Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНЕШНИЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева М.В.

В рамках настоящей статьи, автором предпринята попытка анализа актуального на сегодняшний день направления - планирования аудита финансовых ресурсов в некоммерческой организации. Данный факт обусловлен тем, что лдин из самых спорных и малоизученных моментов в управлении финансами некоммерческих организаций - проведение внешнего и внутреннего аудита. В настоящей статье, автором установлено, что проведение процедур внутреннего и внешнего аудита полезно, в первую очередь, самой некоммерческой организации, поскольку позволяет систематизировать финансово-хозяйственную деятельность, своевременно выявлять отклонения от требуемых норм и устранять их. Отсутствие аудита может привести к значимым штрафам, выписанным руководителю или самой организации, приостановлению деятельности НКО или его полной ликвидации. В связи с этим предоставляется целесообразным регулярное проведение внутреннего аудита и периодическое осуществление внешнего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING FOR AUDIT OF FINANCIAL RESOURCES IN A NON-PROFIT ORGANIZATION

In the framework of this article, the author made an attempt to analyze the currently relevant direction - planning the audit of financial resources in a non-profit organization. This fact is due to the fact that one of the most controversial and little-studied issues in the financial management of non-profit organizations is the conduct of external and internal audits. In this article, the author found that conducting internal and external audit procedures is useful, first of all, for the non-profit organization itself, since it allows you to systematize financial and economic activities, timely identify deviations from the required standards and eliminate them. The absence of an audit can lead to significant fines issued to the head or the organization itself, suspension of the activities of the NPO or its complete liquidation. In this regard, it is advisable to conduct regular internal audits and periodic external audits.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

М.В. Тимофеева, магистрант1, главный бухгалтер2

калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ 2ООО «Тиар-центр» (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-219-223

Аннотация. В рамках настоящей статьи, автором предпринята попытка анализа актуального на сегодняшний день направления - планирования аудита финансовых ресурсов в некоммерческой организации. Данный факт обусловлен тем, что лдин из самых спорных и малоизученных моментов в управлении финансами некоммерческих организаций - проведение внешнего и внутреннего аудита. В настоящей статье, автором установлено, что проведение процедур внутреннего и внешнего аудита полезно, в первую очередь, самой некоммерческой организации, поскольку позволяет систематизировать финансово-хозяйственную деятельность, своевременно выявлять отклонения от требуемых норм и устранять их. Отсутствие аудита может привести к значимым штрафам, выписанным руководителю или самой организации, приостановлению деятельности НКО или его полной ликвидации. В связи с этим предоставляется целесообразным регулярное проведение внутреннего аудита и периодическое осуществление внешнего аудита.

Ключевые слова: планирование аудита, некоммерческая организация, внешний аудит, внутренний аудит.

Проведение аудита требует дополнительных финансовых, человеческих и временных ресурсов, которыми некоммерческие организации зачастую не располагают в силу своей незначительной величины. Поэтому многие руководители некоммерческих организаций считают проведение аудита, как внутреннего, так и внешнего, излишне затратной процедурой. Отказ от проведения аудита многие также обосновывают тем, что НКО публикуют достаточно подробные отчеты о своей деятельности [3, с. 38].

Одним из ведущих способов контроля деятельности некоммерческих организаций считается использование их отчетности. Отчетные документы по итогам года организации составляют для государственных органов, финансирующих организаций-доноров, учредителей и участников. Отчетность может различаться по названию и содержанию. Часто ее наполнение зависит от организационно-правовой формы НКО, видов деятельности, заявленных в уставных документах, а также от источников поступления средств для целевых расходов.

На сегодняшний день деятельность некоммерческих организаций контролируется государством. Контрольные функции закреплены законами Российской Федерации. Если речь идет о расходовании бюджетных средств, то контроль осуществляет Федеральное казначейство. При иных формах НКО контролировать их финансово-хозяйственную деятельность могут только специально приглашенные аккредитованные аудиторы и аудиторские организации, производящие независимый контроль [1, с. 152].

Статья 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентирует предоставление определенных форм отчетности уполномоченным органам. Так НКО обязаны предоставлять «документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных ор-

ганизаций должны информировать об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых на территории РФ программах. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством РФ [2, с. 15].

