Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1354
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Кужаева Милена Ринатовна

Одна из главных проблем, которая стоит перед любой организацией, - правильное планирование денежных потоков, что обеспечивает текущую платежеспособность организации. В статье рассматривается анализ финансовых результатов деятельности организации, один из наиболее трудоемких процессов оценки хозяйственной деятельности предприятий, который, однако, позволяет оценить реальное финансовое положение предприятия, определить, в какой области организация понесла убыток, благодаря чему смогла получить прибыль, и были ли все вложения оправданны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Кужаева Милена Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF INCOME AND EXPENSES IN THE PRACTICE OF A MODERN ORGANIZATION

One of the main problems facing any organization is the correct planning of cash flows, which ensures the current solvency of the organization. The article reveals the issues of analyzing the financial performance of an organization, one of the most time-consuming processes for assessing the economic activity of enterprises, however, it allows you to assess the real financial situation of an enterprise, determine in which area the organization suffered a loss, thanks to which it was able to make a profit, and whether all investments were justified.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_142 УДК 339.13.017

ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Стефанова Наталья Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой экономики, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: [email protected]

Кужаева Милена Ринатовна,

студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара, Россия, e-mail: [email protected]

Одна из главных проблем, которая стоит перед любой организацией, - правильное планирование денежных потоков, что обеспечивает текущую платежеспособность организации. В статье рассматривается анализ финансовых результатов деятельности организации, один из наиболее трудоемких процессов оценки хозяйственной деятельности предприятий, который, однако, позволяет оценить реальное финансовое положение предприятия, определить, в какой области организация понесла убыток, благодаря чему смогла получить прибыль, и были ли все вложения оправданны.

Ключевые слова: организация; финансовое планирование; доходы; расходы; устойчивость; рентабельность; бюджет.

UDC 339.13.017

PLANNING OF INCOME AND EXPENSES IN THE PRACTICE OF A MODERN ORGANIZATION

Stefanova Natalya Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Digital Economy, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: [email protected]

Kuzhaeva Milena Rinatovna,

Student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Samara, Russia, e-mail: [email protected]

One of the main problems facing any organization is the correct planning of cash flows, which ensures the current solvency of the organization. The article reveals the issues of analyzing the financial performance of an organization, one of the most time-consuming processes for assessing the economic activity of enterprises, however, it allows you to assess the real financial situation of an enterprise, determine in which area the organization suffered a loss, thanks to which it was able to make a profit, and whether all investments were justified.

Keywords: organization; financial planning; income; costs; stability; profitability; budget.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что проведение анализа доходов и расходов предприятия позволяет определить сложившееся финансовое положение компании, а также обосновать пути

оптимизации финансовых показателей в будущем, основываясь на своевременном выявлении различных негативных тенденций. Жесткая конкурентная борьба, изменения в законодательной базе, нестабильность эко-

номики делают финансовое планирование предприятия незаменимым инструментом для перспективных возможностей ее развития в сложившихся условиях, а также способствует формированию стратегических целей компании.

Основой функционирования любого предприятия является соотношение его системы доходов и расходов. Показатели предприятия по динамике и структуре его доходов и расходов являются важной информацией для партнеров, инвесторов, участвующих в принятии определенных бизнес-решений, а также и для кредитных организаций, которые, прежде чем дать одобрение на выдачу кредита, запрашивают информацию о доходах и расходах предприятия, потому как любой кредитной организации важно убедиться, что предприятие имеет устойчивое финансовое положение, перспективные направления развития, что будет гарантией возврата кредита.

Кроме того, и для руководителя компании очень важно иметь достоверную информацию о доходах и расходах компании, потому как эти данные предоставляют широкие возможности для принятия эффективных управленческих решений. Если руководитель предприятия будет иметь своевременно предоставленную информацию по оценке доходов и расходов организации, а кроме того, представлять имеющиеся пути их оптимизации, то можно регулировать положение предприятия на рынке и еще в начальной стадии возникновения проблемных ситуаций и их избежать пока они не успели навредить в достаточной мере деятельности предприятия.

