Научная статья на тему 'Планирование и прогнозирование налоговых доходов консолидированного бюджета региона'

Планирование и прогнозирование налоговых доходов консолидированного бюджета региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1083
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / АДАПТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / PLANNING / FORECASTING / TAX REVENUES / COMPONENT ANALYSIS / ADAPTIVE FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна

Предлагается для прогнозирования налоговых доходов консолидированного бюджета региона использовать комбинацию статистических методов: компонентного анализа и методов адаптивного прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND FORECASTING OF TAX REVENUES TO THE REGIONAL CONSOLIDATED BUDGET

The article suggests using a combination of statistical methods: component analysis and adaptive forecast, to forecast tax revenues to the consolidated budget of the region.

Текст научной работы на тему «Планирование и прогнозирование налоговых доходов консолидированного бюджета региона»

О

УДК 336.22 (5Н.54):330.43 ББК 65.216.41(2Р-6Бу):65в 631

Е.Ц. Чимитдоржиева

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНА

Предлагается для прогнозирования налоговых доходов консолидированного бюджета региона использовать комбинацию статистических методов: компонентного анализа и методов адаптивного прогнозирования.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование, налоговые доходы, компонентный анализ, адаптивные методы прогнозирования.

Ye.Ts. Chimitdorzhiyeva

PLANNING AND FORECASTING OF TAX REVENUES TO THE REGIONAL CONSOLIDATED BUDGET

The article suggests using a combination of statistical methods: component analysis and adaptive forecast, to forecast tax revenues to the consolidated budget of the region.

Keywords: planning, forecasting, tax revenues, component analysis, adaptive forecast.

“O!

Планирование и прогнозирование налоговых доходов являются необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которого действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике и общественной жизни. Задачи бюджетного и налогового планирования состоят в обеспечении возможности рассмотрения и оценки различных вариантов достижения экономических и социальных целей [1, с. 30].

По мнению М.В. Романовского и О.В. Врублевской, налоговое планирование — это процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений [3, с. 308].

Налоговое планирование регулируется бюджетным и налоговым законодательством, но косвенным образом этот процесс определяет законодательство в области планирования и прогнозирования. В частности, Закон РФ от 20 июля 2009 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо-© Е.Ц. Чимитдоржиева, 2010

©

тЧ

О

мического развития Российской Федерации» непосредственно влияет на разработку проектов бюджетов, регламентируя временные горизонты планирования и прогнозирования.

Указанным законом предусматривается формирование системы прогнозов, которая предполагает три вида прогнозных работ: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное государственное прогнозирование. Долгосрочные прогнозы разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трех до пяти лет при непременном условии внесения ежегодных корректив. Также составляются краткосрочные прогнозы с горизонтом планирования, равным одному году.

В соответствии с положениями Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» можно определить временные рамки налогового планирования. Процесс расчета величины налоговых доходов федерального, региональных и местных бюджетов сочетает в себе текущее и перспективное планирование всей совокупности ситуации в сфере налогообложения, их влияние на микро- и макроэкономические показатели. Во время осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии перспективного налогового планирования. Под текущим налоговым планированием в данном случае понимается оценка налоговых поступлений бюджетов всех уровней в расчете на год. При этом целесообразно разделять процесс текущего налогового планирования на краткосрочное и оперативное планирование [3, с. 309].

Проводимая реформа бюджетного процесса показала, что большую роль в планировании приобретают прогнозные исследования налоговых поступлений различных уровней бюджетной системы, так как выбор правильного решения находится в прямой зависимости от качества его обоснования.

Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции, или, наоборот, существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения. Таким образом, прогнозирование является специальным научным исследованием перспектив развития явлений. Оно соотносится с более широким понятием — предвидением.

©

В современной литературе рассматривается несколько подходов к проблеме прогнозирования налоговых доходов, основанных на программах социально-экономического развития территории, прогнозе макроэкономических показателей, изменении в налоговом и бюджетном законодательстве, перспективном финансовом плане, разработанном в рамках предыдущего бюджетного цикла [4, с. 79].

Выбор технологии прогнозирования зависит от требований к точности и срокам разработки прогноза, а также набора доступных данных.

Для прогнозирования основных статей доходов можно использовать следующие методы: детерминистический метод, метод эконометрического моделирования, метод временного тренда, метод экспертных оценок и метод многофакторного прогнозирования.

