Научная статья на тему 'Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого)'

Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
190
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. ВЕРНАДСКИЙ / V.I. VERNADSKY / НООСФЕРА / NOOSPHERE / МЫШЛЕНИЕ / MENTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудрявцев Владимир Товиевич

В свете юбилея В.И. Вернадского делается попытка кратко охарактеризовать суть революции в мышлении и самосознании человечества, которую подготовили его идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The planet of Vernadsky (towards the anniversary of the thinker and scientist)

On view of V.I. Vernadsky anniversary an attempt was made to characterise briefly the very essence of revolution in the mentality and consciousness of the mankind; the revolution, prepared by his ideas.

Текст научной работы на тему «Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого)»

Памятные даты

В.Т. Кудрявцев

ПЛАНЕТА ВЕРНАДСКОГО (к юбилею мыслителя и ученого)

В свете юбилея В.И. Вернадского делается попытка кратко охарактеризовать суть революции в мышлении и самосознании человечества, которую подготовили его идеи.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, ноосфера, мышление.

150 лет назад, 12 марта (28 февраля по ст. стилю) 1863 г. в Санкт-Петербурге родился Владимир Иванович Вернадский, став пополнением в семье профессора петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского и Анны Петровны Вернадской (в девичестве - Константинович). Род Вернадских берет начало от литовского шляхтича Верны, который занял сторону Богдана Хмельницкого и участвовал в освобождении Украины от панской экспансии. Еще один интересный биографический нюанс: прадед Вернадского Яков Короленко приходился прадедом и самому известному носителю этой фамилии - писателю Владимиру Галактионовичу Короленко. Иными словами два Владимира, Короленко и Вернадский, - троюродные братья...

«Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности...» - с гордостью писал Вернадский1. С гордостью, но без всякой гордыни. Писал в предупреждение, цена которого тем весомее, что прозвучало оно из уст не только гениального ученого-мыслителя, но и пионера отечественного ядерного проекта.

В детстве я целых три года жил неподалеку от проспекта Вернадского, потом мы переехали. Но нельзя пока переехать с «плане-

© Кудрявцев В.Т., 2013

ты Вернадского»: мы все живем на ней, да, похоже, и во «Вселенной Вернадского» тоже.

Ноосфера Вернадского - это не одна из оболочек, в которую «завернута» Земля. «Оболочкой», да и то, скорее, метафорической, она была у математика Эдуарда Леруа - автора этого термина. Понятие Леруа дорабатывал уже вместе со своим другом - философом, богословом, священником-иезуитом, геологом и палеонтологом Пьером Тейяром де Шарденом, одним из открывателей Homo erectus - синантропа, в котором было признано первое (из известных) земное существо, целенаправленно «поделившее» природное вещество на «материал» и «орудия» и укротившее энергию огня.

По поводу обстоятельств взаимовлияния все троих нет единой точки зрения. С 1922 по 1926 г. В.И. Вернадский, как известно, работал во Франции и, в частности, читал лекции в парижской Сорбонне. Утверждают, что эти лекции посещали Леруа и Тейяр. По другому утверждению, они встретили Вернадского на семинаре Анри Бергсона, который мог увлечь великую троицу своим élan vital - «жизненным порывом», в образе которого он мыслил «творческую эволюцию». Встречи, скорее всего, были.

А в Бахметьевском архиве российской и восточноевропейской истории и культуры (Колумбийский университет, США) хранится письмо Вернадского сыну, которое он написал 6 октября 1936 г., находясь в Лондоне. Там есть строчки, не оставляющие места для двусмысленного толкования - образец научной честности: «Я принимаю введенное Ле Руа понятие - ноосферы - т. е. сферы ума - результатом исторического процесса (огромного геологического значения: мы живем в психозойской эре (Шухард)), выразившемся в ноосфере. Ле Руа (1927) развил логически мое представление о биосфере, но, думаю, что я напечатал раньше, о чем Тейяр и он уже думали»2. 1927 г. - ссылка на лекции Леруа, которые он читал в этом и следующем, 1928 году, в той же Сорбонне, т. е. немного позже Вернадского. Лекции издали, и авторство Леруа было, таким образом, документировано. Что касается открытия «психозойской эры», которое иногда приписывается Вернадскому, то и тут есть отсылка к первоисточнику - работам геолога Ч. Шухерта (в письме он назван Шухардом). А это приписывание тем более странно, что в книге В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление»3 это имя в иных местах упоминается практически в каждом абзаце.

Понятие ноосферы за годы активного хождения - в научном обороте и вне его - поистерлось, превратившись в «разменное»

слово. Между тем понимание значения, в котором оно употреблялось Леруа и Тейяром, требует копнуть в направлении перво-истоков европейской мысли - Платона и платоников. А в случае Вернадского - рубежных пунктов ее развития: Канта и, пожалуй, Спинозы. «Беспокойному Иммануилу» Вернадский посвятил специальную работу «Кант и естествознание XVIII столетия». Она написана на основе доклада, который Вернадский сделал 28 декабря 1904 г. на мемориальном заседании Московского психологического общества, посвященном Канту. Первая публикация - в знаменитом журнале «Вопросы философии и психологии» (1905. № 76), основанном председателем МПО Н.Я. Гротом (среди редакторов - Л.М. Лопатин, В.П. Преображенский, С.Н. Трубецкой, среди авторов - Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, Г.Г. Шпет и другие). Затем - переиздание в 1922 г. во втором выпуске «Очерков и речей». Название сокращено до «Кант и естествознание» (сохранено в последующих изданиях). Думается, «XVIII столетие» опущено не случайно. Ведь тема статьи совпадает с главным сюжетом Канта - это преодоление метафизики в теоретическом мышлении, процесс, который затянулся на века и в котором по сей день не поставлена точка, особенно, если брать естественные науки, исключив, конечно же, труды В.И. Вернадского.