В данном отношении необходимо отметить важность проведения процесса планирования доходов и расходов предприятия.

Финансовая стабильность предприятия представляет собой важную предпосылку успешности в ведении его экономической деятельности. Именно финансовая стабильность участвует в формировании имиджа предприятия, а также становится его визитной карточкой в проведении различного рода хозяйственных операций. В связи с этим любым компаниям и организациям необходимо постоянно заботиться о своей финансовой стабильности, принимая серьезные меры для ее укрепления. И в данном отношении

особую роль стоит отвести системе финансового планирования.

Финансовое планирование на предприятии представляет собой целостную систему, которая является процессом, состоящим в возможностях разработки специальных плановых показателей развития предприятия, которые будут способствовать целям обеспечения компании финансовыми ресурсами, которые необходимы для эффективного функционирования предприятия как в настоящее время, так и в будущем периоде.

Финансовым планом называют план деятельности предприятия, разработанный на определенный период времени, который может быть выражен в денежной форме [1, с. 118].

Роль финансового планирования в деятельности предприятия сводится к тому, что оно помогает определить жизнеспособность и дееспособность того или иного проекта предприятия, существующего в условиях жесткой конкуренции, а также может стать инструментом получения инвестиционных вливаний.

Основной задачей системы финансового планирования предприятия считается процесс обеспечения устойчивой ориентации на получение максимальных доходов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также проведение самофинансирования финансовой деятельности предприятия, контроль за кредитными, бюд-

Рисунок 1 - Основные направления финансового планирования на предприятии

жетно-сметными, инвестиционными показателями и расходами, эффективное управление достижением внутреннего финансового баланса и динамического равновесия предприятия, которое способствует обеспечению рентабельности финансово-хозяйственной и

производственной деятельности [4, с. 22].

Рассмотрим на рис. 1, какие цели преследует система финансового планирования на уровне предприятия.

Далее на рис. 2 представим этапы реализации системы финансового планирования.

Процесс финансового планирования

Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана

Разработка оперативных финансовых планов

Рисунок 2 - Этапы реализации системы финансового планирования

Рассмотренный процесс финансового планирования, состоящий из пяти этапов, предполагает систему принятия решений и осуществление мероприятий, влияющих на каждой стадии планирования на будущее развитие компании. И каждый из рассмотренных этапов предполагает учет новой поступающей информации.

Различают три основные формы организации планирования на предприятии [8, с. 16]:

- «сверху вниз». При внедрении этой формы разработка планов происходит на уровне руководства и планового отдела. Остальные подразделения и работники не участвуют в планировании, а выступают только как исполнители плановых заданий. Утвержденные руководством планы доводятся до руководителей низших подразделений и непосредственных исполнителей. Данная форма считается неэффективной, так как не учитывает всех потребностей подразделений предприятия, игнорирует творческий потенциал персонала;

- «снизу вверх». Данная форма предполагает, что начальные значения плановых показателей определяются непосредственно исполнителями или руководителями нижестоящих подразделений: их предложения рассматриваются руководством для возможной корректировки и утверждения. Откорректированные проекты планов больше не

поступают к нижестоящим подразделениям для ознакомления и могут существенно отличаться от предложенного ими варианта. Это часто приводит к тому, что при определении плановых показателей представители (руководители) нижестоящих подразделений пытаются увеличить свои нужды и уменьшить возможности, поэтому данная форма также не может считаться эффективной;

- «встречное (круговое)». При данной форме высшее руководство формулирует цели и основные задачи для их реализации. Эта информация по организационной вертикали доводится до руководителей нижестоящих подразделений, специалистов, непосредственных исполнителей. Все они привлекаются к формированию проекта плана, который передается «наверх» для рассмотрения и утверждения. В случае корректировки высшим руководством плановых показателей, проект плана вновь передается «вниз» для ознакомления. Таким образом, согласование происходит до момента утверждения плана высшим руководством. Данная форма является наиболее эффективной, так как использует творческий потенциал персонала, усиливает его значимость в деятельности предприятия, способствует рациональному использованию ресурсов, повышению эффективности работы предприятия потребительской кооперации [13, с. 23].

