ПЛАЧ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ Романов К. М.(Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева) famylypost@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается такой вид общения, как плач. Дается характеристика, рассматриваются виды и формы плача. Анализируются ситуации, в которых используется плач.
Ключевые слова: общение, формы и виды общения, плач, взрослый, ребенок, анализ.
CRYING AS A TYPE OF COMMUNICATION Romanov K. M. (Saransk, N.P. Ogarev MSU) famylypost@mail.ru
Abstract: The article considers a such type of communication as crying. The characteristic of a types and forms of crying are considered. The situations in which crying is used are analyzed.
Keywords: communication, forms and types of communication, crying, adult, child, analysis.
Общение занимает важнейшее место в жизни человека. Оно сопровождает его на протяжении всей жизни от рождения и до смерти. Им наполнены все этапы жизненного пути и жизненные ситуации. Существует огромное количество видов и форм общения: интимно-личностное, деловое, вербальное, невербальное, регламентированное, нерегламентированное, терапевтическое, манипуляционное, внутреннее, внешнее и др. Каждый их них приурочен к определенным ситуациям и условиям: профессиональной деятельности, семейной жизни, успеха, неудачи, конфликта, утраты, расставания, встречи, выяснения отношений и т. д. Общение не просто сопровождает подобные жизненные ситуации, а является их неотъемлемой частью. Например, невозможно себе представить без общения ситуацию расставания или конфликта. Можно сказать, что они сотканы их него.
Среди многообразия всевозможных видов и форм общения занимает плача. В толковом словаре русского языка плач определяется как «сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность» (Алаева, 2015). В данном определении отражается не только внешняя сторона плача, но и функция выражения душевного состояния человека. Плач - это реакция человека на неблагополучную жизненную ситуацию. Она хорошо выражена уже у новорожденных детей. Но плач младенца - это генетически заданная (натуральная) функция. Однако и он потенциально ориентирован на другого человека - родителя. Его следует отличать от окультуренного плача взрослого человека, который, как правило, имеет реального адресата и подчиняется определенным нормам и правилам. С помощью плача субъект обращается к другому человеку (другим людям) за психологической поддержкой и помощью, т. е. это инструмент общения в трудных и кризисных жизненных ситуациях. В качестве адресата (партнера) выступает, как правило, близкий человек или родственник. Он должен выслушать и утешить плачущего. В некоторых случаях эту функцию берут на себя соответствующие специалисты: психологи, работники МЧС, социальные работники. Для утешения плачущего человека требуется особое мастерство, т. е. это довольно сложный вид общения. Большинство людей не умеют этого делать. Более того, общение с плачущим человеком требует очень много душевных сил. Оно сильно истощает и даже травмирует человека. Поэтому большинство людей склонны избегать контакты с плачущими людьми. По результатам нашего опроса 75% студентов (из 60 человек) не переносят вид плачущего человека и не хотели бы вступать с ним в контакт.
Одна из функций плача - выражение душевного состояния. Последнее представляет собой систему, включающую в себя всю гамму субъективных явлений: желания, ощущения, образы, мысли, мечты, воспоминания, эмоции и др. Но это не набор субъективных явлений, а некое интегральное образование, из которого довольно сложно вычленить его составляющие. В зависимости от особенностей жизненной ситуации, в которой находится человек, соотношение элементов его душевного состояния изменяется. Например, в условиях успеха доминирующее место занимают эмоции радости и гордости, в трудной жизненной ситуации доминирует эмоция страдания. Все остальные элементы занимают подчинительную позицию. Душевные состояния бесконечно многообразны, изменчивы и в большинстве своем не имеют названий. Поэтому их довольно трудно выразить словами. Эта задача сложна даже для психолога. Для большинства же людей она почти неразрешима в силу ограниченности необходимых возможностей: знаний и умений. Поэтому в кризисных ситуациях, в частности, в ситуации смерти близкого человека или реальной угрозы жизни, вся нагрузка ложиться на невербальные средства: рыдания, всхлипывания, слезы, жесты, позы, вздрагивания, вытье, вскрики, интонирование, мимику, несвязные причитания и др. В традиционных обществах в ситуациях смерти близких могли прибегать к услугам профессиональных плакальщиц, которые помогали родственникам и близким людям выразить свое душевное состояние (Ермакова, 2011). При общении с плачущим человеком утешающий должен не только участливо слушать, но и помогать ему выразить в плаче свое состояние.
Существуют разные виды плачей. Их можно классифицировать в зависимости от возраста (плач младенца, плач взрослого человека, плач пожилого человека), пола плачущего (мужской и женский плачи), особенностей жизненной ситуации (расставания, потери имущества, утраты, обиды и т. д.), функций (переживание, выражение душевного состояния, демонстрация слабости и беспомощности, обращение за помощью и поддержкой, шантаж, манипулирование, выражение отношения, осуждение, поддержание социального статуса, жалоба, оценка ситуации и др.), индивидуальных особенностей плачущего (темперамента, характера, самооценки, социального статуса и др.), особенностей адресата (родитель, пожилой человек, социальная группа, умерший человек, Бог, мифическое существо, силы природы и др.).
