Научная статья на тему 'Питание населения и духовная культура общества'

Питание населения и духовная культура общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1274
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТАНИЕ / ПИЩА / РЕЛИГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьев Виктор Викторович

Потребность в питании является одной из первичных для человечества и выступает существенным фактором взаимодействия индивидов и социальных групп. Присущие той или иной культуре способы добычи, распределения и потребления пищи получают отражение в религии и художественном творчестве, регулируются моральными и правовыми нормами, составляют постоянный предмет политической активности. Осмысление и оценка путей обеспечения населения едой в текстах древних мыслителей, поэтов и политиков во многом оказываются вполне актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание населения и духовная культура общества»

В. В. Муравьев

ПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Потребность в питании является одной из первичных для человечества и выступает существенным фактором взаимодействия индивидов и социальных групп. Присущие той или иной культуре способы добычи, распределения и потребления пищи получают отражение в религии и художественном творчестве, регулируются моральными и правовыми нормами, составляют постоянный предмет политической активности. Осмысление и оценка путей обеспечения населения едой в текстах древних мыслителей, поэтов и политиков во многом оказываются вполне актуальными.

Ключевые слова: питание, пища, религия, производство, древние цивилизации.

Пищу я хочу сейчас прославить, могучую,

Поддерживательницу силы...

О вкусная пища, сладкая пища.

Мы выбираем тебя.

Ригведа I, 187, 1-2

Одним из необходимых условий существования приходящих в мир людей является питание. Потребность в пище, будучи одной из базовых, первичных для человека, в любой культуре выступает существенным фактором взаимодействия индивидов. Питание как важнейшая составляющая существования общества, находит отражение в сфере его духовной жизни. Уровень и характер обеспечения едой, способы питания существенно влияют на показатели смертности и заболеваемости.

Человек способен питаться разнообразной пищей. Он ест плоды, корни, листья, стебли и семена различных растений, грибы, насекомых, мясо рыб, млекопитающих и моллюсков. Рацион человеческих популяций может значительно меняться в зависимости от состава биотических компонентов занимаемой среды. Если пища имеется в избытке, происходит рост численности сообщества. В результате в естественных условиях может возникнуть ситуация, когда его потребности начинают превышать объем наличной еды. Нарушение баланса производства и потребления пищи в биогеоценозе приводит к тому, что запасы пищи не возобновляются, численность поедаемых растений и животных резко падает. Это приводит к вспышке смертности и снижению рождаемости в популяции потребителей, вынуждает их к поискам новой среды обитания. В этих условиях происходит восстановление численности растений и животных, использовавшихся в пищу.

В отличие от хищников человек не имеет врожденных программ охоты. Ее орудия и приемы - составная часть первобытной культуры. По классификации хозяйственно-культурных типов исторически первым было присваивающее хозяйство. На начальных этапах антропогенеза объектом собирательства были не только растения, но и трупы погибших животных. Мясная пища входила в рацион Ното НаЬШБ, а возможно, и более ранних форм.

Соотношение животных и растительных компонентов питания определялось условиями природной среды в местах обитания древних людей и, соответственно, ролью охоты, рыбной ловли и собирательства в добывании еды. В целом, в период верхнего палеолита и мезолита охота давала людям больше пищи, чем собирательст-

во. Если зверей достаточно, охота вполне обеспечивает потребности человека. Известно, что современные сообщества бушменов потребляют мяса больше, чем жители промышленно развитых стран.

Но охота, собирательство, рыбный промысел - нестабильные источники пропитания. Решающим фактором в них является наличие в среде обитания достаточного количества съедобных растений и животных, численность которых снижалась в периоды резких изменений климата, имевших место в палеолитический период. В условиях присваивающей экономики к недостатку пищи в какие-то моменты приводил рост самого населения. Поэтому недоедание было одним из основных факторов заболеваемости и смертности в первобытную эпоху.

Одним из способов разрешения противоречия, состоявшего в том, что рост численности сообществ охотников и совершенствование используемых ими приемов приводили к уничтожению животных, стало появление кочевого скотоводства. Охотники-загонщики изучали повадки пойманных зверей и пытались сами выращивать их детенышей. Они отказались от практики массового истребления животных. Их убивали для съедения выборочно, не подрывая жизнеспособности стад. Замечая аналогии кормления детей и рождавшихся животных, люди научились получать молоко млекопитающих. Некоторые скотоводы, не убивая животных, выпускали небольшие порции их крови, которую употребляли в пищу. Первые кочевые скотоводы следовали за стадами, позднее они стали сами направлять их передвижения. Не все животные поддавались одомашниванию. Охотники на мамонтов исчезли вслед за древними гигантами. По сегодняшнему опыту мы знаем, что можно приручить отдельных слонов, но не целое стадо.

