Научная статья на тему 'Питание фундаментальный фактор сохранения здоровья учащейся молодежи'

Питание фундаментальный фактор сохранения здоровья учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
996
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / АНКЕТУВАННЯ / ЗДОРОВ'Я / РАЦіОНАЛЬНЕ ЖИВЛЕННЯ / МОЛОДЬ / QUESTIONNAIRE / HEALTH / RATIONAL FEED / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Партас И. Г., Терещенко И. В., Зубенко И. В.

В медицинских и педагогических социологических исследованиях анкетирование имеет важное научно-практическое значение. В работе проведена оценка позитивных и негативных особенностей питания учащейся молодежи по данным анкетирования. Установлены особенности питания учащейся молодежи. Они не соответствуют принципам теории рационального и сбалансированного питания. Это требует коррекции структуры и режимов питания, жесткого контроля со стороны родителей, педагогов и медработников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Партас И. Г., Терещенко И. В., Зубенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feed fundamental factor of saving health studying young people

In medical and pedagogical sociological researches the questionnaire has the important scientific and practical value. In work the estimation of positive and negative features of feed of studying young people from data of questionnaire is conducted. Feeding habits of learning youth fixed. They do not correspond to principles of the theory of the rational and balanced food. It demands correction of frame and diets, rigid monitoring from the side of parents, teachers and medical workers.

Текст научной работы на тему «Питание фундаментальный фактор сохранения здоровья учащейся молодежи»

ПИТАНИЕ - ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Партас И.Г., Терещенко И.В., Зубенко И.В.

Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Аннотация. В медицинских и педагогических социологических исследованиях анкетирование имеет важное научно-практическое значение. В работе проведена оценка позитивных и негативных особенностей питания учащейся молодежи по данным анкетирования. У становлены особенности питания учащейся молодежи Они не соответствуют принципам теории рационального и сбалансированного питания. Это требует коррекции структуры и режимов питания, жесткого контроля со стороны родителей, педагогов и медработников Ключевые слова: анкетирование, здоровье, рациональное питание, молодежь.

Анотація. Терещенко И.В., Зубенко И.В., Партас И.Г. Живлення - фундаментальний чинник збереження здоров’я молоді, що вчиться. В медичних і педагогічних соціологічних дослідженнях анкетування має важливе науково-практичне значення. В роботі була проведена оцінка позитивних і негативних особливостей живлення молоді, що вчиться, за даними анкетування Установлено особливості харчування учнівський молоді Вони не відповідають принципам теорії раціонального й збалансованого харчування. Це вимагає корекції структури й режимів харчування, твердого контролю з боку батьків, педагогів і медпрацівників.

Ключові слова: анкетування здоров'я, раціональне живлення, молодь.

Annotation. Tereshenko I.V., Gubenko I.V., Partas I.G. Feed - fundamental factor of saving health studying young people. In medical and pedagogical sociological researches the questionnaire has the important scientific and practical value. In work the estimation of positive and negative features of feed of studying young people from data of questionnaire is conducted. Feeding habits of learning youth fixed. They do not correspond to principles of the theory of the rational and balanced food. It demands correction of frame and diets, rigid monitoring from the side of parents, teachers and medical workers.

Keywords: questionnaire, health, rational feed, young people.

Пусть пища будет твоим лекарством - Гиппократ.

Ведение.

Согласно современным представлениям, именно питание определяет продолжительность и качество жизни человека, создает условия для оптимального физического и умственного развития, поддерживает высокую работоспособность, повышает возможности организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов.

По мнению большинства специалистов, ошибки в структуре питания, круглогодичные дефициты в рационах питания эссенциальных макро- и микроэлементов стали одним из ведущих факторов риска сохранения здоровья, нарушения деятельности адаптационно-регулирующих систем организма, а также развития и хронизации неинфекционных заболеваний [1].

