Научная статья на тему 'Планирование и разработка туров в Аргентину с элементами обучения танго'

Планирование и разработка туров в Аргентину с элементами обучения танго Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
774
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТАНГО-ТУРЫ / АРГЕНТИНА / TOURISM / TANGO TOURS / ARGENTINA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карвунис Юлия Алексеевна, Капилевич Леонид Владимирович, Дружинина Надежда Александровна

Разработанная программа тематического тура в Аргентину с элементами обучения танго, а также калькуляция данного туристского продукта позволили четко определить сегмент потребителей танго-туров. Высокая цена танго-туров в Аргентину не может способствовать их активной популяризации, но при этом около 40% респондентов, увлеченных культурой аргентинского танго, могли бы стать потенциальными потребителями данного тура, и этого достаточно для достижения экономического эффекта проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Карвунис Юлия Алексеевна, Капилевич Леонид Владимирович, Дружинина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and development of tours in Argentina with the element of learning tango

An evident trend in tourism is when replacing passive beach tourism comes a variety of activities and forms of travel. Among them dance tours are gaining popularity, in particular, excursion and educational tours to Argentina. In Tomsk, this segment of the market of services is not covered by a specialized offer, despite the fact that in our city there are a number of organisations that provide training of tango. The analysis of the situation with the popularity of tango in the city of Tomsk in different population groups indicates the potential demand for an appropriate tourism product. Such tours would be of interest to a wide range of customers, including athletes and fans of dance tango culture, young and middle-aged people. Development of a new tourism product, including the tour with elements of training is a complex and multi-step process that involves the study of the tourism potential of the selected location, market research with a detailed analysis of segments of the market and the competitors in it, a comprehensive assessment of the cost of development and promotion of tourism products. Planning and design of new tours is a significant component in the development of core businesses of tourism industry, providing the stability and profitability of this sector. Any travel product is ambivalent, for it simultaneously combines the features of the material goods and services. The user of the offer pays to meet their needs, both material and spiritual. In the developed tour project, there is also an additional component that is not characteristic of most of these products a training component connected with the influence of cognitive and physical activity of every tourist. Research shows that more than 1000 people in Tomsk of different age practise tango. More than 2 500 people show interest in tango by visiting dance events and participation in short-term training courses of tango, etc. Practically all of this contingent, except for the youngest age groups, can be potential consumers of tango tours. When analysing the planning and organising of tours, we highlighted the main components of the content and programming of tourist product service on a certain subject, including elements of training and specialised leisure component. There is a need in a number of marketing activities throughout the cycle of creation and promotion of the tourist product to ensure its economic benefits. Investigation of the tourist potential of Argentina can be the basis of making excursions and recreational programs, as well as contribute to the choice of accommodation, catering and transport services in the development of tourist trips to the country. The developed program of a thematic tour to Argentina with elements of learning tango, as well as the calculation of the product, allowed us to reliably determine the consumer segment of tango tours. The high price of tango tours to Argentina cannot contribute to its active promotion, but about 40% of the respondents, interested in the culture of Argentine tango, could be potential consumers of this tour, which is sufficient to achieve the economic benefits of the project.

Текст научной работы на тему «Планирование и разработка туров в Аргентину с элементами обучения танго»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 377. С. 149-151

УДК 338.48:78.085.321

Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич, Н.А. Дружинина

ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТУРОВ В АРГЕНТИНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБУЧЕНИЯ ТАНГО

Разработанная программа тематического тура в Аргентину с элементами обучения танго, а также калькуляция данного туристского продукта позволили четко определить сегмент потребителей танго-туров. Высокая цена танго-туров в Аргентину не может способствовать их активной популяризации, но при этом около 40% респондентов, увлеченных культурой аргентинского танго, могли бы стать потенциальными потребителями данного тура, и этого достаточно для достижения экономического эффекта проекта.

Ключевые слова: туризм; танго-туры; Аргентина.

В настоящее время в туризме становится очевидна тенденция, когда на смену пассивному пляжному туризму приходят самые разнообразные виды активного отдыха и форм путешествий [1]. Среди них набирают популярность танцевальные туры, в частности экскурсионно-образовательные туры в Аргентину. В Томске данный сегмент рынка услуг не охвачен специализированным предложением, несмотря на то что в нашем городе существует целый ряд организаций, которые занимаются обучением танго. Анализ ситуации с популярностью танго в городе Томске у различных групп населения свидетельствует о потенциальном спросе на соответствующий туристский продукт. Подобные туры могли бы представлять интерес для широкого круга потребителей, включая спортсменов и любителей танцевальной культуры танго, молодежь и лиц зрелого возраста.

