Научная статья на тему 'ПЛАЧ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ'

ПЛАЧ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / формы и виды общения / плач / взрослый / ребенок / анализ / communication / forms and types of communication / crying / adult / child / analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов К.М.

В статье рассматривается такой вид общения, как плач. Дается характеристика, рассматриваются виды и формы плача. Анализируются ситуации, в которых используется плач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYING AS A TYPE OF COMMUNICATION

The article considers a such type of communication as crying. The characteristic of a types and forms of crying are considered. The situations in which crying is used are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПЛАЧ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ»

ПЛАЧ КАК ВИД ОБЩЕНИЯ Романов К. М.(Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева) famylypost@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается такой вид общения, как плач. Дается характеристика, рассматриваются виды и формы плача. Анализируются ситуации, в которых используется плач.

Ключевые слова: общение, формы и виды общения, плач, взрослый, ребенок, анализ.

CRYING AS A TYPE OF COMMUNICATION Romanov K. M. (Saransk, N.P. Ogarev MSU) famylypost@mail.ru

Abstract: The article considers a such type of communication as crying. The characteristic of a types and forms of crying are considered. The situations in which crying is used are analyzed.

Keywords: communication, forms and types of communication, crying, adult, child, analysis.

Общение занимает важнейшее место в жизни человека. Оно сопровождает его на протяжении всей жизни от рождения и до смерти. Им наполнены все этапы жизненного пути и жизненные ситуации. Существует огромное количество видов и форм общения: интимно-личностное, деловое, вербальное, невербальное, регламентированное, нерегламентированное, терапевтическое, манипуляционное, внутреннее, внешнее и др. Каждый их них приурочен к определенным ситуациям и условиям: профессиональной деятельности, семейной жизни, успеха, неудачи, конфликта, утраты, расставания, встречи, выяснения отношений и т. д. Общение не просто сопровождает подобные жизненные ситуации, а является их неотъемлемой частью. Например, невозможно себе представить без общения ситуацию расставания или конфликта. Можно сказать, что они сотканы их него.

Среди многообразия всевозможных видов и форм общения занимает плача. В толковом словаре русского языка плач определяется как «сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность» (Алаева, 2015). В данном определении отражается не только внешняя сторона плача, но и функция выражения душевного состояния человека. Плач - это реакция человека на неблагополучную жизненную ситуацию. Она хорошо выражена уже у новорожденных детей. Но плач младенца - это генетически заданная (натуральная) функция. Однако и он потенциально ориентирован на другого человека - родителя. Его следует отличать от окультуренного плача взрослого человека, который, как правило, имеет реального адресата и подчиняется определенным нормам и правилам. С помощью плача субъект обращается к другому человеку (другим людям) за психологической поддержкой и помощью, т. е. это инструмент общения в трудных и кризисных жизненных ситуациях. В качестве адресата (партнера) выступает, как правило, близкий человек или родственник. Он должен выслушать и утешить плачущего. В некоторых случаях эту функцию берут на себя соответствующие специалисты: психологи, работники МЧС, социальные работники. Для утешения плачущего человека требуется особое мастерство, т. е. это довольно сложный вид общения. Большинство людей не умеют этого делать. Более того, общение с плачущим человеком требует очень много душевных сил. Оно сильно истощает и даже травмирует человека. Поэтому большинство людей склонны избегать контакты с плачущими людьми. По результатам нашего опроса 75% студентов (из 60 человек) не переносят вид плачущего человека и не хотели бы вступать с ним в контакт.

Одна из функций плача - выражение душевного состояния. Последнее представляет собой систему, включающую в себя всю гамму субъективных явлений: желания, ощущения, образы, мысли, мечты, воспоминания, эмоции и др. Но это не набор субъективных явлений, а некое интегральное образование, из которого довольно сложно вычленить его составляющие. В зависимости от особенностей жизненной ситуации, в которой находится человек, соотношение элементов его душевного состояния изменяется. Например, в условиях успеха доминирующее место занимают эмоции радости и гордости, в трудной жизненной ситуации доминирует эмоция страдания. Все остальные элементы занимают подчинительную позицию. Душевные состояния бесконечно многообразны, изменчивы и в большинстве своем не имеют названий. Поэтому их довольно трудно выразить словами. Эта задача сложна даже для психолога. Для большинства же людей она почти неразрешима в силу ограниченности необходимых возможностей: знаний и умений. Поэтому в кризисных ситуациях, в частности, в ситуации смерти близкого человека или реальной угрозы жизни, вся нагрузка ложиться на невербальные средства: рыдания, всхлипывания, слезы, жесты, позы, вздрагивания, вытье, вскрики, интонирование, мимику, несвязные причитания и др. В традиционных обществах в ситуациях смерти близких могли прибегать к услугам профессиональных плакальщиц, которые помогали родственникам и близким людям выразить свое душевное состояние (Ермакова, 2011). При общении с плачущим человеком утешающий должен не только участливо слушать, но и помогать ему выразить в плаче свое состояние.

Существуют разные виды плачей. Их можно классифицировать в зависимости от возраста (плач младенца, плач взрослого человека, плач пожилого человека), пола плачущего (мужской и женский плачи), особенностей жизненной ситуации (расставания, потери имущества, утраты, обиды и т. д.), функций (переживание, выражение душевного состояния, демонстрация слабости и беспомощности, обращение за помощью и поддержкой, шантаж, манипулирование, выражение отношения, осуждение, поддержание социального статуса, жалоба, оценка ситуации и др.), индивидуальных особенностей плачущего (темперамента, характера, самооценки, социального статуса и др.), особенностей адресата (родитель, пожилой человек, социальная группа, умерший человек, Бог, мифическое существо, силы природы и др.).

