Научная статья на тему 'План — на 100 лет вперед. Общество военно-морской истории Великобритании и источники по истории Российского флота'

План — на 100 лет вперед. Общество военно-морской истории Великобритании и источники по истории Российского флота Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лихарев Дмитрий Витальевич

Общество военно-морской истории (Navy Records Society) — одна из старейших исторических ассоциаций Великобритании. Это объединение профессиональных историков-маринистов и любителей военно-морской истории возникло на волне роста интереса к проблемам военного флота и морской политики Британской империи в последние два десятилетия XIX в. Интерес общественного мнения к военному флоту в Англии нынешнего столетия рассматривается как обстоятельство само собой разумеющееся, и большинство англичан убеждены, что такое положение дел существует, как минимум, со времен Нельсона. Однако это не так. Несмотря на то, что флот являлся важнейшим инструментом военной политики и дипломатии Лондона и играл на протяжении столетий огромную роль в истории Англии, пристальный интерес к нему английской общественности насчитывает чуть более ста лет. В 80-е годы прошлого века капитан 1 ранга Сеймур Фортескью писал, что за пределами крупных военных портов «невежество британской публики во всем, что касается военного флота, может быть охарактеризовано как колоссальное»1. Со времен окончания наполеоновских войн и до конца XIX в. вопрос защиты морских рубежей ни разу не тревожил умы рядовых англичан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plan for 100 Years in Advance

«Plan for 100 Years in Advance» this is the article by Doctor of Historical Sciences D.Likharev in which he depicts the Society of Naval history of the Great Britain. The author while describing this Society simulteneously writes about the sources on the history of the Russian Navy which are deposited in the British Archives. This Society is working steadily, with confidence, and it is planning its activity for 100 years in advance.

Текст научной работы на тему «План — на 100 лет вперед. Общество военно-морской истории Великобритании и источники по истории Российского флота»

ПЛАН — НА 100 ЛЕТ ВПЕРЕД

ОБЩЕСТВО ВОЕННО-МОРСКОЙ ИСТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Дмитрий Витальевич ЛИХАРЕВ,

доктор исторических наук, профессор

Общество военно-морской истории (Navy Records Society) — одна из старейших исторических ассоциаций Великобритании. Это объединение профессиональных историков-маринистов и любителей военно-морской истории возникло на волне роста интереса к проблемам военного флота и морской политики Британской империи в последние два десятилетия XIX в. Интерес общественного мнения к военному флоту в Англии нынешнего столетия рассматривается как обстоятельство само собой разумеющееся, и большинство англичан убеждены, что такое положение дел существует, как минимум, со времен Нельсона. Однако это не так. Несмотря на то, что флот являлся важнейшим инструментом военной политики и дипломатии Лондона и играл на протяжении столетий огромную роль в истории Англии, пристальный интерес к нему английской общественности насчитывает чуть более ста лет. В 80-е годы прошлого века капитан 1 ранга Сеймур Фортескью писал, что за пределами крупных военных портов «невежество британской публики во всем, что касается военного флота, может быть охарактеризовано как колоссальное»1. Со времен окончания наполеоновских войн и до конца XIX в. вопрос защиты морских рубежей ни разу не тревожил умы рядовых англичан.

Историк тщетно будет искать материалы о проблемах военного флота в английской печати 60—70-х годов прошлого столетия. Только в лондонской «Таймс» да нескольких местных газетах, выходивших в больших приморских городах, можно было изредка встретить заметки на морскую тематику. В те времена все, что касалось военного флота, считалось запутанным, неинтересным и узким делом специалистов. Следствием молчания прессы было безразличие среднего англичанина. Морское господство понималось рядовыми гражданами довольно абстрактно — оно считалось чем-то вроде неотъемлемого права, которое ни в коем случае не может быть утрачено. Вопросы военно-морской стратегии и тактики никого не интересовали и были целиком оставлены на усмотрение экспертов. Военно-морская история считалась сухой и нудной хроникой. Из сочинений на морскую тематику спросом пользовались только «захватывающие истории» Фредерика Марриета.

