ЭКОНОМИКА
операций и сделок, снижаются трудозатраты на поиск, заключение и реализацию транзакций, появляется возможность контролировать все проводимые в ходе торгов операции, индикатировать цены, автоматизировано формировать аналитические материалы о результатах торгов.
Нельзя сказать, что в условиях финансового кризиса ситуация складывается исключительно против корпораций. Имеются также и благоприятные факторы.
Среди них снижение цен на ресурсы, улучшение отношений с поставщиками, которые в условиях кризиса более открыты к диалогу, предоставляют отсрочки платежей, ведут переговоры с традиционно самыми
трудными партнерами - девелоперами, оперативно реагируют на запросы покупателей, укрепляют межотраслевые связи.
Представляется, что именно те параметры, которые зададут новую модель развития системы конкурентных закупок, помогут благополучно пережить кризис и начать рост в новом экономическом цикле.
Библиографический список
1. Смоляков, А.В. Служба сбыта в российских компаниях: организация работы, финансирование, планирование результатов / А.В. Смоляков. - М.: Вершина, 2007.
2. Эффективность управления корпоративными закупками. Опыт РАО «ЕЭС России»/ Под общ. ред. Г. А. Суходольского. - М.: Вершина, 2007.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ В MES-СИСТЕМЕ
М.Р. АЛЯУТДИНОВ, асп. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ
Для реализации комплекса автоматизированных рабочих мест системы оптимального оперативного управления производством деталей корпусной мебели необходимо использование новейшего инновационного программного обеспечения.
На многих мебельных предприятиях уже сделан первый шаг - приобретено современное оборудование. Однако даже современные станки и налаженные рынки сбыта не страхуют предприятия от убытков, связанных с нечетким управлением и отсутствием корпоративной системы учета продукции. Как оптимально рассчитать загрузку производственных мощностей, чтобы выполнить в срок все заказы? Каким образом можно быстро получить информацию о реальной себестоимости изделия? Сколько нужно произвести продукции, чтобы быстро реагировать на спрос, но при этом не допустить затоваривания складов? Насколько выгоден с учетом всех затрат тот или иной вид продукции? На эти и множество других вопросов очень сложно отвечать, не имея на предприятии современной системы автоматизации бизнес-процессов.
caf-econvnesh@mgul.ac.ru
Сегодня большинство предприятий отрасли используют «лоскутную» автоматизацию. То есть бухгалтерия и финансы ведутся в одной системе, планирование - в другой, отношения с клиентами - в третьей и т.д. Внедрение интегрированной корпоративной информационной системы дает мебельному предприятию много преимущества. Например, они получают возможность быстрее реагировать на запросы клиентов. Когда на рынке острая конкуренция, важно иметь возможности для оперативного расчета себестоимости, планирования загрузки производственных мощностей и расчета необходимых материалов. Очень часто войну за клиента выигрывает тот, кто «стреляет первым». Без современной системы управления этого достичь очень сложно. Поэтому среди мебельных предприятий системы класса ERP и МЕS пользуются все большей популярностью. Нет необходимости бояться этих замысловатых аббревиатур. Они лишь помогают управленцам сориентироваться в многообразии корпоративных программных продуктов.
176
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
ЭКОНОМИКА
Рисунок. Базовая схема MES-системы с основными рабочими модулями
Одно из популярных понятий в области управления это - ERP (Enterprise Resources Planning, планирование ресурсов предприятия). В основе ERP лежит единая информационная система, охватывающая все бизнес-процессы предприятия, включая финансы, производство, отношения с клиентами и поставщиками, складской учет, логистику, дистрибуцию и многое другое.
МES (Manufacturing Execution System, оперативное управление производством). Данная система заполняет разрыв между системами класса ERP и производственными процессами (АСУТП) (рисунок). То есть выстраивает на предприятии единую информационную систему, охватывающую все участки от бухгалтерии до систем опти-
мизации распилов (Holzma, Giben, Shceer, Schelling и т.д.) и CAD-систем.
MES - автоматизированная система управления и оптимизации производственной деятельности, которая в режиме реального времени:
- инициирует,
- отслеживает,
- оптимизирует,
- документирует
производственные процессы от начала выполнения заказа до отгрузки готовой продукции заказчику.
На основе анализа огромного массива данных MES помогает руководителю оперативно найти наиболее эффективное решение. Подобные системы осуществляют
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009
177
ЭКОНОМИКА
производственные задания с меньшими издержками и при оптимальной загрузке производственных мощностей. Повышение эффективности и гибкости, сокращение времени производственного цикла и уменьшение брака - это лишь некоторые результаты применения MES.
Используя данные уровней планирования и контроля, MES-системы управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями конструкторской и технологической документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов.
За счет быстрой реакции на происходящие события и применения математических методов компенсации отклонений от производственного расписания, MES-системы позволяют оптимизировать производство и сделать его более рентабельным. Оперируя исключительно производственной информацией, позволяют корректировать либо полностью перерассчитывать производственное расписание в течение рабочей смены столько раз, сколько это необходимо.
Также стоит отметить возможность постоянной модернизации и совершенствования MES-систем, путем добавления в их программную среду новых модулей и установки регулярно выходящих обновлений.
Основные функции MES
Международная ассоциация производителей систем управления производством определила одиннадцать типовых обобщенных функций MES систем.
(RAS) Контроль состояния и распределение ресурсов - управление ресурсами производства: технологическим оборудованием, материалами, персоналом, документацией, инструментами, методиками работ.
(ODS) оперативное / Детальное планирование - расчет производственных расписаний, основанный на приоритетах, атрибутах, характеристиках и способах, связанных со спецификой изделий и технологией производства.
(DPU) Диспетчеризация производства - управление потоком изготавливаемых деталей по операциям, заказам, партиям, сериям, посредством рабочих нарядов.
(DOC) Управление документами
- контроль содержания и прохождения документов, сопровождающих изготовление продукции, ведение плановой и отчетной цеховой документации.
(DCA) Сбор и хранение данных
- взаимодействие информационных подсистем в целях получения, накопления и передачи технологических и управляющих данных, циркулирующих в производственной среде предприятия.
(LM) Управление персоналом -
обеспечение возможности управления персоналом в ежеминутном режиме.
(QM) Управление качеством продукции - анализ данных измерений качества продукции в режиме реального времени на основе информации, поступающей с производственного уровня, обеспечение должного контроля качества, выявление критических точек и проблем, требующих особого внимания.
(PM) Управление производственными процессами - мониторинг производственных процессов, автоматическая корректировка либо диалоговая поддержка решений оператора.
(MM) Управление техобслуживанием и ремонтом - управление техническим обслуживанием, плановым и оперативным ремонтом оборудования и инструментов для обеспечения их эксплуатационной готовности.
(PTG) Отслеживание истории продукта - визуализация информации о месте и времени выполнения работ по каждому изделию. Информация может включать отчеты: об исполнителях, технологических маршрутах, комплектующих, материалах, серийных номерах, произведенных переделках, текущих условиях производства и т.п.
(PA) Анализ производительности
- предоставление подробных отчетов о реальных результатах производственных операций. Сравнение плановых и фактических показателей.
178
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2009