Научная статья на тему 'ПЛАГИАТ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ '

ПЛАГИАТ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / мировое образовательное пространство / плагиат / the education system / the world educational space / plagiarism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Максютин, Г.М. Гринберг

Рассмотрена проблема наличия плагиата в работах студентов российских университетов. Также рассмотрены методы борьбы с данным явлением в зарубежных вузах. Проанализированы возможности внедрения этих методов в российские вузы с целью улучшения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAGIARISM OF STUDENTS WORKS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

In the work was considered the problem of plagiarism of students works in Russian universities. There are also considered methods of combating this problem in foreign. In the work was analyzed possibilities of implementing these methods in Russian universities in order to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «ПЛАГИАТ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

УДК 338.23

ПЛАГИАТ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

*

А. С. Максютин Научный руководитель - Г.М. Гринберг

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Ellis1998@yandex.ru

Рассмотрена проблема наличия плагиата в работах студентов российских университетов. Также рассмотрены методы борьбы с данным явлением в зарубежных вузах. Проанализированы возможности внедрения этих методов в российские вузы с целью улучшения качества образования.

Ключевые слова: система образования, мировое образовательное пространство, плагиат.

PLAGIARISM OF STUDENTS WORKS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

*

A. S. Maksyutin Scientific supervisor - G. M. Grinberg

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: Ellis1998@yandex.ru

In the work was considered the problem of plagiarism of students works in Russian universities. There are also considered methods of combating this problem in foreign. In the work was analyzed possibilities of implementing these methods in Russian universities in order to improve the quality of education.

Keywords: the education system, the world educational space, plagiarism.

На сегодняшний день при рассмотрении качества образования в российских вузах выделяют ряд проблем. Среди них можно назвать использование неэффективных, устаревших методик образования, недостаточную обеспеченность вузов современной технической аппаратурой, низкая квалификация преподавательского состава и т.д. В рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть такую проблему, как наличие плагиата работ студентов. Хотя на первый взгляд может показаться, что вышеперечисленные проблемы имеют гораздо более высокую степень важности, наличие плагиата в российских вузах играет чрезвычайно высокую отрицательную роль.

Плагиат подразумевает преднамеренное использование результатов чужого творческого, интеллектуального или другого вида труда. Это может быть, как полное использование чужого труда, так и его отдельных фрагментов, когда не указывается первоначальное авторство. Само понятие плагиата закреплено в правовом законодательстве в графе о нарушении авторского права [1].

Если обратить внимание на данное явление в российских университетах, складывается крайне неблагоприятная картина. Студенты, при выполнении различного рода заданий, целиком заимствуют чужую работу и выдают ее в качестве своей. Как правило, это касается таких работ как доклад, реферат, курсовой и даже дипломный проект. Среди причин такого отношения к выполнению работ студента можно выделить низкую заинтересованность в конечных результатах, нехватку времени, нежелание себя утруждать. Исходя из этого, можно

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

было бы обвинить во всем конкретного студента, однако хотелось бы рассмотреть данную проблему с другой стороны. Дело в том, что, как правило, при объявлении преподавателем задания не указывается никаких требований к работе по части оригинальности. Ровно также после сдачи работы не проводится никакой проверки на антиплагиат. Работа студенту засчитывается. Но вот пользы от этого нет никакой.

Все это ведет к тому, что студенты перестают креативно мыслить, анализировать и синтезировать информацию, полученную из различных источников. В конечном итоге из них получаются посредственные специалисты.

При рассмотрении путей решения данной проблемы целесообразным может быть обращение к опыту иностранных коллег.

В вузах США важнейшим фактором являются дисциплинарные наказания. Это касается плагиата при написании самостоятельных работ и рефератов. Имеются специальные комиссии, занимающиеся проверкой работ студентов. Как правило, они состоят из преподавательского состава. Заимствование чужих трудов является тяжким нарушением, в качестве наказания за которое может быть, например, отказ при переходе на дальнейшее обучение студента или даже полное исключение из университета. Такие жесткие правила имеют логичное обоснование: деятельность студента должна иметь инновационные идеи [2].

Активно ведется борьба с плагиатом в странах Европы. В частности, в Германии плагиат считается одной из самых серьезных проблем в образовании студентов и научной деятельности наряду с фальсификацией данных. Борьба с данным явлением осуществляется посредством обучения студентов и преподавателей правилам ведения исследований. В университетах, получающих финансирование от Германского фонда науки, имеются стандарты написания работ. Такие стандарты прописаны достаточно детально [3].

Таким образом, опираясь на зарубежный опыт, можно разработать собственные методы борьбы с плагиатом. Одно можно сказать точно: следует обязать вузы разработать четкую политику борьбы с плагиатом. Такая политика среди прочего должна включать точное определение критериев самого плагиата и наказаний за него. Как вариант решения проблемы по примеру американских коллег можно предложить создание в вузах комиссий по антиплагиату, которые бы осуществляли проверку работ студентов. Другим вариантом могло бы быть создание общероссийской онлайн службы, на которой должны в обязательном порядке автоматически проверяться на плагиат все студенческие курсовые и дипломные работы. Рассмотреть возможность создания на сайте той же онлайн-службы общедоступной базы данных студенческих работ. Содержание такой службы потребует от государства определенных расходов, однако, по крайней мере на первых порах, они вполне могут окупиться за счет урезания выплат плагиаторам стипендий [4]. Наконец, можно возложить эту работу на преподавателей, которые на определенных условиях проверяли бы оригинальность выполненных студентами работ.

Библиографические ссылки

1. Ведмеш Н. А. Что такое плагиат [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия / URL: https://psihomed.com/chto-takoe-plagiat/ (дата обращения: 20.02.2020).

2. Запрет плагиата при написании студенческих работ в США, запрет плагиата, плагиат [Электронный ресурс] / URL: https://kursoviks.com.ua/9-zapret-plagiata-pri-napisanii-studencheskikh-rabot-v-ssha (дата обращения: 24.03.2019).

3. Кнорре А. Как сражаются с плагиатом в Германии? [Электронный ресурс] // Republic. 2013 / URL: https://republic.ru/posts/2036392 (дата обращения: 26.02.2020).

4. Голунов С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-plagiat-kak-vyzov-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 05.03.2019).

© Максютин А. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.