Научная статья на тему 'Плакат в США в 1890-гг. : основные особенности'

Плакат в США в 1890-гг. : основные особенности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1045
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плакат в США в 1890-гг. : основные особенности»

УДК 769.91(73)

Е.А. Петухова

Институт бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург

ПЛАКАТ В США В 1890-ГГ.: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Такое понятие, как американский плакат конца XIX в., сложно оставить без внимания. Широкий круг имен, интересный список заказчиков и высокое художественное качество делают его материалом, прекрасно подходящим для исследования. Однако несмотря на внушительное количество самих существовавших афиш, период их популярности и наивысших художественных достижений был совсем недолгим: «Плакатное сумасшествие, как его называли современники, было в моде между 1894 и 1896 гг... Но в следующем году - 1897 - оно стало медленно утихать». Тем не менее, лучшие образцы американского плакатного искусства тех лет продолжали пользоваться успехом. Американский плакат не стал итогом многолетней местной творческой эволюции - данный факт подтверждается в существующих исследованиях. В его основе лежат достижения английской и французской афиши, находившихся к середине 1890-х гг. в своем расцвете. На наш взгляд, смешение двух данных влияний характерно сугубо для Америки. Другой особенностью, присущей только данной стране, является наличие нескольких плакатных центров - крупных городов, таких как Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия. Здесь невозможно выделить одну столицу, в которой сосредотачивалась вся художественная жизнь. Кроме того, явлением, активно развивавшим плакатное искусство по всей стране, становится выпуск многочисленной периодической прессы. Таким образом, общая характеристика появления и развития афиши из США, а также ее основных художественных особенностей на примере некоторых конкретных произведений становятся главными задачами настоящей статьи.

Историография по данному вопросу не слишком обширна: отсутствуют специализированные источники и публикации последних лет. Одним из самых ранних упоминаний является труд английского критика Чарльза Хайетта (1895), где еще только зарождающемуся

299

искусству американской афиши отводится отдельная глава. Стоит отметить журнальные статьи рубежа Х1Х-ХХ вв., а также исследование плакатного искусства Джона Берникоата. Одним из интереснейших новейших изданий можно считать книгу «Уличный салон. Иллюстрированная афиша», где американская афиша рассматривается наряду с достижениями мастеров из европейских стран. Таким образом актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

Как уже упоминалось, фактором, активно развивавшим плакатное искусство в США, является выпуск многочисленной периодической прессы, причем обозначился он задолго до середины 1890-х гг.: «Издательские фирмы были ответственны за первое появление художественного плаката, который уже тогда отличался от анонимной продукции коммерческих фирм...С 1880-х гг., а возможно и ранее, американские журналы выставляли афиши в витринах, чтобы привлечь внимание к своим праздничным номерам.. .Эти плакаты были разработаны и гравированы художниками, бывшими сотрудниками журналов, при этом они подписывали эти афиши так, будто это были их отдельные заказы. С художественной точки зрения работы были не слишком впечатляющими - выглядели скорее как иллюстрированная страница, нежели чем плакат». Становится ясно, что местная афиша ранних лет уже пыталась знакомить общественность с этим новым явлением художественно и рекламного толка. Однако толчок к развитию был сделан с помощью достижений извне: «Издатели Харперс были впечатлены происходящим в Париже и решили принести новое искусство плаката в Америку. В 1889 г. они заказали Эжену Грассе Рождественскую афишу. В 1890 г. общество Гролиер стало спонсором первой плакатной выставки в Америке, где преобладали работы

Жюля Шере». Исходя из вышесказанного, становится ясно, что именно периодические издания оказывали решающее влияние на появление афиши в Америке, и тематика журнального плаката является здесь главенствующей.

История плакатного творчества в США связана в первую очередь с такими изданиями, как «Харперс», «Сенчури», «Сан», «Липпинкоттс», «Шап Бук». Практически каждый номер представлялся новой афишей, к тому же установившейся практикой стало появление объявлений к специальным праздничным выпускам. Важной чертой стало долговременное сотрудничество журналов с определенным художником, чей почерк становился фирменным знаком издания и формировал его облик в рекламной сфере. Так, например, лучшие дизайны афиш для «Липпинкоттс» создавал Уилл Каркевилль - художник, работавший исключительно с данным изданием. Неразрывно связаны Уилл Бредли и «Шап Бук». В течение 18951896 гг. мастером были созданы различные дизайны для журнала, каждый из которых стал широкого известен и востребован собирателями плакатов по всему миру. Более подробно мы бы хотели рассмотреть сотрудничество двух изданий и двух мастеров соответственно, поскольку афиши, ставшие результатом совместной деятельности, являются наиболее характерными и известными в плакатном искусстве США 1890-х гг.

Одним из первых иллюстрированных изданий в Америке является журнал «Харперс», появившийся в 1850 г. в Нью-Йорке и выпускающийся по сей день. С его деятельностью связано творчество Эдварда Пенфилда - один из крупнейших представителей плакатного искусства 1890-х гг., которого называют «отцом» американской афиши. Этот мастер проработал в «Харперс» 7 лет и оставался не просто художником-сотрудником, а достиг должности художественного директора. К каждому выпуску ежемесячно Пенфилд создавал новый оригинальный рекламный дизайн.