Существовавшие на заре человеческой истории способы добывания пищи и связанные с ними трудности находили отражение в области первобытной духовной культуры. Этнографические данные о сообществах, живущих охотой, рыбной ловлей и собирательством, показывают наличие у них промысловых культов- обрядов, имеющих целью дать удачу сборщикам съедобных растений, принести богатый улов или охотничью добычу.

Промысловые магические функции, возможно, выполняли широко известные верхнепалеолитические пещерные изображения животных. Образы бизонов, мамонтов, оленей, быков, лошадей и рыб, вероятно, являлись зримыми воплощениями первобытных мифов. Их восприятие способствовало осознанию содержания мифа, служившего основанием проводимых ритуальных действий. Сами эти действия можно рассматривать как форму обучения навыкам охоты, один из способов социализации. Скульптурные и живописные изображения пар животных, самки и самца, вероятно, использовались как средства в обрядах, связанных с репродуктивным поведением. Выполнявшие религиозные и утилитарные функции произведения палеолитических мастеров были и художественными творениями, являлись эстетическими ценностями, удовлетворяли потребность в красоте и восхищении.

В условиях присваивающей экономики, при отсутствии прибавочного продукта, распределение пищи совпадало с ее потреблением. Совместное потребление пищи рассматривалось как акт, обеспечивающий единство людей, их тотемное родство. В первобытной культуре обнаруживаются корни пищевых, связанных с питанием населения, верований и культовых действий, сохраняющихся и изменяющихся в последующие эпохи и существующих до настоящего времени, как христианское причастие.

В период формирования цивилизации растениеводство и животноводство утвердились в качестве ведущих способов производства питания. Спустя тысячелетия после первых попыток одомашнивания живых организмов жизнь людей стала более чем на половину зависеть от производства питания, а культурные растения и живот-

ные существовать в условиях, к которым они не адаптированы природой. Утверждение производящей экономики привело к росту объемов производимой еды и возможности прокормить на порядки большее число людей. Специализация хозяйства разных регионов в направлении преимущественного развития тех или иных отраслей производящей экономики и донеолитических видов хозяйственной деятельности способствовала развитию обмена и торговли.

В мифах древних цивилизаций боги представлены как первые цари, научившие людей приемам ведения сельского хозяйства. Они наделяют людей чувством голода и учат, как удовлетворить его. Функции сверхъестественных существ, олицетворявших важные для успеха земледелия и скотоводства явления природы, приобретают более обобщенный характер. На смену духам отдельных водоемов приходит бог пресной воды, божества ветров различных направлений сменяются единым богом ветра, олицетворения различных состояний солнца соединяются в образе высшего солнечного божества. Сами боги приобретают антропоморфный облик, а связанные с ними природные стихии становятся символами и атрибутами своих сверхъестественных хозяев. У некоторых народов во время праздников убивается и поедается уже не тотемное животное, а антропоморфная скульптура бога, как в случае с богом ацтеков Гуитцилопохотли.

В действии природных стихий люди усматривают скрытые стороны. Этим стихиям придают функции, аналогичные натуральным, но относящиеся к области сверхъестественного. Вода очищает от последствий прикосновения к мертвому телу. Огонь улучшает состояние помещения, в котором прошли роды. Лунный свет не только освещает ночь, но и наполняет людей особой энергией.

Антропоморфные боги желают, чтобы никто не являлся к ним с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей. Таким даром оказывается принесение богу пищи. Боги также принимают пожертвования как символы почтительного отношения.

Существовали различные способы объяснения того, как боги поедают жертвенную пищу. Ее могли вкладывать или вливать в представляющего бога идола. Испарение посвященных сверхъестественным существам жидкостей интерпретировалось как наглядное подтверждение их потребления. Бывает, что божества лижут пищу и поэтому она постепенно сохнет. Продукты переносятся к богам, когда их сжигает огонь. Древние евреи полагали, что Бог получает удовлетворение, воспринимая запах сжигаемых жертв (Левит 1: 9, 17)1. Еще один вариант заключается в том, что пищу сначала предлагают богам, а позже ее съедают жрецы или сами жертвователи. Сверхъестественные существа удовлетворяются видом пищи, ее запахами, принимают ее душу. При таком понимании продукты питания можно заменить их копиями, изображениями, растительные жертвы представить как животные.