К сожалению, многие руководители не видят разницу между государственным надзором и аудитом, считая, что достаточно наличия первого. Однако между надзором и аудитом существуют значительные различия. Аудитор для организации выполняет скорее функцию консультанта, советника, специалиста, знающего нюансы правильного оформления и ведения документов различных направлений, исходя из положений актуальной законодательной базы. Аудитор не только оценивает, насколько верно оформленны юридические документы, грамотно ли составлена финансовая отчетность, реализуются ли все предусмотренные законами и учредительными документами процедуры, но и способствует выявлению различных ошибок, тем самым предупреждая возникновение различных рисков в деятельности НКО. Выявление ошибок внешними аудиторами позволяет скорректировать документы и организовать своевременное проведение необходимых процедур по исправлению недочетов.

Аудит является удобным инструментом для выявления слабых сторон финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, скорректировав которые НКО может получить дополнительные ресурсы как внешние, так и внутренние, за счет перераспределения средств.

Заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки «возможно с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности ор-

ганизации для принятия управленческих решений [5, с. 135].

Наличие и публичность аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, способствуют увеличению доверия к экономическому субъекту. Некоммерческим организациям предлагается производить «ежегодную аудиторскую проверку финансовых документов и состояния бухгалтерского учета с целью подтверждения достоверности их финансовой отчетности, а также ввести в практику обязательную публикацию аудиторского заключения и отчетности, включающей содержательные аспекты осуществляемой деятельности».

Отдельно следует остановиться на процедуре внутреннего аудита, которую должна осуществлять ревизионная комиссия либо ревизор. Многие НКО автоматически добавляют в свои учредительные документы пункт, в котором прописывается обязательное наличие ревизионной комиссии, ревизионной группы или одного ревизора. Согласно документам, эту функцию должен выполнять специалист или группа специалистов, не входящих в органы управления некоммерческой организации и незаинтересованные в необъективной исключительно позитивной оценке информации.

В целом к организации внутреннего контроля предъявляется ряд требований. На практике реализация пункта о внутреннем аудите (контроле) или проведении аудита достаточно часто не осуществляется в силу того, что руководители относятся к данной процедуре как к формальности. О плюсах проведения внешнего аудита мы говорили выше, все их можно в полной мере отнести и к внутреннему аудиту. Есть еще один очевидный плюс - проведение внутреннего аудита практически не требует материальных затрат, в отличие от аудита внешнего [4, с. 36].

Деятельность ревизионной комиссии (ревизора) усиливает систему внутреннего финансового контроля, при условии, что в ее состав входят представители некоммерческой организации, обладающие соответствующей квалификацией и опытом работы. Это замечание верно не только для

финансового контроля, но и для всех остальных направлений внутреннего аудита.

Очень остро стоит вопрос о разработке особых методов анализа, результаты которых смогли бы дать представление об уровне финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, особенно небольших по размеру и численности, а также недавно зарегистрированных. Значимым шагом к разработке таких методов стала публикация статьи Л.В. Гусаровой «Организация внутреннего аудита в некоммерческих организациях».

Она составила таблицу, которая наглядно отражает все направления, в отношении которых рекомендован внутренний контроль. Следуя пунктам данной таблицы, можно произвести глубокую проверку деятельности некоммерческой организации с целью повышения качества реализации необходимых процедур, подготовки документов, а, следовательно, и качества работы организации в целом. Также таблица отражает возможные последствия в случае выявления надзорными органами различных нарушений [6, с. 8].

Таблица 1. Рекомендуемые направления организации системы внутреннего контроля некоммерческих организаций__

Направление Возможные нарушения Возможные последствия нарушений

Контроль за общими документами Отсутствие сведений о создании и работе общего собрания, правления, попечительского совета, ревизионной комиссии Приостановление деятельности организации, возможность ее ликвидации

Отсутствие положений о попечительском совете, о членских взносах, учетной политике

Невнесение или неполное внесение учредителями имущества, предусмотренного уставом

Отсутствие или наличие просроченных документов (истечение срока полномочий должностных лиц, окончание срока действия лицензии и др.)

