ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 730: 385-387
Питание сапсана Falco peregrinus в Краснодарском крае
Р. А. Мнацеканов, П. А. Тильба
Второе издание. Первая публикация в 1990*
Материал по питанию сапсана Falco peregrinus на территории Краснодарского края был собран в период с 1985 по 1989 год. Наблюдения проводились за тремя парами сапсана, одна из которых гнездилась в окрестностях Сочи, а две других - на Лагонакском нагорье (Апшеронский район). Исследования включали визуальные наблюдения и сбор пищевых остатков под гнёздами и присадами соколов.
Проведённые исследования показали, что сапсан в Краснодарском крае является типичным орнитофагом. В его питании отмечены 42 вида птиц из 11 отрядов (табл. 1)
Таблица 1. Список видов птиц, отмеченных в рационе сапсана
Ixobrychus minutus Anas querquedula Accipiter nisus Coturnix coturnix Crex crex Rallus aquaticus Gallinula chloropus Pluvialis apricaria Vanellus vanellus Larus ridibundus Sterna sp. Columba palumbus Columba oenas Columba livia
Streptopelia turtur Cuculus canorus Caprimulgus europaeus Merops apiaster Coracias garrulus Jynx torquilla Picus viridis Dendrocopos major Lanius minor Oriolus oriolus Sturnus vulgaris Garrulus glandarius Corvus frugilegus Corvus cornix
Ficedula albicollis
Turdus merula
Turdus pilaris
Turdus philomelos
Turdus viscivorus
Turdus torquata
Parus caeruleus
Parus major
Fringilla coelebs
Fringilla montifringilla
Chloris chloris
Carduelis carduelis
Pyrrhula pyrrhula
Coccothraustes coccothraustes
Существенные отличия, выявленные при сопоставлении спектров питания сапсанов, гнездящихся в окрестностях Сочи и на Лагонакском нагорье, вызваны своеобразием орнитофаун этих районов, а также пищевой специализацией отдельных пар, связанной с особенностями рельефа местности, позволяющими успешно охотится на определённые виды птиц. Индекс общности питания указанных пар сапсана составил 22.5%.
Доля участия разных видов птиц в питании сапсана не равнозначна. Исследования, проведённые весной 1987 года, показали существо-
* Мнацеканов Р. А., Тильба П. А. 1990. Питание сапсана в Краснодарском крае
//Редкие, малочисленные и малоизученные птицы Северного Кавказа. Ставрополь: 51-54.
вание определённой избирательности у соколов при добывании корма. Так, сапсаны, гнездящиеся в районе Сочи, предпочтительно добывали коростелей Crex crex и обыкновенных горлиц Streptopelia ШгШг (табл. 2), а одна из пар на Лагонакском нагорье специализировалась на отлове обыкновенных горлиц и кукушек Cuculus canorus.
Таблица 2. Питание сапсана в окрестностях Сочи
(виды птиц, приносимые родителями гнездовым птенцам в апреле-мае 1987 года по данным визуальных наблюдений в течение 8 дней)
Виды жертв Число экз. %
Crex crex 5 25
Streptopelia turtur 5 25
Gallínula chloropus 2 10
Garrulus glandarius 2 10
Ixobrychus minutus 1 5
Rallus aquaticus 2 5
Caprimulgus europaeus 1 5
Lanius minor 1 5
Chloris chloris 1 5
Turdus merula 1 5
Всего: 20 100
Период выкармливания птенцов у сапсана совпадает с весенней миграцией птиц к местам гнездования. В это время соколы охотятся в основном на пролётных птиц, в связи с чем спектр питания птенцов в значительной мере определяется интенсивностью пролёта. Изменение видового состава пролётных птиц неизменно сказывается на составе жертв сапсана. В начале мая 1987 года, в период массового пролёта перепела Coturnix coturnix и коростеля, пара, гнездящаяся в окрестностях Сочи, часто приносила птенцам коростелей. После 9 мая в добыче стали преобладать обыкновенные горлицы, а с середины мая - другие, по-видимому, случайно добытые виды: чернолобый сорокопут Lanius minor, малая выпь Ixobrychus minutus.
Спектры питания гнездовых птенцов сапсана в разные годы во многом сходны. Индекс общности объектов питания птенцов одной и той же пары в окрестностях Сочи в 1987 и 1988 годах составил 50%.
В период выкармливания птенцов сапсанам свойственно запасание корма впрок. Это явление, видимо, характерно для популяции в целом, так как подобные случаи наблюдались у разных пар на Западном Кавказе и у одной - на Центральном Кавказе (Вейнберг, Комаров, Липкович 1986). Нами неоднократно отмечалось недолговременное запасание корма у пары в районе Сочи. Так, 18 мая 1983 взрослая птица в 7 ч 12 мин оставила принесённую птицу на одном из скальных карнизов. В 10 ч 05 мин она воспользовалась запасённым кормом,
возвратившись к тому же месту. 6 мая 1987 в 10 ч 38 мин взрослая птица доставила гнездовым птенцам камышницу Gallínula chloropus. После кормления большая часть добычи была унесена и вновь доставлена в 13 ч 05 мин. 29 апреля 1988 в 13 ч 23 мин самка принесла в гнездо водяного пастушка Rallus aquatícus. Часть птицы была унесена, а затем доставлена и скормлена птенцам в 16 ч 26 мин. Таким образом, запасание корма происходит чаще всего в первой половине дня, причём в том случае, если сапсанами поймана достаточно крупная добыча. Это явление можно рассматривать как своеобразное приспособление к характеру суточной активности жертв. К середине дня активность птиц, служащих объектами питания сапсана, снижается, следовательно понижается и успешность охоты соколов. Запасание же добычи впрок позволяет взрослым птицам кормить птенцов в дневные часы. Кроме того, на кормовых территориях некоторых пар, гнездящихся в районах, подверженных интенсивной рекреации (например, в окрестностях Сочи), в дневное время бывает много людей, что, вероятно, также затрудняет охоту. В связи с этим запасание корма тоже является выгодным.
Иногда в гнездовой период у сапсана регистрировались случаи каннибализма. В гнезде на хребте Азиш-Тау (Лагонакское нагорье) 4 мая 1988 находились три пуховых птенца. При проверке 27 мая в гнезде находились два птенца, а 30 мая - один, причём под гнездом были найдены голова и лапа съеденного птенца. Таким образом, два птенца были съедены собратьями. Причиной этому послужил недостаток корма, вызванный гибелью самки. Самец не смог один обеспечить птенцов необходимым количеством корма.