Научная статья на тему 'Плакат как средство мотивации жителей к улучшению экологического состояния города (на примере Новосибирска)'

Плакат как средство мотивации жителей к улучшению экологического состояния города (на примере Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
908
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА / СОРТИРОВКА ОТХОДОВ / МОТИВАЦИЯ / ПЛАКАТ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ECOLOGY / ECOLOGICAL CONDITION OF THE CITY / WASTE SORTING / MOTIVATION / POSTER / VISUAL LANGUAGE / VISUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ковган Валерия Алексеевна,

Статья посвящена влиянию плаката на отношение жителей современного города к решению проблемы его экологического состояния. Приводятся результаты онлайн-опроса жителей Новосибирска по поводу их информированности о правилах сортировки и раздельном сборе отходов, готовности принимать в нём участие. В результате анализа экологических плакатов выявляются элементы визуального языка, с помощью которых можно донести до адресата важность проблемы загрязнения окружающей среды и побудить к действиям, направленным на её решение. Помимо традиционных способов повышения эффективности воздействия плаката рассматриваются новые технологии и средства коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Posters as a means of encouraging residents to improve the ecological state of the city (on the example of Novosibirsk)

This article presents research on the influence of posters on the attitudes of the city residents towards ecological problems. In it are presented results of an online survey of residents of Novosibirsk regarding their awareness of rules for sorting waste for collection. Analysis of ecological posters reveals elements of visual language which can be used to convey the importance of environmental pollution to viewers and encourage them to take action accordingly. In addition to traditional methods of increasing the posters effectiveness, new technologies and means of communication are being considered.

Текст научной работы на тему «Плакат как средство мотивации жителей к улучшению экологического состояния города (на примере Новосибирска)»

В.А. Ковган, студент

Научный руководитель — В.Н. Курилов, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств V. Kovgan, student

Scientific advisor V. Kurilov, Associate Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Плакат как средство мотивации жителей к улучшению экологического состояния города (на примере Новосибирска)

Posters as a means of encouraging residents to improve the ecological state of the city (on the example of Novosibirsk)

Статья посвящена влиянию плаката на отношение жителей современного города к решению проблемы его экологического состояния. Приводятся результаты онлайн-опроса жителей Новосибирска по поводу их информированности о правилах сортировки и раздельном сборе отходов, готовности принимать в нём участие. В результате анализа экологических плакатов выявляются элементы визуального языка, с помощью которых можно донести до адресата важность проблемы загрязнения окружающей среды и побудить к действиям, направленным на её решение. Помимо традиционных способов повышения эффективности воздействия плаката рассматриваются новые технологии и средства коммуникации.

Ключевые слова: экология, экологическое состояние города, сортировка отходов, мотивация, плакат, визуальный язык, визуальная коммуникация

This article presents research on the influence of posters on the attitudes of the city residents towards ecological problems. In it are presented results of an online survey of residents of Novosibirsk regarding their awareness of rules for sorting waste for collection. Analysis of ecological posters reveals elements of visual language which can be used to convey the importance of environmental pollution to viewers and encourage them to take action accordingly. In addition to traditional methods of increasing the posters effectiveness, new technologies and means of communication are being considered.

Keywords: ecology, ecological condition of the city, waste sorting, motivation, poster, visual language, visual communication

Одной из важных задач современного мира является борьба с загрязнением окружающей среды. На сегодняшний день в России функционирует около трёхсот мусороперерабатывающих предприятий [6], однако отсутствие культуры обращения с бытовыми отходами, низкий уровень экологической грамотности населения, неотлаженная система первых шагов (сбора, сортировки, доставки отходов к месту переработки) делает работу и существование

этих предприятий малозначимыми. Подтверждение тому — семь миллионов гектаров земли, занятые свалками [там же].

В декабре 2017 года был подписан закон № 503-ФЗ [9], который закрепляет раздельный сбор отходов на территории Российской Федерации, а также содержит перечисление мер по стимулированию предприятий и граждан к раздельному сбору твердых бытовых отходов. Для успешного введения новых мер необходимо подготовить сознание жителей российских городов к новому образу мышления и действий в отношении отходов.

Для изучения отношения жителей Новосибирска к проблеме окружающей среды, их информированности о способах утилизации отходов, готовности активно содействовать улучшению экологического состояния города было проведено онлайн-анкетирование (с 27.03.18 по 01.05.18). В нем принимали участие 109 человек: 103 женщины и 6 мужчин в возрасте от 18 до 55 лет (более 95% — 18-25 лет) с высшим и средним образованием, большинство из которых — студенты (91,7%). Анкета состояла из двадцати вопросов с возможностью выбора из нескольких вариантов ответов (максимальное количество вариантов — 8).

