5. Hazova, SA Competence competitive specialists in physical culture and sports [Text] / SA Hazova-Moscow: Publishing House of the "Academy of Natural Sciences", 2010.-216c.
6. Federal state educational standard of higher education in the field of training 100400 "Tourism" (qualification "Bachelor") ["electronic resource]. - Mode of access: http://
7. Tourism Charter and the Code of tourist [electronic resource]. - Mode of access: http://moscomtour.mos.ru/legislation/normativnye dokumenty/588201/.
8. The Declaration on the Rights of Persons with Disabilities (approved by Resolution thirteenth session of the UN General Assembly 3447 (XXX) of 9 December 1975). [Electronic resource]
/ Access mode: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/25608/ # 999
9. Fedulin, A. On the development of the GEF HPE direction "Tourism" [Text] / A. Fedulin / / Modern problems of service and turizma.-2007. - № 2.-P.80-83.
10. Manolyak, VY Formation of professional and legal competence of tourist high school students: Thesis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / VY Manolyak. - Moscow, 2007.-143c.
11. Cooper, I. Vocational education in the modern tourist etape6 Development [Text] / I. Cooper / / Culture of the Black Sea. -2012. - № 232.-p.231-233
12. Martynov, NS The problem of training future managers of tourism in the context of the global economic crisis [Text] / NS Martynov / / Ekonomika. Upravleninnya.Innovatsii. - 2010. № 1 (3.), P.57-63.
Статья поступила в редакцию: 04.06.2013 г.
УДК: 796/799
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А.Б. Лопатина - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет Пермская краевая клиническая больница №2 «Институт сердца»
Пермь
PLAN OF CONDUCTING TRAINING CAMPS AND ADAPTATION PROCESSES
А.В. Lopatina - сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
Perm National Research Polytechnic University, Perm Perm regional clinical hospital №2 «Institute of Heart»
e-mail: panachev@pstu. ru
Ключевые слова: адаптация, план учебно-тренировочных сборов, максимальный приспособительный результат.
Аннотация: проведение учебно-тренировочных сборов по стандартному единому плану закладывает в организме спортсмена механизмы долговременной адаптации. Повсеместное соблюдение такого режима, который создан в условиях учебно-тренировочных сборов, помогает спортсмену достигнуть максимального приспособительного результата.
Key words: adaptation, the plan of training camps, the maximum adaptive result
Annotationю. Organization of training camps according to standard integrated plans provides for athletes' body with the mechanisms of long-term adaptation. General observance of such conditions, which were created in the training camp helps the athlete to achieve maximum adaptive result.
Актуальность проблемы заключается в том, что организм спортсменов высокой квалификации подвергается многообразию дестабилизирующих его факторов. Смена часовых поясов, зачастую резкая и недолгая, смена режима дня и питания, обстановки и окружения приводят к расширению адаптационного резерва возможностей организма. При таком обилии меняющихся факторов стандартный план проведения предсоревновательных и учебно-тренировочных сборов остается неизменным, пожалуй, многие годы. Спортсмены высокой квалификации, много, часто и давно бывающие на сборах, выработали своеобразное приспособление к спортивному режиму, существующему на учебно-тренировочных сборах. По возвращении со сборов домой, в свою родную местность, вновь происходит изменение времени, климата, характера питания, окружения, а также и режима. Проблема сохранения спортивного режима и режима тренировок вне учебно-тренировочных сборов является актуальной как для начинающих спортсменов, так и для спортсменов высокой квалификации.
Проведение учебно-тренировочных сборов проходит по стандартному плану, составленному старшим тренером сборной совместно с сотрудниками комплексной научной группы. (Стандартный план пребывания борцов на учебно-тренировочных сборах описан в таблице 2).