Наиболее уязвимой категорией населения являются дети, подростки и молодежь. Рост, развитие, напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. Поэтому у детей школьного возраста нарушения питания приводит к нарушению роста, снижению работоспособности, снижению устойчивости к инфекциям и нарушению функций органов и систем, приводит целого заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечного аппарата, эндокринной и кроветворной систем [2]. В нашей стране по данным литературы заболевания органов пищеварения и эндокринной системы у школьников занимают соответственно 2 и 3 место после болезней органов дыхания. Причем за последние десять лет отмечается их неуклонный рост. Особенно высокие показатели заболеваемости в Киевской, Полтавской, Черкасской и Донецкой областях [3].

Особую социальную группу с повышенным уровнем риска заболеваний составляют и студенты Г оды студенчества совпадают с периодом достижения физической зрелости, социального взросления, выбором и овладением профессией, формированием молодой семьи, что сопровождается повышенными психическими, физическими, интеллектуальными нагрузками на фоне низкой социальной защищенности. При этом необходимо учитывать, что большинство абитуриентов на момент поступления в институты уже имеют различную патологию По данным профосмотров зарегистрированы различные заболевания у 83% - 94,5% юношей и девушек 17 - 19 лет. Исследования показали, что если принять уровень здоровья студентов 1-го курса за 100%, то на 2-м курсе оно снижается в среднем до 92%, на 3-м - до 83%, на 4-м - до 76%. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. Одной из наиболее важных задач системы среднего и высшего образования остается обеспечение эффективной адаптации организма учащихся к постоянно меняющимся условиям обучения [4,5].

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Цель работы: оценить особенности питания учащейся молодежи (старшеклассников и студентов по данным анкетирования и определить их соответствие принципам теории рационального и сбалансированного питания.

Результаты исследо вания.

Анкетирование проводили среди учащихся учебных заведений города Донецка (лицея «Эрудит», Донецкого государственногоинститута здоровья, физического воспитания и спорта (ДГИЗФВиС), Донецкого национального медицинского университета (ДГНМУ)). Вузы были отобраны в связи с направленностью профессиональной подготовки будущих специалистов, связанной с восстановлением здоровья и пропагандой здорового образа жизни. В исследовании принимали участие 168 человек, из них девушек - 98 (58,3%), юношей - 70 (41,7%).

В анкету были включены вопросы, направленные на изучение рационов питания юношей и девушек, режимов питания, наличия, либо ограничения (отсутствия) полноценных пищевых веществ, сбалансированности и нарушений структуры питания, вкусовые предпочтения и др.

Анализ рационов питания показал, что несбалансированность рационов остается одной из серьезных проблем. Недостаточным является потребление таких наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов как рыба, морепродукты молочные продукты растительные масла, свежие овощи. Избыточным является потребление хлебобулочных изделий из муки высших сортов, сдобных изделий и сладостей. По данным анкетирования рыбу и регулярно употребляют - 51,4%, морепродукты (например, морская капуста, креветки, икра и др.) - 29,4%. Кратность приема данных продуктов преимущественно составляет 1-2 раза в месяц. Рыбу, морепродукты мясо необходимо включать в еженедельный рацион в связи с тем, что они содержат белки, обладающие высокой пищевой ценностью из-за своего аминокислотного состава.

Растительные жиры (в первую очередь растительные масла) в большом количестве содержат ненасыщенные жирные кислоты, которые используются для построения клеточных мембран и выполнения каталитических функций. Исследование показало, что растительные масла используют 47,3% учащихся, например, в качестве заправки для салатов предпочтение отдается майонезу - 69,9%. Из множества растительных масел большинство выбирает подсолнечное - 74,6%, что, видимо, связано с его доступностью и традициями украинской кухни В рационах питания резко ограничено употребление молочных продуктов - до 16,6%, свежих овощей и зелени - до 17,4% и 31,1% соответственно, свежевыжатых соков - у 4,9% анкетируемых 39,8% из них, приобретая соки в тетрапаках, ошибочно полагают, что их качественный состав соответствует свежевыжатым сокам.