Разработка нового туристского продукта, в том числе тура с элементами обучения, - сложный и многоступенчатый процесс, который включает изучение туристско-рекреационного потенциала выбранного направления, маркетинговые исследования с детальным анализом сегментов рынка и конкурентов на нем, всестороннюю оценку затрат на разработку и продвижение турпродукта. Планирование и проектирование новых туров - значимый компонент в развитии профильных предприятий туристской индустрии, обеспечивающий стабильность и прибыльность данной сферы. Для любого туристского продукта характерна двойственность: в нем одновременно содержатся качества и материального товара, и услуги. Потребитель данных предложений использует собственные финансовые средства для удовлетворения своих потребностей - как материального, так и духовного свойства. В разработанном нами проекте тура присутствует также дополнительная составляющая, не характерная для большинства подобных продуктов - обучающий компонент, сопряженный с познавательным действием и физической активностью каждого отдельного туриста. На первом этапе планирования и разработки танго-тура нами было проведено маркетинговое исследование для обоснования перспектив спроса и предложения на данный вид услуг, прогнозирования востребованности обучающего компонента в структуре рекреационно-познавательных туров.

Маркетинговое обоснование разработки танго-туров. В ходе исследования были изучены особенности танцевальных туров и перспективы реализации данных туристских продуктов в Томске. В Томске существует целый ряд организаций, которые специализируются на обучении танго или представляют данный вид обучения

в качестве одной из основных услуг. Танцевальноспортивные клубы Томска, в которых танцуют танго: «Бродвей», «Виктория», «Данс-лицей», «Движение», «Диамант-ТПУ», «Дуэт», «Золушка», ДЮСШ «Строитель», «Калейдоскоп ДТДМ», «Контраст», «Олимпия», «Твист ТГУ», «Экситон», «Элегия», студия танцев «Фиеста», студия аргентинского танго «Та^оВгцр», танцевальный клуб «Наше танго» [2, 3]. Исследование показывает, что более 1000 человек в Томске самых различных возрастных категорий являются приверженцами данного танцевального направления. Еще более 2,5 тысяч человек проявляют интерес к танго через посещение танцевальных мероприятий, участие в кратковременных курсах обучения танго и др. При этом практически весь данный контингент, за исключением младших возрастных групп, можно отнести к потенциальным потребителям танго-туров.

Танго-туры в Аргентину предоставляют туристам возможность погрузиться в атмосферу аргентинского танца, взять уроки танго у известных аргентинских танцоров, ознакомиться с историей страны, посетить места, представляющие туристский интерес, реализовать потребность в общении с единомышленниками. Также можно больше узнать о происхождении аргентинского танго, побывать на различных экскурсиях и танго-шоу. За последние несколько лет в России можно отметить некоторый рост популярности у туристов поездок в Латинскую Америку, и в частности в Аргентину. Увеличилось и число инициативных туроператоров, работающих с данным направлением. К инициативным мы относим тех туроператоров, которые отправляют туристов за границу или в другие регионы по договоренности с принимающими операторами или непосредственно с туристическими предприятиями. Среди туроператоров, которые зарекомендовали себя в работе с Аргентиной, можно выделить: «Тез тур», «Глобалтревел», «Ванд Интернейшнл тур», «Ай-Си-Эс тревел групп», «ВКО тревел», «Южный Крест», «АРТ тур», «Астравел», «Макси тур», «Амиго тур», «Ривьера», «Гранд тур вояж». Большинство отмеченных туроператоров представлено и на томском рынке туристских услуг, но по данным, полученным от нескольких крупнейших туристских агентств города, Латинская Америка не является на данный момент массовым направлением, а туры в Аргентину выбирают лишь единицы потребителей. Проведя анализ потенциала реализации экскурсионно-образовательных туристских услуг в Томске, мы пришли к выводу, что, несмотря на наличие интереса к танго-турам у потребителей и воз-

можностей для их реализации в нашем городе, данный сегмент рынка услуг не охвачен специализированным предложением.

На втором этапе планирования и разработки данного продукта нами была проведена подробная оценка туристского потенциала Аргентины. Под туристским потенциалом какого-либо объекта (страны, региона или отдельной территории) понимается совокупность имеющих непосредственное отношение к данному объекту природных и иных тел и явлений. К данному определению относятся условия, возможности и средства, которые могут быть использованы для формирования туристского продукта и реализации соответствующих туров, программ или экскурсий. Также под потенциалом понимаются памятники истории и культуры, достопримечательности, включающие как этнокультурные особенности территории, так и заповедные зоны.

