Научная статья на тему 'Питание красноносых нырков Netta rufina водорослями на Кокаральской плотине (малое Аральское море)'

Питание красноносых нырков Netta rufina водорослями на Кокаральской плотине (малое Аральское море) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
93
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Березовиков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание красноносых нырков Netta rufina водорослями на Кокаральской плотине (малое Аральское море)»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1198: 3585-3592

Питание красноносых нырков Netta rufina водорослями на Кокаральской плотине (Малое Аральское море)

Н.Н.Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 9 октября 2015

В нижнем течении Сыфдарьи уже много лет подряд в летнее время наблюдаются устойчивые группы красноносых нырков Netta rufina у шлюзов и водосливов плотин, где река обычно представляет собой бурный поток. Однако выяснить, чем так привлекательны для них подобные места, долго не удавалось.

С 26 по 28 августа 2015 наблюдения проводились на Кокаральской плотине (46°05'20" с.ш., 60°47'06" в.д.) в низовьях реки Сыфдарьи. Это бетонное гидротехническое сооружение было возведено в 2005 году для регулирования гидрологического режима на Малом Аральском море путём сброса излишков воды по руслу Сырдарьи в Большое Аральское море. Сток осуществляется через 9 водопропусков в стене плотины, через которые вода с шумом падает и скатывается по бетонным водосливам в реку (рис. 1-3).

Рис. 1. Кокаральская плотина. Вид со стороны Малого Аральского моря. 27 августа 2015. Фото автора.

В 150 м ниже плотины при первом же посещении было отмечено до 20 молодых красноносых ньфков. Хотя уже стояли последние дни лета, это был ещё нелётный молодняк, по величине достигший взрослых птиц. Большую часть времени они отдыхали плотной группой на пес-

чаном берегу реки близ причала лодок и практически не обращали внимания на постоянное присутствие в 100-200 м от них людей и машин у плотины, а также группы отдыхающих и рыбаков по речным берегам (рис. 4, 5). Вместе с красноносыми нырками охотно отдыхали молодые хохотуньи Larus cachinnans и восточные чёрные вороны Cor-vus corone orientalis, иногда присоединялись одиночные кряквы Anas platyrhynchos и чирки-трескунки A. querquedula. Количество нырков в течение дня постоянно менялось от 10 до 20 особей, так как периодически к ним сверху приплывали одиночные птицы, а отдохнувшие уплывали в сторону водосброса плотины.

Рис. 2. Река Сырдарья ниже Кокаральской плотины. 26 августа 2015. Фото автора.

Рис. 3. Водослив на Кокаральской плотине. 27 августа 2015. Фото автора.

Как выяснилось, на водосбросной части плотины регулярно держится трофическая группировка из 20-30 молодых красноносых нырков, кормящаяся здесь водорослями. Поскольку к концу лета уровень Малого Аральского моря понизился почти на 1 м, сброс воды сильно

Рис. 5. Молодой красноносый нырок Netta rufina. 27 августа 2015. Фото автора.

уменьшился и в августе шёл в основном через один из водосливных проёмов. На остальных водосливах, где прекратился мощный водный поток, на поверхности бетонных стен обнажился слой покрывающих их водорослей — обширные пятна мощных наростов, а также участки бетона, покрытые скользкой ярко-зелёной слизью. При анализе взятых проб установлено, что здесь сформировался сложный комплекс из водорослей, включающий 90 таксонов (определение Н.А.Мадемаровой). Преобладающими были одноклеточные диатомовые Cymbella (48 таксонов), встречались также сине-зелёные Cyanophyta (12) и динофито-вые Dinoflagellata (2). Сравнительно много было зелёных водорослей Chlorophyta (10), в том числе многоклеточных улотриксовых водорослей Ulotrichophyceae (18 таксонов).

Большинство красноголовых нырков стремилось попасть на бетонную площадку, на которую ранее падал водный поток. Она была по-

крыта наиболее мощным слоем водорослей, отдалённо напоминающих мохово-лишайниковые наросты на скалах. Приплывая к плотине, нырок начинал вскарабкиваться на эту площадку по скользкому наклонному водосливу, преодолевая при этом расстояние около 3 м. Во всех случаях это был сложный подъём, на который утка затрачивала много усилий (рис. 6). Порой она скатывалась вниз уже на половине пути и взбиралась наверх только со второй попытки.

Рис. 6. Красноносый нырок №йа пфпа, поднимающийся по водосливу плотины.

27 августа 2015. Фото автора.

Оказавшись на краю площадки, птица 1-3 мин отдыхала, чистила оперение, после чего перемещалась в центр к остальным ныркам и начинала кормёжку. Процесс кормления заметно отличался от приёмов, которые приходится наблюдать у красноносых нырков на воде и среди водной растительности. Заключается он в отщипывании клювом кусочков нароста водорослей. Часто они делали это, сжимая широко раскрытые надклювье и подклювье и как пинцетом захватывая порции корма. Иногда, отрывая водоросли, птица раскачивала головой то

влево, то вправо, затем делала рывок на себя. Примечательно, что кормились красноносые нырки как стоя на ногах, так и лёжа брюшке. Некоторые ходили вдоль внутренней водосливной стены, покрытой зеленью, по которой местами струилась вода и, осматривали её, отщипывая кусочки водорослей. В местах, где имелись плотные обрастания водорослей, производились скребущие движения клювом сверху вниз или же птицы сдирали водоросли путём описанного выше сжатия клюва. Нередко они шарили клювом и извлекали водоросли из стыков бетонных плит, из которых сочилась вода (рис. 7, 8).

Рис. 7. Красноносые нырки NеПа гфпа, кормящиеся водорослями. 27 августа 2015. Фото автора.

