Памятные даты
В.Т. Кудрявцев
ПЛАНЕТА ВЕРНАДСКОГО (к юбилею мыслителя и ученого)
В свете юбилея В.И. Вернадского делается попытка кратко охарактеризовать суть революции в мышлении и самосознании человечества, которую подготовили его идеи.
Ключевые слова: В.И. Вернадский, ноосфера, мышление.
150 лет назад, 12 марта (28 февраля по ст. стилю) 1863 г. в Санкт-Петербурге родился Владимир Иванович Вернадский, став пополнением в семье профессора петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского и Анны Петровны Вернадской (в девичестве - Константинович). Род Вернадских берет начало от литовского шляхтича Верны, который занял сторону Богдана Хмельницкого и участвовал в освобождении Украины от панской экспансии. Еще один интересный биографический нюанс: прадед Вернадского Яков Короленко приходился прадедом и самому известному носителю этой фамилии - писателю Владимиру Галактионовичу Короленко. Иными словами два Владимира, Короленко и Вернадский, - троюродные братья...
«Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности...» - с гордостью писал Вернадский1. С гордостью, но без всякой гордыни. Писал в предупреждение, цена которого тем весомее, что прозвучало оно из уст не только гениального ученого-мыслителя, но и пионера отечественного ядерного проекта.
В детстве я целых три года жил неподалеку от проспекта Вернадского, потом мы переехали. Но нельзя пока переехать с «плане-
© Кудрявцев В.Т., 2013
ты Вернадского»: мы все живем на ней, да, похоже, и во «Вселенной Вернадского» тоже.
Ноосфера Вернадского - это не одна из оболочек, в которую «завернута» Земля. «Оболочкой», да и то, скорее, метафорической, она была у математика Эдуарда Леруа - автора этого термина. Понятие Леруа дорабатывал уже вместе со своим другом - философом, богословом, священником-иезуитом, геологом и палеонтологом Пьером Тейяром де Шарденом, одним из открывателей Homo erectus - синантропа, в котором было признано первое (из известных) земное существо, целенаправленно «поделившее» природное вещество на «материал» и «орудия» и укротившее энергию огня.
По поводу обстоятельств взаимовлияния все троих нет единой точки зрения. С 1922 по 1926 г. В.И. Вернадский, как известно, работал во Франции и, в частности, читал лекции в парижской Сорбонне. Утверждают, что эти лекции посещали Леруа и Тейяр. По другому утверждению, они встретили Вернадского на семинаре Анри Бергсона, который мог увлечь великую троицу своим élan vital - «жизненным порывом», в образе которого он мыслил «творческую эволюцию». Встречи, скорее всего, были.
А в Бахметьевском архиве российской и восточноевропейской истории и культуры (Колумбийский университет, США) хранится письмо Вернадского сыну, которое он написал 6 октября 1936 г., находясь в Лондоне. Там есть строчки, не оставляющие места для двусмысленного толкования - образец научной честности: «Я принимаю введенное Ле Руа понятие - ноосферы - т. е. сферы ума - результатом исторического процесса (огромного геологического значения: мы живем в психозойской эре (Шухард)), выразившемся в ноосфере. Ле Руа (1927) развил логически мое представление о биосфере, но, думаю, что я напечатал раньше, о чем Тейяр и он уже думали»2. 1927 г. - ссылка на лекции Леруа, которые он читал в этом и следующем, 1928 году, в той же Сорбонне, т. е. немного позже Вернадского. Лекции издали, и авторство Леруа было, таким образом, документировано. Что касается открытия «психозойской эры», которое иногда приписывается Вернадскому, то и тут есть отсылка к первоисточнику - работам геолога Ч. Шухерта (в письме он назван Шухардом). А это приписывание тем более странно, что в книге В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление»3 это имя в иных местах упоминается практически в каждом абзаце.
Понятие ноосферы за годы активного хождения - в научном обороте и вне его - поистерлось, превратившись в «разменное»
слово. Между тем понимание значения, в котором оно употреблялось Леруа и Тейяром, требует копнуть в направлении перво-истоков европейской мысли - Платона и платоников. А в случае Вернадского - рубежных пунктов ее развития: Канта и, пожалуй, Спинозы. «Беспокойному Иммануилу» Вернадский посвятил специальную работу «Кант и естествознание XVIII столетия». Она написана на основе доклада, который Вернадский сделал 28 декабря 1904 г. на мемориальном заседании Московского психологического общества, посвященном Канту. Первая публикация - в знаменитом журнале «Вопросы философии и психологии» (1905. № 76), основанном председателем МПО Н.Я. Гротом (среди редакторов - Л.М. Лопатин, В.П. Преображенский, С.Н. Трубецкой, среди авторов - Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, Г.Г. Шпет и другие). Затем - переиздание в 1922 г. во втором выпуске «Очерков и речей». Название сокращено до «Кант и естествознание» (сохранено в последующих изданиях). Думается, «XVIII столетие» опущено не случайно. Ведь тема статьи совпадает с главным сюжетом Канта - это преодоление метафизики в теоретическом мышлении, процесс, который затянулся на века и в котором по сей день не поставлена точка, особенно, если брать естественные науки, исключив, конечно же, труды В.И. Вернадского.