Туристско-рекреационный потенциал Аргентины. Аргентина привлекает туристов разнообразием природных ресурсов, уникальными традициями и кухней, развитой туристской инфраструктурой. Не менее важной характеристикой государства, способствующей развитию туристской индустрии, является ее относительная благоприятная обстановка криминальной безопасности (в сравнении с соседними странами) и отсутствие ксенофобных настроений у местных жителей по отношению к гостям. Для развития туризма в данной стране одним из важнейших факторов является благожелательность аргентинцев к иностранцам, и в особенности к российским гражданам. Русский для местных жителей - это прежде всего образованный европеец, носитель уникальной культуры. Следует отметить, что именно данный показатель гостеприимства страны является одним из приоритетных и влияющих на выбор туристов по данному направлению.

Территория государства простирается от Андийских Кордильер на западе до пляжей Атлантического океана, неприступных прибрежных скал Аргентинского моря и крупных рек на востоке, доходя на юге до самого побережья Антарктиды [4]. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2010 г. страну посетило более 5 млн туристов, что обеспечило 4,9 млрд долларов поступлений в экономику страны. В последние десятилетия Аргентина является второй по посещаемости страной Южноамериканского континента и четвёртой в американском туристском макрорегионе.

Буэнос-Айрес - столица государства, один из самых красивых городов мира, который может быть сравнен своими архитектурными чертами с европейскими городами, но при этом обладает латиноамериканским своеобразием. Именно данная особенность города привлекает к себе миллионы туристов ежегодно. Буэнос-Айрес является административным, экономическим и культурным центром страны, при этом он третий по величине город Южной Америки с населением более 12 млн человек. Город известен своими проспектами, высотными зданиями и многочисленными благоустроенными парками. Территориально он разделен на 47 районов. Среди представляющих туристский интерес и имеющих определенное историко-культурное значение частей города можно выделить районы Сан Тельмо, Бока, Риколета. Описания их имеются во всех современных путеводителях по Буэнос-Айресу и иных информационных туристских изданиях.

Сравнительно хорошо развита транспортная инфраструктура, туристско-экскурсионные предприятия, индустрия общественного питания и развлечений [4].

Культурно-историческая уникальность Буэнос-Айреса формировалась под воздействием танго. Танец возник на окраинах этого города, получил признание среди небогатых слоев общества и затем распространился по всему миру. «День танго» ежегодно празднуется в городе 11 декабря. Танго можно увидеть на сцене театров, его танцуют в кафе и ресторанах. В столице проходит ежегодный международный фестиваль, который привлекает как профессиональных танцоров, так и любителей из многих стран.

Еще одной страстью жителей столицы является футбол. В Буэнос-Айресе несколько стадионов, самым известным является «Бомбонера». Городу принадлежит первое место в мире по вместимости зрительской аудитории на футбольных стадионах.

Буэнос-Айрес можно охарактеризовать как город с активной ночной жизнью. Многочисленные рестораны, бары, кафе, где проходят концерты музыкальных групп, тематические танго-шоу, работают практически в круглосуточном режиме. Благодаря различным ночным театрам и кинотеатрам Буэнос-Айрес никогда не спит. В городе насчитывается около 4 000 предприятий общественного питания, среди которых изысканные и дорогие рестораны, заведения международных сетей быстрого обслуживания, закусочные. В последние годы появились новые гастрономические районы, например Пуэрто-Мадеро, Палермо Вьехо и Лас Каньитас. Таким образом, проведя исследование туристского потенциала Аргентины, и в частности Буэнос-Айреса, мы сделали выводы о возможности разработки нового тематического туристского продукта в данном направлении.

Проектирование нового туристского продукта с элементами обучения. Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два основных этапа. Первый - проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов. Второй - проектирование услуги «туристское путешествие» в целом. При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги. Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Информация конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов [5].

Непосредственно в программе обслуживания прописываются: количество туристов, маршрут путешествия, продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута, перечень туристских предприятий - исполнителей услуг и период их предоставления, содержание экскурсионного обслуживания, комплекс досуговых мероприятий, виды транспорта, потребность в гидах, инструкторах, переводчиках. Также программой предусматривается порядок подготовки рекламных, информационных материалов и их количество.

Результатом проектирования тура является правильное содержание пакета документов: технологической карты туристского путешествия, графика загрузки предприя-

тия - поставщика услуг, информационного листка к туристской путевке, программы обслуживания туристов.

Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательные требования - безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов и охрана окружающей среды. Рекомендуемые - соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность. Предоставляемые туристские услуги должны соответствовать требованиям, предусматривающим дополнительные удобства для потребителей, привлекательность и престижность услуг [6]. Учитывая все факторы, отмеченные в работе, мы приступили к разработке проекта, направленного на формирование и продвижение в нашем городе танго-туров как интересного и обладающего спортивно-оздоровительным эффектом туристского продукта.

Примерное содержание познавательного и обучающего компонента программы тура:

1. Обучение аргентинскому танго. Задача курса - осознать и почувствовать принципы движения в танго, благодаря чему в дальнейшем турист сможет создавать свой стиль, чувствовать себя свободно и легко. Это не заучивание фигур и связок, а складывание полученной техники и элементов в интересную мозаику под названием танго.

2. Посещение шоу танго. Турист сможет увидеть и услышать танго, а также узнать об истории танго. Танец восхитителен тем, что на протяжении 1 часа и 45 минут будут разгораться страсть и ностальгия, радости и печали, чувства и желания. На сцене более 20 артистов и оркестр, в котором главным музыкальным инструментом является бандонеон, раскроют душу аргентинского танго в танцах и песнях и одарят яркими эмоциями.

3. Посещение милонги. Милонга - это танцевальный зал, где проводятся вечера танго. Традиционно это кафе или ресторан, но может быть и танцзал, и даже уличная площадка.

4. Участие в показательном выступлении танго-шоу. По завершении обучения у туристов будет возможность принять участие в показательном выступлении танго-шоу. Все туристы получат грамоты и призы, свои фотографии с известными танцорами этого стиля.

Информационное обеспечение проектирования танго-тура. Формирование многодневного тура включает в себя разработку качественного информационного сопровождения для подготовки и осведомлённости туриста о предстоящей поездке. Информационное сопровождение включает в себя рекламно-информационные издания: листовки, буклеты, брошюры, каталоги, видеофильмы, презентации тура, путевую информацию. В процессе

формирования тура производится распространение рекламной информации для привлечения внимания к туру потенциальных клиентов и набора группы. Перед поездкой проводится собрание, на котором турист информируется о технике безопасности на маршруте и правилах поведения в местах пребывания, возможных погодных условиях и необходимом снаряжении.

Созданный туристский продукт (тур) подразумевает его обязательное методическое обеспечение. Методическое обеспечение воплощается в виде подготовки специальной технологической документации, описывающей тур, процессы его производства и услуги, предоставляемые туристам. Это необходимо для четкой, оперативной и гибкой работы, а также для возможности постоянного контроля содержания тура и для его совершенствования. Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами Российской Федерации, направленными на защиту прав потребителей. Они контролируются в процессе проведения сертификации туристской продукции. Технологическая документация комплектуется в папки туров (или направлений). В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются технологическая карта туристского путешествия по маршруту и информационный листок к путевке туристского путешествия; эти документы были также разработаны нами в процессе проектирования танго-тура.

Выводы:

1. При анализе особенностей планирования и организации туров были выделены основные компоненты содержания и программирования туристского обслуживания продукта определенной тематики, включающего элементы обучения и специализированной досуговой составляющей. Обозначена необходимость проведения ряда маркетинговых мероприятий на протяжении всего цикла создания и продвижения туристского продукта для обеспечения экономической выгоды туристского предприятия.

2. Исследование туристско-экскурсионного потенциала Аргентины может служить основой проектирования экскурсионной и досуговой программы, а также способствовать выбору средств размещения, питания и транспортного обслуживания при разработке туристских путешествий в данную страну.

3. Разработка программы тематического тура в Аргентину с элементами обучения танго, а также калькуляция данного туристского продукта, позволили нам достоверно определить сегмент потребителей танго-туров. Высокая цена танго-туров в Аргентину не может способствовать их активной популяризации, но при этом около 40% респондентов, увлеченных культурой аргентинского танго, могли бы стать потенциальными потребителями данного тура; этого будет достаточно для достижения экономического эффекта проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркетинговые исследования в области международного туризма // Refland. URL: http://www.refland.ruwww.refland.ru/page1103-2.html (дата

обращения: 22.05.2013).

2. Все о танго // TangoVivo. URL: http://www.tangovivo.ru/vse-o-tango (дата обращения: 5.06.2013).

3. Танцы в Томске. URL: http://tofts.ru/ (дата обращения: 4.04.2013).

4. Аргентина // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аргентина (дата обращения: 3.06.2013).

5. Квартальнов В А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления : учеб. М., 2009. 458 с.

6. ЧерныхН.Б. Технология и организация туроператорской и турагентсткой деятельности : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Советский

спорт, 2005. 360 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.