Кормёжка каждой особи длилась до 20-30 мин, после чего насытившиеся птицы тут же на площадке устраивались на отдых, вначале занимаясь чисткой оперения, а затем, уткнув клюв под крыло, тут же засыпали. Некоторые из них перебирались в соседний сливной отсек, где сверху россыпью, наподобие водопада, падали струи воды и, ударяясь о бетонную поверхность, разлетались веером брызг. Устроившись под одну из таких струй, нырок подолгу купался, поначалу подставляя голову, а затем остальное туловище. Несомненно, такие процедуры до-

ставляли птицами удовольствие, так как они подолгу отдыхали под этими брызгами, а некоторые спали прямо под ними (рис. 9).

Рис. 8. Способы кормёжки красноносого нырка Netta rufina водорослями. 27 августа 2015. Фото автора.

Рис. 9. Красноносый нырок Netta rufina, купающийся под струями воды.

27 августа 2015. Фото автора.

На тенистой водосливной площадке красноносые нырки чувствовали себя в полной безопасности и практически не обращали внимания на присутствие людей в 5 -10 м выше и вдоль ограждений плотины. Покормившись и отдохнув, они по одному подходили к краю бетонного водослива и скатывались вниз по его скользкой выпуклой поверхности

в пенистый водный поток и уплывали на песчаный берег, где устраивались на продолжительный дневной отдых или ночёвку (рис. 10).

На находящихся в 200 м ниже по реке надводных «ковровых» зарослях рдеста и роголистника красноносые нырки кормились единично и менее охотно, так как на них в дневное время чаще всего отмечалось не более 3-5 особей. Это обстоятельство свидетельствует о том, что все они отдавали явное предпочтение питанию водорослями, поэтому и концентрировались у водослива плотины, несмотря на повышенный фактор беспокойства и даже стрельбу по ним, которую иногда устраивали приезжающие охотники-браконьеры. Приплывали сюда нырки из соседнего залива Малого Аральского моря, в водосливной части перебирались через край плотины и спрыгивали вниз, присоединяясь к остальной группировке нырков — любителей водорослей.

Рис. 10. Красноносый нырок Ые%а пфпа, спустившийся с водослива плотины.

27 августа 2015. Фото автора.

Известно, что красноносый нырок питается летом в основном зелёными и наиболее нежными частями вегетирующих растений — рдестов, роголистника, а также охотно поедает харовые водоросли Charophyceae. Корм он собирает в основном с поверхности воды и выискивая его среди погруженных растений, при необходимости ныряя на глубину 3-4 м (Тугаринов 1941; Исаков 1952; Долгушин 1960; Кашкаров 1966; Русанов 1979; Филатов 1998/99; Карпов 2007). Описанный нами способ кормёжки водорослями выработался у красноносых нырков недавно, по всей видимости, в последнем десятилетии, после строительства на реке плотин.

Выражаю искреннюю признательность за определение водорослей и консультации Назифе Амалбековне Мадемаровой и Елене Григорьевне Крупе (Алматы)

Литератур а

Долгушин И.А. 1960. Птицы Казахстана. Алма-Ата, 1: 1-470. Исаков Ю.А. 1952. Подсемейство утки // Птицы Советского Союза. М., 4: 344-628. Карпов Ф.Ф. 2007. Красноносый нырок // Птицы Средней Азии. Алматы, 1: 222-228. Кашкаров Д.Ю. 1966. О питании массовых видов гусеобразных в Узбекистане // Позвоночные животные Средней Азии. Ташкент: 99-106. Русанов Г.М. 1979. Питание уток в дельте Волги и его изменения под влиянием преобразований природной среды // Тр. Кзыл-Агачского заповедника 1: 146-177. Тугаринов А.Я. 1941. Фауна СССР. Птицы. Пластинчатоклювые. М.; Л., 1 (4): 1-382. Филатов В.В. 1998/1999. Питание красноносого нырка в Алакольской котловине // Sele-vinia: 221-222.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1198: 3592-3593

Наблюдение белой куропатки Lagopus lagopus в Плюсском районе Псковской области

С.В.Горчаков

Сергей Владимирович Горчаков. Союз охраны птиц России. E-mail: [email protected] Поступила в редакцию 28 сентября 2015

В начале ХХ века белая куропатка Lagopus lagopus в Псковской губернии была многочисленной (Зарудный 2003). В 1950-1960-е годы она ещё оставалась в области обычной охотничьей птицей, однако в 1970-1980-е годах стало заметным резкое сокращение мест её распространения и численности (Калинин 1974; Фетисов, Мусатов 2012). Так, если в 1960-х годах предпромысловые (в конце лета) запасы белой куропатки в области оценивались в 40-80 тыс. особей (в конце зимы в 2540 тыс.) и в 1966-1970 годах охотники ежегодно добывали около10 тыс. особей (Русаков 2015), то зимой 1997/98 года, по данным областного зимнего учёта, численность белой куропатки в области оценена всего в 300-400 особей (Фетисов, Мусатов 2012). С 1994 года охота на неё по всей области запрещена. В настоящее время белая куропатка включена в Красную книгу Псковской области как находящаяся под угрозой исчезновения (Яблоков 2014).

В связи с этим представляют интерес все наблюдения белой куропатки в Псковской области. 20 января 1999 за деревней Заполье (За-польская волость, Плюсский район) из зарослей ивы у поля я вспугнул стайку из 5 белых куропаток. При осмотре кустарников было обнаружено 5 лунок в снегу, где птицы ночевали, и следы кормёжки веточками низкорослых ив. За годы наблюдения в данной местности (1991-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.