Баланс доходов и расходов является од- зование денежных фондов предприятия. ним из основных финансовых планов, что Структура баланса доходов и расходов пред -предполагает создание и целевое исполь- ставлена в табл.1.

Таблица 1 - Баланс доходов и расходов

Раздел Название раздела Содержание раздела

1 Доходы и поступления средств Планируется прибыль, амортизационные отчисления, поступление выручки и прочие поступления

2 Расходы и отчисления Охватывает статьи: капитальные вложения, затраты на ремонт, рост оборотных средств, создание страхового фонда, прочие расходы

3 Взаимодействие с бюджетом Налоговые платежи, бюджетные ассигнации для покрытия затрат на определенные цели

4 Взаимоотношения с кредитной системой Осуществляется кредитование на принципах срочности, платности, целевого использования средств, обеспеченности, возвратности

План доходов, расходов и прибыли позволяет оценить будущий финансовый результат деятельности с учетом рисков. Его форма должна быть максимально приближенной к форме 2 «Отчет о финансовых результатах». Как правило, этот документ разрабатывается на год с поквартальным разбиением.

Этот план составляется после того, как спланированы показатели по всем другим направлениям деятельности. Непосредственно финансовым расчетам предшествует значительная подготовительная работа, которая заключается в определении: объемов реализации товаров, работ и услуг, уров -ня цен на них, себестоимости единицы продукции с выделением в ее составе условно постоянных и условно переменных расходов и т.п.

Рассмотрим систему планирования доходов и расходов компании на примере ООО «Интернет бухгалтерия».

Деятельность компании в основной своей части состоит в предложении клиентам профессионально перенести в «облако» всю

их бухгалтерскую деятельность. Облачная бухгалтерия представляет собой комплекс бухгалтерских программ, размещенных на удаленном сервере и предназначенных для работы через Интернет.

Основное направление в деятельности сопровождается дополнительными услугами компании, которое заключается в бухгалтерском, юридическом и техническом сопровождении основных бизнес-процессов клиентов.

В ближайшей перспективе компании рассматривается введение бухгалтерского аутсорсинга, который будет включать полную или частичную передачу полномочий ведения бухгалтерского учета деятельности клиентов. Введение дополнительного спектра услуг расширит не только штат компании, но и увеличит прибыль ООО «Интернет бухгалтерия».

Для того чтобы оценить сильные и слабые стороны, проведем SWOT-анализ ООО «Интернет бухгалтерия» (табл. 2). Результаты проведенного анализа помогут определить перспективы развития и угрозы извне.

Таблица 2 - Информация для SWOT-анализа бизнес-среды компании ООО «Интернет бухгалтерия»

Сильные стороны Слабые стороны

1. Опыт компании в течении 5 лет 1. Клиентами онлайн-бухгалтерии в большей степени могут быть ИП и малые предприятия

2. Компания зарекомендовала себя надежным партнером 2. Отсутствие рекламы

3. Высококвалифицированные специалисты 3. Слабо сформированный имидж компании

4. Наличие постоянной клиентской базы 4. Слабая маркетинговая политика, в результате чего происходит потеря заказов

5. Индивидуальный подход к клиентам 5. Недоверие клиентов к ведению бухгалтерии чужими специалистами