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Жители Новосибирска, принявшие участие в опросе, в основном ответственно относятся к состоянию окружающей среды. Так, 66% осознают свою роль в борьбе за её сохранность; 7,3% респондентов серьёзно обеспокоены состоянием окружающей среды, есть даже такие (хотя их всего 3 человека), кто готов организовывать митинги и акции.

Уровень «экологической сознательности» участников анкетирования в повседневной жизни в целом довольно высок: 96,3% респондентов обязательно бросают мусор в урны, а 93,6% при наличии контейнеров для раздельного сбора мусора используют их по назначению.

2. Степень информированности жителей Новосибирска о возможности утилизации отходов, к сожалению, оставляет желать лучшего: половине респондентов (49,5%) неизвестно о необходимости сдавать израсходованные батарейки и энергосберегающие лампы в специальные пункты сбора, а 34,6% не знает значение маркировок на пластиковых упаковках.

3. Опрошенные жители Новосибирска не очень активно участвуют в мероприятиях, направленных на улучшение окружающей среды: всего 9% сортируют мусор; 28,4% участвуют в акциях по сбору мусора (к сожалению, 43,1% ответили, что у них нет на это времени). Однако ситуация при благоприятных условиях может измениться к лучшему: 67% участников анкетирования хотя и не сортируют мусор, но готовы были бы делать это, если бы в их районе был пункт приема отходов разных типов.

4. Что касается мер, направленных на улучшение экологической ситуации, то абсолютное большинство участников опроса (81,7%) в первую оче-

редь возлагают надежду на заинтересованность государственных структур; 75,2% уверены, что для улучшения состояния окружающей среды нужно прежде всего уделять серьезное внимание воспитанию «экологической сознательности» в процессе обучения младшего поколения; 73,4% считают, что ситуацию улучшит увеличение количества пунктов приема мусора для переработки.

На масштаб вовлечённости граждан в деятельность по сортировке отходов влияет осведомлённость о правилах сортировки, наличии пунктов приёма и акциях по раздельному сбору отходов. Осведомлённости можно добиться путем информирования населения о проблеме и возможных вариантах её решения с помощью средств социальной рекламы, в частности экологических плакатов.

Однако обилие объявлений коммерческой и социальной направленности в сочетании с повышенной эмоциональностью, графической агрессивностью и низкой культурной ценностью многих медиасообщений создает информационный шум, под действием которого адресат становится менее восприимчивым к обращениям из медиапространства. Будучи ежедневно окружёнными всевозможными видами рекламы, потребитель вырабатывает «иммунитет» к её разнообразию и многочисленным уловкам в графике и копирайте. Информационная перегруженность провоцирует сознание потребителя на защитную реакцию: скептицизм по отношению к рекламным сообщениям, поверхностное восприятие информации, полное игнорирование окружающего информационного пространства.

В ситуации этого вынужденного сопротивления затруднительно эмоционально воздействовать на зрителя, донести до него важность проблемы загрязнения окружающей среды и побудить к действиям, направленным на её решение, в частности — к сортировке отходов. Следовательно, есть необходимость в использовании таких средств коммуникации (в том числе графических), которые не оставят жителей города равнодушными и будут способствовать осознанию важности их роли в деятельности, направленной на сохранность окружающей среды.

Для достижения эффективного воздействия на адресата современный визуальный язык, используемый в том числе в экологическом плакате, располагает широким спектром графических приемов. К ним относятся: простота и лаконичность, условность, стилизация и символизм, визуальная метафора, метонимия, гипербола и ирония, аллегория, фрагментация образа (в частности кадрирование), использование негативного пространства, цветовой контраст, выразительный шрифт и многие другие [1, с. 28; 2, с. 16, 17, 20; 8, с. 116].

Разнообразие элементов визуального языка демонстрирует и проведенное исследование, для которого были отобраны 9 серий отечественных и зарубежных экологических плакатов разного назначения (предупреждающих, информационных, инструктивных, агитационных), созданных с 2011 по 2018 годы. В результате анализа были выявлены следующие элементы визуального языка.

1. Визуальная метафора. Под визуальной метафорой понимается «вид художественного тропа, один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов (не связанных между собой в действительной жизни) в целое» [7, с. 117].