По мнению известного русского философа И. А. Ильина страдания являются неизбежным спутником человеческого бытия (Ильин, 2006). Поэтому плач как инструмент переживания соответствующих жизненных ситуаций является абсолютно необходимым. На протяжении общественно-исторического развития сложилась определенная культура плача. Возникли соответствующие нормы плача: когда плакать, как плакать, кому плакать. Во многих традиционных обществах плач как необходимый элемент обряда должен быть в ситуациях смерти близкого человека (оплакивание усопшего), свадьбы (оплакивание невесты), расставания (проводы значимых людей) (Корнишина, 2007). Из этнографических источников известно, что в процедуре каждого обряда присутствуют ритуальные плачи. В них довольно жестко регламентируется, в какой момент, как и кому плакать. Например, в ситуации смерти мужа или проводов обязателен плач жены. В ином случае она подвергается общественному осуждению. В свадебном обряде должны плакать подруги невесты и сама невеста. Важное место в плачах (особенно ритуальных) занимают причитания, в которых плачущий выражает свое состояние. Рассмотрим для примера традиционный похоронный плач мордовского народа.
Оплакивание мужа: «С богом, с богом, супруг и приятель, -А кто же теперь позаботится о детях и обо мне? Как мы с тобой закончили, Как мы с тобой рассталися, Нехорошо мы с тобой закончили, А как же теперь детей кормить?
Ой, мой супруг и приятель, Зачем ты ушел?
Что ты натворил? Одну меня с детьми оставил?
Вернись обратно».
В данном примере субъект плача - жена, адресат - умерший муж. Она общается с ним, задает ему вопросы и сама же на них отвечает. В плаче жены выражается отношение к мужу, мысли, эмоциональное состояние, упрека, оценка факта смерти, осуждение, просьба. В похоронном плаче вдова говорит о своем горе и, одновременно, выражает жалость к себе.
Надо сказать, что почти во всех ритуальных плачах в качестве адресата выступают все участники похоронного обряда, т. е. плач является публичным. Другие люди сопереживают плачущему, что усиливает терапевтический эффект.
Также в плачах встречается просьба-обращение к стихиям природы, чтобы они помогли общению с усопшим, который на этот момент должен ожить, чтобы поговорить с плычущим.
Плач дочери умершего: «Уж родимой ты мой батюшка, - (отношение) Уж при тебе-то улицы широки, Уж теремы да высоки, Уж окошечка да светлы.
Уж без тебя-то, родитель-батюшко, Улицы-то будут узки, Терема-то будут низки, Окошечка-то будут темны. Уж родимой ты мой батюшко, Оставил ты детей малых, Малых да недорослых, Уж не дорастил ты нас до большого возраста, До полного ума-разума».
С древнейших времен и до сего дня встречается вопросная форма плача, выражающая как бы недоумение пораженных горем людей. Плачи несут в себе безмерные страдания детей, потерявших родителей, жен, оставшихся без мужей, и мужей — без жен, родных и близких, потерявших кормильца, друга, односельчанина. Плакальщицы передают искреннее чувство утраты.
Плач несет в себе терапевтические функции. Плач - это искусство переживания трудных жизненных ситуаций. Этим искусством владеют не многие.
Анализ 12 традиционных ритуальных плачей мордвы позволил выявить репертуар форм выражения душевного состояния.
Таблица 1
Формы выражения душевного состояния в плаче
Формы выражения Количество Проценты
душевного состояния
Отношение 25 34%
Жалоба 12 16%
Упрек 10 14%
Просьба 9 12%
Вопрос 4 5%
Осуждение 3 4%
Выражение желания 3 4%
Обращение 2 3%
Убеждение 2 3%
Поведение 1 1%
Побуждение 1 1%
Объяснение 1 1%
происходящего
Итого 73 100%
Из таблицы следует, что первые четыре позиции занимают следующие формы:
отношениях (34%), жалобе (16%), упреке (14%), просьбе (12%).
В заключение следует подчеркнуть, что плач - это важнейший вид общения,
выполняющий множество функций. Однако центральное место среди них занимает
функция переживания трудных и кризисных жизненных ситуаций.
Литература
1. Алаева М. В. Выражение и понимание психического состояния как элементы психологическая культура личности / М. В.Алаева,К. М. Романов, И. С. Осипова. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. 102 с.
2. Ермакова Н. Н. Поминальные плачи в структуре современной поминальной обрядности мордвы-эрзи (на примере сел Ардатовского района Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. 58-61 с.
3. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию // И. А. Ильин. Сочинения. М.:Эксмо, 2006. 912 с.
4. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2007. 116 с.
5. Марьянов Б. Праздники, обряды, традиции. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Мол. гвардия, 2002. 159 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / Российская АН; Российский фонд культуры -С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1987;АЗЪ, 1995. 928 с.
7. Психология экстремальных ситуаций / под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М.:Смысл : Академия. 320 с.
8. Христолюбова Л. С. Погребальный ритуал удмуртов // Этнокультурные процессы в Удмуртии. Ижевск, 1978. С.71-86.