Научная статья на тему 'Планирование и оценка эффективности затрат на качество в организации'

Планирование и оценка эффективности затрат на качество в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1845
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / эффективность / затраты на качество / система менеджмента качества / quality / effectiveness / quality costs / quality management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князюк Роман Юрьевич

Обоснована необходимость определения затрат на качество и их эффективности. При оценке вложений в систему менеджмента качества необходимо отдельно выделять затраты на собственно внедрение системы и затраты на ее функционирование. Затраты на функционирование системы менеджмента качества можно разделить на две группы затраты на соответствие и затраты на несоответствие. Предложен алгоритм выявления и расчета затрат на качество процесса. Обоснована возможность формулирования перечня конкретных статей расходов по каждой из категорий затрат, их планирования путем составления соответствующих бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proves the necessity to calculate quality costs and its effectiveness. Measuring investments into quality management system it is necessary to separate costs of the system"s implementation and costs of its functioning. The costs of quality management system"s functioning can be divided into two groups: cost of conformance and cost of nonconformance. The author suggests an algorithm for finding out and calculating costs of the quality of the process grounds the possibility to make a list of particular expense items for each type of expenditure and to plan them by budgeting.

Текст научной работы на тему «Планирование и оценка эффективности затрат на качество в организации»

р.ю. князюк

УДК 005.642.3 Р.Ю. КНЯЗЮК

ББК 65.291 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: knrom@yandex.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ

Обоснована необходимость определения затрат на качество и их эффективности. При оценке вложений в систему менеджмента качества необходимо отдельно выделять затраты на собственно внедрение системы и затраты на ее функционирование. Затраты на функционирование системы менеджмента качества можно разделить на две группы — затраты на соответствие и затраты на несоответствие. Предложен алгоритм выявления и расчета затрат на качество процесса. Обоснована возможность формулирования перечня конкретных статей расходов по каждой из категорий затрат, их планирования путем составления соответствующих бюджетов.

Ключевые слова: качество, эффективность, затраты на качество, система менеджмента качества.

R.YU. KNYAZYUK

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: knrom@yandex.ru

PLANNING AND EFFECTIVENESS EVALUATION OF QUALITY COSTS IN ORGANIZATION

The author proves the necessity to calculate quality costs and its effectiveness. Measuring investments into quality management system it is necessary to separate costs of the system's implementation and costs of its functioning. The costs of quality management system's functioning can be divided into two groups: cost of conformance and cost of non-conformance. The author suggests an algorithm for finding out and calculating costs of the quality of the process; grounds the possibility to make a list of particular expense items for each type of expenditure and to plan them by budgeting.

Keywords: quality, effectiveness, quality costs, quality management system.

Ценовая политика и ценовая стратегия организации в настоящее время являются не единственным, а в ряде случаев и не основным фактором, влияющим на предпочтения потребителей при выборе поставщика товаров или услуг. Ключевую роль играет качество предоставляемых товаров/услуг и качество работы предприятия в целом. Решение задачи по обеспечению стабильного качества товаров и услуг возможно посредством внедрения в организации системы менеджмента качества (СМК). СМК построена в соответствии со стандартами ГОСТ ИСО 9001: 2001, цель которых — оказать помощь организации в демонстрации

своей способности предоставлять качественные товары, отвечающие требованиям потребителей.

Для большинства предприятий, занимающихся производством или обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы. В связи с этим представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно любым другим затратам. Другой важной задачей является оценка рентабельности СМК как инвестиционного проекта. Проще говоря, необходимо ответить на вопрос: какую при-

© Р.Ю. Князюк, 2011

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

быль принесет организации внедрение системы качества?

Определение затрат на качество в организации обеспечит руководство дополнительным мощным инструментом управления. В действительности прогнозирование, анализ и оценка затрат помогают:

- определить и классифицировать затраты на качество, отследить их показатели;

- оценить размер необходимых инвестиций в обеспечение и улучшение качества, проанализировать их эффективность;

- выявить взаимосвязь затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности организации;

- определить критические области, требующие принятия мер по совершенствованию менеджмента.

