ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 895: 1817-1822
Питание луговых воробьиных птиц в период гнездования
И.В.Прокофьева
Второе издание. Первая публикация в 1980*
Исследования питания четырёх видов луговых птиц проводили в нескольких пунктах Лужского района Ленинградской области с 1962 по 1969 год. Проанализировано 366 порций птенцового корма, взятого в 12 гнёздах, и содержимое 27 желудков птенцов и взрослых птиц.
Жёлтая трясогузка Motacilla flava
По численности жёлтая трясогузка занимает в Ленинградской области одно из первых мест среди луговых воробьиных птиц. Гнездится она предпочтительно на сырых высокотравных лугах. Большинство пар приступают к гнездованию во второй половине мая и выкармливают птенцов соответственно в июне.
В трёх взятых под наблюдение гнёздах птенцы получали преимущественно двукрылых и подёнок. Эти насекомые составляли две трети пищевых объектов (соответственно 44.8 и 24.2%). Из двукрылых поедались главным образом комары (Chaoborus sp. и др.), долгоножки (Tipula sp. и др.), журчалки (Xyloia segnis L., X. nemorum P., Helophilus sp., Eristalis sp. и др.), лимонииды и изредка слепни Tabanus sp., му-хи-тахины, кордилуриды, бекасницы Rhagio scotipaceus L., лжектыри Thereva sp. и т.д.; из подёнок - Ephemera vulgata L. и др.
Одновременно с этими насекомыми в корме часто встречались и стрекозы - в основном зелёные бабки Cordulia aenea L., а также стрелки Coenagrion sp., лютки Lestes sp. и стрекозы из семейства Libelluli-dae. Жуки были представлены главным образом садовыми хрущиками Phyllopetha horticola L. и отдельными экземплярами Anomala dubia Scop., Phyllobius sp., Abdera sp. и др. Нередко птицы поедали ручейников и моллюсков. Все прочие виды корма имели второстепенное значение. Они составляли 3.5% от всех кормовых объектов. В эту группу входили чешуекрылые (Calymnia trapezina L., другие совки и т.д.), перепончатокрылые (Pteronidea sp. и другие пилильщики), прямокрылые (прыгунчики Tetrix sp.), веснянки, тли и пауки.
Пища птенцов состояла как из мелких насекомых (комаров), так и из крупных (например, стрекоз Cordulia aenea). Последних перед
* Прокофьева И.В. 1980. Питание луговых воробьиных птиц в период гнездования // Орнитология 15: 89-93.
кормлением птенцов родители «обрабатывали», т.е. отрывали у них жёсткие и несъедобные части тела и крылья. Что же касается крупных моллюсков (диаметром не менее 7 мм), то птенцы получали их обычно в разломанных раковинах. Существенных различий в питании маленьких и больших птенцов не обнаружено. Единственная особенность рациона последних заключалась в том, что на их долю приходились насекомые покрупнее. Более значительные различия отмечены в питании птенцов в разных гнёздах. Так, при одновременном наблюдении за двумя гнёздами жёлтой трясогузки в пойме Луги было установлено, что в одном из них (расположенном у небольшой старицы) птенцам скармливалось очень много комаров (54.8%), а в другом основу питания птенцов составляли подёнки (55.9%).
О питании взрослых птиц в гнездовой период дают представление результаты анализа содержимого желудков 7 птиц, одна из которых была добыта в конце мая, 3 — в июне и 3 — в начале июля. Всего в этих желудках обнаружено 146 экз. беспозвоночных. Преобладали равнокрылые (70 экз.) и подёнки (27 экз.), но первые обнаружены только в июльском материале, а вторые — в майском. Других животных найдено немного. Это 17 жуков (листоеды, долгоносики, личинки жужелиц и пр.), 12 пауков, 6 полужёсткокрылых (слепняки, клопы-охотники и др.), 5 ручейников, 3 двукрылых (толкунчики и др.), 2 гусеницы, 2 бабочки, 1 саранчовое и 1 наездник из семейства Braconidae.
