ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 354: 526-529
Питание реликтовой чайки Larus relictus на озере Алаколь в период размножения
Э. М. Ауэзов, В. В. Филатов
Второе издание. Первая публикация в 2004*
Питание реликтовой чайки Larus relictus почти не изучено. В литературе по этому вопросу имеются скудные сведения общего характера (Ковшарь 1974; Ауэзов 1977).
По нашим наблюдениям, реликтовые чайки кормятся на побережье озера Алаколь, в прилегающей полупустыне, на посевах зерновых культур и дорогах вдали от воды, а также иногда и на самом острове Среднем, где расположена их гнездовая колония. Добычу птицы высматривают с воздуха, медленно пролетая над урезом воды около берега, а заметив её, опускаются на землю и склёвывают. Часто в поисках корма ходят по берегу. Охотятся также на полях и в полупустыне. Мы ни разу не наблюдали, чтобы реликтовые чайки занимались активным ловом рыбы или ловили насекомых в воздухе, как это делают обитающие совместно с ними другие виды чаек и крачек.
Хохотуньи Larus cachinnans и особенно озёрные чайки L. ridibun-dus, живущие на Алакольских озёрах, летом часто посещают свалки у населённых пунктов и зверофермы на окраине посёлка Ушарал, где скапливаются в больших количествах. Реликтовых чаек среди них не встречали, но вблизи посёлка Рыбачье их изредка видели около выброшенного мусора. В отличие от других чаек, L. relictus не прилетают на рыбоприёмные пункты за отходами и не проявляют интереса к плавающей в воде снулой рыбе и её внутренностям.
Основной материал по питанию был собран в 1976 и 1977 годах во время массового кольцевания птенцов реликтовых чаек, которые в момент опасности, как и другие чайковые, отрыгивают находящийся в зобу корм. Собранные отрыжки позволили выяснить состав пищи, которой питаются эти птицы и выкармливают птенцов незадолго до подъёма на крыло. Состав пищи довольно разнообразен. Реликтовые чайки поедают зёрна ячменя Hordeum vulgare, мелких млекопитающих, птиц, рыб, мокриц, пауков и различных насекомых: стрекоз, прямокрылых, уховёрток, цикад, равнокрылых, клопов, жуков, чешуекрылых, перепончатокрылых, сетчатокрылых и двукрылых. Среди них отмечались такие вредители сельского хозяйства, как медведки
* Ауэзов Э.М., Филатов В.В. 2004. Питание реликтовой чайки (Larus тЫ^ш) на оз. Алаколь в период размножения // Тр. Алакольского заповедника 1: 382-385.
Gryllotalpidae, уховёртки Dermaptera, а также гусеницы, куколки и имаго озимой совки Scotia segetum.
В результате анализа погадок взрослых птиц, собранных на колонии в период насиживания, выяснилось, что в мае они питаются жуками — 15.6%, клопами — 8%, уховёртками — 1.7%, однако основным кормом служат имаго хирономид, или звонцов Chironomidae — 70.8%. Часто отмечали кости и чешую рыб. Были найдены даже остатки жёлчной овсянки Emberiza bruniceps и отрыгнутые полуоперённые птенцы береговой ласточки Riparia riparia, вероятно, сначала утонувшие в озере, а затем выброшенные на берег, где и были съедены чайками. Встречались остатки мокриц, пауков, однажды попался целый непереваренный тарантул.
Разбор содержимого желудков взрослых реликтовых чаек, добытых в колонии 22-23 июня и 2 июля 1969, когда у них были уже оперившиеся птенцы, показал, что основным пищевым объектом в этот период также были звонцы, встреченные в 75% случаев. Далее по встречаемости следовали крылатые формы муравьёв — 50%. В одном желудке содержалось 245 экз. таких муравьёв, очевидно, собранных чайкой во время их роения. Жуки встречены в 62.5% желудков, однако общее их количество невелико — всего 42 экз. Из других насекомых встречены уховёртки (50%), кобылки (25%), стрекозы (12.5% от общего числа пищевых объектов). В 3 желудках найдены чешуя и кости белого окуня Perca schrenki. Растительная пища была представлена несколькими метёлками злака и зёрнами ячменя, которые содержались в 3 желудках (35.7% от общего числа). Гастролиты найдены в 3 желудках. Они представляли собой округлые камешки с острыми гранями диаметром 2-8 мм. Максимальное их количество в одном желудке — 12 шт.
Анализ содержимого отрыжек птенцов показал, что главным кормом их в это время служат звонцы. Они встречались в 81.6% отрыжек в 1976 г. и в 89.9% — в 1977 г. Число этих насекомых в одной отрыжке колебалось от 96 до 1488 экз. В отношении других компонентов корма заметны различия, которые свидетельствуют о том, что реликтовые чайки поедают наиболее массовых и доступных насекомых. Так, если в 1976 г. встречаемость стрекоз составила 3.2%, то в 1977 г. она увеличилась до 29.0%. Жуки в 1976 г. встречены в 36.6% отрыжек, из них большая часть приходилась на личинок водных жуков. В 1977 г. жуки найдены в 46.4% отрыжек и состояли из жужелиц и долгоносиков. Чешуекрылых было больше в 1976 г. (28.4%), но они были представлены в основном гусеницами озимой совки. В 1977 г. бабочки встречены лишь в 8.7% отрыжек. Уховёртки встречались в 1977 г. чаще, чем в 1976 г. (соответственно, 29.0 и 11.8%).
