Научная статья на тему 'ПЛАГИАТ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ И РЕКЛАМЕ'

ПЛАГИАТ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ И РЕКЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

604
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реклама / дизайн / плагиат / кража / копирование / заимствование / произведение / нарушение / авторское право / авторство. / advertising / design / plagiarism / theft / copying / borrowing / work / violation / copyright / authorship.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тютикова Дарья Леонидовна

в статье представлена информация о плагиате в графическом дизайне и рекламе. Автором рассматриваются различные виды изучаемого явления и даётся краткая характеристика для каждого. Также указаны примеры плагиата в соответствии с разновидностью данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAGIARISM IN GRAPHIC DESIGN AND ADVERTISING

This article provides information on plagiarism in graphic design and advertising. The author examines various types of the studied phenomenon and gives a brief description for each. Examples of plagiarism are also indicated in accordance with a variety of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПЛАГИАТ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ И РЕКЛАМЕ»

XМеждународная научно-практическая конференция

Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2003. Май. С. 3840.

8. Информационно-аналитический портал DSM GROUP. Фармацевтический рынок 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.ru/upload/iblock/49f/49f7ed2a3388c9a0620137da15c1f69a.pdf (дата обращения 10.06.2021).

9. ЕМИСС. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения 28.05.2021).

10. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 11.06.2021).

УДК 7.061

Тютикова Дарья Леонидовна Tyutikova Daria Leonidovna

Магистрант Master student

Санкт-Петербургский Государственный Университет Промышленных

Технологий и Дизайна Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

ПЛАГИАТ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ И РЕКЛАМЕ

PLAGIARISM IN GRAPHIC DESIGN AND ADVERTISING

Аннотация, в статье представлена информация о плагиате в графическом дизайне и рекламе. Автором рассматриваются различные виды изучаемого явления и даётся краткая характеристика для каждого. Также указаны примеры плагиата в соответствии с разновидностью данного феномена.

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

Abstract. This article provides information on plagiarism in graphic design and advertising. The author examines various types of the studied phenomenon and gives a brief description for each. Examples of plagiarism are also indicated in accordance with a variety of this phenomenon.

Ключевые слова: реклама, дизайн, плагиат, кража, копирование, заимствование, произведение, нарушение, авторское право, авторство.

Key words: advertising, design, plagiarism, theft, copying, borrowing, work, violation, copyright, authorship.

С развитием новых технологий художники и дизайнеры приобрели множество инновационных инструментов для выполнения различных творческих задач. Цифровой мир сделал информацию более доступной, что способствует быстрому поиску нужных художественных образов, цветовых гамм и прочих важных составляющих для создания работы. Вместе с полезными факторами, прогресс также принёс негативные моменты и сложности, которые привели появлению такого явления, как плагиат. Стремительное распространение информации вызывало осложнения определения истинного авторства. Необъятные просторы интернет-пространства также не всегда позволяют найти нарушение авторского права.

Для более подробного изучения этой темы следует дать определение тому, что такое плагиат. Плагиат — это умышленно совершаемое действие физическим лицом, которое предполагает незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого труда, а также сопровождается распространением ложных сведений другим лицам о себе, как о настоящем авторе. Для художественных произведений нет определённой трактовки данного явления, с помощью которого изучаемое понятие можно отделить от таких схожих определений, как подражание, заимствование, соавторство и прочих случаев сходства творений. Такая ситуация осложняет наказание лиц нарушивших авторское право и укравших чужую работу [1].

Следует также обратить внимание на типы и формы плагиата, которые крайне часто встречаются в графическом дизайне и рекламе. Одним из самых распространённых явлений считается полное присуждение чужого труда. Такое

XМеждународная научно-практическая конференция явление называется полным плагиатом. В качестве примера следует рассмотреть

ситуацию, которая сложилась с брендом Zara в 2016 году. Художница из Лос-

Анджелеса Тьюсдей Бассен публиковала в интернете собственные работы,

которые впоследствии увидела в виде значков у известной марки одежды.

Художница наняла адвоката, который связался с представителями бренда, но

разрешить ситуацию не удалось. В последствии был создан проект Shop Art

Theft. Среди участников было около 40 иллюстраторов, которые пострадали в

результате плагиата Zara. Проект получил огласку в мировых СМИ, после чего

представители компании извинились перед потерпевшими и сняли вещи с

украденным дизайном с продажи [2].

Следующим рассматриваемым видом копирования в дизайне и рекламе является прямой плагиат. Такой вид кражи представляет собой идентичное подражание работе другого человека без указания авторства. Таким образом присходит выдача чужой работы за собственное произведение.

Также стоит изучить взятие чужого дизайна за основу и переделку под свой стиль. В качестве примера следует рассмотреть упаковки творожных сырков «А.В. Кривощеков» (рис.2), которые очень сильно похожи на товар популярной марки «Б.Ю. Александров» (рис.1).

Рис. 1. Упаковка творожных сырков «Б.Ю. Александров»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Отдельного внимания заслуживает самоплагиат. Подобный феномен также

встречается в дизайне и рекламе. Автоплагиат происходит, когда автор повторно

использует значительную часть собственной старой работы при создании нового

произведения. В качестве примера следует рассмотреть дизайн рекламного

ролика агентства Виг7шап для релиза первой пасты под названием РЛТЛМ1ЬКЛ

для бренда МИка в 2019 году. В 1999 году фирма выпустила кампанию с сурком,

который заворачивал шоколад в фольгу. Теперь сурок вернулся, но только в

другой роли (рис.3). В видео все тот же альпийский пейзаж, производство

шоколада и герои из 90-х, однако на этот раз люди и сурки поменялись местами

[3].

Рис. 2. Упаковка творожных сырков «А.В. Кривощеков»

1999 2019

ррр Р мг

Рис. 3. Кадры из рекламы МПка 1999 года и 2019

Следующим видом плагиата в графическом дизайне и рекламе является неточное авторство. Такая форма изучаемого явления предполагает отсутствие упоминания человека, который участвовал над созданием работы. Также

X Международная научно-практическая конференция рассматривается ситуация где наоборот происходит присвоение авторства тому,

кто не занимался проектом.

Последним типом плагиата в дизайне и рекламе, а также одним из самых распространённых считается случайный плагиат. Это происходит в связи с недосмотром аналогов или непреднамеренного перефразирование.

Таким образом знание рассмотренных типов плагиата позволяет избежать нарушения авторского права.

Библиографический список:

1. Википедия Плагиат. — [Б. и., б. г.]. — URL:https://ru.wikipedia. org/wiki/Плагиат (Дата обращения: 01.03.2021);

2. Рейн В. Вас обокрали: как происходит плагиат в моде и кому он идет на пользу. — [Б. и., б. г.]. — URL: https://style.rbc.ru/items/600dd4639 a7947bf0aee1ad0(Дата обращения: 03.06.2021);

3. Creative online Самоплагиат от Milka: как воссоздать ролик спустя 20 лет? — [Б. и., б. г.]. — URL: https://btw.by/pro-obzor/21279-samoplagiat- ot-milka-kak-vossozdat-rolik-spustya-20-let.html (Дата обращения: 04.06.2021);

© Д.Л. Тютикова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.