В еде нуждались и умершие. Родственники доставляли ее к местам захоронения, после похорон проводилась поминальная трапеза. В Египте питание мертвых также обеспечивалось изображениями различных видов пищи на стенах гробниц. Ожившие умершие занимались сельскохозяйственными работами на загробных полях, добывая себе пропитание. Мертвые сообщали: «Я устроился, передо мной Поле Удовлетворения. Я ем там, я становлюсь там духом-душой (Ах), я снабжен пищей в изобилии там, столько, сколько я желаю»2.

Чтобы приобрести качества божеств, люди поедали их изображения. Ацтеки причащались телами своих богов еще до появления испанцев в Америке. Они лепили их статуи из свеклы с жареным маисом и, по завершению особых праздничных церемоний, разрезали идола на части и съедали. В целом религии эпохи формирования древних цивилизаций сохраняют, как и первобытные, связанные с питанием населения компоненты в качестве важнейших.

На ранних этапах истории формируются пищевые запреты, требования отказа от употребления в пищу определенных видов растений и животных, частей их тел и крови. Причиной их появления отчасти являлась непригодность определенных продуктов для питания человека. Некоторые вполне приемлемые для еды дары природы, отвергались по идеологическим соображениям. Так Ветхий Завет объявляет нечистыми зайчатину и свинину (Левит 11: 6-8)3. Находясь в раю Едемском, Адам и Ева едят растительную пищу, но им запрещены плоды древа познания (Бытие 2: 16-17)4. Рацион людей, очищенных Потопом, Бог дополняет животной пищей (Бытие 9: 2-3)5. Древние религии предписывали употребление определенных продуктов в периоды календарных праздников. Примером тому является пасхальная еда (Исход 12: 1-11)6.

Переход к производящей экономике открыл пути к снижению смертности от голода, вызываемого исчерпанием естественных природных ресурсов. Изменился состав ведущих причин смертей и болезней людей. Возникновение производства средств существования привело к формированию новых явлений духовной жизни. Характерный для земледельческой деятельности разрыв во времени посева растений и сбора урожая означает, что замысел человека и его реализация разделены продолжительным периодом, что свидетельствует о появлении долговременного планирования действий, усложнении целеполагания. Образ жизни собирателей и охотников задавался переменой сезонов, характер активности менялся вслед за изменением природных условий. В земледельческих культурах смена времен года осознается, различные виды хозяйственной деятельности приходится предусматривать на год вперед.

С развитием данничества и налогообложения продукты питания стали частью изымаемых властями материальных ценностей. Правители формирующихся государств принуждают подданных к производству избыточных, по отношению к необходимому, объемов пищи, ради редистрибуции в целях упрочения власти и обмена в интересах престижного потребления. Таким образом, вожди, а позднее правители ранних государств оказывали реальное воздействие на производство и распределение продуктов питания. Помимо этого, им приписывалась сверхъестественная способность влиять на урожайность сельскохозяйственных культур и кормовых трав. По представлениям подданных, правители командуют сменой времен года, обеспечивают благоприятные погодные условия, управляют разливами рек. Поэтому первые цари и являлись верховными жрецами, отправителями ежегодных публичных календарных церемоний. Эти сезонные ритуалы были основными элементами обрядности древних цивилизаций. Они связывали жизнь людей с циклическими изменениями в дикой и окультуренной природе, устанавливая гармонию в их взаимодействии.

С формированием первых цивилизаций обеспечение населения едой оказывается одной из функций религиозных комплексов и политических институтов. Храмовые хозяйства древних цивилизаций, более самостоятельные в Месопотамии и входящие в систему государственной экономики Египта, на протяжении длительных периодов выполняли ведущую роль в производстве пищи. На обширных полях таких хозяйств с большей эффективностью могли быть использованы передовые для своего времени методы обработки земли и техника. Служители заботились о поддержании ирригационных сооружений в надлежащем состоянии. На складах, государственных магазинах, входивших в комплексы культовых сооружений, хранились запасы еды, распределявшиеся жрецами для нужд персонала, государственных чиновников, воинов, городского населения в виде текущих раздач, даров в дни религиозных торжеств, помощи в неурожайные годы. Храмы осуществляли дальнюю торговлю зерном. Индская культура, хетты, Персия, Урарту, Китай времени зарождения цивилизации также прошли периоды существования общественных складов продуктов питания.

На храмовых землях трудились приписанные к ним работники, включая пленных и проданных в рабство. Эти люди, как и обрабатываемая земля, считались принадлежащими храмовому божеству. В напряженные периоды работ помощь им оказывали члены соседской общины.

Земли царей и храмов могли объединяться вследствие того, что правители занимали высшие жреческие должности или женились на верховных жрицах. Это объединение было воплощением отношения к культовой деятельности как необходимой составляющей жизни государства, когда цари выполняли важнейшие религиозные обряды, в том числе и хозяйственного назначения.