6. Большое количество потенциальных клиентов

Возможности Угрозы

1. Внедрение новых технологий 1. Экономическая нестабильность в стране

2. Расширение перечня оказываемых услуг 2. Появление новых конкурентов

3. Формирование имиджа компании 3. Форс-мажорные обстоятельства

4. Разработка стратегий для развития компании

5. Разработка рекламной компании

Несмотря на то, что ООО «Интернет бухгалтерия» имеет уже опыт в осуществляемой деятельности, профессионально подобранную команду специалистов, налаженную деятельность и постоянную клиентскую базу, как показывает проведенный анализ, все же необходимо:

- расширять перечень оказываемых услуг;

- формировать имидж;

- добиваться устойчивой позиции на рынке;

- завоевывать лояльность клиентов;

- своевременно повышать квалификацию специалистов;

- стремиться к постоянному развитию и совершенствованию.

На величину прибыли оказывают влияние в первую очередь внутренние факторы организации, соответственно, и поиск путей улучшения финансового результата нужно искать среди них. К таким факторам относятся: качество финансового менеджмента; компетентность руководства и менеджеров; качество и конкурентоспособность продукции; объем продаж; цена продукции; структура продукции и затрат; себестоимость продукции; производительность труда; уровень организации производства и труда.

Наиболее важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются повышение объема реализации услуг, снижение себестоимости, повышение качества, расширение ассортимента услуг. Именно основные факторы, влияющие на финансовые результаты предприятия, должны являться предметом тщательного анализа со стороны организации. Соответственно, результаты их оценки можно использовать как базу для принятия грамотных управленческих решений по максимизации доходов и минимизации расходов организации, для формирования эффективной структуры производственных ресурсов.

Стабилизировать деятельность организации и повысить результаты можно путем:

- увеличения прибыльности продаж;

- повышения абсолютной ликвидности баланса и рентабельности.

Для увеличения прибыли необходимо:

- увеличить рост доходов от реализации товаров;

- проводить оптимизацию затрат;

- повышать уровень рентабельности продаж;

- расширять клиентскую базу. На основании проведенного исследования финансовых результатов деятельности компании, источников получения доходов и расходов ООО «Интернет бухгалтерия» выявлены основные проблемы данной компании и пути их решения (табл. 3).

Таблица 3 - Проблемы и решения в ТОО «Интернет бухгалтерия»

№ п/п Проблемы предприятия Пути решения (рекомендации)

1 За период 2020-2021 года наблюдается незначительное увеличение выручки и значительное увеличение себестоимости Рост выручки. Необходимо изучить потребительский спрос, найти потенциальных клиентов, организовать рекламу предоставляемых услуг

2 Увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

3 Увеличились административные и прочие расходы Снижение расходов

В результате анализа финансовой деятельности ООО «Интернет бухгалтерия» установлено, что предприятие находится на грани риска и в скором времени может быть неплатежеспособным. Это вызвано увеличением дебиторской и кредиторской задолженности, а также кредитами и займами. Снижение эффективности использования оборотных средств постоянно требует дополнительного вложения средств, которых у компании недостаточно. Процесс управления дебиторской задолженностью в компании ООО «Интернет бухгалтерия» построен на ускорении оборачиваемости и снижении темпов роста дебиторов.

Целью любой оптимизации является не просто снижение затрат, а повышение эффективности работы организации. Прежде чем начинать разработку стратегии снижения затрат предприятия, важно наладить систематический учет всех расходов подразделений предприятия и выявить неоправданные затраты. Для этого необходимы четкий контроль использования ресурсов; нормирование всех расходов; выяснение причин повышения сверхнормативных затрат и принятие мер по их ликвидации.

Рассчитаем эффективность от предложенных для ООО «Интернет бухгалтерия» мероприятий, направленных на оптимизацию затрат.