План тренировок состоит из нескольких микроциклов: втягивающего, ударного, подводящего, восстановительного и соревновательного. Каждый день проводится утренняя зарядка, включающая в себя кросс и общеразвивающие упражнения. Утренняя тренировка проходит с 10.00 до 11.30 час., вечерняя с 17.00 до 18.30 час. В ходе учебно-тренировочных сборов спортсменам предъявляется нагрузка смешанной (аэробно-анаэробной) направленности. Каждая тренировка включает в себя упражнения на развитие общей и специальной физической подготовленности, совершенствование технико-тактических действий в партере и в стойке, специальные упражнения (имитационные движения, отработка приемов). По средам и субботам проводится одна утренняя тренировка, после которой борцы посещают баню. Воскресенье - день активного отдыха. Объем нагрузки оценивается стандартно по продолжительности, интенсивность по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Таблица 1
_Интенсивность нагрузки_
Тренировочная нагрузка
Соревновательная
Низкой Средней Высокой нагрузка
интенсивности интенсивности интенсивности
Ступени 1 2 3 4 5 6 7 8
интенсивн
ости
ЧСС за 10 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 > 32
сек
ЧСС за 1 108- 120- 132- 144- 156- 168- 180- > 192
мин 114 126 138 150 162 174 186
Рассчитана динамика нагрузки для планомерного подведения спортсмена к пику формы. Динамика нагрузки высококвалифицированных дзюдоистов во время учебно-
дни учебно-тренировочного сбора
тренировочных сборов представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Динамика нагрузки, предъявляемой высококвалифицированным дзюдоистам в
течение учебно-тренировочных сборов
Величина нагрузки высчитывалась по указанной формуле: продолжительность нагрузки (мин) умножалась на ступень интенсивности и измерялась в условных единицах (у.е.).
Теория адаптации и закономерности приспособления к физическим нагрузкам и другим факторам среды, как внешней, так и внутренней, основывается на формировании сначала, при кратком действии раздражающего фактора, «срочной» адаптации, а затем уже, при повторяющихся влияниях раздражителя, и стойкой, долговременной адаптации (Ф.З.Меерсон, М.Г. Пшенникова. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам). При рассмотрении ситуации пребывания спортсмена высокой квалификации на учебно-тренировочных сборах большую часть времени, складывается представление о возможности пребывания вне сборов как выход из привычной среды, к которой спортсмен благодаря грамотному режиму привыкает быстро и устойчиво. Такое пребывание в условиях сборов возможно рассматривать как «долговременную» адаптацию, в то время как пребывание вне сборов (на соревнованиях или в родной местности), как «срочную» Следовательно, для продления тренировочного эффекта при пребывании атлета вне учебно-тренировочных сборов, должно по возможности максимально копировать режим учебно-тренировочных сборов. Понятие «спортивный режим», так стойко вошедшее в обиход не только спортсменов, имеет под собой ещё и физиологический смысл.
Заключение: моделирование условий учебно-тренировочных сборов вне их поддерживает тренировочный эффект, обеспечивая организму спортсмена максимальный приспособительный результат.
Литература
1. Лопатина, А.Б. Оценка эффективности СКЭНАР - воздействия в тренировочном процессе высококвалифицированных дзюдоистов. // Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / А.Б. Лопатина -ЧГИФК. Чайковский, 2004. - 158 с.
2. Лопатина, А.Б. Изучение адаптационных реакций в спорте высших достижений: моногр./ А.Б. Лопатина -Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 155 с.
3. Меерсон, Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова / -М.: Медицина, 1988. - 248 с.
4. Свищев, И.Д. и др. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. / И. Д. Свищев и др. Дзюдо - М.: Советский спорт, 2003. -112 с.
5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье - М.: Медгиз, 1960, С. 10-70.
Bibliography:
1. Lopatin, AB Evaluating the effectiveness of SCENAR - the impact in training highly skilled sportsmen. / / Diss. for the degree of PhD. ped. Science/ABLopatin-CHGIFK.Tchaikovsky,2004.-158p.
2. Lopatin, AB The study of adaptive responses in elite sport: monograph. / AB Lopatin-Perm: Perm Acad. State. tehn. University Press, 2009. -155p.
3. Meyerson, FZ, Pshennikova MG Adaptation to the stress and physical stress situations FZ Meyerson, M. Pshennikova /-M.: Medicine, 1988. -248.
4. Svishchev, ID Judo and others. Training program for institutions of further education. / I. Svishchev etc. Judo -Moscow: Soviet Sport, 2003. -112C.
5. Selye, H. Essays on adaptation syndrome / G.Selje - M: Medgiz, 1960, pp. 10-70.
Статья поступила в редакцию: 1.05.2013 г.