В целом, деятельность по обеспечению населения пищей была важнейшей неспецифической функцией религий ранних цивилизаций. Мы видим, что производство продовольствия не только получало отражение в духовной сфере этих культур. Государство и религиозные комплексы, вместе с их нравственным кодексом, были непосредственно вовлечены в производство, распределение, обмен и потребление продуктов питания.

В культуре Индии, если ее сравнивать с другими цивилизациями древности, наибольшее внимание уделялось психическому измерению человека. Индийские мыслители считали, что нужно изменять не мир, полный несовершенств, а его оценку, отношение личности к окружающему. По мере развития индийской цивилизации эта оценка становилась все более пессимистической. Главные интересы «ариев Риг-веды» состояли в получении от богов с помощью жертвоприношения самых разнообразных реальных благ: скота, пищи, здоровья, сыновей, побед над врагами. В по-слеведийских текстах центральной оказывается идея тождества существования и страдания, отношение к жизни как тягостной иллюзии, от которой следует освободиться. С утверждением доктрины метемпсихоза одной из центральных тем становится различие между временной и окончательной смертью.

Первоначально ведущим способом производства питания в хозяйственной деятельности иранских и индийских ариев было скотоводство. Авеста призывает разводить и беречь домашних животных: «Мы славим Ахурамазду, который создал скот и Арту, воды и растения, свет и землю и все благое». Из всего, что создано Ахурамаздой, на первое место поставлен скот. «Мы призываем всех дать скоту мирную пастьбу и корм», «Славословить Ахурамазду и давать корм скоту - это мы считаем самым лучшим»7. Большое значение в питании арийских переселенцев играли охота и собирательство. Продукты питания захватывались в ходе военных операций.

Пришедшие в Индию кочевники были знакомы и с земледелием. Они останавливались на несколько месяцев в благоприятных местах, чтобы вырастить и собрать урожай. Возможно, в результате взаимодействия с местным населением арии получили навыки поливного земледелия и применения удобрений, освоили выращивание риса, овса, проса и льна. На поздних стадиях ведийского периода роль земледелия у ариев существенного возросла, оно приобрело не менее важное значение, чем животноводство.

Основной производственной ячейкой древнеиндийского общества являлась сельская соседская община. Обрабатываемые поля были разделены между отдельными семьями, которые самостоятельно выращивали урожай. Остальные земли, включая пастбища, находились в коллективном пользовании. Государственная власть облагала общину налогом, который обычно составлял шестую часть урожая. Эта доля обеспечивала существование государственного аппарата, воинов и слуг. Правители проводили раздачу части находящихся в их распоряжении продуктов питания жрецам.

Предполагается, что в арийской Индии существовали освобожденные от налогов царские и храмовые хозяйства, наделенные значительными участками земли, имело место и должностное землевладение. Однако доля этих хозяйств в производстве питания не была такой значительной, как в Месопотамии и Египте. Что же касается угасшей Индской цивилизации, там, по-видимому, существовала система редистрибуции продуктов питания из общественных хранилищ. Крупные царские хозяйства существовали в империи Ахеменидов. Десятки тысяч человек ежедневно получали в них пищу. Земледельцы выплачивали царским чиновникам арендную плату за использование царских полей и воды.

В арийских государствах Индии существенную роль в распределении пищи играло варновое деление населения. Государственная и варновая редистрибуции переплетались друг с другом. Правители-кшатрии взымали ренту-налог с общинников вайшьев, передавая часть полученных продуктов жрецам-брахманам. Кроме того, сами земледельцы давали пищу брахманам при совершении домашних обрядов. Производство продуктов питания являлось варновым предписанием для вайшьев. Представители других арийских каст и шудры тоже занимались земледелием. Всякий находящийся в ашраме домохозяина был связан с производством пищи.

Буддистские монахи и джайнские аскеты, независимо от кастовой принадлежности, жили подаянием. Принцип ненанесения вреда живому, доведенный у джайнов до крайности, исключал для них возможность заниматься земледелием. Монастыри буддистов были связаны с определенными сельскими общинами, от которых получали постоянные пожертвования пищи. Надлежало жертвовать пищу богам, умершим предкам, угощать гостей, родственников, учеников и нищих. «Законы Ману» рекомендуют оставлять на земле пищу для собак, изгоев, неприкасаемых, прокаженных, ворон и даже насекомых.