Основу пищи особей всех возрастов составляли подвижные насекомые (двукрылые, подёнки, стрекозы, кобылочки). Жёлтые трясогузки ловят их, вспугивая с земли и с травы. В этом они обнаруживают определённое сходство с белыми трясогузками Motacilla alba, излюбленным кормом которых тоже являются двукрылые и отчасти подёнки (Прокофьева 1962). Иногда наблюдается концентрация жёлтых трясогузок в местах скопления двукрылых (Птушенко, Иноземцев 1968).
Нелетающих беспозвоночных эти птицы тоже ловят, но значительно реже. Случается, что их добычей становятся и водные формы. По нашим данным, из воды они берут моллюсков-катушек, личинок стрекоз и ещё не успевших сбросить свои шкурки личинок ручейников, по данным И.А.Нейфельдт (1961) — личинок плавунцов. Пауков, гусениц и личинок пилильщиков, представляющих излюбленную пищу многих других мелких птиц, жёлтые трясогузки поедают редко.
Луговой конёк Anthus pratensis
Эти птицы значительно уступают по численности жёлтым трясогузкам. Гнездятся они на сырых кочковатых лугах. Во всех известных нам гнёздах вылупление происходило во второй половине июня, что позволило исследовать питание птенцов в последних числах этого месяца и в начале июля. Под наблюдением было 2 гнезда.
Основу рациона составляли две группы членистоногих — двукрылые (39.9%) и пауки с коконами (24.4%). Из двукрылых чаще всего птенцы получали комаров-долгоножек (28.5%), реже — слепней (Taba-nus sp., Chrysops sp.), комаров (Aedes sp.), тахин, зеленушек (Dolicho-pus sp.), журчалок (Helopnilus pendulus L.), мух, бекасниц и др. Пауки были представлены как крупными, так и мелкими формами.
Второе по количеству место занимали жуки, перепончатокрылые, чешуекрылые, клопы и прямокрылые. Из жуков родители давали птенцам мягкотелок (Cantharis rustica Fall., C. fulvicollis F.), божьих коровок (Anatis ocellata L.), жужелиц (Amara sp.), личинок плавунцов (Hybius sp.), водолюбов и т.п.; из перепончатокрылых — главным образом личинок пилильщиков сем. Tenthredinidae, а также муравьев; из чешуекрылых — совок, пядениц и др.; из клопов — килевиков (Elasmu-cha sp.), слепняков (Lygus sp.) и пр.; из прямокрылых - Tetrix subulata L. и т.д. Все прочие объекты питания были малосущественными видами пищи. Это куколки ручейников, пенницы Philaenus sp., дождевые черви и моллюски.
Выяснилось, что луговые коньки всегда отдают предпочтение двукрылым, даже в дождливую погоду (лето 1962 года), тогда как пища лесных коньков Anthus trivialis состоит из этих насекомых обычно только на 14.4% (Прокофьева 1962).
Птенцов луговые коньки выкармливают в основном беспозвоночными средней величины. Почти все кормовые объекты они дают им в целом виде. В желудке одного взрослого самца, добытого в начале июля, обнаружено 6 гусениц, 5 жуков, 3 личинки пилильщика, 1 кобылка и 2 паука. Луговые коньки добывают корм на земле и среди травы. Не пропускают они и взлетающих насекомых, а также изредка берут водных животных (личинок плавунцов и куколок ручейников).
Луговой че кан Saxicola rubetra
Обычная птица лугов. Избегает луговой чекан лишь сухих участков со скудной растительностью. Период размножения растянут. Птенцы в гнёздах отмечены с начала июня до середины июля.