Отсутствие подтверждающих документов по совершенным финансово-хозяйственным операциям

Отсутствие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности

Отсутствие ежегодного уведомления о продолжении деятельности в регулирующий орган

Отсутствие ежегодного уведомления о деятельности благотворительной организации любой организационно-правовой формы.

Неисполнение требования о ежегодной публикации отчетов об использовании имущества фонда, общественной организации

Отсутствие обязательного аудиторского заключения

Отсутствие сведений о работе попечительского совета фонда

Контроль за соответствием уставным целям деятельности Нарушение руководящими органами полномочий, указанных в уставе Поступления членских взносов могут быть признаны внереализационными доходами организации

Несоответствие порядка приема в члены и утраты членства

Контроль за бюджетным планированием Отсутствие бюджета Административная ответственность, возможность обвинения в нецелевом использовании полученных средств

Несбалансированность бюджета Невозможность выполнения проекта и как следствие -недостижение его целей

Наличие арифметических ошибок Несоответствие доходов расходам бюджета, что может приве-

Направление Возможные нарушения Возможные последствия нарушений

сти к срыву выполнения проекта, а также к обвинению со стороны налоговых органов в нецелевом использовании средств

Нереальность бюджета Необходимость уменьшения расходов по другим статьям

Контроль за бухгалтерским учетом Ошибки в учете основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, расчетов с подотчетными лицами, оплате труда Штрафные санкции со стороны налоговых органов

Ошибки в учете средств целевого финансирования

Ошибки в выявлении финансовых результатов и их учете

Нарушения в расчетах налоговых деклараций

Контроль за отчетностью Нарушение правил оформления финансовых отчетов по целевым проектам Штрафные санкции со стороны налоговых органов, отказ в дальнейшем финансировании со стороны доноров, отказ в праве на участие в конкурсе грантов

Несоответствие данных форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» сметам и бюджетам организации

Неувязка показателей различных форм отчетности между собой

В заключение хотелось бы отметить, ствие аудита может привести к значимым что проведение процедур внутреннего и штрафам, выписанным руководителю или внешнего аудита полезно, в первую оче- самой организации, приостановлению дея-редь, самой некоммерческой организации, тельности НКО или его полной ликвида-поскольку позволяет систематизировать ции. В связи с этим предоставляется целе-финансово-хозяйственную деятельность, сообразным регулярное проведение внут-своевременно выявлять отклонения от реннего аудита и периодическое осу-требуемых норм и устранять их. Отсут- ществление внешнего аудита.

Библиографический список

1. Грядунов, М.Ю. Оценка эффективности корпоративного контроля в некоммерческих организациях // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №38 (6). - С. 148-156.

2. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2022. - №4. - С. 7-26.

3. Молчанов И.Н., Шульгина М.В. Развитие финансовой среды некоммерческих организаций России // Вестник финансового университета. - 2020. - №1. - С. 35-47.

4. Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. - 1-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - С. 23-45.

5. Пальчун, Е.В. Проблемы налогового учета и налогообложения некоммерческих организаций / Е.В. Пальчун, А.Н. Савостьянова // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2021. - № 27. - С. 133-138.

6. Гусарова Л.В. Организация внутреннего аудита в некоммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №1.

PLANNING FOR AUDIT OF FINANCIAL RESOURCES IN A NON-PROFIT

ORGANIZATION

M.V. Timofeeva, Graduate Student1, Chief Accountant2

1Kaluga branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

2Tiar-center LLC (Russia, Kaluga)

Abstract. In the framework of this article, the author made an attempt to analyze the currently relevant direction - planning the audit of financial resources in a non-profit organization. This fact is due to the fact that one of the most controversial and little-studied issues in the financial management of non-profit organizations is the conduct of external and internal audits. In this article, the author found that conducting internal and external audit procedures is useful, first of all, for the non-profit organization itself, since it allows you to systematize financial and economic activities, timely identify deviations from the required standards and eliminate them. The absence of an audit can lead to significant fines issued to the head or the organization itself, suspension of the activities of the NPO or its complete liquidation. In this regard, it is advisable to conduct regular internal audits and periodic external audits.

Keywords: audit planning, non-profit organization, external audit, internal audit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.