В еде полагалось соблюдать умеренность. Аскетам надлежало просить милостыню в виде объедков один раз в день, не расстраиваясь, если им отказывали. Совершившим грех следовало полностью отказаться от милостыни. Им рекомендовалось питаться лесными плодами, кореньями и воздухом. У джайнов добровольный отказ от пищи, одобренный гуру, считался лучшим путем преодоления кармы. Лесной отшельник, отказываясь от пищи, достигал слияния с Атманом: «... отправившись на северо-восток, ему следует идти прямо до падения тела, имея пищу в виде воды и воздуха»8.

У ранних ариев было принято забивать в честь уважаемого гостя корову - высшее проявление внимания и почета. В смрити - текстах, содержание которых составлено позднее Вед и базируется на них, - убийство коровы осуждается. Она приобретает статус священного неприкосновенного животного. В «Законах Ману», предусматриваются наказания за убийство коров. В них в свете учения о реинкарнации использование в пищу мяса объявлено предосудительным: «“Меня тот да пожирает в будущем мире, мясо которого я ем здесь!” - так мудрецы объясняют значение слова “мясо”»9.

В древнеиндийской культуре существовали посты - периоды, в которые предписывалось полностью отказываться от пищи. Их целью могли быть подготовка к совершению обряда, обретение особого душевного состояния, очищение от совершенного неправильного поступка. Снять прегрешение можно было и с помощью особой смеси, элементы которой исходили от коров. Она состояла из молока, простокваши, масла, мочи и кала священного животного. Если брахман, кшатрий или вайшья позволяли себе испить суры, им рекомендовалось для искупления пить указанную смесь в кипящем виде. Такой крайней меры позволяло избегать очищение водой, которую представители каждой из варн пили особым образом.

Все связанное с производством, распределением и потреблением пищи имело скрытый смысл, сверхъестественные стороны и отдаленные последствия. Предпочтение тех или иных продуктов питания разными индивидами не считалось случайным. Оно находилось под влиянием гун - трех фундаментальных начал природы. Выбор пищи оказывал влияние на духовные и физические качества индивидов, их жизненный путь. Пища -субстанциональное начало мира. Все есть пища и все есть вкуситель пищи. Пища - это бытие и начало жизни, ее отсутствие, голод - есть небытие. В «Упанишадах» говорится о становлении мира: «В начале здесь ничего не было. [Все] это было окутано смертью или голодом, ибо голод - это смерть» (Брихадараньяка I, 2, 1)10

Согласно зороастрийской доктрине в будущем, когда добро одержит окончательную победу над злом, люди перестанут нуждаться в пище и не будут иметь теней. Течение времени остановится.

Древнеиндийские тексты не содержат сведений о широко распространенной смертности от недостаточного питания. В них чаще упоминается смерть как следствие добровольного отказа от пищи по религиозным соображениям. Все же пророчества о губительной засухе, предшествующей концу света, позволяют предполагать, что случаи массовой гибели от голода имели место. Помимо этого ведущими причинами преждевременной смертности населения были влияние неблагоприятных факторов среды и взаимное истребление людей в ходе военных столкновений. В Ригведе сказано:

«Боги, несомненно, дали голод не как (единственного) убийцу:

(Разные) смерти приходят и к сытому».

(Ригведа X, 117, 1)11.

Крупнейшие мыслители и государственные деятели Китая посвящали свои рассуждения проблеме обеспечения населения страны пищей. Конфуцианцы относили потребность питаться к базовым факторам человеческого поведения. В «Ли цзы» сказано: «Питье, еда, мужчины и женщины - вот главный [предмет] человеческих вожделений»12. Покидающий Китай Лао-цзы записал: «Только я один отлича-

13

юсь от других тем, что вижу основу в еде» . В древней «Книге истории» говорится: «первое [государственное] дело - продовольствие»14. Шан Ян и Лю Бан считали производство еды и ведение войн главными направлениями политики.

Люди принимают еду и пьют, потому что голод приносит им страдание, а вкусная пища - наслаждение. Питание, вскармливание не только поддерживает тело, дает здоровье и долголетие. Ученые Китая утверждали, что достаточное насыщение едой - необходимое условие нравственного поведения, человеколюбия, государственного порядка. Такие идеи высказывали Мо Ди, Мэн-цзы, Хань Фэй, мудрецы «Дворца наук». Когда нечего есть, разрушаются принципы и нормы культуры: «Если год урожайный, то люди становятся гуманными и добрыми. Если же год неурожайный, то люди становятся негуманными и злыми»15. Как писал Сыма Цянь, в голодные годы из могил достают кости умерших и варят, люди меняются детьми, чтобы их съесть, продают самих себя в рабство.