Но вернемся к ноосфере к понятию о ней. Ноосфера - это не то, что содержится в головах миллиардов человеческих индивидов, бродящих по поверхности геосферы Земли среди островков биосферы и вдыхающих остатки атмосферного вещества. Это и не «коллективный разум человечества», который витает вне их голов или даже спрятан в Марксовом «неорганическом теле» цивилизации - совокупности творений человеческой культуры, будь то подгузники или космические станции, столярный клей или Всемирная паутина, железные дороги или симфонии. Это - лишь носители ноосферы, но не она сама по себе.
По Спинозе, Мышление - атрибут Субстанции (развитие этого тезиса в философии XX века, вылившееся в рефлексию оснований философского мышления Нового и Новейшего времени, принадлежит Э.В. Ильенкову4). Это значит, что оно существует до и вне человека, при необходимых условиях мысль может возникнуть в любой точке мира. Мысль, мыслительная способность как бы «рыщет» по Космосу, «ищет» и «находит» свой потенциальный живой субстрат - «хозяина», которому вместе с ней еще предстоит исторически «дорасти» до этого «хозяйского» статуса. Но быть «хозяином» мышления, по Спинозе и Ильенкову, это не просто
судить и умозаключать или даже генерировать новые идеи. Мышление - это идеальное преобразование одного объекта, в котором кроется механизм изменения тысяч вещей. А ноосфера - особое исторически сложившееся пространство со своими законами, где в подобные трансформации вовлекаются миллиарды вещей, в тенденции - весь мир.
У живого субстрата мысли еще «коротки руки», чтобы дотянуться до черных дыр, а в ноосферу они уже втянуты - столь же неумолимо, сколь черная дыра засасывает в себя вещество и энергию. Но ведь и древние мореплаватели, и кочевники шли по звездам, а не упирались глазами в земную твердь под ногами. Звездное небо являлось частью их ноосферы. И больше поражает даже не это, а способность воображения наших предков соотнести далекое и близкое, небесный порядок с земным.
Мы строим на геосферном фундаменте различные приспособления - от синхрофазотронов до андронных коллайдеров, в которых до невиданных скоростей разгоняем частицы, чтобы воссоздать процессы, разыгрывающиеся в далеких космических эпицентрах, а порой и в самом «фундаменте мироздания». Мы не только изучаем, но и порождаем живое в пробирках - в местах, так мало напоминающих естественную среду его обитания, искусственно приспосабливая эти места для того, чтобы это протекало с максимально жесткой опорой на объективные закономерности порождаемого и изучаемого. В лабораторной пробирке вы обнаружите миллилитры чистейшей ноосферы. Она бежит по проводам и водопроводным трубам. Извлекает музыкальные звуки из массы шумов (П. Валери). Она - в самой форме вашего кресла, до которой едва ли бы «додумалось» дерево, если бы кто-то, взглянув на него, не подумал о вас, на нем сидящем...
Иначе, ноосфера - это историческая арена встречи и преобразования самых разных мировых «сфер» в соответствии с человеческой целью, которая «организует» эту преобразующую встречу не в порядке игры произвола, а как закономерное космопланетарное явление. Поэтому и творчество - такой же естественный (естественно-исторический) процесс, органичный момент развития мира, как горообразование или происхождение растительных и животных видов (И. Гёте). Это дало основание В.И. Вернадскому сформулировать парадоксальный тезис: «Природа - часть культуры».
Вернадский неоднократно писал об эволюции биосферы в ноосферу, что не стоит понимать в духе «эволюционизма» школьных учебников. У Вернадского речь идет о превращении живого вещества в органы живого существа его совокупным усилием в лице
человечества, в формах человеческой жизни, которые задает от эпохи к эпохе история, превращая это усилие в поистине «геологическую силу». Будучи ученым-естествоиспытателем, В.И. Вернадский-мыслитель держался логики историзма (в полном согласии со своим кредо естествоиспытателя)5.
Когда говорят, что наша планета - мыслящий организм, это абсолютно верно. Верно - в смысле Вернадского.
Примечания
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 33. Цит. по: Сорокина МЮ. Вернадский в Париже, или О чем академик говорил с Анри Бергсоном // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. URL: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/Sorokina.htm (дата обращения: 24.06.2013).
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки теории и истории. М.: Политиздат, 1974. См. также: Ильенков Э.В. Космология духа // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
См.: Кудрявцев В.Т., Лощилин А.Н. Глобальные проблемы человечества и творчество // Учение В.И. Вернадского и глобальные проблемы современности. М., 1988.
3
4
5