Так, на плакатах серии «Garbage replace wildlife» (World Wildlife Fund, 2018 г.), представленных на рисунке 1, характерное для природной среды животное не присутствует в ней физически, а лишь напоминает о своем прежнем существовании фотографией на этикетке выброшенной упаковки. Плакат переформатирует «объемное» животное в «плоскостное», напоминая о его хрупкости.

Рис. 1. «Garbage replace wildlife» (World Wildlife Fund, 2018 г.)

Метафора используется и в плакатах 7оё Nowak «Where does your plastic go?» (2014 г.; рис. 2). Силуэт животного, наполненный отходами, символизирует наполненность отходами всей природы в целом, а также то, что животные поглощают отходы вместе с пищей. Силуэты бутылок и пакетов можно воспринимать и как «дыры» в животных, символизирующие наносимый природе урон.

а) б)

Рис. 2. «Where does your plastic go?» (Zoe Nowak, 2014 г.)

Пластиковые бутылки, жестяные банки и целлофановые упаковки, нанизанные на шампур, на плакате «Природа это не переварит» (Russ Outdoor,

2018 г.; рис. 3) представлены в качестве «пищи», которую природе по воле человека приходится «употреблять». Лозунг «Природа это не переварит» говорит о том, что материалы, из которых произведены предметы, ставшие отходами, не разлагаются в течение многих десятилетий и природа не способна с ними «справиться».

Рис. 3. Рис. 3. «Природа это не переварит» (Russ Outdoor, 2018 г.)

Плакаты на рисунке 4 с лозунгом «Soyez fier» («Гордись») от Young & Rubicam (2012 г.) пародируют семейные фотографии, на которых герои изображены счастливыми и гордыми обладателями предположительно крупного улова, однако вместо рыб они держат в руках отходы.

Рис. 4. «Soyez fier» («Гордись», Young & Rubicam 2012 г.)

2. Утрированное сравнение. Сравнение, в отличие от метафоры, предполагает наличие и объекта, и эталона, с которым объект сравнивается.

Сюжет плакатов «Double» («Двойник», Ocean Care, 2017 г.) на рисунке 5 напоминает игру «найди отличия». Расположенное в левой части полотна плаката морское существо противопоставлено своему «двойнику» — чучелу из отходов. Мусорный «двойник» пугающе реалистичен. Это сравнение наглядно демонстрирует грядущую «эволюцию»: мир животных превращается в мир отходов из-за загрязнения естественных водоёмов.

Рис. 5. «Double» («Двойник», Ocean Care, 2017 г.)

3. Контраст объемов графического и текстового содержания. Величина графических объектов по сравнению с текстовыми блоками на всех шести плакатах серии «Eco Posters» Тимура Мухаметзянова (2014 г., рис. 6) подчеркивает масштабность проблемы: экологическая безответственность может привести к тому, что вместо животных останется только мусор.

Рис. 6. «Eco Posters» (Тимур Мухаметзянов, 2014 г.)

4. Силуэтность. Силуэты животных у Zoë Nowak (рис. 2) воспринимаются издалека, так что нет необходимости приглядываться. С первого взгляда становится очевидно, какой проблеме посвящен плакат.

При просмотре серии плакатов Тимура Мухаметзянова (рис. 6) зритель также воспринимает силуэт животного уже на расстоянии, и лишь при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле животное состоит из отходов.

5. Симметрия в композиции. Абсолютная симметрия формы изображения относительно воображаемой вертикальной оси на рисунке 1а («Where does your plastic go?») создает впечатление чертежа или схемы, наглядно демонстрирующей внутреннее строение и «содержимое» животного, а следовательно, природы.

Полная симметричность в повторении позы животного на рисунке 5 «Double» («Двойник») говорит о том, что проблема реальна: замещение мира животных миром отходов происходит уже сейчас. Повернутые «лицом к лицу» персонажи будто вглядываются друг в друга не сквозь время, а в настоящем. Игра слов, использованная в названиях морских существ и уподобившихся им «мусорных видов», добавляет ироничности, однако та только усиливает негативный эффект. Таким образом, общее впечатление от плаката — острое ощущение необходимости безотлагательного решения проблемы.

6. Асимметрия в композиции. Ярким примером асимметрии в композиции являются плакаты серии «Garbage replace wildlife» (рис. 1). Проведя воображаемую вертикальную линию и разделив ею полотно плаката на две части, можно заметить, что графическое изображение расположено в правой части, выражая проблему, а текстовый блок — в левой, будто противостоя проблеме в качестве её решения.

