Научная статья на тему 'Планета культуры академика Д. С. Лихачёва'

Планета культуры академика Д. С. Лихачёва Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планета культуры академика Д. С. Лихачёва»

174

Высшее образование в России • № 1, 2007

8. Рекомендовать Рособразованию в рамкахпроектов ФЦПРО на конкурсной основе провести разработку программДПО гуманитарного профиля, а также разработку и апробацию методики и технологии мониторинга процессов повышения квалификации ППС высшей школы.

9. Рекомендовать Рособразованию распространить информацию о VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию и настоящее решение в СМИ.

10. Рекомендовать Рособразованию размещение аннотаций программ ДПО, реализуемых подведомственными вузами, на сайтах Рособразования, МИРЭА, Государственной академии инноваций.

Принято 30 ноября 2006 г., Казань

Редакция планирует публикацию материалов конференции в следующих

номерах журнала

И. КОНДАКОВ, профессор Д. БОЛОТИНА, аспирант Российский государственный гуманитарный университет

К 100-летию со дня рождения выдающегося русского учёного академика Д.С. Лихачёва Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов выпустил в конце 2006 г. «Избранные труды по русской и мировой культуре» юбиляра в серии «Почетные доктора университета»1.

Это уже не первая книга академика, вышедшая посмертно. Однако работы Лихачёва-культуролога, собранные единым корпусом, под одной обложкой, изданы впервые. Это представляется глубоко продуманным и органичным, ведь многие годы автор выступал как исследователь, пропагандист и правозащитник русской культуры. Его образ мыслей, проступающий на страницах издания, можно назвать культу-роцентричным. Сборник получился цельным, логичным - и по структуре, и по концепции, хотя многие произведения автора вынужденно остались за его пределами. Книгу удачно дополняют комментарии А.А. Гусейнова и А.С. Запесоцкого, выпущенные отдельной брошюрой под симптоматичным названием «Культурология Дмитрия Лихачёва»2.

Хотя сборник составляют работы Лихачёва разных лет, их объединяет ясное, глубокое и оригинальное понимание культуры. Во-первых, «культура - это святыни народа, святыни нации, - подчеркивал Ли-

Планета культуры академика Д.С. Лихачёва

хачёв, - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» (с. 348-349). Поэтому культура предстает у него как целостное явление, как «своего рода среда, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания», как «сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные». Отсутствие у населения «своего целостного культурного и исторического прошлого», «своих культурных святынь» неизбежно приводит к искушению «оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями» (с. 349).

Во-вторых, по Лихачёву, «у природы есть своя культура» (с. 208), и «отношения природы и человека» - это «отношения двух культур, каждая из которых по-своему "социальна"». Их «встреча строится на своеобразных нравственных основаниях». Так, «культура природы» может существовать без человеческой культуры, а человеческая - не может. Отсюда пристальное внимание Лихачёва к искусству садов и парков, отсюда особое отношение к «эколо-

Рецензии. Информация

175

гии культуры» (его открытие!) - по аналогии с экологией природы, с той принципиальной разницей, что «до известных пределов утраты в природе восстановимы», а утраты памятников культуры невосстановимы, отсюда и апелляция ученого к краеведению, воспитывающему «нравственную оседлость» людей (с. 347), к науке о культуре.

В-третьих, состояние культуры, по Лихачёву, зависит от языка (и его концепто-сферы), определяющего богатство и ассоциативное многообразие национальной культуры (с. 320-323; 354-355), от верности личностности, универсализму и свободе, основанием которых является христианство (с. 364-365), и от интеллигенции, ответственной за создание и сохранение культуры. Протестуя против большевистского понимания интеллигенции как «спецов» и, вслед за А.И. Солженицыным, против «об-разованщины», Д.С. Лихачёв доказывал, что человек, пишущий, преподающий или творящий произведения искусства «по заказу, по заданию, в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном"», является не интеллигентом, а «наемником». «Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли» (с. 372). От этого зависит развитие культуры - и отдельной личности, и народа.

Брошюра «Культурология Дмитрия Лихачёва» как бы раскрывает и заостряет основные проблемы, поднятые в трудах самого академика: изучение, понимание и сохранение культуры. Её авторы постарались показать развитие современной культурологической науки и образования и то место, которое занимают в данном процессе личность Д.С. Лихачёва и его работы. А.А. Гусейнов и А.С. Запесоцкий выдвигают на первый план значение Лихачёва именно как культуролога, чьё наследие только ждёт своих исследователей (с. 6-9).

Подчёркивая целостность видения культуры выдающимся учёным, А.А. Гусейнов вместе с тем пишет, что «Лихачёв, ка-

жется, не очень любил философию, и я не знаю, насколько хорошо он её знал. Однажды он даже предложил исключить философию из числа экзаменов кандидатского минимума в аспирантуре... Каким бы, однако, ни было отношение Лихачёва к философии, его рассуждения о культуре в действительности имеют философскую природу» (с. 25). На наш взгляд, такое соотношение культурологии и философии в представлениях Д.С. Лихачёва не случайно, и сборник «Избранные труды.» вкупе с комментариями к нему демонстрирует это. Дело в том, что онтологические основания гуманитарных наук в настоящее время немыслимы без целостной науки о культуре. Культурология, предлагая новое целостное видение, берёт на себя функции, ранее принадлежавшие философии, превращаясь в универсальное средство познания мира, места в нём отдельных людей и целых народов, человеческого предназначения. Отсюда - внимание Д.С. Лихачёва к историчности культуры, единству и важности её внутренних взаимосвязей. Кроме того, как отмечает А.А. Гусейнов, «с Лихачёвым нельзя не согласиться, [что]. культура - это прежде всего и главным образом история, духовный выбор» (с. 31).

Органичное завершение культуроцент-ричность во взгляде Д.С. Лихачёва на мир нашла в тексте, венчающем сборник «Избранных трудов.». Это «Декларация прав культуры», разработанная учеными СПбГУП под руководством академика. Очень важно, что А.С. Запесоцкий называет её научным и нравственным завещанием Д.С. Лихачёва (с. 16). Будущее покажет, насколько реалистическими оказались мечты и надежды человека, посвятившего всю свою долгую жизнь русской культуре и науке о культуре.

1 Лихачев Д.С. Избранные труды по рус-

ской и мировой культуре. - СПб., 2006.

2 Гусейнов А.А, Запесоцкий А.С. Культуро-

логия Дмитрия Лихачева: Комментарии к

книге Д.С. Лихачева «Избранные труды

по русской и мировой культуре». - СПб.:

Изд-во СПбГУП, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.