Первая рекомендация направлена на совершенствование управления дебиторской задолженностью ООО «Интернет бухгалтерия». В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет около 6824 тыс. руб. В 2019-2021 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом на 14081,50 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе мероприятие состоит в повышении эффективности рекламы. Спрогнозировать рост заказов, которые могут вырасти именно за счет рекламы, достаточно сложно, данные такого прогноза, как правило, неточные. ООО «Интернет бухгалтерия» за анализируемый период рекламу не использовала. Так как услуги, предлагаемые ООО «Интернет бухгалтерия», относятся к узкой специализации, они в настоящее время достаточно быстро набирают популярность. Рекомендуется использовать рекламу в виде объявления в «Бегущей строке» в эфире крупных телеканалов. Телевидение является эффективной рекламной площадкой, оно уже испытано временем. Стоимость рекламы составляет 200 рублей в сутки. При условии выпуска объявления бегущей строки 3 раза в неделю бюджета на рекламу в год должен быть заложен в размере 28800 руб. Ожидаемое увеличение заказов - 10%. Организация должна получать выручку в размере 153288 тыс. руб. в год (за базовой показатель взяли выручку 2021 года - 98891 тыс. руб., себестоимость -61306 тыс. руб.). Эффективность рекламы составит: (98891 тыс. руб. - 61306 тыс. руб. -

28800 руб.) х 10% = 878,5 тыс. руб. Реклама считается эффективной тогда, когда затраты на ее производство и проведение окупаются в самые кратчайшие сроки, и предприятие получает прибыль. Однако при отрицательном финансовом результате после проведения рекламной кампании стоит задуматься о ее целесообразности. Отследить эффективность рекламы достаточно просто - важно проводить расчет чистого финансового результата, т.е. оценивать прибыль за вычетом рекламных затрат и проводить сравнение с периодом без рекламы. Вести статистику по источникам звонков, обращений и при заключении контрактов на предмет опроса нового клиента о том, откуда он узнал информацию о компании.

Таким образом, на примере компании ООО «Интернет бухгалтерия» было показано, что для повышения эффективности деятельности необходимо более тщательно осуществлять планирование, а конкретнее - усилением плана продаж, поскольку:

- работа без цели, плана приводит к решениям вопросов, лишь условно связанным между собой;

- отсутствие планирования, в частности плана продаж, не позволяет понять динамику спроса;

- отсутствие плана исключает достаточную мотивацию у сотрудников, а планирование предоставляет четкое понимание системы поощрений и наказаний, добавляется элемент соревнования, наглядности результатов, активность продавцов и др.;

- планирование продаж напрямую связано с постановкой целей и планированием развития бизнеса в целом.

Итак, финансовое планирование было и остается одним из основных инструментов повышения эффективности деятельности любого предприятия. Со временем меняются сферы деятельности предприятия, ресурсы, бизнес-процессы (если говорить о настоящем времени, то все они смещаются в сторону цифровизации), но не исключается задача их рационального использования и распределения на основе тщательного анализа и планирования.

Список литературы_

1. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: учебник / М.А. Вахрушина, Н.С. Пласкова. - Москва: Вузовский учебник, 2017. - 364 с.

. Герасимова, Е.Б. Новое направление экономического анализа: бизнес-анализ / Е.Б. Герасимова // Вестник Финансового университета. - 2016. - № 3. - С. 22-26.

3. Герасимова, Е.Б. Теория экономического анализа: учебное пособие. Серия: Высшее образование / Е.Б. Герасимова, В.И. Бариленко, Т.В. Петрусевич. - Москва: Инфра-М, Форум, 2018. - 290 с.

4. Горемыкин, ВА Планирование на предприятии: учебник и практикум / ВА Горемыкин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 857 с.

5. Донцова, Л.В. Aнализ бухгалтерской (финансовой) отчетности / Л.В. Донцова, НА Никифорова. - Москва: Дело и сервис, 2017. - 344 с.

6. Дроздов, ОА Система количественных показателей качества прибыли предприятия / ОА Дроздов // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - № 17 (182). - С. 22-28.

7. Дружиловская, Т.Ю. Доходы и расходы в системе МСФО / Т.Ю. Дружиловская // Бухгалтерский учет. -2018. - № 5. - С. 16-23.