Считалось, что бог земледелия Хоу-цзи научил людей выращивать злаки, а первопредок китайцев Фу Си - готовить еду. Последний рассматривался как основоположник кулинарии. Для китайской элиты питание являлось источником наслаждения. Имена искусных поваров сохранились в исторических текстах наряду с упоминаниями о великих полководцах, философах, красавицах и поэтах. Китайские кулинары исходили из того, что состояние удовлетворения едой возникает в момент слияния объекта (созданного ими блюда) и субъекта (вкушающего человека). Потребление пищи - субъектно-объектное отношение, для которого существенны материальные свойства продукта и духовные качества его потребителя. Приготовлен-

ное блюдо - это система компонентов. Входящие в него элементы при их соединении порождают качества, которые отсутствуют в исходных составляющих, поэтому содержание и форма готовой пищи в равной степени существенны.

Кушанье, как и все в мире, есть явление противоречивого единства инь и ян. Исходные компоненты блюд подразделяли на иньские и янские. Кулинар стремится к установлению их равновесия в ястве, гармонического единства противоположных компонентов. Воздействие основных и дополнительных компонентов пищи на вкушающего субъекта усиливалось или ослаблялось приправами, соответствовавшими пяти вкусовым ощущениям. Помимо вкусовых ощущений в процесс потребления пищи вовлечены зрение и обоняние субъекта. Кулинары заботились о внешнем виде блюда и уделяли внимание источаемому им запаху. Они также имели в виду, что воздействие еды на человека меняется в зависимости от температуры ее нагрева.

Для того чтобы применить изысканнейшие кулинарные рекомендации, должным образом подать и, избегая отягощающего организм переедания, съесть пищу, было необходимо ее иметь. В этом заключалась основная проблема. Одной из причин внимания, уделенного еде в культуре Древнего Китая, была постоянная угроза голода. Недостаток или избыток одной и той же природной субстанции - воды, засухи и наводнения - регулярно приводили к гибели посевов и трав, а вслед за тем -людей и животных. Мера снабжения водой нередко нарушалась, удачные годы чередовались с неурожайными. Исследователи полагают, что наблюдения за количественными и качественными изменениями в ежегодном поступлении воды, желание иметь уровень осадков, при котором тенденции, ведущие к противоположным природным явлениям - засухе и наводнению, находились бы в состоянии равновесия, послужили основой формирования важнейшего принципа китайского мировоззрения

- единства мировых противоположностей инь и ян.

Воздействие тех или иных причин недостатка пищи, нередко их комбинация, одновременное влияние вызывали гибель десятков и сотен тысяч людей, подчас приводившую к сокращению общей численности населения, а также голодным бунтам, восстаниям, заканчивавшимся падением правящих кланов и разрушением царств. «Из-за пищи и питья неизбежно возникают споры», - говорится в «И Цзин»16

Не менее важной, чем тема производства продуктов питания, была для культуры Китая проблема их надлежащего распределения. Древний поэт отмечал:

«Знаю: люди, конечно, едят.

Сытых вижу так редко и мало!»

(Шицзин II, VIII, 9)17.

Функция редистрибуции осуществлялась государством. В Инь продукты питания для государственного аппарата получали с особых больших полей, предназначенных для поставки урожая в казенные хранилища. На каких условиях эти поля обрабатывались, не установлено. Возможно, крестьяне отбывали на них трудовую повинность в дополнение к работе на своих земельных участках. Другой вариант - закрепление на общественных полях особых групп трудящихся, которых кормили за счет государственных припасов. Среди совместно обрабатываемых полей, в отличие от подобных месопотамских и египетских, не было принадлежавших храмам. Это потому, что в Китае отсутствовало особое жреческое сословие, признаваемое государством. Важнейшие ритуалы исполняли ваны, чиновники, главы семей. Буддистские монастыри становились собственниками земли, когда эпоха древности уже завершилась.

Общественные поля сохранились в составе собственных земель Чжоу. Покоренные территории чжоусцы облагали данью. В I тыс. до н. э. на смену системе общественных полей приходит новый способ изъятия избыточного продукта - налог с

семей, которые обрабатывали собственные наделы. Налогообложение вытесняло отработки на государственных полях. С его утверждением начинается проведение первых переписей населения, обязанного платить налоги.

Среди крестьян издавна существовали негативное отношение к изъятиям продукции в пользу тех, кто не участвовал в ее производстве, возмущение несправедливостью редистрибуции. Объективно правитель и его армия, защищавшие подданных от набегов, чиновники, планировавшие сельскохозяйственные работы, ученые, составлявшие труды по аграрным вопросам, своей деятельностью способствовали общему благу. Их усилия опосредствованно содействовали повышению эффективности аграрного производства, создавали этому благоприятные условия. В данном отношении перераспределение плодов труда непосредственных производителей являлось оправданным.