В отличие от предыдущей серии, в плакатах «У мусора есть дом» (рис. 7) текстовые блоки расположены не в центре, а сдвинуты к верхней и нижней границам левой части плаката. Создается впечатление, что они не принимают участия в «дискуссии». И проблема, и ее решение сконцентрированы в правой части полотна — в графическом изображении.

Рис. 7. «У мусора есть дом» (Russ Outdoor, 2011 г.)

7. Знаковая цветовая гамма. Для рассматриваемых плакатов экологической тематики характерно либо использование цветовой гаммы, соответствующей описываемой природной среде, либо, напротив, цветовых сочетаний, неуместных в контексте проблемы, а потому подчеркивающих противоречия между отходами и природой.

Зеленовато-голубой фон плаката «Вместо пакета» (National Geographic, 2018 г., рис. 8) символизирует водное пространство — среду обитания морских существ, а одежда песочно-глиняных оттенков на человеке — морское дно, водоросли.

Алена Федореева («Утилизуй правильно», 2016 г., рис. 9) использует цветовой контраст: фон черного цвета символизирует темноту выключенного электричества и противопоставленную идее утилизации мрачную реальность, в которой нет места заботе об окружающей среде. Использование темного

фона говорит о серьезности посыла рекламного сообщения, настраивает на восприятие важной, лишенной всякой комичности информации. Яркость контрастирующего с фоном графического объекта выступает «решением», которое могло бы развеять окружающую темноту.

□ NATIONAL "X ТРИ КОЛОРТВ

GEOGRAPHIC Ж.

HI и>

ПУСТЬ ПЛАВАЮТ РЫБЫ #ВМЕСТО ПАКЕТА |1

ПЛАНЕТА ИЛИ ПЛАСТИК?

Я отказываюсь от 1 пластикового пакета ради чистой воды в родных реках.

Участвуй вместе со мной в акции

#ВМ ЕСТОПАКЕТА

и выиграй эко-сумку.

Рис. 8. «Вместо пакета» (National Geographic, 2018 г.)

тг

ЗАЩИТИ ПЛАНЕТУ

У/ШЭИРУ V ГРАВКЛЬНО

11

ЗАЩИТИ ПЛАНЕТУ

УТИЛИЗИРУИ ПРАВИЛЬНО www.infoeco/u

Рис. 9. «Утилизуй правильно» (Алена Федореева, 2016)

Перечисленные приемы используются в традиционной форме плаката, а рассмотренные экологические плакаты размещены на хорошо знакомых носителях (билборд, сити-формат и т.д.). Всё это по-прежнему остается актуальным, однако наряду с привычными способами создания и подачи рекламных сообщений используются и новые. Так, одно и то же мотивирующее экологическое сообщение может размещаться не только на плакатах обычного размера и крупноформатных носителях наружной рекламы, но и на малых носителях, например, футболках, а также баннерах в виртуальной среде [1, с. 19].

Необходимо учитывать, что носители эко-сообщений должны быть экологичными (например, перерабатываемыми), иначе возникает явное противоречие между целью и средствами ее достижения.

При создании мотивационных экологических плакатов важно следовать предложенному Т. С. Игошиной принципу «синхронности», или актуальности. Согласно этому принципу, графические и композиционные приемы и изобразительные техники плаката должны соотноситься с современными по отношению к адресату, устойчивыми в массовой культуре знаками и правилами, благодаря которым адресат легче понимает передаваемый плакатом смысл [4, с. 21].

Однако, важным является не только синхронная система эстетических средств, но и современные рекламоносители и способы визуальной коммуникации с адресатом сообщений. Относительно новые технологии (доступные уже как минимум десятилетие) позволяют изображению становиться объемным и рельефным за счет вакуум-формовки из пластика, иметь сгибы и прорези благодаря лазерной резке. Технология электронной бумаги придает плакату новое выразительное свойство — движение, которое полностью противоречит привычному представлению о статичности плаката и выводит плакат на уровень анимации [1, с. 23-24].

Применение этих эффектов способствует привлечению внимания к плакату и осуществлению более эффективной визуальной коммуникации [там же]. С той же целью выразительное пространство крупномасштабных носителей (в том числе, билбордов) выходит во внешнюю среду, задействуя третье измерение, а плакат наделяется интерактивностью, элементами игры, что усиливает эмоциональное восприятие и требует от зрителя интеллектуальной деятельности, побуждает осмыслить и запомнить увиденное [3, с. 156].