Для оценки вложений в качество необходимо сравнить затраты на качество и полученный от этих затрат экономический эффект. Как исходную точку для анализа затрат можно использовать общепризнанную классификацию затрат на качество Деминга (рис. 1).

Рис. 1. Классификация затрат на качество Деминга

В классификации Деминга выделяются две группы затрат — затраты на соответствие и затраты на несоответствие. Предполагается, что затраты на качество носят постоянный характер. При этом не предусматривается необходимость единовременных затрат на изменение системы менеджмента и обучение персонала. Данный вид затрат имеет инвестиционный характер и должен учитываться отдельно. Задачей любого предприятия является минимизация общих затрат. А если нельзя оценить полные затраты на внедрение СМК в организации, и в частности для конкретного процесса, то нельзя оценить и эффективность этих затрат, т.е. сравнить их с полученным экономическим результатом.

Перед руководителем встает вопрос: а стоит ли вообще начинать работу по улучшению качества процесса или данная деятельность экономически нецелесообразна? Без оценки и расчета всех затрат, включая затраты на изменение процесса и обучение персонала, сделать это невозможно.

В качестве модели затрат, учитывающей и затраты, носящие инвестиционный характер, может быть рассмотрена модель, представленная на рис. 2.

При этом не стоит путать затраты на внедрение СМК и затраты на предупредительные мероприятия. В структуру последних входят затраты на обеспечение входного контроля, обеспечение системного обслуживания оборудования и метрологического контроля над ним. В них могут входить расходы на разработку СМК, сертификацию (надзорные аудиты) и внедрение программ улучшения качества, но только если эти мероприятия носят плановый и регулярный характер.

Доходы от внедрения СМК

Системная экономия по процессам

Сокращение затрат на несоответствие

Сокращение внутренних потерь

Сокращение внешних потерь

Расчет экономического эффекта от внедрения СМК

Затраты на качество

Затраты на внедрение СМК

Затраты на функционирование СМК

Общепроизводственные затраты (содержание отдела качества)

Затраты на предупредительные мероприятия и контроль

Рис. 2. Предлагаемая модель затрат на качество

ИзвестияИГЭА. 2011. № 2 (76)

Р.Ю. князюк

Алгоритм выявления затрат на качество процесса состоит из следующих этапов:

- анализ этапов процесса;

- определение элементов затрат в процессе;

- распределение элементов затрат на группы (затраты на соответствие и затраты на несоответствие);

- построение модели затрат на процесс;

- определение методики расчета элементов затрат;

- идентификация источников получения данных;

- сбор данных;

- анализ данных и подсчет результатов.

Применение вышеуказанного алгоритма

выявления затрат в комплексной системе управленческого учета позволит предприятиям организовать информационные потоки по сбору и предоставлению данных по затратам на качество, оценить эффективность использования предприятием ресурсов и повысить удовлетворенность потребителей.

Основываясь на модели, приведенной на рис. 2, можно сформулировать перечень конкретных статей расходов по каждой из категорий затрат. На основе ретроспективного анализа существующих затрат на качество их можно классифицировать по видам деятельности. При сравнении анало-

гичных элементов затрат на качество появляется возможность выявления несоответствий между изменением затрат по разным направлениям деятельности. Использование системы накопления данных о затратах позволяет легко связывать любое отклонение с матрицей ответственности по процессам, в которой четко определено ответственное лицо. В результате фактически осуществляется переход от традиционного способа планирования и учета затрат методом калькуляции к бюджетной форме планирования и учета затрат на качество. Многие зарубежные фирмы и организации используют в своей деятельности подобное финансовое управление, предусматривающее сравнение фактических затрат с запланированными. В крупных организациях такое управление обычно распространяется на структурные подразделения и отделы. Устанавливаются бюджеты подразделений, руководители которых несут ответственность за то, чтобы произведенные расходы их не превышали. Таким образом, планировать затраты на качество возможно путем составления бюджетов (смет затрат) подразделений предприятия на основе текущих и перспективных планов по качеству, а учет затрат вести, используя субсчета по каждому подразделению.

ИзвестияИГЭА. 2011. № 2 (76)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.