Но вернемся к ноосфере к понятию о ней. Ноосфера - это не то, что содержится в головах миллиардов человеческих индивидов, бродящих по поверхности геосферы Земли среди островков биосферы и вдыхающих остатки атмосферного вещества. Это и не «коллективный разум человечества», который витает вне их голов или даже спрятан в Марксовом «неорганическом теле» цивилизации - совокупности творений человеческой культуры, будь то подгузники или космические станции, столярный клей или Всемирная паутина, железные дороги или симфонии. Это - лишь носители ноосферы, но не она сама по себе.

По Спинозе, Мышление - атрибут Субстанции (развитие этого тезиса в философии XX века, вылившееся в рефлексию оснований философского мышления Нового и Новейшего времени, принадлежит Э.В. Ильенкову4). Это значит, что оно существует до и вне человека, при необходимых условиях мысль может возникнуть в любой точке мира. Мысль, мыслительная способность как бы «рыщет» по Космосу, «ищет» и «находит» свой потенциальный живой субстрат - «хозяина», которому вместе с ней еще предстоит исторически «дорасти» до этого «хозяйского» статуса. Но быть «хозяином» мышления, по Спинозе и Ильенкову, это не просто

судить и умозаключать или даже генерировать новые идеи. Мышление - это идеальное преобразование одного объекта, в котором кроется механизм изменения тысяч вещей. А ноосфера - особое исторически сложившееся пространство со своими законами, где в подобные трансформации вовлекаются миллиарды вещей, в тенденции - весь мир.

У живого субстрата мысли еще «коротки руки», чтобы дотянуться до черных дыр, а в ноосферу они уже втянуты - столь же неумолимо, сколь черная дыра засасывает в себя вещество и энергию. Но ведь и древние мореплаватели, и кочевники шли по звездам, а не упирались глазами в земную твердь под ногами. Звездное небо являлось частью их ноосферы. И больше поражает даже не это, а способность воображения наших предков соотнести далекое и близкое, небесный порядок с земным.

Мы строим на геосферном фундаменте различные приспособления - от синхрофазотронов до андронных коллайдеров, в которых до невиданных скоростей разгоняем частицы, чтобы воссоздать процессы, разыгрывающиеся в далеких космических эпицентрах, а порой и в самом «фундаменте мироздания». Мы не только изучаем, но и порождаем живое в пробирках - в местах, так мало напоминающих естественную среду его обитания, искусственно приспосабливая эти места для того, чтобы это протекало с максимально жесткой опорой на объективные закономерности порождаемого и изучаемого. В лабораторной пробирке вы обнаружите миллилитры чистейшей ноосферы. Она бежит по проводам и водопроводным трубам. Извлекает музыкальные звуки из массы шумов (П. Валери). Она - в самой форме вашего кресла, до которой едва ли бы «додумалось» дерево, если бы кто-то, взглянув на него, не подумал о вас, на нем сидящем...

Иначе, ноосфера - это историческая арена встречи и преобразования самых разных мировых «сфер» в соответствии с человеческой целью, которая «организует» эту преобразующую встречу не в порядке игры произвола, а как закономерное космопланетарное явление. Поэтому и творчество - такой же естественный (естественно-исторический) процесс, органичный момент развития мира, как горообразование или происхождение растительных и животных видов (И. Гёте). Это дало основание В.И. Вернадскому сформулировать парадоксальный тезис: «Природа - часть культуры».

Вернадский неоднократно писал об эволюции биосферы в ноосферу, что не стоит понимать в духе «эволюционизма» школьных учебников. У Вернадского речь идет о превращении живого вещества в органы живого существа его совокупным усилием в лице

человечества, в формах человеческой жизни, которые задает от эпохи к эпохе история, превращая это усилие в поистине «геологическую силу». Будучи ученым-естествоиспытателем, В.И. Вернадский-мыслитель держался логики историзма (в полном согласии со своим кредо естествоиспытателя)5.

Когда говорят, что наша планета - мыслящий организм, это абсолютно верно. Верно - в смысле Вернадского.

Примечания

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 33. Цит. по: Сорокина МЮ. Вернадский в Париже, или О чем академик говорил с Анри Бергсоном // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. URL: http://ihst.ru/~biosphere/03-1/Sorokina.htm (дата обращения: 24.06.2013).

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки теории и истории. М.: Политиздат, 1974. См. также: Ильенков Э.В. Космология духа // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

См.: Кудрявцев В.Т., Лощилин А.Н. Глобальные проблемы человечества и творчество // Учение В.И. Вернадского и глобальные проблемы современности. М., 1988.

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.