Научная статья на тему 'Питейная индустрия СССР: реформы и последствия'

Питейная индустрия СССР: реформы и последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
760
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВО И АЛКОГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каунова Е. В.

В статье анализируются государственная монополия на алкоголь, реформирования алкогольной индустрии СССР, результаты и последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каунова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питейная индустрия СССР: реформы и последствия»

УДК 008 КАУНОВА Е. В. Питейная индустрия СССР: реформы и последствия

Каунова Елена Викторовна - соискатель КГУКИ

Аннотация. В статье анализируются государственная монополия на алкоголь, реформирования алкогольной индустрии СССР, результаты и последствия.

Ключевые слова: алкоголь, промышленное производство, государство и алкогольная отрасль.

Первая советская алкогольная монополия была введена в январе 1924 г., когда экономика советской России в 1921 - 1927 гг. - новая экономическая политика - позволила государству с одной стороны провозгласить, что пьющий советский человек - это пережиток царского прошлого, с другой стороны доходы от алкоголя в начальные годы советской власти давали до 15% в бюджет [1].

Построение нового государства с народной властью направляло к светлому будущему и перекрывало тягу к алкогольному питию.

В предвоенный период к 1941 г. учеными был нарисован следующий портрет советского государственного регулирования алкогольной индустрии:

- государственная монополия на алкоголь была частью общегосударственной монополии СССР на все;

- социальная направленность советской алкогольной государственной политики находилась на втором плане;

- общественные организации СССР - партия, комсомол, профсоюзы -воздействовали на алкоголиков строгими воспитательными мерами;

- в СССР начинают понимать и заниматься формированием структур потребления алкоголя советскими людьми.

Великая Отечественная войны 1941 - 1945 гг. принесла СССР трагедии, горе, слезы, голод, инвалидов, калек. Все это не могло не вызвать рост потребления алкогольной продукции как государственной, так и самоприготовленной. Понимая неизбежность роста потребления алкоголя, государство после войны наиболее активно начинает формировать новую структуру питейной индустрии. Виноградарство и виноделие становятся основой государственной алкогольной политики на долгие годы - фактически до 1985 г. Именно поэтому в 1984 г. потребление вина составляло на душу в год более 21 л, водки 13 л, а сегодня соответственно - 7 л и 16,5 л. [2].

Тем не менее, в 1958 г. было принято специальное постановление ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на

привокзальных и пристанционных площадях, продажа водки в близости от промышленных

предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха [3].

Новая компания борьбы против пьянства в СССР началась 16 мая 1972 г., когда было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Этим законодательным документом предполагалось

сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного

вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное, прекращено производство водки крепостью 50% и 56%, время торговли алкогольными напитками крепостью 30% и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов. Были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно [4].

Другой этап противоалкогольной кампании связывают с постановлением ЦК. КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения») от мая 1985 г., которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. Причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.

16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР («Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения»), который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. В выполнение этой задачи втягивались также в обязательном порядке профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации.

Советское государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй государственного бюджета, и стало резко сокращать его производство. Многие члены Политбюро ЦК КПСС (М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв и др.) считали, что причинами застоя советской экономики является упадок морально-нравственных ценностей советских людей, их халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм.

После начала борьбы с пьянством в СССР было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией. Советские магазины, в которых продавалось спиртное, могли продавать его лишь с 14.00 до 19.00 часов.

Были приняты жестокие меры против распития спиртного в парках и сквериках, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели серьёзные неприятности на работе. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы и т.д.

Самая большая потеря заключалась в том, что в период компании были уничтожены уникальные коллекционные сорта винограда на Кубани, в Молдавии, Республиках Северного Кавказа. Например, был полностью уничтожен сорт винограда «эким-кара», компонент знаменитого в советские годы вина «Чёрный доктор» [5].

Особо жёстким гонениям подвергалась селекционная работа. В результате травли и ряда безуспешных попыток убедить М. С. Горбачёва отменить уничтожение виноградников трагически ушел из жизни директор Всесоюзного научно-исследовательского института виноделия и виноградарства «Магарач» профессор Петр Яковлевич Голодрига [6].

По некоторым данным, было уничтожено 30 % виноградников (по сравнению с 22 % во время Великой Отечественной войны) [7].

В 1985 г. к власти в СССР пришел М. С. Горбачев, который заявил, что в стране много недостатков в жизни и экономике. И предложил начать перестройку. В контексте нашей статьи мы определили, что в перестройку реальное снижение потребления алкоголя было менее значительным, в основном за счёт развития самогоноварения, а также нелегального производства алкогольной продукции на государственных предприятиях. Усиление самогоноварения привело к дефициту в розничной продаже сырья для самогона - сахара, а следом и дешёвых конфет. Существовавший и ранее теневой рынок кустарного алкоголя получил в годы перестройки значительное развитие - водка пополнила перечень товаров, которые нужно было «доставать». Несмотря на снижение общего числа отравлений алкоголем, выросло количество отравлений спиртосодержащими суррогатами и неалкогольными одурманивающими, также увеличилось количество токсикоманов среди подростков и молодых людей до тридцати пяти лет. Советские средства массовой информации сообщали, что в 1985 -1987 гг. уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20

- 30 лет, причём ослабленных родилось на 8 % меньше. Ожидаемая продолжительность жизни

мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности [8].

Конец 1991 г. - это разваливал СССР. А 7 июня 1992 г. президент России Б. Н. Ельцин своим указом отменил монополию государства, которая продлилась весьма недолго, а поскольку были разрушены все экономические хозяйственные связи с другими бывшими советскими государствами, бюджет не пополнялся, то Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 358 «О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» несколько улучшило ситуацию в алкогольной индустрии РФ. Образованная тем же указом Президента «Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь», ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 г. была упразднена.

Новое время России - 1993 по 2000 гг. - ученые и специалисты называют периодом формирования пиво-водочной структуры потребления российского населения. Каковы будут реформы и последствия этого периода нашего Отечества покажет время.

Таким образом, подводя итог анализу алкогольной индустрии СССР ХХ в., можно сказать, что ни «сухой закон» в условиях 1917 - 1924 гг., ни «сухой закон» в условиях госмонополии 1985

- 1988 гг., ни Постановления ЦК КПСС, Правительства СССР, ни активная борьба с нелегальным алкогольным рынком не привели к позитивным результатам.

Литература

1. Вся история российского алкоголизма в цифрах и фактах [Режим доступа] //

www.pitportal.ru/new_ardcles/8593.html.

2. Там же.

3. Антиалкогольные компании в СССР [Режим доступа] // www.rb.ru/inform/145797.html.

4. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 361 от 16 мая 1972 г. «О мерах по

усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» [Режим доступа] //

http://ru.wikipedia.org/wiki. Антиалкогольные_кампании_в_СССР.

5. www.rad.spb.ru > Вина.

6. Институт винограда и вина «Магарач» [Режим доступа] // сптеа-

tour.ru/inst_magarach.html.

7. Вся история российского алкоголизма в цифрах и фактах [Режим доступа] //

www.pitportal.ru/new_ardcles/8593.html.

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.