Крестьяне, однако, небезосновательно полагали, что изымаемая у них доля слишком велика. Ее размер не отражает правильных расчетов соотношения затраченных сторонами усилий. Он диктуется стремлением аристократов и чиновников к избытку, роскоши, престижному потреблению. Используя военную мощь государства, грубую силу знатных семей производителей пищи и других материальных благ, принуждают даром отдавать созданные тяжелым трудом ценности. Кроме того, рассуждающих о земледелии хватает, а в поле выходят немногие.

Неравенство в распределении пищи обусловливало ее неравное потребление. Его уровень определял ритуал. Качество питания человека должно было соответствовать его общественному положению. Установление ранжированности питания было призвано представить неравенство в сфере потребления пищи справедливым. Те, кто его устанавливал и поддерживал, исходили из принципа: всем всего все равно не хватит. Обычно нужных вещей мало, а домогающихся их людей - много: «Если распределение [будет] равным, тогда не хватит на всех. Когда [могущество] людей равно [по силе], а то, что они желают или ненавидят, одинаково, вещей для удовлетворения [их желаний] оказывается недостаточно, и в этом случае неизбежно возникает соперничество. Когда возникает соперничество, это неизбежно приводит к смуте»18. Споры, жестокие конфликты, связанные с вопросом о равенстве распределения и потребления материальных благ, не прекращались. Думается, и сегодня, в XXI в., никто не возьмется утверждать, что эти споры уже разрешены.

Китайские правители и ученые стремились найти способы смягчения указанных конфликтов. Роль ванов не сводилась к тому, чтобы разделить земли между подданными и потребовать от них свою долю продуктов. Китайцы, как и другие народы, верили в сверхъестественную связь правителя и производства питания. Совершение обрядов поклонения Небу и Земле являлось исключительным правом вана. Проводимые царем ритуалы и его благочестивое правление способствовали установлению условий, необходимых для хороших урожаев. Народ вкусно кормил и богато одевал правителя не для того, чтобы он был распущенным и высокомерным, а чтобы управлял вещами и приводил в порядок все изменения. В неурожайные годы, периоды стихийных бедствий правителей мучили угрызения совести, так как они считали себя ответственными за беды людей.

Не менее важным, чем мудрое правление, условием получения больших урожаев считалось трудолюбие крестьян. Мо Ди, Мэн-цзы и Сюнь-цзы подчеркивали, что и при мудрых правителях и хорошей погоде есть голодающие. Причина - их лень. Хань Фэй утверждал: кормить лодырей за счет тех, кто усердно трудится - безнравственно. Он писал: «Расточительные и ленивые бедны, а трудолюбивые и бережливые богаты. Если [ныне] правитель заберет урожай у богатых людей и отдаст [его] бедным семьям, то это значит отобрать у трудолюбивых и бережливых и дать расточительным и ленивым»19.

Советники рекомендовали ванам исходить из принципа меры в их попечительстве о благе народа. Трудно править как очень бедными людьми, так и слишком обеспеченными. Первые постоянно недовольны, последние не желают подчиняться. Китайское государство всегда предпринимало усилия, препятствовавшие обогащению и росту влияния частных лиц. Права власти в Поднебесной были важнее, чем права собственности. Безземельный работник и эксплуатирующий его богатый землевладелец, победоносный полководец и талантливый ученый в равной степени могли испытать на себе разрушительную мощь государственного аппарата.

В условиях регулярно возникающего недостатка основных предметов потребления правители призывали подданных к умеренности. Демонстрируя отрицательное отношение к роскоши, великие императоры ходили в ветхой одежде. Мудрецы провозглашали умеренность главным принципом. Даже Лао-цзы, восхищавшийся сытой жизнью и правителями, которые способны делать желудки подданных полными, не одобрял излишеств в еде. Он называл поведение тех, кто не довольствуется обычной пищей, разбоем и бахвальством, нарушающими дао. С развитием даосской медицины идея умеренности в питании стала одним из ее важнейших положений. В своих многочисленных обращениях к вопросу о еде, Конфуций призывал довольствоваться простой пищей. Не надо стыдиться плохой пищи и одежды, они не мешают человеку учиться мудрости и идти путем самосовершенствования. Когда еды вдоволь - это благо. Все же есть принципы, такие как человеколюбие, верность правителю, во имя которых можно отказаться от пищи. Итак, если еды достаточно, чтобы не ощущать голода, а одежды - чтобы не страдать от холода, человек может быть вполне удовлетворен.