Так продолжалось до тех пор, пока положение Англии как сильнейшей морской державы основывалось на подавляющем численном превосходстве ее парусных линейных кораблей. Основные параметры трехдечного парусного линейного корабля сформировались еще в конце XVII в.; и с тех пор конструкция корабля, его артиллерия и тактика морских сражений оставались практически

неизменными на протяжении почти 200 лет. Парусники могли оставаться в составе флота и по 40, и по 60 лет, не утрачивая своей боевой ценности. Многие линейные корабли Нельсона, громившие франко-испанский флот в Трафальгарском сражении, приняли позже участие и в Крымской войне 1853—1856 гг.

Положение дел в корне изменилось с наступлением эпохи парового броненосного флота. Стремительное и перманентное совершенствование силовых установок, паровых, электрических и гидравлических систем, броневой защиты и нарезной артиллерии делало военный корабль устаревшим уже через десять лет со дня его спуска на воду. Создание принципиально новых и дорогостоящих систем вооружения требовало больших финансовых затрат, и английские военные моряки впервые столкнулись с проблемой получения необходимых денежных средств. В условиях прочных парламентских традиций и влиятельного общественного мнения военно-морскому ведомству нужно было как-то обосновывать свои притязания. Два последних десятилетия XIX в. дают первые примеры манипулирования общественным мнением со стороны руководителей Адмиралтейства путем воздействия на него через прессу, использования в этих целях талантливых журналистов и влиятельных периодических изданий. В целях привлечения внимания к проблемам флота устраивались показные морские маневры, экскурсии граждан на военные корабли. Эти усилия дали свои плоды.

Многие историки справедливо называют конец XIX — начало XX столетия эпохой «нового маринизма». То был период зарождения и господства теорий морской мощи А.Т. Мэхена и Ф.Коломба, влияние которых вышло далеко за рамки Адмиралтейства и морских штабов. Это было время, когда в коридорах власти Лондона и Вашингтона, Берлина и Петербурга, Рима и Парижа, Вены и Токио непоколебимо верили, что без большого военного флота нет благополучия и процветания нации, нет эффективной внешней политики, нет статуса «великой державы».

Именно на волне этого ажиотажа и было создано Общество военно-морской истории. Его «отцами-основателями» могут считаться три человека. Главным инициатором выступил Джон Нокс Лафтон, получивший блестящее университетское образование в Кембридже, а затем с 1853 г. около двадцати лет прослуживший на военном флоте. В 70—80-х годах он преподавал в военно-морских колледжах и Королевской военной академии. В 1885 г. профессор Д.Н. Лафтон издал письма и донесения адмирала Нельсона. Его инициатива нашла горячий отклик у лорда Томаса Брассея, занимавшего пост гражданского лорда Адмиралтейства в составе второго кабинета У. Гладстона (1880—1885 гг.). В 1886 г. Т.А. Брассей основал знаменитый военно-морской ежегодник, впоследствии «Брассей'з Нэйвал Энньюал», который издается по сей день. Одновременно на призыв Лафтона откликнулся талантливый журналист, военно-морской обозреватель «Таймс» Уильям Лайярд Клауэс, впоследствии опубликовавший фундаментальный 7-томный труд по истории британского военного флота2.

Их замысел сразу нашел поддержку у официальных властей. 13 июня 1893 г. состоялось учредительное собрание, на котором было провозглашено создание Общества военно-морской истории. Председательствовал на собрании адмирал Киприн Бридж. С самого начала все было поставлено на солидную основу. Патроном организации стал адмирал принц Альфред, герцог Эдинбургский — второй сын королевы Виктории. С тех пор патроном Общества военно-морской истории традиционно выступает кто-либо из представителей королевского дома. В настоящее время таковым является принц Филипп. Первым президентом Общества был избран тогдашний морской министр лорд Джон Спенсер. Всего в работе учредительного собрания приняли участие 56 человек. Когда три недели спустя, 4 июля 1893 г., было созвано общее собрание для решения организационных и рабочих вопросов, к Обществу изъявили желание присоединиться еще 95 человек. Через год число его членов возросло до 304 человек.

