЮО % как средний.

Таким образом, инвестиционная позиция ОАО «Завод «Инвертор» соответствует полю 5 «Портфель реальных инвестиций» (рис. 3). При этом некоторое смещение в область высокой инвестиционной привлекательности говорит о том, что предприятие имеет нарастающие конкурентные преимущества, что при наличии «осторожных» инвестиций может позволить ему занять большую долю рынка продаж и увеличить прибыль.

Инвестиционная альтернатива Содержание инвестиционной альтернативы

Конгломератная диверсификация Инновационный продукт менее надежен по сравнению с существующими продуктами. Лучше расширять товарную линию, чем создавать новую, поскольку возникает выгода от разделения инвестиций или наличия амортизированных мощностей. Создание «платформы» или «ядра» для новой группы или семейства продуктов является более ценной возможностью, которая может быть выведена из программы нового продукта или новой технологии

Концентрическая диверсификация Традиционный подход к оценке эффективности инвестиций предполагает моделирование проекта как строгого и жесткого набора серии операций. Многие прогрессивные предприятия сознательно придают как можно большую гибкость своим технологиям создания новых продуктов. Они создают возможность быстро реагировать на возникающие варианты развития, используя знания и наработки, которые они накопили заранее, изучая реакцию потребителей на разные варианты своей продукции

Адаптивная стратегия Инвестиции на каждом шаге расчета можно рассматривать как возможность на право осуществить последующие стадии и достичь намеченных результатов. По результатам анализа потребностей рынка, предложения продуктов со стороны конкурентов и требуемых расходов реализация проекта может быть на время приостановлена

Горизонтальная диверсификация Создание нового продукта является высоко рисковой операцией, требующей ресурсов или компетенций, которые легче получить или прибрести в союзе с другими предприятиями путем аутсорсинга нестратегических операций. В результате будет обеспечен рост стоимости предприятия

Стратегия сокращения расходов В ходе реализации проекта могут измениться условия сбыта на рынке. Возможность изменения масштабов выпускаемой продукции за счет вложения средств в гибкие схемы производства принесет предприятию дополнительные выгоды или позволит снизить издержки

а* = ^

О С

ё-ч

Я «

« Л

я ^

ё 111 м

о х -

и о о

3

щ

X

%

I и о " Й ^

О

„ «3-

>| Йо г

I Й9.

4 Рискованный долгосрочный проект

9. Отказаться от инвестирования

8. Отказаться от инвестирования

Низкий уровень (0;0;0,2;0,3)

Проекты, которые попадают в поля 1—3 в верхнем правом углу, являются весьма привлекательными вследствие как высокого уровня инвестиционной привлекательности, так и наличия высокого уровня инвестиционного потенциала, которые дают руководству предприятия возможность принятия решения в то время, когда это может повысить финансовые показатели проекта. Однако существует высокая вероятность того, что эти возможности

самостоятельно возникли только благодаря тем, которые были реализованы в прошлом.

Проекты, которые попадают в поля 4—5, должны быть отклонены, если их рассматривать в традиционной логике анализа дисконтированных денежных потоков. Однако они могут оказаться более привлекательными, поскольку могут создать базу для реализации в будущем проектов полей 1—3 через три — пять лет после начала инвестиций путем модификации основной продукции.

Именно такая ситуация (поле 5) характерна для ОАО «Завод «Инвертор», поскольку в условиях высокой конкуренции на рынке электротехнической продукции предприятию в дальнейшем будет сложно сохранить свою долю рынка. Для этого потребуется предпринять значительные усилия по реализации конкурентных преимуществ, активизировав инвестиционную деятельность.

Проекты поля 6 можно разбить на два типа:

- расширение продуктовой линии товаров, производимых предприятием на основе ранее созданного ядра (платформы);

- обособленные проекты, которые слабо связаны с общей стратегией развития предприятия и имеют ограниченные возможности реализации инвестиционного потенциала.

Первый тип проектов поля 6 является результатом воплощения инвестиционной стратегии, которая позволяет получить отдачу за счет:

- использования результатов ранее проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и осуществленных инвестиционных затрат;

- разделения производственных мощностей;

2. Инвестировать

5 Портфель ре;|.1ьны\ инвестиций

7 Ограниченный потенциал получения дохода

Средний уровень (0.2,0.3 ;0.5:0.6)

1. Инвестировать

3. Инвестировать

6 Низкорнскованный краткосрочный проект

Высокий уровень (0.5;0,б;0,бД6)

Инвестиционная привлекательность альтернативы ]ш>Орр

Рис. 3. Матрица обоснования выбора инвестиционных альтернатив на основе оценки вариантов реализации инвестиционного потенциала

- использования распределенного эффекта охвата — расширения круга товаров, продаваемых через ранее созданную систему сбыта. Существует заметная связь между этими проектами и продуктовым портфелем предприятия, поэтому они могут оцениваться положительно и рекомендуются к реализации.

Второй тип проектов поля 6 характеризуется тем, что при ихреализации отдача инвестиций может оказаться ниже запланированного уровня, если только не будет проводиться жесткий контроль со стороны руководства предприятия для обеспечения ожидаемой финансовой выгоды. В эту категорию попадают проекты, связанные с приобретением и слиянием. Такого рода проекты с точки зрения будущих выгод ниже по приоритету, чем проекты стратегического развития, представленные в том же поле матрицы.

Проекты, которые попадают в три поля в нижнем левом углу, по мнению авторов, должны быть отвергнуты в силу того, что они имеют низкие оценки по обоим параметрам. Однако проекты поля 7 обладают достаточно хорошим финансовым потенциалом, если эти проекты предполагают расширение существующих продуктовых линий для захвата новых сегментов рынка и при этом не мешают реализации более привлекательных проектов, их можно считать приемлемыми.

Использование предлагаемого авторами алгоритма дает возможность экспресс-диагностики отрасли и предприятия в динамике, что позволяет не только оценить текущее состояние, но и предвидеть инвестиционную позицию рассматриваемого предприятия по отношению к изменению или сохранению его стратегического положения.

Список литературы

1. Андрейчиков А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Анфилатов В. С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Анъшин В. М. Инвестиционный анализ: учеб. пособие. М.: Дело, 2000.

4. Баканов М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 2002.

5. БаранчеевВ. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация //Проблемы теории и практики управления, 1998. № 5.

6. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.

7. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / под общ. ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.

8. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб. пособие. М.: Финпресс, 1998.

9. Информационные технологии управления: учеб. пособие / подред. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Липсиц И. В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебник / И. В. Липсиц, В. В. Коссов. М.: Экономисть, 2003.

11. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.