На сегодняшний день прогнозирование налоговых поступлений проводится, как правило, на основе макроэкономических показателей. Ведущую роль при определении величины налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов играют экономические факторы, воздействующие на изменения базы налогообложения [2].

Методики, основанные на анализе макроэкономических показателей, является эффективными в стабильных условиях, но приобретает множество ограничений и оговорок при резких изменениях ситуации на рынке. Так, механизмы взаимосвязи между налоговой базой, эффективной ставкой налога и инфляцией для разных налогов различны, что приводит к неодинаковой степени чувствительности отдельных налогов к инфляционным процессам, а значит, интегральный эффект определить очень сложно, особенно в периоды высокой или скачкообразной инфляции. Поэтому в условиях экономической нестабильности целесообразно использовать не экономические, а статистические методы анализа.

Для получения краткосрочных прогнозов налоговых поступлений мы предлагаем использовать адаптивные методы прогнозирования, основанные на понятии временного ряда. На практике для прогнозирования временных рядов, наиболее часто, применяются модели, предложенный Дж. Боксом и Г. Дженкинсом (1976 г.).

Процесс бюджетного планирования не является формализованным. Эконометрическое прогнозирование в этих обстоятельствах наталкивается на ряд трудностей. В первую очередь это связано с отсутствием инерционности процесса, т.е. неизменности условий функционирования объекта. Что является причиной недостаточной устойчивости временных рядов налоговых доходов, которые подвержены существенному влиянию случайных факторов, осо-

©

тЧ

О

бенно это характерно для депрессивных регионов, денежная масса налогов в которых относительно невелика. Отмеченная особенность преодолевается с помощью предварительной обработки данных с целью выделения регулярной составляющей временного ряда, что должно усилить устойчивость модели. Уменьшение влияния случайных факторов может быть достигнуто с помощью методов снижения размерности исходного признакового пространства, а именно с помощью компонентного анализа.

Процедуру прогнозирования налогового потенциала предлагается производить по следующему алгоритму:

- разделить налоговые доходы консолидированного бюджета региона по видам;

- обработать и сгруппировать полученные данные с помощью компонентного анализа;

- построить прогноз для сгруппированных данных;

- построить новый сводный показатель, на основе сгруппированных данных;

- получить прогноз величины налоговых доходов с помощью частных прогнозов.

Предварительное исследование выявило, что прогнозирование на исходных данных дает худший результат по сравнению с раздельным прогнозированием. Большое влияние на прогностические свойства моделей оказывает предварительная обработка данных с помощью компонентного анализа. Также нужно отметить, что во многом результаты прогнозирования зависят от выбранного метода расчетов.

Список использованной литературы

1. Боровикова Е.В. Развитие налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации: дис. ... д-ра экон. наук / Е.В. Боровикова; Рос. академии гос. службы при Президенте РФ. — М., 2009. — 311 с.

2. Едронов А.В. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ / А.В. Едронов // Финансы и кредит. — 2009. — № 48 (384). — С. 55-65.

3. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 486 с.

4. Руководство по управлению общественными финансами на региональном и муниципальном уровне / под ред. А.М. Лаврова. — М.: Изд. дом «Деловая и профессиональная литература». — Т. 4. — 384 с.

Bibliography (transliterated)

1. Borovikova E.V. Razvitie nalogovogo i byudzhetnogo planirovaniya v sub’ektakh Rossiiskoi Federatsii: dis. ... dra ekon. nauk / E.V. Borovikova; Ros. akademii gos. sluzhby pri Prezidente RF. — M., 2009. — 311 s.

О

2. Edronov A.V. Praktika planirovaniya nalogovykh dokhodov konsolidirovannykh byudzhetov sub’ektov RF / A.V. Edronov // Finansy i kredit. — 2009. — № 48 (384). — S. 55-65.

3. Nalogi i nalogooblozhenie: ucheb. dlya vuzov. / pod red. M.V. Ro-manovskogo, O.V. Vrublevskoi. — 5-e izd. — SPb.: Piter, 2006. — 486 s.

4. Rukovodstvo po upravleniyu obshchestvennymi finansami na regional’nom i munitsipal’nom urovne / pod red. A.M. Lavrova. — M.: Izd. dom «Delovaya i professional’naya literatura». — T. 4. — 384 s.

Информация об авторе

Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна — аспирант кафедры налогов и таможенного дела Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: katrin_c@mail.ru.

Author

Chimitdorzhiyeva Yekatherina Tsyrenzhabovna — post-graduate student, Chair of Tax and Customs, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: katrin_c@mail.ru.

“Oi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.