В суточном питании большая доля приходится на рафинированные продукты, которые справедливо считаются неполезными для здоровья (белый хлеб, сахаросодержащие продукты макаронные изделия, кофе, копчености, консервы). Анализ полученных данных показывает, что белый хлеб (вместо черного и отрубного) выбирают - 58,3%, с каждым приемом пищи - 46,6%; ежедневно сладости поглощают - 40,7%, причем предпочтение отдается молочному шоколаду - 85,4%. Сало и копчености входят в ежедневный рацион -17, 5%. Процент учащихся, злоупотребляющихкофе - 36,8; пищей быстрого приготовления (в Мак-Дональдсе) - 15,8, сладкими газированными и «энергетическими» напитками - 27,2%, что вероятно связано с низкой информированностью респондентов о вреде данных продуктов питания.

В продуктах, которые потребляются при "перекусываниях1 в перерывах между уроками, в основном должны присутствовать легкоусвояемые формы углеводов, которые сразу же после всасывания будут использованы для питания активно работающих органов и тканей. Сладости предпочитают - 43, 7%, фрукты -33,1%, ограничиваются чашкой кофе или чая - 23,3%.

Поэтому для отмечаемой несбалансированноти рационов питания учащихся характерны дефицит витаминов (С, А, Е, К), других микронутриентов (йода, селена, цинка, калия и др.), преобладание углеводножирового компонентов недостаток белков с высокой биологической ценностью, преобладание животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов недостаточное количество пищевых волокон.

Способы приготовленияпродуктовтоже могут быть проанализированы с точки зрения рациональности; лучшими считаются приготовление на пару, варка, тушение (в том числе дробные варианты), но не жарение, копчение По данным исследования жарение предпочитают - 59,2% учащихся, запекание и тушение - 29,1%, варку - только 13,6.

Многие учащиеся не соблюдают режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня. Это позволяет оценить рациональность режима питания студентови школьников с учетом их бытовой, учебной, трудовой тренировочной нагрузки. Один раз в день питается - 10,7%, причем с каждым последующим курсом отмечается рост данного показателя, два раза в день - 34,0%, трижды - 34,9%, четыре раза в день - 14,6%. Наиболее полноценным по калорийности является ужин - плотный ужин выбирают 55,3%, но настораживает тот факт, что не ужинают вообще - 16,5%, ужинают позже 21 часа - 44,7%, что может быть связано с нерациональным режимом дня, либо большой загруженностью учащихся.

Были исследованы некоторые факторы образа жизни молодежи, в частности употребление спиртных напитков Доля лиц, не употребляющих алкоголь - 23,3%, употребляющих его еженедельно - 22,3% (!), не более 2 раз в месяц - 24,2%.

Выводы:

Таким образом, оценив особенности питания учащейся молодежи по данным анкетирования, мы определили их несоответствие принципам теории рационального и сбалансированного питания, что требует коррекции структуры и режимов питания, жесткого контроля со стороны родителей, педагогов и медработников А также обучения школьникови студентовосновам правильного, здорового питания в системе среднего и высшего образования, выработке стереотипов здорового образа жизни, формирования установок на то, что в ряду жизненных ценностей, именно здоровье занимает первое место.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем питания учащейся молодежи.

Литература

1. Сергеев В.Н., Сидоренко Г.В. Оптимизация питания - фундаментальный фактор сохранения здоровья и долголетия //Вестник восстановительной медицины - 2004. - №1. - С.37-40.

2. Горелова Ж.Ю., Мосов А.В., Александровский С.Б. Современные подходы к совершенствованию организации питания детей и подростков //Медицинская помощь. - 2003. - №3. - С. 36-39.

3. Сапуга І.Є. Стан здоров'я дітей України Фактори «ризику» шкільного середовища //Безпека життєдіяльності. - 2007. -№10. - С. 10-11.

4. Сахарова И.Н.. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную системы студентов //Г игиена и санитария. - 2005. - №1. - С.41-42.

5. Горбач Н.А., Гончарова Г.Н., Большакова И.А. Сравнительный анализ медико-социального и психологическогопортрета студентов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - №2. - С. 38-40.

Поступила в редакцию 07.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.