Выкармливая птенцов, луговые чеканы отдают предпочтение жукам и в меньшей степени — двукрылым, чешуекрылым, перепончатокрылым, подёнкам и паукам. Среди обнаруженных в корме жуков преобладали садовые хрущики Phyllopertha horticola L. (13,5%), а также были мягкотелки (Cantharis fulvicollis F., C. fusea L. и т. п.), долгоносики (Phyllobius sp. и др.), щелкуны и их личинки (Selatosomus aeneus L. и пр.), личинки мертвоедов и плавунцов и т.п. Двукрылые были представлены комарами-долгоножками (Tipula sp.), журчалками (Eristalis tenax L., E. horticola Deg., E. nemorum L., Xylota segnis L. и т.п.), толкунчиками (Empis tessellata F. и др.), тахинами, бекасницами
(Rhagio scolopaceus L.), слепнями (Chrysops pictus Mg., Tabanus sp.), львинками (Siratiomys sp.) и т.п.; чешуекрылые — гусеницами совок и пядениц и бабочками (Spilosoma menthastri Esp. и др.); перепончатокрылые — пилильщиками семейства Теnthredinidae и их личинками (Athalia colibri Christ., Rhogogaster picta Klug., Rh. viridis L., Pristiphora sp. и др.) и муравьями (Formica rufa L., Camponotus sp.); подёнки - в основном Ephemera sp.
Других животных встречено в корме немного. Они составляли в общей сложности всего 12.3% от всех объектов питания. Это прямокрылые (саранчовые, кузнечики), стрекозы (лютки и др.), личинки ручейников, цикадовые, многоножки (Julus sp.) и моллюски.
В пяти гнёздах, которые были под наблюдением, птенцам скармливались в основном насекомые средних размеров. Корм птенцов состоял обычно из неповреждённых насекомых. Даже у жуков их жёсткие покровы не удалялись. Маленьким птенцам родители давали пищу помягче — паучков, личинок пилильщиков и т.п. Отметим, что такую же картину мы наблюдали и в Воронежской области (в 1953 году), где птенцы получали полевых хрущиков Anomala dubia, ктырей, бабочек-совок и т.п.
Из желудков 2 взрослых чеканов, добытых в начале июля, изъято 14 муравьёв, 3 долгоносика, 3 других жука, 10 тлей, 1 личинка пилильщика, 1 шмель Bombus sp., 1 наездник сем. Вгасоnidae и 1 паук — всего 34 пищевых объекта. Эти данные говорят о том, что чеканы добывают не только средней величины насекомых, но и очень мелких, например тлей, хотя (судя по пище птенцов) эти последние и не относятся к их излюбленному корму. Кроме того, для взрослых особей, видимо, являются более обычной пищей, нежели для птенцов, муравьи.
Свою добычу чеканы высматривают с присад. Этим, возможно, объ -ясняется то обстоятельство, что мелких насекомых, незаметных издали, они берут редко. Большая часть животных ловится ими на земле и в траве, некоторые — в воздухе.
Полевой жавор онок Alauda arvensis
В отличие от жёлтых трясогузок, предпочитающих высокий и обильный травостой, жаворонки селятся преимущественно на сухих лугах с негустой растительностью. Здесь же эти птицы весьма многочисленны. Многие пары гнездятся, видимо, два раза в лето.
Питание птенцов полевого жаворонка мы исследовали только в поздних гнёздах (в конце июня — начале июля). Под наблюдением было 2 гнезда. Рацион птенцов состоял из смешанной растительной и животной пищи. Предпочтение отдавалось насекомым, и прежде всего двукрылым и жукам. Из двукрылых жаворонки приносили птенцам в основном кордилурид (Scatophaga stercoraria L.), комаров-долгоножек
(Tipula sp.) и тахин; меньшее значение имели журчалки (Cheilosia sp., Eristalis tenax L. и др.), бекасницы (Rhagio scolopaceus L.), лжектыри (Dialineura anilis L.), двукрылые семейства Lonchaeidae и т.п. Среди жуков преобладали мертвоеды (преимущественно личинки), которые были представлены несколькими видами (главным образом Siloha sp., а также Necrodes littoralis L., Necrophorus sp. и др.), но входили в рацион птенцов лишь в одном гнезде. Из других жуков жаворонки приносили щелкунов (Athous niger L., Selatosomus aeneus L., Denticollis linearis L. и др.), жужелиц (Pterostichus sp., Harpalus sp. и т.п.), мягко-телок (Cantharis rustica Fall, и пр.), долгоносиков (Sitona sp. и др.), стафилинид, пластинчатоусых (Aphodius sp.), пилильщиков (Cytilus sericeus Forst.), личинок и листоедов и т.п.