По мнению известного русского философа И. А. Ильина страдания являются неизбежным спутником человеческого бытия (Ильин, 2006). Поэтому плач как инструмент переживания соответствующих жизненных ситуаций является абсолютно необходимым. На протяжении общественно-исторического развития сложилась определенная культура плача. Возникли соответствующие нормы плача: когда плакать, как плакать, кому плакать. Во многих традиционных обществах плач как необходимый элемент обряда должен быть в ситуациях смерти близкого человека (оплакивание усопшего), свадьбы (оплакивание невесты), расставания (проводы значимых людей) (Корнишина, 2007). Из этнографических источников известно, что в процедуре каждого обряда присутствуют ритуальные плачи. В них довольно жестко регламентируется, в какой момент, как и кому плакать. Например, в ситуации смерти мужа или проводов обязателен плач жены. В ином случае она подвергается общественному осуждению. В свадебном обряде должны плакать подруги невесты и сама невеста. Важное место в плачах (особенно ритуальных) занимают причитания, в которых плачущий выражает свое состояние. Рассмотрим для примера традиционный похоронный плач мордовского народа.

Оплакивание мужа: «С богом, с богом, супруг и приятель, -А кто же теперь позаботится о детях и обо мне? Как мы с тобой закончили, Как мы с тобой рассталися, Нехорошо мы с тобой закончили, А как же теперь детей кормить?

Ой, мой супруг и приятель, Зачем ты ушел?

Что ты натворил? Одну меня с детьми оставил?

Вернись обратно».

В данном примере субъект плача - жена, адресат - умерший муж. Она общается с ним, задает ему вопросы и сама же на них отвечает. В плаче жены выражается отношение к мужу, мысли, эмоциональное состояние, упрека, оценка факта смерти, осуждение, просьба. В похоронном плаче вдова говорит о своем горе и, одновременно, выражает жалость к себе.

Надо сказать, что почти во всех ритуальных плачах в качестве адресата выступают все участники похоронного обряда, т. е. плач является публичным. Другие люди сопереживают плачущему, что усиливает терапевтический эффект.

Также в плачах встречается просьба-обращение к стихиям природы, чтобы они помогли общению с усопшим, который на этот момент должен ожить, чтобы поговорить с плычущим.

Плач дочери умершего: «Уж родимой ты мой батюшка, - (отношение) Уж при тебе-то улицы широки, Уж теремы да высоки, Уж окошечка да светлы.

Уж без тебя-то, родитель-батюшко, Улицы-то будут узки, Терема-то будут низки, Окошечка-то будут темны. Уж родимой ты мой батюшко, Оставил ты детей малых, Малых да недорослых, Уж не дорастил ты нас до большого возраста, До полного ума-разума».

С древнейших времен и до сего дня встречается вопросная форма плача, выражающая как бы недоумение пораженных горем людей. Плачи несут в себе безмерные страдания детей, потерявших родителей, жен, оставшихся без мужей, и мужей — без жен, родных и близких, потерявших кормильца, друга, односельчанина. Плакальщицы передают искреннее чувство утраты.

Плач несет в себе терапевтические функции. Плач - это искусство переживания трудных жизненных ситуаций. Этим искусством владеют не многие.

Анализ 12 традиционных ритуальных плачей мордвы позволил выявить репертуар форм выражения душевного состояния.

Таблица 1

Формы выражения душевного состояния в плаче

Формы выражения Количество Проценты

душевного состояния

Отношение 25 34%

Жалоба 12 16%

Упрек 10 14%

Просьба 9 12%

Вопрос 4 5%

Осуждение 3 4%

Выражение желания 3 4%

Обращение 2 3%

Убеждение 2 3%

Поведение 1 1%

Побуждение 1 1%

Объяснение 1 1%

происходящего

Итого 73 100%

Из таблицы следует, что первые четыре позиции занимают следующие формы:

отношениях (34%), жалобе (16%), упреке (14%), просьбе (12%).

В заключение следует подчеркнуть, что плач - это важнейший вид общения,

выполняющий множество функций. Однако центральное место среди них занимает

функция переживания трудных и кризисных жизненных ситуаций.

Литература

1. Алаева М. В. Выражение и понимание психического состояния как элементы психологическая культура личности / М. В.Алаева,К. М. Романов, И. С. Осипова. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. 102 с.

2. Ермакова Н. Н. Поминальные плачи в структуре современной поминальной обрядности мордвы-эрзи (на примере сел Ардатовского района Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2011. № 2/3. 58-61 с.

3. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию // И. А. Ильин. Сочинения. М.:Эксмо, 2006. 912 с.

4. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2007. 116 с.

5. Марьянов Б. Праздники, обряды, традиции. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Мол. гвардия, 2002. 159 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / Российская АН; Российский фонд культуры -С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1987;АЗЪ, 1995. 928 с.

7. Психология экстремальных ситуаций / под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М.:Смысл : Академия. 320 с.

8. Христолюбова Л. С. Погребальный ритуал удмуртов // Этнокультурные процессы в Удмуртии. Ижевск, 1978. С.71-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.