Научная статья на тему 'Планирование аудиторской проверки предприятия в ходе конкурсного производства'

Планирование аудиторской проверки предприятия в ходе конкурсного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / БАНКРОТСТВО / КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобозева Н. В.

Являясь начальным этапом аудиторской проверки, планирование фактически определяет ее направленность, содержание, глубину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование аудиторской проверки предприятия в ходе конкурсного производства»

УДК 657.6-051

Н.В. Кобозева, аудитор, 8-910-702-07-95, nadezdakob@yandex.ru,

(Россия, Тула, ООО «Аудит оценка Плюс»)

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ХОДЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Являясь начальным этапом аудиторской проверки, планирование фактически определяет ее направленность, содержание, глубину.

Ключевые слова: аудиторская проверка, банкротство, конкурсное

производство, планирование.

Важнейшей задачей аудита является повышение качества аудиторской деятельности. В связи с этим особое значение придается внутрифирменным стандартам аудита, применение которых позволяет соблюдать требования законодательства, снизить трудоемкость работ по проверке отдельных разделов, сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, содействовать внедрению новых технологий и научных достижений, обеспечивать высокое качество работы аудиторов и способствовать снижению аудиторского риска.

Неотъемлемой составляющей системы внутрифирменных стандартов аудиторской организации, работающей с несостоятельными предприятиями, являются стандарты, содержащие методику организации аудиторской проверки в условиях банкротства предприятия. Подобные стандарты имеют особую значимость для практической работы аудиторов и в значительной степени отражают интеграцию теоретических и практических аспектов аудиторской деятельности.

Основной целью внутрифирменного стандарта по организации аудиторской проверки на несостоятельном предприятии является установление комплексного методического, теоретического, информационного и организационного обеспечения аудиторской проверки с целью понимания всеми сотрудниками организации ее сущности. Разработка данного стандарта должна основываться на системном подходе, отражающем планомерную, логическую, структурированную последовательность выполнения комплекса взаимосвязанных процедур, необходимых и достаточных с позиций разумной уверенности и профессионального скептицизма для принятия своевременных и обоснованных решений при формулировании выводов по результатам аудиторской проверки на несостоятельном предприятии.

Предлагаемая нами методика организации аудиторской проверки на несостоятельном предприятии в ходе конкурсного производства включает в себя пять базовых этапов: определение цели, задач и информационной базы осуществления аудиторской проверки; планирование аудиторской проверки; проведение аудиторских процедур по существу и отражение их

218

результатов в рабочих и отчетных документах аудитора; проведение финансового анализа; заключительные процедуры аудита.

Важным аспектом проведения аудиторской проверки на несостоятельном предприятии является определение перечня основных документов, формирующих нормативную базу в данной области Перечень основных документов, формирующих нормативную базу при осуществлении аудиторской проверки на предприятии в ходе конкурсного производства.

Таблица 1

Нормативная база аудита предприятия банкрота

Внешняя нормативная база

№ Наименование нормативного акта Дата принятия Номер

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) 26.01.1996 14-ФЗ

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) 30.11.1994 51-ФЗ

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 117-ФЗ

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 31.07.1998 146-ФЗ

5 Уголовный кодекс Российской Федерации 13.06.1996 63-Ф3

6 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002 127-ФЗ

7 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 129-ФЗ

8 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 30.12.2008 307-Ф3

9 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 29.07.1998 135-Ф3

10 Постановление Правительства РФ «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» 27.12.2004 855

11 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» 25.06.2003 367

12 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» 22.05.2003 299

13 Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» 23.09.2002 696

14 Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» 20.07.2007 256

15 Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» 20.07.2007 255

16 Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении федерального стандарта оценки «требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» 20.07.2007 254

17 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» 29.07.1998 34н

18 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) 2.08.2001 60н

19 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) 16.10.2000 92н

20 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) 30.03.2001 26н

21 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (ПБУ 9/99) 6.05.1999 32н

22 Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) 6.05.1999 33н

23 Приказ Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» 31.10.2000 94н

24 Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 22.07.2003 67н

25 Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов» 1.09.2004 233

26 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов» 9.07.2004 345

Источники информации

1 учредительные документы должника;

2 бухгалтерская отчетность должника на последнюю отчетную дату до введения банкротства; промежуточная и ликвидационная отчетность;

3 договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансовохозяйственной деятельности должника;

4 документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а

также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

5 перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

6 список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

7 справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

8 перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее пяти процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее двух лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

9 отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

10 сведения об аффилированных лицах должника;

11 материалы судебных процессов должника;

12 материалы налоговых проверок должника;

13 отчеты конкурсного управляющего;

14 документы по инвентаризации (если она проводилась без участия аудиторов);

15 реестр требований кредиторов.

При планировании аудиторской проверки на предприятии в ходе конкурсного производства, по нашему мнению, целесообразно основываться на общих требованиях к процедурам планирования, изложенным в федеральном правиле (стандарте) аудита № 3 «Планирование аудита». В отношении планирования аудиторской проверки следует выделить следующие этапы: предварительное планирование (получение базовой информации о предприятии и его деятельности, включая контрольную среду, оценку системы учета, компьютерную обработку данных, критические области); оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля; определение допустимой ошибки; составление общего плана осуществления аудиторской проверки — определение основных направлений, распределение обязанностей и рабочего времени, подготовка программы осуществления аудиторской проверки.