Учитывая, что современному зрителю недостаточно быть пассивным наблюдателем, а хочется взаимодействовать с рекламным носителем, делиться интересной и «цепляющей» социальной рекламой на своих аккаунтах в социальных сетях [5, с. 78], весьма перспективным является использование в мо-тивационном экологическом плакате QR-кода [3, с. 158]. QR-код позволяет перейти на интернет-страницу, на которой указаны маркировки пластика, места раздельного сбора твердых бытовых отходов и даты проведения экологических акций.

В настоящее время инновационные способы подачи экологических плакатов мало применяются в Новосибирске.

Выводы

Проведенное исследование показало с одной стороны, что опрошенные жители Новосибирска недостаточно информированы о необходимости, способах и возможностях сортировки отходов, а с другой, — что большинство из них готовы проявлять экологическую активность, но в условиях, более располагающих к этому, в частности, при увеличении количества контейнеров для раздельного сбора мусора, пунктов раздельного приёма отходов и т.д. Важным основа-

нием для положительного прогноза в развитии ситуации является тот факт, что заинтересованность в экологической деятельности проявляет молодежь.

Анализ отобранных экологических плакатов позволил выделить следующие элементы визуального языка, которые могут быть использованы для привлечения жителей города к активному участию в улучшении его экологического состояния: визуальная метафора, утрированное сравнение, контраст объемов графического и текстового содержания, силуэтность, симметрия и асимметрия в композиции, знаковая цветовая гамма.

Использование наряду с традиционными инновационных способов создания и подачи экологических плакатов (использование QR-кода, демонстрация на цифровых мониторах, создание видеопроекций на стены и фасады зданий, распространение в виртуальной среде) повысит эффект от сообщений, стимулирующих к раздельному сбору отходов, и значительно увеличит количество людей, задействованных в экологических акциях, а следовательно, будет способствовать улучшению экологического состояния города.

Список литературы

1. Ван Мэни. Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения — СПб., 2010. — 32 с.

2. Величко И. С. Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 2010. — 35 с.

3. Гладун О. Д. Язык современного плаката: тенденции развития // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. заочной науч.-практ. конф. 08.07.2013 — Новосибирск: СибАК, 2013. С. 154-159.

4. Игошина Т. С. Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2009. 25 с.

5. Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: интерактивность как творческий ресурс // Основы дизайна и композиции: современные концепции. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2019. С. 77—86.

6. Кузнецова О., Савицкая В. Хуже гор могут быть только горы. Мусорные // Собеседник. — М., 2018. — № 21 — С. 16—17. [Электронный ресурс]. URL: http://pressa.ru/files/issue/private/sobesednik/2018/21-2018/raw_issue/sobe-sednik-2018-21-2018.pdf. (Дата обращения: 08.04.19).

7. Макарова А. Л. Метафора в графическом дизайне как средство художественного выражения в логико-семиотической модели визуального языка // Культура народов Причерноморья. № 231. — Симферополь, 2012. — С. 116-119.

8. Туйсина Д. М., Филиппова А. Ю. Минимализм в дизайне экологических плакатов // Вестник Томского государственного университета: Культурология и искусствоведение. № 30. — Томск: ТГУ, 2018. — С. 111—120.

9. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd = 102456127&intelsearch=%B9 + 503-%D4%C7 (дата обращения: 10.09.2018).

References

1. Van Many. Khudojestvenno-kommunikativnie osobennosti sovremennogo plakata: noveishie kontseptsii i tendentsii razvitija v zarubejnoij praktike (avtoref. kand. dis.) [Artistic and communicative features of a modern poster: the latest concepts and development trends in foreign practice (Cand. Dis. Thesis)]. St. Petersburg, 2010, 32 p.

2. Velichko I.S. Visualnij jazik poskogo plakata 50-70-kh godov XX veka (avtoref. kand. dis.) [The visual language of the Polish poster 50-70-s of XX century (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2010, 35 p.

3. Gladun O.D. Jazik sovremennogo plakata: tendentsia razvitija. V mire nauki i iskusstva: voprosi filologii, iskusstvovedenija i kulturologii: sbornik statej po mate-rialam XXV mejdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoy konferentsii 08.07.2013 [The language of the modern poster: development trends. In the world of science and art: questions of philology, art history and cultural studies. Proceedings of the XXV International scientific-practical conference 08.07.2013]. Novosibirsk: SibAk, 2013, pp.154—159. Available at: https://sibac.info/conf/philolog/ xxv/33335.