Интересно отметить, что в 1977 г. в 58.0% отрыжек встречены зёрна ячменя и в 20% отрыжек содержались гастролиты. В 1975 г. при раз-
боре 63 отрыжек гастролиты найдены не были, а зёрна ячменя встречались редко. Питание реликтовых чаек зёрнами хлебных злаков, в данном случае пшеницы, отмечено и в Забайкалье (Зубакин 1978).
В 1971 г. с 1 по 7 июня в 60-кратную зрительную трубу наблюдали 88 кормлений чайками птенцов в возрасте 3-7 сут. В 50 случаях кормом служили звонцы, в 21 — жуки, в 4 — рыбы, в 6 — прямокрылые и клопы, в 7 — слипшиеся в комок и не определённые точнее насекомые. Необходимо отметить, что при кормлении рыбой взрослые птицы отдавали птенцам только полупереваренные части, а остальное заглатывали сами.
В период массового выплода звонцы буквально облепляют всю прибрежную растительность, проникая вглубь суши на несколько десятков метров. Иногда мы наблюдали, как реликтовые и озёрные чайки вместе с чайконосыми крачками Gelochelidon nilotica кормились на полупустынном участке западного берега Алаколя. Чайки опускались на землю и медленно передвигались, склёвывая звонцов, причём задние птицы время от времени перелетали вперёд, напоминая своим поведением скворцов Sturnus vulgaris. Чайконосые крачки, в отличие от чаек, ловили вспугнутых звонцов в воздухе.
Во время наблюдений за насиживающими чайками неоднократно видели, как они уходили с гнёзд и склёвывали звонцов с кустов около колонии, а потом возвращались на кладку. При роении звонцов, происходящем обычно в безветренную погоду в утренние часы, насиживающие реликтовые чайки ловили их, не вставая с гнёзд.
Таким образом, реликтовые чайки в Алакольской котловине питаются главным образом насекомыми. У нас нет материала по их питанию с момента прилёта до начала формирования колонии. Однако более поздние сроки прилёта, встречи птиц на кормёжке у дорог, в степи и на полях указывают на то, что в этот период они кормятся жуками и другими насекомыми. В тёплые солнечные дни насекомые более активны, а низкая растительность плохо их скрывает.
Важнейшим кормом реликтовых чаек в период размножения служат имаго звонцов. От их количества зависят численность реликтовых чаек на гнездовье, сроки вылупления и поднятия молодняка на крыло. Известно, что в озере Алаколь найдены личинки 45 видов семейства Chironomidae (Малиновская 1959). Массовый выплод имаго зависит от многих факторов: на какой стадии зимовали личинки, скорости повышения температуры воды весной в период их развития, благоприятных погодных условий во время первого массового выплода, способствующих массовому роению и откладке яиц. У звонцов в течение тёплого периода бывает 5-7 генераций. Наблюдения показали, что раннее массовое появление звонцов бывает в годы со сравнительно сухой тёплой весной и более высокой температурой воды в апреле (1975-1977 гг.).
В неблагоприятные для массового выплода звонцов годы численность реликтовых чаек сокращается, либо они вовсе не гнездятся, как это было в 1973 г.
Литература
Ауэзов Э.М. 1977. О биологии реликтовой чайки // Редкие и исчезающие звери и
птицы Казахстана. Алма-Ата: 119-130. Зубакин В.А. 1978. Реликтовая чайка на Торейских озёрах //Докл. МОИП: Зоология, ботаника. М.: 6-8. Ковшарь А.Ф. 1974. Реликтовая чайка - Larus relictus Lönnb. // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 407-410. Малиновская А.С. 1959. Кормовая база Алакольских озёр и её использование рыбами // Сб. работ по ихтиологии и гидробиологии. Алма-Ата, 2: 116-144.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2007, Том 16, Экспресс-выпуск 354: 529-531
Первые встречи морской чайки Larus marinus в Москве
Хирт Гроот Куркамп
Второе издание. Первая публикация в 2007*
Утром 17 февраля 2007 Владимир Дерябин фотографировал чаек на Москве-реке на юго-востоке Москвы, в Марьино. Птицы охотно брали хлеб и близко подпускали фотографа. Среди многочисленных серебристых чаек Larus argentatus выделялась одна особо крупная молодая птица. После изучения сделанных снимков она была определена как морская чайка Larus marinus в первом зимнем наряде (есть фотография, см. с. 32 журнала «Московка»).
Описание
Пропорции. Намного крупнее серебристой чайки; шея, голова и клюв заметно мощнее, чем у L. argentatus.
Оперение. Голова, шея и грудь — белые, с мелкими продольными бурыми пестринами, более обильными и грубыми около глаз, на шее и по бокам шеи. Мантия серо-бурая, лопатки с тёмными якореоб-разными пятнами. Ювенильные перья в лопаточной области, кроющие крыла и третьестепенные маховые сильно изношены. Хвост белый с
* Куркамп Х.Г. 2007. Первые встречи морской чайки в Москве //Московка 5: 17-18. Рус. орнитол. журн. 2007. Том 16. Экспресс-выпуск № 354 К«