Таблица 2
План проведения учебно-тренировочных сборов
День УТС День недели Нагрузка у.е. Время, мин Интенсивность Содержание тренировки
1 Пн 07.00-08.00 - исследование
270 90 3 УТ ОФП - 30 мин, СФП - 10 мин, СУ - 50 мин Исследования
340 105 3 ВТ ОФП - 30 мин, СФП - 25 мин, СУ - 30 мин, СП - СТТД ст. - 20 мин
2 Вт 100 40 2,5 зар. кросс - 20 мин (3 км), ОРУ 20 мин
350 100 3,5 УТ ОФП - 30 мин, СУ - 40 мин, СП - СТТД ст. -5 мин, СТТД п. - 25 мин
350 100 3,5 ВТ ОФП - 30 мин, СФП - 20 мин, СУ - 20 мин, СП - СТТД ст. 15 мин, СТТД п. - 15 мин
3 Ср 40 20 2 зар. ОРУ - 20 мин
240 60 4 УТ кросс - 20 мин (4 км), игра - 20 мин Баня
4 Чт 100 40 2,5 зар. кросс - 20 мин (4 км), ОРУ - 20 мин
270 90 3 УТ ОФП - 30 мин, СФП - 30 мин, СУ - 30 мин
315 90 3,5 ВТ ОФП - 30 мин, СФП - 20 мин, СУ - 20 мин, СП - СТТД ст. - 20 мин
5 Пт 100 40 2,5 зар. кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин
360 90 4 УТ ОФП - 30 мин, СУ - 35 мин, СП - СТТД п. и ст. - 25 мин
360 90 4 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 30 мин, СП - СТТД п. и ст. - 30 мин
6 Суб 40 20 2 зар. ОРУ - 20 мин
135 45 3 УТ кросс - 20 мин (4 км), игра - 25 мин Баня
7 Вс 120 60 2 активный отдых
8 Пн 120 40 3 зар. кросс - 20 мин. (4 км), ОРУ - 20 мин.
315 90 3,5 УТ ОФП - 30 мин, СФП - 20 мин, СУ - 20 мин, СП - СТТД п. - 5 мин, СТТД ст. - 15 мин
180 60 3 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 25 мин, СП - СТТД п. 5 мин
9 Вт 120 40 3 зар. кросс - 20 мин (4 км), ОРУ - 20 мин
315 90 3,5 УТ ОФП - 30 мин, СФП - 20 мин, СУ - 15 мин, СП - СТТД п. - 5 мин, СТТД ст. - 20 мин
360 90 4 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 35 мин, СП - СТТД п. и ст.-25 мин
10 Ср 40 20 2 зар. прогулка - 15 мин; ОРУ - 25 мин
135 45 3 УТ кросс - 20 мин (5 км), игра - 25 мин Баня
Продолжение таблицы 2
11 Чт 07.00-08.00 - исследование
315 90 3,5 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 30 мин, СП - СТТД п. -10 мин, СТТД ст. - 20 мин
12 Пт 100 40 2,5 зар. кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин
270 90 3 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 30 мин, СП - СТТД п. и ст. -30 мин
13 Суб 40 20 2 зар. ОРУ - 20 мин
135 45 3 УТ кросс - 20 мин (4 км), ОРУ - 25 мин баня
14 Вс 120 60 2 активный отдых
15 Пн 80 40 2 зар. кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин
180 60 3 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 10 мин, СП - СТТД п. и ст.-20 мин
16 Вт 80 40 2 зар. кросс - 20 мин, ОРУ - 20 мин
210 70 3 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 10 мин, СП - СТТД п. и ст. -30 мин
17 Ср 180 60 3 УТ кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин, игра -20 мин баня
18 Чт 80 40 2 зар. кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин
150 60 2,5 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 10 мин, СП - СТТД п. -10 мин, СТТД ст. - 10 мин
19 Пт 80 40 2 зар кросс - 20 мин (3 км), ОРУ - 20 мин
180 60 3 ВТ ОФП - 30 мин, СУ - 10 мин, СП - борьба - 20 мин
20 Суб 150 60 2,5 УТ ОФП - 20 мин, СУ - 20 мин, игра - 20 мин
21 Вс 800 Соревнования
зар. - зарядка
УТ - утренняя тренировка
ВТ - вечерняя тренировка
ОФП - общая физическая подготовка
СФП - специальная физическая подготовка
ОРУ - общеразвивающие упражнения
СУ - специальные упражнения
СП - специальная подготовка
СТТДп - совершенствование технико-тактических действий в партере СТТДст - совершенствование технико-тактических действий в стойке