История древних культур привлекает исследователей своим собственным содержанием. Ее изучение позволяет в какой- то мере реконструировать прошлое и удовлетворить собственную любознательность. В то же время важно не только то, как сложились события, но и что они значат для нас сегодня. Знакомясь с результатами археологических изысканий, антропологическими исследованиями, древними текстами, летописями, сочинениями давно ушедших мыслителей, мы видим, несмотря на грандиозные технические достижение прошедших тысячелетий и в особенности последних веков мировой истории, сам человек почти не изменился, если иметь в виду его основные природные потребности, эмоции, бессознательные факторы поведения.

Как и тысячелетия назад, заботы о пропитании, хлопоты по приготовлению продуктов к употреблению, взаимодействие производителей и потребителей еды остаются универсальными явлениями человеческого бытия. Их осмысление и оценки, выработанные древними способы производства пищи и обеспечения ею населения, споры о справедливом распределении еды, наставления и предостережения ученых, поэтов, политиков во многом оказываются вполне современными.

Размышляя о великих цивилизациях древности, мы с удовлетворением отмечаем, что в некоторых сферах общественный прогресс привел к значительному улучшению условий жизни, расширению набора возможностей развития и путей их реализации. Вместе с тем, в мире в целом и, к сожалению, в современной России значительная часть населения, дети, взрослые и старики страдают от количественного недоедания или отсутствия в рационе необходимых для здоровья компонентов. Конец XX и начало XXI столетия оказались временем, когда в использовании прежних достижений произошли очевидные утраты, приведшие к деградации общества, неудовлетворенности больших масс людей тем, как они питаются. Думается, если современные исследователи общественной жизни подобно мудрецам Древнего Китая обратят свое внимание на проблему обеспечения населения едой, никто не усомнится в том, актуальна ли эта тема. И тогда использование уроков прошлого может привнести в ее изучение весомый вклад.

I См.: Библия : Книги Ветхого и Нового завета. - М. : Издание Московской Патриархии, 1990. - С. 96.

Древнеегипетская Книга Мертвых : Слово Устремленного к Свету. - М. : ЭКСМО, 2003. - С. 224.

3 См.: Библия : Книги Ветхого и Нового завета. - М. : Издание Московской Патриархии, 1990. - С. 105

4 См.: там же. - С. 6.

5 См.: там же. - С. 11.

6 См.: там же. - С. 64.

7 Ясна // История Древнего Востока : тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина.

- М. : Высш. шк., 2002. - С. 423.

8 Законы Ману : Манавадхармашастра. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - С. 216.

9 Там же. - С. 188.

10 См.: Упанишады. - М. : Вост. лит. РАН, 2000. - С. 67.

II См.: Ригведа : Мандалы / пер. и комм. Т. Я. Елизаренковой. - М. : Наука,

1999. - С. 274.

12 Ли цзы // Древнекитайская философия. Т. 2. - М. : ПринТ, 1994. - С. 106.

13 Дао дэ цзин // Древнекитайская философия. Т. 1. - М. : ПринТ, 1994. - С. 121.

14 Шу цзин // Древнекитайская философия. Т. 1. - С. 105.

15 Мо-цзы // Древнекитайская философия. Т. 1. - С. 181.

16 И Цзин : «Книга перемен» и ее канонические комментарии. - М. : Янус, 1998. - С. 122.

17 Шицзин : Книга песен и гимнов / пер. с кит. А. Штукина. - М. : Худож. лит., 1987. 1-8 С. 216.

18 Сюнь-цзы // Древнекитайская философия. Т. 2. - С. 160.

19 Хань Фэй-цзы // Древнекитайская философия. Т. 2. - С. 277

Е. Л. Плавская

РАЗДЕЛЫ «ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЗНАМЕН» В ПЕВЧЕСКИХ АЗБУКАХ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПЕРИОДА КАК ПАМЯТНИК ПРАВОСЛАВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей разделов «перечисления знамен» певческих азбук старообрядческого периода бытования русского знаменного распева. Эти разделы являются уникальными свидетельствами не только особенностей организации музыкально-теоретической системы русского средневекового искусства, но и мировоззренческих и культурных установок православного человека.

Ключевые слова: певческие азбуки, старообрядцы, разделы перечисления знамен, звук.

Певческие азбуки старообрядческого периода предоставляют уникальную возможность знакомства как с теоретическими положениями древнерусского певческого искусства, так и с особенностями их культурного осмысления. При этом следует учитывать содержательную многоаспектность азбук. С одной стороны, они являются сводом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.