К этим основным видам корма нередко добавлялись ещё гусеницы чешуекрылых и бабочки (Calimnia trapezina L., а также другие совки, пяденицы, огнёвки и т.п.) и перепончатокрылые (Tenthredo flavicornis F. и личинки Tenthredinidae, муравьи Lasius niger L., ихневмониды и др.). Все прочие объекты животного корма составляли всего примерно 19%. Это в основном пауки, равнокрылые (кобылочки и тли), клопы (Miris sp.) и прямокрылые (личинки саранчовых и кузнечиков). Зарегистрированы также единичные приносы стрекоз-люток, ручейников, многоножек, сенокосцев и дождевых червей.
Растительной пищи гнездовые птенцы получали немного. На её долю приходилось 5.7% всех объектов питания. В обоих гнёздах птенцам давались в основном зёрна овса, и в одно из них однажды была принесена горошина, а в другое — зелёный лист.
Маленькие и большие птенцы поедали в общем сходный корм, только первые несколько реже получали «жёсткую» пищу — жуков. Крупных мух и стрекоз родители «разбивали» о землю, и скармливали птенцам лишь их мягкие части. Во время дождя и в солнечную погоду птенцы получали почти один и тот же корм.
В желудках 4 взрослых жаворонков, добытых в июне и в начале июля, обнаружено 65 животных и 4 зерна культурных злаков. Больше всего оказалось жесткокрылых (32 экз.): 14 долгоносиков (Sitona sp. и т.п.), 9 щелкунов (Dolopius marginatus L. и др.), 1 жужелица и остатки ещё 8 жуков. Вместе с ними было 8 муравьёв, 3 гусеницы совок, 4 кобылочки и 10 других цикадовых, 1 куколка журчалки, 1 прямокрылое и 6 пауков. Зёрна содержались в одном желудке.
Полученные данные позволяют считать растительный корм обычным компонентом пищи жаворонка. Даже в гнездовой период, когда большинство мелких птиц кормится почти исключительно насекомыми, жаворонки не изменяют своей привычке питаться семенами.
Основной способ добывания корма у жаворонков — разыскивание его на земле и среди травы. Возможно, что иногда эти птицы достают
мелких животных и из верхних слоёв почвы, о чём упоминает М.А. Есилевская (1968). Из обитателей почвы в их корме обнаружены дождевые черви, в том числе довольно крупные (длиной до 7 см).
Сравнение кормового режима всех четырёх видов луговых птиц показывает, что их излюбленной пищей являются двукрылые. Только в рационе луговых чеканов эти насекомые уступают место жукам, что объясняется своеобразным способом разыскивания корма.
Все луговые птицы, за исключением полевого жаворонка, добывают некоторое количество водных животных, что связано с характером их гнездования, так как они селятся на сырых лугах или у водоёмов. Жаворонки же избегают влажных участков, и добывать корм у воды им, видимо, почти не приходится.
Все четыре вида используют в пищу как полезных, так и вредных насекомых, но преобладают последние (щелкуны, долгоносики, садовые хрущики, совки, пяденицы, пилильщики, саранчовые и т.д.).
Литер атур а
Есилевская М.А. 1968. Эколого-морфологические особенности челюстного аппарата и органов полёта палеарктических жаворонков. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Харьков.
Нейфельдт И.А. 1961. Питание воробьиных птиц Южной Карелии // Зоол. журн. 40, 3: 416-426.
Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. 1968. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 1-461. Прокофьева И.В. 1962. К питанию белой трясогузки и лесного конька в Ленинградской области // Материалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 2.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 895: 1822-1823
О залёте белоголового сипа Gyps fulvus в Нижегородскую область
Л.М.Новикова, М.В.Пестов
Второе издание. Первая публикация в 2008*
До последнего времени не было зарегистрировано случаев залёта белоголового сипа Gyps fulvus на территорию Нижегородской области. Залёты в соседние регионы (Республика Марий Эл и Владимирская
* Новикова Л.М., Пестов М.В. 2008. О залёте белоголового сипа в Нижегородскую область // Редкие виды Нечернозёмного центра. М.: 268.