Предварительное планирование осуществляется на этапе ознакомления с деятельностью экономического субъекта, предшествующем заключению

договора на проведение аудиторской проверки. На данном этапе формируется информация о хозяйственной деятельности предприятия, определяется состав аудиторских процедур, необходимых для осуществления аудиторской проверки в зависимости от потребности предприятия (это могут быть как отдельные процедуры — проверка инвентаризации активов и обязательств, анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности, контроль за ведением бухгалтерского учета внеочередных расходов на ведение конкурсного производства; проверка составления промежуточной и ликвидационной отчетности; оценка имущества, так и комплекс указанных процедур, составляющих аудиторскую проверку в ходе конкурсного производства). В зависимости от вида мероприятий, определяется состав рабочей группы и количество времени, необходимого на их осуществление.

При проведении аудиторской проверки предприятия в ходе конкурсного производства аудитору необходимо стремиться к минимальному риску. Наиболее оптимальное определение аудиторского риска достигается путем комбинирования оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

Порядок оценки рисков определен федеральным правилом (стандартом) аудита № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Проводя оценку риска при осуществлении аудиторской проверки на предприятии в ходе конкурсного производства, следует учитывать влияние внешних и внутренних факторов, определяющих хозяйственную деятельность предприятия в условиях банкротства.

Анализ вышеуказанных факторов позволяет сделать вывод о том, что их влияние на осуществление процедур финансово-экономического контроля в условиях банкротства предприятия различно, в связи с чем важным представляется определение формы и степени влияния данных факторов. При этом целесообразно определить как наличие того или иного фактора скажется на проведении аудиторской проверки в ходе конкурсного производства.

По результатам анализа делаются выводы относительно эффективности средств учета и контроля и оценивается возможный риск при приведении аудиторской проверки на предприятии в ходе конкурсного производства. Представляется целесообразным при формировании выводов использовать форму специального оценочного теста.

Результаты тестов позволят сформировать представление об операциях, осуществляемых предприятием, уровне системы учета и контроля на предприятии, определить неотъемлемый риск и риск учета и средств контроля.

При подготовке общего плана мероприятий аудиторской проверки на несостоятельном предприятии следует получить более полную и подробную

222

информацию о деятельности клиента и причинах его банкротства, выделить наиболее критические с точки зрения риска области и вопросы, требующие наиболее пристального внимания. В общем плане следует определить последовательность, формы и сроки контрольных процедур, включая подготовку итоговых документов, представляемых заказчику (табл. 2).

Таблица 2

Общий план проведения аудиторской проверки в ходе конкурсного производства

№ Контрольная процедура Испол- нитель Сроки

1. Формирование конкурсной массы

1.1 Инвентаризация активов и обязательств, в т. ч.

- подготовительные процедуры;

- соотнесение данных бухгалтерского учета и отчетности и фактического наличия активов и обязательств на дату инвентаризации;

- документирование итогов инвентаризации учете.

1.2 Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации.

2. Контроль за ведением бухгалтерского учета, в т. ч.

- проверка отражения расходов по конкурному производству;

- проверка отражения в учете кредиторской задолженности согласно реестра требований кредиторов;

- проверка отражения в учете реализации конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.

3. Анализ финансового состояния, в т. ч.

- анализ коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника;

- анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;

- анализ активов и пассивов;

- анализ возможности безубыточной деятельности должника.

4. Оценка имущества должника.

4.1 Контроль за оценкой имущества балансовой стоимостью до 100 тыс. руб., в т. ч.

- контроль за формированием комиссии по оценке имущества;

- контроль состава оцениваемого имущества;

- контроль за документальным оформлением результатов оценки имущества.

4.2 Оценка прочего имущества должника.

5. Контроль за составлением промежуточной и ликвидационной отчетности.

Заключительным этапом планирования является разработка и документальное оформление программы контрольных процедур, необходимых для осуществления общего плана мероприятий.

Таким образом, планирование, являясь начальным этапом аудиторской проверки, фактически определяет ее направленность, содержание, глубину. Корректность осуществления планирования аудиторской проверки является залогом ее успешного осуществления и гарантией достижения поставленных перед аудитором целей.

N. Kobozeva

Planning of audit verification of enterprise during procedure in bankruptcy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Devoted the problems of planning of audit on a helpless enterprise. The main idea of the article consists in that planning, being the initial stage of public accountant verification, actually determines its orientation, maintenance, depth.

УДК 657:006.03.032

M.B. Вахорина, зам.завкафедрой, vahorina.tula@mail.ru,

(Россия, Тула, Ин-т экономики и управления)

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассматриваются вопросы целесообразности перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. Уделено внимание решению проблем адаптации МСФО в Российской Федерации, раскрыты подходы по сближению МСФО с РСУ.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность,

Международные бухгалтерские стандарты, Совет по международным стандартам бухгалтерской отчетности, управленческий учет, внешняя отчетность, внутренняя (управленческая) отчетность, качественные характеристики отчетности, положения по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет традиционно называют языком общения бизнеса. Очевидно, что интернационализация бизнеса обусловливает необходимость и интернационализации языка его общения как в прямом, так и переносном смысле. Как принято в определенном бизнес-сообществе выбирать национальный язык, на котором будет происходить общение участников, так и в процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимость определения понятных всем участникам правил, по которым будут составляться документы, необходимые для делового общения.

Для решения этой задачи в 1973 г. была создана международная профессиональная неправительственная организация — International Accounting Standarts Committee (IASC) — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В состав этого Комитета вошли представители 13 государств (в частности, США, Канады, Франции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.