8. Дружиловская, Э.С. Проблемы применения справедливой стоимости в российском и международном бухгалтерском учете / Э.С. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - № 17. - С. 2-12.

9. Друцкая, М.В. Aналитические возможности консолидированный отчетности для характеристики финансовой устойчивости / М.В. Друцкая, НА Карпова // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 1. -С. 30-34.

10. Дубровин, ИА Бизнес-планирование на предприятии: учебник / ИА Дубровин. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 432 с.

11. Ефимова, О.В. Aнализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. - Москва: Омега-Л., 2019. -451 с.

12. Ефимова, О.В. Финансовый анализ - современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. - Москва: Омега-Л, 2017. - 512 с.

13. Карапетьянц, М.В. Планирование и прогнозирование бизнес-процессов в организации / М.В. Карапетьянц, ИА Бондаренко // Экономика устойчивого развития. - 2021. - № 1. - 48 с. - URL: https://elibrary.ru/publisher_titles. asp?publishid=9027 (дата обращения: 14.11.2021).

References_

1. Vaxrushina M.A. Analiz finansovoj otchetnosti: uchebnik / M.A. Vaxrushina, N.S. Plaskova. Moskva: Vuzovskij uchebnik, 2017. 364 s.

2. Gerasimova E.B. Novoe napravlenie e'konomicheskogo analiza: biznes-analiz. Vestnik Finansovogo universiteta.

2016. № 3. S. 22-26.

3. Gerasimova E.B. Teoriya e'konomicheskogo analiza: uchebnoe posobie. Seriya: Vy'sshee obrazovanie / E.B. Gerasimova, V.I. Barilenko, T.V. Petrusevich. Moskva: Infra-M, Forum, 2018. 290 s.

4. Goremy'kin V.A. Planirovanie na predpriyatii: uchebnik i praktikum. Lyubercy: Yurajt, 2016. 857 s.

5. Donczova L.V. Analizbuxgalterskoj (finansovoj) otchetnosti/ L.V. Donczova, N.A. Nikiforova. Moskva: Delo i servis,

2017. 344 s.

6. Drozdov O.A. Sistema kolichestvenny'x pokazatelej kachestva priby'li predpriyatiya. E'konomicheskijanaliz: teoriya i praktika. 2020. № 17 (182). S. 22-28.

7. Druzhilovskaya T.Yu. Doxody' i rasxody' v sisteme MSFO. Buxgalterskij uchet. 2018. № 5. S. 16-23.

8. Druzhilovskaya E'.S. Problemy' primeneniya spravedlivoj stoimosti v rossijskom i mezhdunarodnom buxgalterskom uchete. Mezhdunarodnyj buxgalterskij uchet. 2019. № 17. S. 2-12.

9. Druczkaya M.V. Analiticheskie vozmozhnosti konsolidirovanny'j otchetnosti dlya xarakteristiki finansovoj ustojchivosti / M.V. Druczkaya, N.A. Karpova. E'konomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2019. № 1. S. 30-34.

10. Dubrovin I.A. Biznes-planirovanie na predpriyatii: uchebnik. Moskva: Dashkov i K°, 2016. 432 s.

11. Efimova O.V. Analiz finansovoj otchetnosti / O.V. Efimova, M.V. Mel'nik. Moskva: Omega-L., 2019. 451 s.

12. Efimova O.V. Finansovyj analiz sovremenny'j instrumentarij dlya prinyatiya e'konomicheskix reshenij: uchebnik. Moskva: Omega-L, 2017. 512 s.

13. Karapet'yancz, M.V. Planirovanie i prognozirovanie biznes-processov v organizacii / M.V. Karapet'yancz, I.A. Bondarenko. E'konomika ustojchivogo razvitiya. 2021. № 1. 48 s. URL: https://elibrary.ru/publisher_titles. asp?publishid=9027 (data obrashheniya: 14.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.