4. IgoshinaT.S. Graficheskij dizain otechestvennogo sotsialnogo plakata: is-torija i sovremennie tendentsii (avtoref. kand. dis.) [Graphic design of the domestic social poster: history and current trends (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 209, 25 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/graficheskii-dizain-otechestven-nogo-sotsialnogo-plakata.

5. Igoshina T.S. Dizain sotsialnoji reklami: interaktivnost kak tvorcheskij resurs. Osnovy dizaina i kompozitsii: sovremennie contseptsii. Uchebnoe posobie dlja vuzov [Design of social advertising: interactivity as a creative resource. Basics of design and composition: modern concepts. The Tutorial]. Moscow, 2019, pp. 77-86.

6. Kuznetsova O., Savitskaja V. Khuzhe gor mogut bit tolko gory. Musornie. Gazeta «Sobesednik» [Worse than mountains can only be mountains. Of trash. The newspaper «Sobesednik», № 21]. Moscow, 2018, pp. 16—17. Available at: http:// pressa.ru/files/issue/private/sobesednik/2018/21-2018/raw_issue/sobesednik-2018-21 -2018.pdf.

7. Makarova A. L. Metafora v graficheskom dizaine kak sredstvo khudo-jesvennogo virajenija v logiko-semioticheskoi modeli vizualnogo jazika. Kultyra narodov Prichernomorja. [Metaphor in graphic design as a means of artistic expression in the logical-semiotic model of the visual language. Zhurnal «Culture of the Black Sea Peoples» № 231]. Simferopol, 2012, pp. 116-119.

8. Tujsina D. M., Filippova A. U. Minimalizm v dizaine ecologisheskih plakaa-tov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: Kulturologija i is-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kusstvovedenie. № 30. [Minimalism in the design of ecological posters. Tomsk State University Edition: Cultural Studies and Art History. № 30]. Tomsk, 2018, pp. 111-120.

9. Federalnij zakon ot 31.12.2017 № 503-Ф3 «O vnesenii izmenenij v Federal-nij zakon «Ob othodah proizvodstva i potreblenija» i otdelnije zakonodatelnije akty Rossijskoj Federatsii». [Federal Law of 31.12.2017 No. 503-ФЗ «On Amendments to the Federal Law» On Production and Consumption Wastes and Certain Legislative Acts of the Russian Federation».]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd = 102456127&intelsearch=%B9 + 503-%D4%C7.

Рисунки | Pictures

Рис.1. «Garbage replace wildlife» World Wildlife Fund (2018) URL: http:// www.2social.info/pervyiy-obzor-sotsialnoy-reklamyi-v-2018-godu/ (Дата обращения: 07.03.19).

Рис. 2. «Where does your plastic go?» Zoë Nowak (2014) URL: https:// www.behance.net/gallery/21393495/Where-does-your-plastic-go (Дата обращения: 01.03.19).

Рис. 3. «Природа это не переварит» Russ Outdoor (2018) URL: http:// outdoor.ru/news/priroda_eto_ne_perevarit/ (Дата обращения: 11.03.19).

Рис. 4. «Soyez fier» («Гордись») от Young & Rubicam (2012) URL: http:// sostav.ua/news/2012/06/22/55/50022/ (Дата обращения: 05.04.19).

Рис. 5. «Double» («Двойник») Ocean Care (2017) URL: https://osocio.org/ message/a-toothbrush-looks-like-a-seahorse-but-it-doesnt-belong-in-the-ocean/ (Дата обращения: 01.04.19).

Рис. 6. «Eco Posters» Тимур Мухаметзянов (2014) URL: https://www. behance.net/gallery/4555709/Eco-posters (Дата обращения: 18.04.19).

Рис. 7. «У мусора есть дом» Russ Outdoor (2011) URL: http://vse-ravno.net/campaigns/people/u-musora-est-dom (Дата обращения: 24.03.19).

Рис. 8. «Вместо пакета» National Geographic (2018) URL: http://www.nat-geo.ru/planet-or-plastic/1243719-otkazatsya-ot-paketov-spasti-rechnuyu-faunu/ (Дата обращения: 03.03.19).

Рис. 9. «Утилизуй правильно» Алена Федореева (2016) URL: https://www. behance.net/gallery/43483177/Ecology-poster (Дата обращения: 13.04.19).

Ковган Валерия Алексеевна, студент 4 курса кафедры коммуникативного дизайна и графики НГУАДИ. E-mail: valerie.kovgan@gmail.com

Курилов Владимир Николаевич, доцент кафедры коммуникативного дизайна и графики НГУАДИ. E-mail: kuri_love@mail.ru

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.