За сто лет существования ассоциации количество ее членов никогда не превышало 1000 человек. Высший пик пришелся на 1978 г., когда в Обществе состояли 940 членов. В настоящее время эта организация объединяет 750 единомышленников. Изначально установлен ежегодный членский взнос в размере одной гинеи (1,05 ф.ст.). Постепенно эта сумма возросла до 15 ф.ст., а с 1994 г. было решено взимать с каждого по 30 ф.ст. ежегодно. За счет этих денег покрываются издательские расходы. Взнос одновременно является и подпиской на публикации Общества текущего календарного года.

Членами организации в разное время состояли многие знаменитости — адмиралы, историки, морские министры, известные политики. В их числе можно назвать адмиралов Чарльза Бересфорда, Розлина Уэстер-Уэмисса, Осмонда де Брока. Однако самые выдающиеся реформаторы и флотоводцы первой трети XX века Дж. А.Фишер, Дж. Р.Джеллико, Д. Битти — в Общество не входили. Среди известных военно-морских теоретиков и историков, присоединившихся в разное время к организации и внесших свою лепту в публикацию анналов военно-морской истории Великобритании, были Филипп Коломб, Джулиан Корбетт, Герберт Ричмонд, Стефен Роскилл и др. Общество военно-морской истории может похвалиться и такими выдающимися членами, как Арчибальд Розбери, Генри Кемпбелл-Баннерман, Джозеф Чемберлен и Артур Бальфур.

В Общество открыт доступ и иностранцам. С момента учреждения ассоциации в ее ряды вступил французский историк-маринист Альфред Спон. Десятый том документальных публикаций, изданных под эгидой Общества, «Письма и документы, касающиеся войны с Францией. 1512—1513», уникален, поскольку он составлен и отредактирован французским специалистом3. Пожалуй, самым выдающимся иностранцем, когда-либо состоявшим в организации, может считаться американский адмирал А.Т. Мэхен. Из наших соотечественников в Общество были приняты Зиновий Петрович Рожественский, служивший в 90-х годах прошлого века русским военно-морским атташе в Лондоне. Тот самый Рожественский, который в годы русско-японской войны провел через три океана вторую Тихоокеанскую эскадру и потерял почти все свои корабли в Цусимском сражении. Сейчас в Обществе состоят несколько иностранцев, в основном военно-морские теоретики и историки из США и Канады. Джеральд Грэхем, Пол Халперн, Джон Хаттендорф и Джон Сумида — наиболее известные из них.

Уже на первом организационном собрании Общества военно-морской истории 4 июля 1893 г. были определены его основные цели и задачи. Учредители постановили, что первой и главной задачей объединения будет поиск и публикация архивных документов по истории военного флота Великобритании. Предполагалось также переиздание редких книг по военно-морской стратегии и тактике, истории флота и перевод этих работ на иностранные языки.

Главной заслугой ассоциации, несомненно, является публикация архивных источников. За 105 лет, прошедших со времени его основания, издано 135 томов документов, научное значение которых огромно и выходит далеко за рамки узкой военно-морской тематики. Первые два тома, составленные и отредактированные профессором Дж. Н.Лафтоном — «Государственные документы, касающиеся разгрома испанской армады в году 1588» были изданы уже в 1893 г.4

Многие публикации документов, осуществленные Обществом, могли бы послужить ценным источником для отечественных специалистов, занимающихся российской историей. Это особенно актуально сегодня в связи с праздновавшимся недавно 300-летием Российского флота. Среди таковых можно назвать том 15-й — «История Российского флота в царствование Петра Великого в изложении англичанина-современника», — изданный в 1901 г. под редакцией адмирала Киприана Бриджа5. В 1943—1944 гг., несмотря на трудности военных лет, были опубликованы три тома донесений и рапортов адмиралов и командиров кораблей британских эскадр, участвовавших в морских операциях против России на Черном и Балтийском морях в годы Крымской вой-

ны6. Редакторами и составителями этих томов выступили капитан 1 ранга А.К. Дьюар и историк Д.Боннер-Смит.