Афиша к мартовскому номеру «Харперс» от 1895 г. демонстрирует стиль художника: большие плоскости цвета, разделенные четкими контурами, минимализм деталей, ограни-

300

ченная палитра в рамках каждой работы, ироничность замысла. Получившиеся композиции будто застывают перед зрителем, стремясь ухватить нужное мгновение. Все эти факторы как нельзя более эффективны для искусства плаката. В афишах Пенфилда чувствуется графич-ность, стремление к силуэтности фигур и простоте средств выражения, присущие плакату английской школы. Но вместе с тем в работах мастера цвет не просто заполняет плоскость листа и привлекает глаз зрителя, кажется, что его оттенки подобраны очень тщательно, чтобы создать в высшей степени гармоничную палитру. Особенностью творчества самого Пен-филда, на наш взгляд, является эстетика получившейся работы, которая производит впечатление изысканности и элегантности. К этому нужно добавить ту легкую иронию, содержащуюся в его произведениях, которая добавляет им нередко необходимое чувство несерьезности. Это можно отметить в рассматриваемой работе: изображена молодая женщина, которая, удерживая одной рукой свою шляпку, пытается поймать закрученный порывом ветра и улетающий от нее номер «Харперс». Вместе с ней хочет ухватить журнал «мартовский» белый заяц. Последняя деталь кажется особенно очаровательной и создает столь нужную перекличку с рекламой указанного месяца. Сотрудничество Эдварда Пенфилда с журналом «Харперс»

- одно из заметнейших явлений в плакатном искусстве 1890-х гг. Именно его деятельность положила начало рекламному плакату для периодической прессы в Америке. Его роль -зачинателя новой местной традиции - можно сравнить с ролью Жюля Шере во Франции.

Нью-Йоркская газета «Сан», одна из старейших в стране, также заручалась поддержкой рекламного плаката, стремясь привлечь новых читателей и поразить уже имеющихся. Наиболее яркие и известные образы являются результатом совместной работы с Луисом Ридом - наравне с Пенфилдом крупнейшим мастером американской афиши конца XIX в. Следует отметить, что это единственный мастер из Америки, успешно работавший в Европе и особенно известный во Франции - в 1897 г. прошла его персональная выставка в Салоне Ста.

Обращаясь к творчеству Луиса Рида, немаловажно отметить факт его ученичества

у прославленного Эжена Грассе, ориентация на которого является очевидной. Стилизованные женские образы, восходящие к исканиям прерафаэлитов, нередко напоминающие девушек с полотен Сандро Боттичелли, прочно вошли в творчество Рида. Афиша для газеты «Сан» 1894 г. - пример работы художника. На фоне линеарно проработанного пейзажа в стиле модерн представлена женская фигура, своим жестом призывающей нас быть внимательными. Возможно, ее задача привлечь зрителя к тексту в афише, говорящему о том, что реклама в газете «Сан» дает лучшие результаты. Но наиболее мощным средством завоевания внимания аудитории в данной работе, и в творчестве художника в целом, является интенсивный необычный в своей цветовой гармонии колорит. В отличие от Пенфилда Луис Рид в богатстве палитры ориентируется на достижения французского и даже бельгийского модерна, представляющих живописный и роскошный вариант этого стиля. Заметно, что английская традиция у мастера никак не проявляется. К тому же, нужно добавить, что в выборе цвета Рид демонстрирует индивидуальный подход: его колорит всегда глубокий насыщенный. Он дает нужный эффект декоративности. А присущая художнику любовь к деталям создает иногда практически цветовую мозаику. Любимые оттенки мастера - интенсивные синий, желтый, красный, лазурно-голубой, бордовый и, наконец, ультра зеленый и желтый - дают то современное решение стилизованным под прошлые эпохи образам, которое так необходимо для такого произведения, как рекламная афиша. Кроме того, возвращаясь к проблеме использования линии художником, нужно отметить его высочайшее мастерство рисовальщика, манера которого всегда четкая и уверенная.

301

Рассматриваемый нами плакат оценен в книге Чарльза Хайетта, отметившего на примере этой работы сильные стороны Рида: «К наиболее важным из его работ, хотя и не самым крупным, относятся образы, которые он выполнил для нью-йоркского «Сан». В одном из этих очень смелых произведений темно-красное солнце сияет на золотом небе. Земля - зеленая, тропинка и деревья - голубые, в то время как костюм девушки выполнен бордовым и красным. Следует признать, что его цветовая схема выглядит весьма пугающе, но Рид сумел создать колористическую систему все же искусную и убедительную одновременно». На наш взгляд, достижения Луиса Рида прекрасно вписываются в стилистику эпохи и должны были быть, несомненно, близки и интересны европейской публике, почитавшей декоративность и роскошность искусства Ар Нуво.

Завершая данную статью, стоит подвести итоги поставленных в начале задач и в целом охарактеризовать рассмотренный материал. Плакатное искусство Северной Америки в 1890-е гг. явление не менее широкого плана, чем в других странах и даже главенствующей в этой области Франции. Упомянутые мастера - Эдвард Пенфилд, Луис Рид, Уилл Бредли, а также многие другие, создали целый ряд интереснейших работ, дающих широкие возможности для их изучения. Как уже не раз отмечалось, традиция американской рекламной афиши, несмотря на давнюю историю не столь самобытна, и опирается на достижения крупнейших плакатных школ - Англии и Франции. Но индивидуальные черты и особенности тоже присутствуют. Местное художественное решение ставит во главу четкость линейного решения в сочетании с эффектной цветовой палитрой, но за всем этим лишает плакат особой сюжетной составляющей. Здесь можно выявить идею, заданный зрителю вопрос, но воссоздать или придумать случившуюся историю нельзя. На наш взгляд, такая трактовка и указанные выше средства выразительности сближают американскую афишу более всего с традициями Англии. Факт активнейшей роли периодической прессы в искусстве плаката своей страны, является главной местной отличительной особенностью, которая определила круг выбранных работ. Данные выводы становятся основой для будущего рассмотрения плаката США 1890-х гг. как темы малоизученной и представленной значительными мастерами и произведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.