Вплоть до сравнительно недавнего времени Общество имело возможность публиковать только те документы, которые относились к событиям, достаточно отдаленным во времени, как правило, — XVI—XIX вв. Лишь в конце 50-х годов члену ассоциации капитану 3 ранга Питеру Кемпу была открыта возможность работы с документами по реформам флота начала XX в. Результатом его изысканий стали два тома «Архива Фишера», вышедшие в свет в 1960 и 1964 гг. соответственно7. Почин был сделан. За двухтомником П.К. Кемпа последовали «Архив Джеллико» (2 т., 1966—1968) под редакцией А.Т. Пат-терсона, «Архив Кейса» (3 т., 1972—1981) под редакцией П. Дж. Халперна, «Архив Поллена» (1984) под редакцией Дж. Т.Сумиды, «Англо-американские морские отношения. 1917—1919» (1992) под редакцией М. Симпсона, «Архив Битти» (2 т., 1989—1993) — редактор Б.М. Ранфт8. Это далеко не полный перечень публикаций документов Общества по проблемам истории британского флота первой трети XX в. Многие из перечисленных выше томов содержат ценную информацию, проливающую дополнительный свет на позицию руководителей британского военно-морского ведомства по отношению к участию флота в операциях против советской России во время гражданской войны и интервенции.

Столетняя годовщина деятельности Общества ознаменовалась изданием юбилейного тома «Британские военно-морские документы. 1204—1960», объемом свыше 1100 страниц9. Общество вполне успешно преодолевает периодически возникающие финансовые и издательские трудности, и его руководство с оптимизмом смотрит в будущее. Во всяком случае, в течение последующих ста лет они по-прежнему планируют издавать по два тома документов в год.

1 Marder A.J. The Anatomy of British Sea Power. A History of the British Naval Policy in the Pre-Dreadnought Era. 1880—1905. New York. 1940. P.44.

2 Clowes W.L. The Royal Navy. A History from the Earliest Times to the Death of Queen Victoria. 7 vols. London, 1897 — 1903.

3 Letters and Papers Relating to the War with France. 1512 — 1513 / ed. by A.Spont. London. 1898.

4 State Papers Relating to the Defeat of Spanish Armada, Anno 1588 / ed. by J.K.Laughton. 2 vols.

London. 1893.

5 History of the Russian Fleet During the Reign of Peter the Great, by a Contemporary Englishmen

/ ed. by C.Bridge. London. 1901.

6 Russian War. 1854. Baltic and Black Sea Official Correspondence / ed. by D.Bonner-Smith & A.C.Dewar. London. 1943; Russian War. 1855. Baltic Official Correspondence / ed. by D.Bonner-Smith. London. 1944; Russian War. 1855. Black Sea Official Dispatches / ed. by A.C.Dewar. London. 1944.

7 Papers of Admiral Sir John Fisher / ed. by P.K.Kemp. 2 vols. London. 1960 — 1964.

8 The Jellicoe Papers / ed. by A.T.Patterson. 2 vols. London. 1966 — 1968; The Keyes Papers / ed. by P.G.Halpern. 3 vols. London. 1972 — 1981; The Pollen Papers. The Privately Circulated Works of Arthur Hungerford Pollen. 1901 —1916 / ed. by J.T.Sumida. London. 1984; Anglo-American Naval Relations. 1917 — 1919 / ed. by M.Simpson. London. 1991; The Baetty Papers. Selections from the Private and Official Correspondence of Admiral of the Fleet Earl Beatty. 1902—1927 / ed. B.Mcl.Ranft. 2 vols. London. 1989 — 1993.

9 British Naval Documents. 1204 — 1960 / ed. by J.B.Huttendorf, R.J. B.Knight, N.A.M.Rodger &

L.G.Till. London. 1993.

SUMMARY. «Plan for 100 Years in Advance» this is the article by Doctor of Historical Sciences D.Likharev in which he depicts the Society of Naval history of the Great Britain. The author while describing this Society simulte-neously writes about the sources on the history of the Russian Navy which are deposited in the British Archives. This Society is working steadily, with confidence, and it is planning its activity for 100 years in advance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.